Как сделать проект проект по технологии на тему. Творческий проект по технологии: пример

По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса. Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность. Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.

Зачем нужны проекты по технологии

Проекты по технологии как вариант обучения

Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности - создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.

Табуретка своими руками

Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие. В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания. Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.

Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию. В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания. Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.

Проект "Мягкая игрушка"

Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы - кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки. Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем. В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.

Примеры творческих проектов для девочек

Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку. Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии - пример использования доступных материалов для получения оригинального результата. Предлагаем последовательность действий:

  1. Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
  2. Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью имеющихся в свободной продаже.
  3. Приступаем к самому важному моменту - оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
  4. Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
  5. На завершающем нужно приклеить к готовой открытке поздравление.

Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.

Пример индивидуального проекта по технологии

В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки. Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей. Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие - необычная вязаная сумочка.

Заключение

Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования. Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков. Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом. Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.

Метод проектов – сердцевина всей программы по «Технологии», который позволяет качественно выверить уровень усвоения школьниками учебного материала, способствует их творческому развитию. Это метод развивающего обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс и дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Поэтому реализация метода проектов в учебном процессе для нашей школы актуальна. Чем меня привлекает этот метод? Тем, что позволяет детям овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации. Предлагаемая описательная часть творческого проекта помогла ученице стать призером районной олимпиады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района Воронежской области

ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Выполнила:

Житных Дарья Николаевна

Руководитель:

Шерешева Александра Ильинична

Копанище 2014

  1. Выбор и обоснование темы проекта __________________3
  2. Сбор информации__________________________________4
  3. Схема ____________________________________________4
  4. Историческая справка_______________________________4-5
  5. Выбор вариантов___________________________________6
  6. Выбор материалов и инструментов____________________6-7
  7. Требования к изделию_______________________________7
  8. Экономическая оценка_______________________________7
  9. Экологическая оценка_______________________________7
  10. Технологическая карта_______________________________8-9
  11. Анализ выполненной работы__________________________9
  12. Рекламный проспект_________________________________10
  13. Список литературы__________________________________10
  14. Приложение________________________________________11

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

В последнее время большую популярность приобрело рисование картин с помощью цветной шерсти. Картина, выполненная в этой технике, надолго оставляет след в душе. Они словно погружают в свой мир, дают возможность забыть обо всем и оказаться в сказке. А этого так не хватает в наше стремительное и суетливое время.

Картины из шерсти - увлекательный и необычный вид творчества. Даже не имея навыков в рисовании можно создавать теплые, нежные картины и при этом приятно проводить время в работе с натуральными материалами. Это сможет каждый человек, который чувствует необходимость творить.

Вдохновением для создания будущих картин служит природа со своими роскошными пейзажами, многообразием животного мира.

Больше всего мне нравится то, что в этой технике нет определенных правил. Каждый раз, когда «рисуешь» новую картину, вырабатываются новые тонкости в работе с шерстью. Такие картины дарят особую энергетику, вложенную самим человеком. Они служат гармоничным украшением в интерьере или просто оригинальным подарком.

Я с удовольствием наблюдаю, как быстро и уверенно шерсть завоевывает сердца людей и пространство в нашей жизни. Изделия ручной работы наконец-то приобретают популярность не только за границей, но и на просторах России.

Некоторое время я копила в себе знания, вдохновение и твердую уверенность, что придет время, когда я тоже что-нибудь «нарисую шерстью. И вот, оно настало. Я твердо решила: хватит откладывать в долгий ящик, пора! Прямиком пошла в рукодельный магазин, накупила шерсти всевозможных тонов, а также иглы для валяния. Мой порыв вылился в простенького и милого «Котенка».

Итак, я определила цель работы – попробовать свои силы в «рисовании шерстью» и самостоятельно изготовить изделие, которое будет действительно востребовано.

Таким образом, задачи определились сами собой:

  1. разработать вариант будущей картины;
  2. организовать рабочее место;
  3. подобрать необходимые материалы и инструменты для работы;
  4. изготовить изделия в технике «шерстяная живопись»;
  5. оценить качество выполненного изделия.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Прежде чем приступить к изготовлению проекта, мне пришлось поработать с журналами по рукоделию, исторической литературой, книгами о валянии из шерсти, рассмотреть несколько вариантов картин в сети Internet. После работы с этими источниками информации у меня появилось несколько идей выполнения задуманного, которые я объединила в следующую схему. Эта схема явилась своеобразным алгоритмом выполнения моего проекта.

СХЕМА

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Шерсть – уникальный природный материал, тысячелетиями используемый человеком для различных нужд. Она теплая и пластичная, мягкая и приятная, шерсть не только греет, но и лечит, украшает интерьер. Кроме этого, шерсть, как никакой другой материал, даёт неограниченные возможности для воплощения самых смелых и фантастических проектов.

История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких, а затем и одомашненных животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Валять шерсть можно несколькими способами, существенно отличающимися по технике выполнения.
1. Сухое валяние (фильцевание) - это уплотнение, сбивание и спутывание шерстяных волокон при помощи специальных игл: шерсть многократно протыкивается иглой, пока не получится однородный плотный материал. Таким образом, создают игрушки, бижутерию, декоративные объемные фигурки.
Иглой можно нанести рисунок на войлок или фетр, вместо красок используя шерстяные волокна.

2. Мокрое валяние (фелтинг) выполняется с использованием мыльного раствора, которым пропитывается шерсть, и при помощи механического воздействия (трения) способствует сваливанию шерсти в плотное однородное волокно. Таким способом изготавливают обувь, одежду, сумки, игрушки, броши, рельефные и объемные предметы интерьера, панно и просто полотна.

3. Нановаляние (нуно-войлок) – это популярное сейчас валяние шерстью по ткани, позволяющее получить в результате очень нежные и интересные по фактуре вещи. Шерсть, давая усадку при валянии, сжимается, увлекая за собой ткань и сжимая её. В итоге получаются красивые складки и воланы, живописные морщинки.

Шерсть приваливается к любой натуральной ткани, но лучше всего – к тонким тканям из натурального шелка. Хотя опытные мастерицы используют и тонкий лен, и хлопок, и вискозу, даже кружева и гипюр.

4. Смешанная техника широко применяется для создания интересных фактур и рельефных композиций. В одном изделии могут встречаться все виды валяния, дополняя друг друга.

5. Техника «шерстяная живопись» - это тоже смешанная техника, позволяющая создавать живописные шедевры, используя вместо красок шерстяные волокна.

6. Валяние в стиральной машинке. Думаю, с этим способом валяния сталкивались многие, бросив в машинку шерстяную вещь… Помню своё удивление, когда извлекла из стиралки «детский свитерок», по цвету очень уж напоминавший мой свитер. Долго недоумевала – откуда он взялся? И только не обнаружив в гардеробе свой любимый свитер, я постигла истину – плохо отсортировав одежду перед стиркой, совершенно случайно открыла для себя новый способ валяния… Правда, потом я узнала, что этим способом увлечены многие мастерицы. Даже пряжа выпускается специальная. Главное условие - в составе должно быть не менее 70-80% шерсти, а ещё лучше – все 100%.

ВЫБОР ВАРИАНТОВ

Вариант 1 (приложение №1). Снегири…Кто не знает этих замечательных птичек! В старину подмечали: «Коли прилетел снегирь, то скоро и зима придет». Это наши зимние гости, прилетающие в темных шапочках и с яркими грудками, точно из сказочной страны. Считается, что снегирь приносит богатство и счастье. И все, кто полюбуется этой птицей хоть денек, будет счастлив и удачлив в любви и делах весь год.

Вариант 2 (приложение №2). На картине изображена русская местность. Благодатная тишина. Разве не захочется туда? Ну, хотя бы мысленно?!

Вариант 3 (приложение №3). Замечательное дополнение к интерьеру любой из комнат в вашем доме. Яркие и выразительные розы в любое время года будут напоминать вам о нежном лете и ласковом солнце, наполнят дом уютом и теплом.

Вариант 4 (приложение №4). «Мой ласковый и нежный зверь» - именно это название сразу возникло в голове, когда я увидела эту картину на одной из страничек Internet.

Несложная в изготовлении картина привлекла мое внимание. А поскольку я новичок в этом виде рукоделия, данное изделие мне подошло как нельзя лучше в качестве первой пробной работы.

ВЫБОР МАТЕРИАЛА И ИНСТРУМЕНТОВ

Картины в настоящее время можно выполнить практически из любого материала. Для выполнения данной работы была выбрана рамка со стеклом от старой картины и шерсть для валяния разных цветов. Рамку я нашла у себя дома, а шерсть приобрела в магазине .

Во время работы мне понадобились:

  • рамка со стеклом;
  • шерсть разных цветов;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • х/б ткань;
  • эскиз картины.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

Я решила, что мое изделие должно соответствовать следующим требованиям:

  • Изделие должно быть экологически безопасно;
  • Картина должна быть эстетичной, соответствовать интерьеру комнаты;
  • Изделие должно иметь низкую себестоимость;
  • Картина должна быть качественной.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Расчетом себестоимости я занялась перед изготовлением изделия, чтобы убедиться в экономической целесообразности выполнения проекта.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

В термин «экологичность изделия» входит, прежде всего, такое понятие, как использование натуральных и качественных материалов, позволяющих обеспечить безопасность окружающих. Это очень важно, так как применение недоброкачественных материалов может вызвать у человека различные аллергические реакции и даже вызвать заболевания различного рода.

Моё изделие сделано из экологически чистых материалов. Шерсть, являющаяся основным материалом в данной поделке, это натуральные волокна животного происхождения, не наносящие совершенно никакого вреда здоровью человека.

Следовательно, моё изделие можно назвать экологически чистым по всем параметрам и с полной уверенностью рекомендовать к использованию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Материалы и инструменты

Подбор рисунка

Варианты рисунков

Изготовление подложки для картины

Картон от картины, ткань, ножницы

Подготовка фона – настилание шерсти

Ткань, шерсть

Выкладывание рисунка

Подложка, шерсть, пинцет

Накрывание рисунка стеклом

Обрезание излишков шерсти

Основа картины с рисунком, стекло, ножницы

Вставляю картину в рамку

Готовая картина, рамка

После выполнения каждого вида работ проводила самоконтроль и соблюдала ПТБ .

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

Выполненное мною изделие относится к изделиям средней сложности. На мой взгляд, картина получилась довольно качественной, эстетичной, а главное недорогой.

В процессе работы я познакомились с историей данного вида рукоделия, узнала, что валяние из шерсти - древняя техника, распространённая в разных странах. Познакомилась с множеством работ в социальной сети.

«Шерстяная живопись» - достаточно интересное занятие, я так увлеклась им, что эта работа доставила мне огромное удовольствие и радость. Конечно, небольшие недочеты есть, но они не портят общего вида. Маме, учительнице и подружкам моя картина понравилась. Да и мне она принесла массу положительных эмоций.

Так что, в итоге своей работой я осталась довольна.

Фирма «Престиж» - находка для настоящих любителей простоты и изящества. Изделия из шерсти - это дешёвые, но красивые и добротные приобретения для вашего дома. Выполненные вручную поделки высоко ценятся в наше время: ведь именно они делают наш дом непохожим на другие, наполняют его уютом и теплом.

Приобретайте изделия от фирмы «Престиж»!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фельт. Фильцнадель. Валяние. Русский кукольный дом., М., 2008

2. Семёнова Н.А. Свой дом украшу я сама: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006

3. Журналы по рукоделию.

4. Internet-страницы.

5. 3. Красникова Г., Бублик В., Мамонова М. : Все о войлоке и фильцевании. Издательство: Агентство Дистрибьютор Прессы"2008Г.

6. Ксения Шинковская.Вещицы из войлока., Издательство: АСТ-ПРЕСС.,2008Г

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4


Задача учителя - не только научить ребенка основам своего предмета и тому, чтобы применять полученные знания на практике, но и воспитать в человеке чувство прекрасного. Наиболее успешно с выполнением последней задачи справляются учителя музыки, изобразительного искусства и технологий. Помогает им в этом применение различных проектов. Особенно популярны творческие для девочек.

Что это такое

Творческий проект по технологии - это ученицы над созданием той или иной вещи. Зачастую процесс занимает несколько уроков и тщательно контролируется учителем. Педагог помогает определиться с темой, найти или изготовить эскиз, выполнить подготовительную работу по созданию изделия.

Благодаря использованию творческих проектов девочки могут попробовать себя в роли дизайнеров или кулинаров, показать свои навыки и умения, а самое главное - реализовать свой потенциал.

Планируя использовать в ходе обучения творческие проекты по технологии для девочек, учитель должен тщательно продумать их темы и связь с учебной программой. Основные направления, в которых могут задаваться проекты:

Кулинария;

Вышивка гладью;

Лоскутные техники;

Вязание;

Бисероплетение;

Изготовление игрушек и кукол;

Изготовление изделий для украшения интерьера.

Когда вводить?

Один из наиболее часто встречаемых вопросов, когда вводить творческие проекты по технологии для девочек? 5 класс - идеальное время для введения проектов. Дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Это все будет огромным плюсом, особенно если вы планируете давать такие задания на протяжении всей учебы.

Что включает в себя проект по технологии

Что же входит в проект? Зачастую проект по технологии включает в себя выбор направления и темы работы, подбор материалов и изготовления из них того или иного изделия. Каждый из этапов работы фиксируется и затем оформляется ученицей в так называемую Для защиты проекта также необходима презентация.

К примеру, рассмотрим творческие проекты по технологии для девочек (5 класс). Фартук - одна из основных изучаемых тем. Можно предложить детям не просто сшить стандартную вещь по готовому образцу, а самим подготовить эскиз изделия, изготовить выкройки, подобрать подходящую ткань и сшить его.

Дальнейшее оценивание можно проводить на конкурсной основе, беря во внимание при выставлении оценок не только вид изделия, но и качество стежков, правильность построения чертежей.

Оптимальное время, когда можно воплощать такие творческие проекты по технологии для девочек, - 5 класс. Фартук, сшитый в ходе их выполнения, может быть отличным подарком на 8 Марта маме или бабушке.

Примерные темы проектов

В зависимости от темы и ее целей, можно выделить такие задания для творческих проектов.

При изучении декоративно-прикладного искусства можно предложить следующие темы:

Панно из круп;

Изготовление сувениров из подручного материала;

Изделия из соленого теста;

Рамки для фотографий;

Изделия из папье-маше.

В начале изучения технологий будут весьма интересны такие творческие проекты по технологии для девочек. 5 класс как раз подразумевает несложные простые задания.

Второй блок примерных тем связан с изучением рукоделия. Подразумевает умение шить простые вещи как с помощью машинки, так и с помощью простой иглы. Сюда относятся следующие темы:

Изготовление куклы-оберега;

Прихватка для кухни своими руками;

Диванная подушка;

Игольница.

Возраст, для которого подходят данные творческие проекты по технологии для девочек, - 6 класс.

Следующий блок заданий связан с темой «Плетение». В большинстве случаем данные задания связаны с работой с бисером и бусами. Перед началом работы желательно объяснить детям особенности работы с бисером - как правильно его выбирать, как подобрать леску или проволоку для плетения, дополнительные материалы. Сюда можно отнести следующие подтемы:

Подарок из бисера

Украшение из бисера.

Изготовление цветов из бисера.

Возраст, для которого подойдут эти творческие проекты по технологии для девочек - 6 класс, окончание 5, начало 7.

Одна из наиболее масштабных тем, которым уделяют немало времени на уроках технологий - вышивка. Тема подразумевает овладение несколькими техниками вышивки - вышивка лентами, гладью, крестом, бисером. Для каждого из видов можно предложить следующие темы заданий:

Вышивка картины;

Вышитая салфетка;

Вышитая скатерть;

Вышитый рушник.

Можно также дать детям возможность самим выбрать для своего проекта.

Еще одна группа тем проектов подойдет для закрепления знаний и умений полученных при изучении основ вязания.

Так, можно использовать следующие заданий:

Создание грелки;

Вязание мягкой игрушки;

Макраме.

При лучше всего использовать данные тематики при закреплении навыков вязания крючком. Для спиц можно использовать:

Теплые носки;

Вязаный жилет.

Возраст, для которого актуальны данные творческие проекты по технологии для девочек, - 7 класс.

Наволочка для подушки;

Фартук своими руками;

Шьем юбку;

Шьем шорты;

Летний топ.

Отметим, что лучше всего подойдут перечисленные выше творческие проекты по технологии для девочек 8 класса.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится тематика его работ. После 8 класса важно задавать большие проекты, выполнение которых будет занимать минимум одну четверть, максимум - семестр. Основные темы для таких масштабных проектов:

Создание маскарадного костюма;

Моделирование и пошив сарафана;

Пошив платья.

Возраст, в котором дети смогут осилить такие творческие проекты по технологии для девочек, - 10 класс.

Стоит отметить, что еще одна тематика проектов связана с кулинарией. Данному типу творческих проектов можно уделить один-два урока, во время которых дети смогут найти или составить свой собственный рецепт и приготовить блюдо. Лучше всего это делать в конце семестра, учебного года.

Основные этапы работы над проектом

Все этапы выполнения творческих заданий делятся на:

  1. Поисковый, когда ребенок выбирает направление, ищет или создает эскиз или чертеж, подбирает материал.
  2. Технологический - в процессе которого выполняется основная работа над изделием или проектом.
  3. Аналитический, в ходе которого ребенок оценивает полученный результат, его достоинства и преимущества.

Порядок работы

В основном творческие проекты по технологии для девочек выполняются по следующему плану:

1. Выбор темы проекта.

2. Составление эскиза.

3. Составление чертежей или выкройки.

4. Выбор материалов.

5. Изготовление изделия.

6. Подготовка пояснительной записки.

7. Подготовка презентации.

8. Защита готового проекта.

Пояснительная записка

Как уже упоминалось, готовые творческие проекты по технологии для девочек должны содержать пояснительную записку. Состоит она из следующих элементов:

Титульного листа;

Введения;

Обоснования выбора идеи;

Эскиза изделия;

Перечня используемых материалов;

Чертежей;

В случае пошива изделия - раскладки выкроек на ткани;

Образцов использованных швов или видов вязания, других техник;

Перечня приспособления;

Экологическая обоснованность;

Экономические расчеты;

Список источников;

Приложение по правилам техники безопасности;

Презентация

Большой плюс при защите проекта - наличие презентации. При ее подготовке следует использовать фотографии готового изделия, этапов его создания. Можно использовать историческую справку, в которой будет отмечено, когда и где зародился данный вид искусства.

Оценивание

Рассмотрим на примере, как оцениваются творческие проекты по технологии для девочек. 8 класс предусматривает шитье любой вещи, к примеру - юбки. При оценивании необходимо учитывать:

  1. Правильность снятия мерок.
  2. Правильность построения чертежей и выкроек.
  3. Качество строчек.
  4. Внешний вид модели.

Учителю важно заранее обозначить все критерии оценивания, пояснить, на что именно он будет обращать внимание. При этом важно, чтобы проекты в итоге получали оценки «отлично» или «хорошо». В противном случае ученицы могут разочароваться в своих работах.

Для оценивания полученных проектов также можно привлечь других учениц, к примеру, провести голосование - какие изделия понравились им больше всего.

Выводы

Один из уроков, который предполагает творческий проект - технология. Девочки любят рукоделие, в особенности если им дают свободу выбора при обозначении темы, задания. Благодаря использованию подростки учатся применять полученные в ходе обучения знания на практике, творчески развиваются. Проекты лучше всего использовать в том случае, если изучение темы длится более 8-10 занятий.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №17»

Творческий проект по технологии на тему:

Выполнила: ученица 7 класса

Голышева Кристина

Руководитель: учитель технологии

О. В. Гречишкина

Богородицк 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение……………………………………………………………….3

    1. Цели и задачи проекта……………………………………………….. 3

    1. Обоснование выбора темы проекта…………………………………. 3

      Варианты изделия……………………………………………………. 4

    Основная часть………………………………………………………. . 5

2.1 История вышивания атласными лентами…………………………… 5

2.2 Выбор материалов и инструментов и техника безопасности……… 6

2.3Эскиз изделия………………………………………………………….. 8

2.4 Технология изготовления изделия………………………………….. .9

2.5 Экологическая оценка проекта……………………………………….10

2.6 Экономическая оценка проекта………………………………………11

3 Заключение…………………………………………………………… 12

3.1 Самооценка…………………………………………………………..... 13

3.2 Итоги работы…………………………………………………………. 13

5 Литература ……………………………………………………………..15

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Целью творческого проекта является выполнение такого изделия, которое наиболее полно представляло мои знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения на уроках технологии.

Задачи проекта:

1. Разработать и выполнить проект.

2. Изготовить картину по проекту.

3. Совершенствовать навыки и приемы работы, полученные на уроках технологии.

4. Оценить проделанную работу.

    1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА

В нашем доме хранятся вещи вышитые и украшенные еще моей бабушкой и прабабушкой. Это картины, полотенца, салфетки.

Прекрасные изделия до сих пор хранят тепло их рук и сердца, а в свое время они были сказочным украшением простого деревенского дома.

Еще в детстве, рассматривая эти изделия, я мечтала стать такой же, как они рукодельницей. Поэтому для меня умение вышивать - это возможность приобщения к прекрасному.

Это умение я получила от бабушки, и теперь мне очень хочется использовать его для украшения своего дома. У моей мамы скоро день рождения. Я решила сделать ей подарок. У неё в комнате есть небольшая полочка. На это место я решила сделать ей яркую картину. Думаю, что она украсит интерьер её комнаты. Ведь лучший подарок для родителей тот, который сделан своими руками.

Я знаю, что сегодня во всех странах возрождается интерес к вышивке, издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий. Вышивка дает очень большие возможности изготовить любое декоративное изделие. В настоящее время актуальна вышивка атласными лентами. Я решила заняться этим искусством.

    1. ВАРИАНТЫ ИЗДЕЛИЙ

Вариант №1. Изготовление картины в технике ручной вышивки лентами. Да, это мне по силам, нет проблем…в материальном плане, но это занимает очень много времени. Такая техника работы мною мало освоена.

Вариант №2. Изготовление картины, вышитой бисером. Она подходит для оформления интерьера, но она слишком простая.

Вариант №3. Картина, выполненная атласными лентами - неплохая идея! Ее можно сделать из атласных лент, вставить в рамку. В надобности такой картины я не сомневаюсь, ведь она украсит интерьер квартиры. На изготовление картины уйдет не очень много времени, зато, сколько красоты и уюта внесет она в интерьер дома. Таким образом, я сделала свой выбор! Я решила сама «написать» картину лентами. В конце увидим, что из этого выйдет!

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 ИСТОРИЯ ВЫШИВАНИЯ АТЛАСНЫМИ ЛЕНТАМИ

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ.

Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме.

Кроме того, цветными лентами отделывались одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а так же подвязывали тяжелые занавески, которыми закрывали окна и для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширятся бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благодарные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене и окрестностях насчитывают уже около восьмидесяти

Тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производство позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами унитазными драгоценными камнями, даже свою обувь и приказывал двор одеваться оригинально с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками « а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Затем настал черед белья. Оно становилось все белее роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами и Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приёмы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждёт широкое распространения и успеха.

2.2 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ

Иглы

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей, толстые - для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко видеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы № 18 – 22, для ленты в 3мм рекомендуется № 24.

Ленты

Декоративные ленты используются только для отделки. Шелковые ленты . Они бывают различной ширины и различных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани. Ленты и тесьма из органзы используются в вышивках для создания объемности и прозрачности. Отделочные ленты и тесьма бывает нескольких видов: вуалевая лента (с набойкой, гладкой или со вставкой по центру из атласа), атласная лента (гладкая, сборчатая, плиссированная), кружевная лента (с бусинками, присборенная).

Вышивальные нитки

Они требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Бусины и бисер

Они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

Ткани

Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Хлопковые ткани: рогожка, батист, плис, муслин, сатин. Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина, льняная ткань с однородной основой. Шелковые ткани: шифон, чесуча, шелковый тюль. Шерстяные ткани: креп, твид, джерси. Вышивать можно на любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

В моей работе использовались следующие материалы и инструменты:

Ткань для фона (канва светло-серого цвета)

Атласные ленты

Хлопчато-бумажные нитки

Игла

Ножницы


Техника безопасности

Во время работы ножницами

    Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

    Передавать кольцами вперёд с сомкнутыми концами.

    Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

    Не играть ножницами и не брать их в рот.

Во время работы с иглами

    Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

    Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.

    Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

    Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.

    Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.

    Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

    Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.

Во время работы с клеем

    Установить пистолет для клея на термический коврик.

    Вставить рулон клея в пистолет и укрепить.

    Включить вилку в розетку.

    Детям нельзя работать с горячим клеем. Выполнять работу при помощи взрослых.

    По окончании работы выдернуть вилку из розетки, остудить и убрать пистолет.

2.3 ЭСКИЗ ИЗДЕЛИЯ

2 .4 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

п/п

Последовательность изготовления

Материалы, инструменты

Перевести композицию рисунка на ткань

ткань, карандаш, эскиз картины

Изготовить из атласных лент цветы разного цвета. Всего 25 штук. Технология изготовления цветов показана ниже.

В середину цветка прикрепить бусинку.

готовые цветы, нитки, игла, ножницы

Изготовить из атласных лент 8 больших цветов. Технология изготовления показана ниже.

атласные ленты, нитки, игла, ножницы

Заправить ткань в рамку. Закрепить цветы и листья на фоне произвольно.

готовые цветы, листья, ткань для фона, игла, ножницы, нитки

Готовую картину закрепить в рамку.

картина, рамка

Изготовление цветов.

Для выполнения каждого маленького цветочка я прошила мелкими наметочными стежками ленту, как показано на рисунке и затянула. Образовался цветок. Таким образом сделала несколько цветочков разного цвета и размера.




Сколько хотим цветков - столько набираем отрезков по 25 см для больших цветков, по 15 см – для средних, по 10 см – для маленьких.

Теперь можно отрезать ленту на нужную длину, оставив после последнего стежка чуть чуть места для шва.

Теперь аккуратно тянем за ниточку и собираем наши уже цветочки.

У меня не было конкретной схемы изготовления. Я стала собирать букет произвольно, «как ляжет»… Использовала при этом подбор и сочетание цветов. Сначала сделала бантик из тоненькой коричневой ленточки. Затем стала собирать узор из цветков.

Приходилось перекладывать цветочки с одного места на другое, чтобы найти гармоничное сочетание.

После окончательной укладки цветов на канве я перешла в завершающую стадию – приклеивание цветов к рамке. Из сформированного узора брала по одному цветку, выдавливала капельку горячего клея и быстро прикладывала на задуманное место. Закрепила ленточки-веточки по кончикам, приклеила бантик. Вот и готово.

2.5 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Вышивание атласными лентами - это эко логи ческое чистое производство, т.к. оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека.

2.6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Цена за

1 м/1 шт.

Расход

Всего руб.

1

Ткань для фона канва

150руб.

30*20

150 руб.

2

Атласные ленты: зелёные

10 руб.

1 м

10 руб.

3

Атласные ленты: голубые

10 руб.

0,5 м

5 руб.

4

Атласные ленты: малиновые

10 руб.

1 м

10 руб.

5

Атласные ленты: красные

10 руб.

0,5 м

5 руб.

6

Атласные ленты: тёмно-зелёные

10 руб.

0,5 м

5 руб.

7

Атласные ленты: коричневые

10 руб.

1 м

10 руб.

8

Атласные ленты: жёлтые

10 руб.

1 м

10 руб.

9

Рамка 24*19

125 руб.

1 шт.

125 руб.

10

Игла

была

1 шт.

11

Нитки х/б

были

1 шт.

12

Ножницы

были

1 шт.

13

Горячий клей

15 руб.

1 шт.

15 руб.

Итого:

345 руб.

Стоимость моей картины невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке или в магазине.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 САМООЦЕНКА

Выполненная картина получилась очень яркая и красивая, узоры рисунка простые, они соответствуют интерьеру комнаты.

Картина понравилась всем моим родным. Я ее повесила над своей кроватью. Комната стала уютнее, красивее.

    1. ИТОГИ РАБОТЫ

Анализируя выполненную работу, я считаю, что выполнила цель и задачи, поставленные перед собой.

В процессе выполнения творческой работы я закрепила умения правильно и красиво выполнять вышивку атласными лентами, подбирать цвета. Мне понравилось выполнять эту работу, это творческий, увлекательный процесс, в результате которого получилось замечательное изделие. Выполняя творческий проект, я узнала много об истории вышивки атласными лентами, систематизировала свои знания и умения. Я буду в дальнейшем совершенствоваться в этом виде декоративно прикладного творчества.

4. Реклама изделия

Могут руки людей сделать чудо любое;

И по белому полю могут выткать цветы

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало побольше на земле красоты

Я возьму в руки нить и простую тряпицу

И немножко фантазии и волшебства

И сошью я такое, Что вам и не снится-

Только чтобы жила на земле красота!

    ЛИТЕРАТУРА

1. А.Бурда. «Альбом по рукоделию». М.1999.

2.Серия «школа вышивки» « Вышивка лентами». М. 2004.

3. «Золотая библиотека увлечений» Вышивка шелковыми лентами. М. «Аст- Пресс». 2008.

    А. Чернова «Искусство вышивки лентами» 2006 г. Ростов - на - Дону «Феникс».

    Д. Чотти «Вышивка шелковыми лентами» 2004 г. Москва «Аст-пресс».

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8&noreask=1&lr=213

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: "… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”.

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира - факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой "неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в "Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.

Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.

Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа "бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.

Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна.

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.

Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.

На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило” или "поликадило” происходит от греческого слова "поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее - с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников - хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.

Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари ("ходовые” или "выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.

С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену. Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке - гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 - 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое - в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.

В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.

Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.

В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры” или "комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.

По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.

В конце XVIII - начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.

Важными этапами на пути развития светильников явились создание "карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.

С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.

Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.

В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).

Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе "ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.

Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы "вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.

И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х - начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.

И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы

Истории успеха