Уткин Э. А. Денисов А. Ф.
Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.
Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:
Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;
Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;
Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.
Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.
В регионах формируются и действуют:
Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;
Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;
Внебюджетные фонды муниципальных образований.
Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:
Валютный фонд;
Фонд финансовой поддержки территорий;
Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;
Фонд развития области;
Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;
Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.
Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.
Областными внебюджетными фондами являются фонды:
Развития территории области;
Социальной поддержки населения;
Областной администрации;
Экологический;
Развития жилищного строительства и др.;
Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.
Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.
Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.
Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.
Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.
Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.
Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:
отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;
средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;
средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
средства, предназначенные на компенсационное озеленение;
средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;
иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.
Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:
Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;
Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;
Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;
Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;
Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;
Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;
Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;
Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;
Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.
Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.
Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:
Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;
Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;
85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;
Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;
Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;
25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;
3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;
Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;
Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.
В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.
Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.
Финансы-совокупность отношений, отражающих формирование и использование денежных средств. Финансовая система РФ включает в себя финансы физических и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций),местные финансы и государственные финансы (государственный бюджет и внебюджетные фонды).
Финансы выполняют экономические функции: регулирующую (посредством финансов можно воздействовать на объем деловой активности) и распределительную (посредством финансов перераспределяется часть совокупного общественного продукта).
Бюджетная система Российской Федерации представляет совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
· единство бюджетной системы Российской Федерации;
· объективность и полнота бюджета;
· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
· самостоятельность бюджетов;
· сбалансированность бюджета;
· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
· гласность;
· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством и экономическими субъектами по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития общественных потребностей. Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении определены предполагаемые доходы, источники их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Существует два метода формирования и использования бюджетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Бюджетный метод представляет собой принудительное изъятие части денежных доходов предприятий и населения и безвозмездное использование этих средств на определенные цели.
Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходование части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам и т. п.
В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления. Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и муниципального имущества, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые поступления, в том числе дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности, платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.
Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда используются строго по назначению.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.В форме дотаций денежные средства передаются для достижения общей сбалансированности бюджета, покрытия текущих расходов без указания конкретной цели.В форме субвенций денежные средства передаются для покрытия текущих расходов и имеют строго целевое назначение. В форме субсидий денежные средства передаются для финансирования расходов, связанных с мероприятиями, осуществляемыми совместно вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетной системы.
Собственные доходы бюджетов представляют собой те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.
К ним относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются не менее чем на три года нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Размер регулирующих доходов связан с минимальной бюджетной обеспеченностью нижестоящего уровня бюджетной системы. В ее основе лежит государственный социальный стандарт (минимум государственных услуг, предоставляемый за счет бюджетных ассигнований из вышестоящего уровня бюджетной системы).
Региональные финансовые ресурсы включают в себя финансовые ресурсы регионального органа власти (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и финансовые ресурсы региональных предприятий, поступающие для реализации региональных программ, финансируемых на долевой основе совместно со средствами из регионального бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов - это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:
1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
3. трансфертов населению;
4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
5. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
6. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
7. инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
8. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
9. кредитов иностранным государствам;
10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Приобретение продукции для государства, муниципалитета осуществляется на основе заключения государственного (муниципального) контракта (при превышении определенной величины). Такие контракты размещаются на конкурсной основе. Совокупность контрактов образует государственный (муниципальный) заказ.
В расходной части бюджетов всех уровней может быть предусмотрено создание резервных фондов.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.
Резервный фонд Президента Российской Федерации расходуется на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации. Расходование средств фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.
Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются и источники его финансирования.
При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
Сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.
Фонды различаются по правовому положению и целям создания.
По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые - имеют экономическую направленность.
В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).
Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.
Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
Средства Пенсионного фонда направляются на: выплату государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.
Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.
Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование основано на смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т. п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.
Тема 14
Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.
Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:
Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;
Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;
Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.
Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.
В регионах формируются и действуют:
Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;
Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;
Внебюджетные фонды муниципальных образований
Областными внебюджетными фондами являются фонды:
Развития территории области;
Социальной поддержки населения;
Областной администрации;
Экологический;
Развития жилищного строительства и др.;
Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.
Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.
Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом
§ Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.
§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.
§ Профицит бюджета - превышение бюджетных доходов над расходами.
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами .
§ Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
§ Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.
§ Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).
§ Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. [источник не указан 197 дней ] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. [источник не указан 197 дней ]
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга :
§ Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
§ Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспортатоваров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний ивнешний не разделяется.
Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.
Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.
В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).
Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения
Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.
- Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
- Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
- Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
- Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.
Функции внебюджетных фондов
Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.
- Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
- Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
- Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.
Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).
Финансирование внебюджетных фондов
Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.
- Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
- Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
- Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
- Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).
В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.
Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:
1. планирование и утверждение в составе бюджета;
2. их состав в бюджете не постоянен;
4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;
5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……
К целевым бюджет. фондам относятся:
1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……
2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.
Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.
Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:
ü на фонды экономич. хар-ра;
ü на фонды социал. хар-ра;
ü на фонды природоохранител. хар-ра.
Важными внебюджетными фондами явл-ся:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
2. Фонд социального страхования (ФСС).
3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).
Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.
Соц. обеспечение , как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.
Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.
К ним относится:
ü получение медиц. помощи;
ü труд. увечий;
ü проф. заболевания;
ü материнство;
ü инвалидность;
ü потеря кормильца;
ü наступление пенсии;
ü признание нетрудоспособным;
ü смерть.
В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).
Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:
В Пенсионный фонд – 20%
В Фонд соц. страхования – 3,2%
В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%
В териториал. фонд медиц. страхования – 2%
ИТОГО ЕСН=26%.
Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:
1. Конституции Российской Федерации.
2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.
3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.
5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.
6. и иных ФЗ.
ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.
Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:
1. федеральные органы гос. власти;
2. страхователи;
3. застрахованные лица.
Федерал. органы гос. власти имеют право:
ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;
ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.
Страховщик, Пенсионный фонд, - это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.
Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.
Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.
Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.
Страховщик обязан:
ü обосновывать тарифы страх. взносов;
ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;
ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;
ü регистрировать страхователей;
Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.
Страхователи обязаны:
ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;
ü уплачивать страх. взносы;
ü вести их учет;
ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.
Большая часть страхователей - работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:
ü для лиц 1966 г.р. и старше - на страх. часть пенсии 14%,
На накопит. часть пенсии 0%;
ü для лиц 1967 г.р. и моложе - на страх. часть пенсии 8%,
На накопит. часть пенсии 6%;
ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы
На страх. часть пенсии 10%,
На накопит.часть пенсии 4%.
Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.
Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.
Страхов. случаем признаются ……
Страх. и накопит. части ….
ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….
На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:
Общей части, в кот. указ-ся:
ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,
ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,
ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,
ü закрытие л/с.
Спец. части, в кот. указ-ся:
ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;
ü сведения о получении инвестиц. дохода;
ü суммы произведен-х выплат;
ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;
ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.
Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.
Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.
С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:
Базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.
Страховая, зависит от стажа работы и з/пл.
Накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.
Право на труд. пенсию наступает:
У мужчин в 60 лет
У женщин в 55 лет.
При наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии
ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,
учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся
страх. часть пенсии
Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)
Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
ПК = (РП – БЧ) * Т
РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП
Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,
Для женщин стаж больше или равно 20 лет.
ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период
СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.
СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.
В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.
ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».
По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.
Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)
Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.
Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.
Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:
ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;
ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;
ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;
ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;
ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);
ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;
ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.
Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.
В ФСС входят:
ü федерал. отделения;
ü центр. (отраслев.) отделения;
ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);
Ср-ва ФСС образуются:
ü за счет выплат от работодателя;
ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;
ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;
ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;
ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.
Ср-ва ФСС направляются:
ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,
ü на выплату пособий по родам,
ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,
ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,
ü на выплату соц. пособия на погребения,
ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,
ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,
ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,
ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.
Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.
Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.
Бизнес блог