Принципы организации современного производства. Организация производства на предприятии -основные понятия теории организации производства -основные принципы организации и функционирования производства

Урок № 8/2 «Структура и составляющие современного производства»

Цели: раскрыть понятия материальной и нематериальной сфер производства; дать возможность учащимся воочию увидеть работу промышленного предприятия, изучить его структуру.

Ход урока

I . Организация урока

II

1. Что такое отрасль?

2. Какие отрасли и сферы профессиональной деятельности существуют?

3. Какие предметы труда существуют?

4. Что такое средства труда?

5. Что такое товар?

III . Изучение нового материала.

Понятие «производства» очень ёмкое. Это преобразовательный процесс, и отдельное производственное предприятие, а в некоторых случаях производство выступает как социально-экономическое явление, охватывающее всю совокупность признаков производственной деятельности человека.

Рассмотрим схему современного производства(копия из методички)

К сфере материального производства относятся все отрасли, производящие или доводящие до потребителей материальные блага. В промышленности, сельском хозяйстве , строительстве создаются необходимые для общества средства производства (материалы, машины, сооружения и т. д.) и предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь). Грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, общественное питание, заготовки, сбыт также относятся к сфере материального производства, так как они способствуют созданию продукции и обеспечивают её реализацию.

К непроизводственной сфере относятся отрасли, осуществляющие медицинское, культурно-бытовое обслуживание населения, управление и планирование. Эта сфера оказывает огромное влияние на улучшение условий труда, повышение жизненного уровня народа. Все отрасли тесно взаимодействуют друг с другом в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.


IV . Практическая работа.

Разделить профессии по принадлежности к сфере материального и нематериального производства.

Урок № 8/3 «Структура и составляющие современного производства»

Цели и задачи: ввести понятия производственного предприятия, производственного объединения, научно-производственного объединения, межотраслевого комплекса; проинформировать о средствах труда, средствах производства, орудиях производства; изучить структуру промышленного предприятия.

Ход урока

I . Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

6. Что такое отрасль?

7. Какие отрасли относятся к сфере материального производства?

8. А какие к нематериальной сфере?

III . Изучение нового материала.

Производственное предприятие является основным звеном современного производства. Основная цель любого предприятия – обеспечить выпуск нужной обществу качественной продукции с минимальными затратами труда и средств.

Каждое промышленное предприятие состоит из нескольких производственных подразделений: цехов или участков. Наиболее сложная структура характерна для предприятий черной и цветной металлургии , а также химической и текстильной промышленности. В составе предприятий такого типа находятся функционально различные цеха:

· Основные, определяющие профиль производства;

· Вспомогательные (энергетика, ремонт);

· Обслуживающие (транспорт, склады);

· Подсобные (изготовление тары).

Между ними осуществляются связи, которые могут быть обусловлены последовательной обработкой и переработкой исходного сырья, комплексным его использованием и утилизацией отходов.

В результате взаимодействия цехов или производственных участков достигается производственно-территориальное, организационное и экономическое единство любого предприятия.

Производственное объединение представляет собой единжый специализированный производственный комплекс, в состав которого входят промышленные предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические и другие организации, имеющие между собой производственные связи и располагающие централизованными вспомогательными и обслуживающими производствами.

Создание крупных объединений позволяет значительно увеличить объем выпускаемой продукции высокого качества, ускорить её изготовление и реализацию, экономнее расходовать сырьё, быстро внедрять в производство современную технику и технологии.

Научно-производственное объединение – это одна из форм соединения науки с производством. В составе научно - производственного объединения находятся научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские, опытные производства.

Различие между производственными и научно-производственными объединениями состоят, прежде всего, в том, что первые организованы для выпуска определённых видов промышленной продукции в необходимом количестве и высокого качества, а вторые – для максимального использования достижений научно-технического прогресса и оказания производственным объединениям помощи в освоении новой техники, новых технологических процессов.

Одним из направлений развития современного производства является формирование межотраслевых комплексов.


Например: Машиностроительный комплекс обеспечивает средствами труда все отрасли современного производства, тем самым в значительной степени определяет темпы их развития. Комплекс включает в себя энергетическое, тяжёлое и транспортное, химическое и нефтяное, строительное, дорожное и коммунальное машиностроение, станкостроительную, инструментальную, электротехническую , электронную промышленность, приборостроение , автомобильную промышленность и другие отрасли.

В материальном производстве существует типовая организационная структура , которая включает следующие элементы:

§ Основное производство (т. е. предприятие, например литейное);

§ Цех – основное производственное подразделение предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслуживающие, подсобные и другие цеха; руководитель – начальник цеха.

§ Производственный участок – производственное подразделение, объединяющее несколько рабочих мест; помимо основных и вспомогательных рабочих, имеет руководителя – мастера участка.

§ Рабочая зона бригады

§ Рабочее место.

Рассмотрим на примере дерева, где ствол – производство, ветви – производственные участки, веточки – рабочие зоны бригады, а листья рабочие места.

IV . Обобщение пройденного материала.

1. Назовите основные отрасли современного производства.

2. Какую продукцию производят предприятия нашего района? К каким отраслям они относятся?

3. С какой целью организуются объединения?

Организация призв процесса осущ-ся на основе опред принципов, обеспеч. более эф-ное использование средств труда, предметов труда и собственно труда. Целью этих принципов явл выполнение плановых заданий в установленные сроки. Произв-ный процесс должен быть организован рационально. Принципы определяют эффективность произ-го процесса. Она выражается в высоком уровне производительности труда, в минимальном при прочих равных условиях уровнях себестоимости продукции и высоком её качестве.

Принцип специализации – это процесс общественного разделения труда. В промышленности он выражается в создании соотв-щих отраслей, в отраслях - предприятий, объединений, научно-технических комплексов по производству изделий. На пред-тиях – цехов, в цехах – участков, на участках – рабочих мест. Уровень специализации на пред-тии зависит от объемов производства одноименных изделий.

Принцип стандартизации – способствует повышен. уровня спец-ции. Под ст-ей понимается порядок установления и применения правил с целью упорядочения какой-либо деятельности. Стандарты применяются во всех сферах чел деятельности. Стандарт ограничивает разновидности и типы изделий одного и того же назначения, повышая тем самым объем производства одинаковых изделий и увеличивая число одноименных технологич. операций.

Принцип пропорциональности – когда все производственные подразделения пред-тия работают с одинаковой производительностью, обеспеч. выполнение произ-ной программы, предусмотренной бизнес планом в установленные сроки. Достижения пропорц-ти основывается на нормах, опред-щих количественную взаимосвязь м/у элементами произ-ва:

Нормы производительности технологич. Оборудования, нормы времени выпол-ния технологич операций, нормы запасов и расходов материальн. и энергетических ресурсов и др

Принцип непрерывности – произв-ный процесс должен организовываться таким образом, чтобы в нем отсутствовали перерывы или они былиmin-ми. В машиностроении реализация этого принципа связана с большими трудностями и достигается полностью только тогда, когда при производстве изделия все технологические операции равны или кратны по продолжительности др другу. Полностью требования данного принципа реализуются на непрерывно-поточных линиях и в автоматизированном произвдстве.

Принцип ритмичности – заключается в обеспечении выпуска в равные промежутки времени одного итого же или равномерно возрастающего количества продукции. Соблюдение ритма выпуска продукции явл гарантией выполнения произв-ной программы в установленные сроки. Ритмичность работы в основном произ-ве зависит от равномерной в соотв-ии с графиком вспомогательного и обслужив-го производств.

Принцип прямоточности – заключ. в обеспечении кратчайшего пути прохождения изд-я по всем стадиям и операциям. Он требует по возможности исключения возврата движения деталей в процессе обработки, сокращения транспортных маршрутов деталей, узлов, агрегатов. Рациональное расположение зданий и сооружений на территории предприятия и технологического оборудования в цехах и на участках в соотв-вии с ходом технологических процессов –основной способ соблюдения требований принципа прямоточности.

Принцип параллельности – заключается в том, чтобы максимально возможно осущ-ть обработку изделий одновременно, парал-но на нескольких станках.

Принцип концентрации – состоит в сосредоточении выполнений операций над технологически-однородной продукцией на отдельных рабочих местах, участках, линиях, цехах. Основанием для этого явл общность технологии изготовления, обуславливающая возможность исп-ния однотипного оборудования.

Принцип дифференциации и комбинирования – в зависимости от сложности изделия и объемов его производства производственный процесс может быть осущ-ен в каком-либо произв-ном подразделении (цехе, участке) или его можно рассредоточить по нескольким подразделениям.

Принцип автоматичности – состоит в том, чтобы в наибольшей мере освободить рабочего от затрат ручного мало производительного труда при выполнении технологической операции (используют компьютеры, робототехнику).

Принцип гибкости – заключается в необходимости обеспечить быструю переналадку технологического оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры выпускаемой продукции. Особое значение требование гибкости приобретает в условиях единичного и мелкосерийного производства. Реализация этого принципа наиболее эф-но осущ-ся на основе применения электроники и МП-ной техники.

Урок 1. Структура современного производства.

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Изучение нового материала.

Сфера профессиональной деятельности.

Цель: формирование и углубление знаний о разделение труда, специализация труда, отрасли, деятельности

Задание: основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на тест.

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно — денежных отношений

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

А) деятельность В) кооперация

Б) отрасль Г) специализация труда

— выполните тест.

За каждый правильный ответ — 1 балл

Закрепление полученных знаний

Пользуясь материалами теста, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.

2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность. Каковы функции профессиональной деятельности.

3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?

4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?

5. Заполните схему

Сферы профессиональной деятельности

6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?

7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка ответов на вопросы

Виды предприятий; структура производства ЕАО.

Цель: познакомиться с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Используя дополнительный текст, ответьте на вопросы.

1. Назовите организационные формы предприятий.

2. Как различаются предприятия по формам собственности на орудия труда?

3. заполните таблицу: Организационные

формы предприятия

Особенности предприятия

Основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на вопросы.

1. На территории области 5 районов. Назовите районы с аграрным типом хозяйства.

2. Назовите районы с промышленно — аграрным типом хозяйства.

3. От чего зависит специализация хозяйства района?

Работа самостоятельно или парах в тетради

Работа с классом, проверка

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

2. Назовите причину появления профессиональной деятельности.

3. Назовите положительные стороны разделения труда.

4. Докажите на примерах, что специализация труда прогрессивна для экономического развития.

Работа с классом, проверка

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии» любого предприятия на территории нашего района)

Дополнительный текст

Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Они являются также сферами профессиональной деятельности.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

В зависимости от юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.

Предприятие — это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Организационные формы предприятия:

Урок 2. Формы разделения труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с формами разделения труда, классификацией сфер профессиональной деятельности; узнаете, чем отличается понятия «профессия» и «специальность»

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»

Выполните тест

Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого — либо продукта — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) профессиональная деятельность Б) деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно — денежных отношений

Б) удовлетворение потребностей производителя

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) оба производства

В) нематериальное производство

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги — это

А) деятельность В) кооперация

Б) специализация труда Г) отрасль

Работа самостоятельно тетради — выполните тест.

Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ — 1 балл

Изучение нового материала.

Формы разделения труда

Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»

1. Составьте схему «Формы разделения труда»

Формы разделения труда

2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?

3. Что такое классификация?

4. Перечислите основные причины в необходимости классификации профессий.

5. Составьте схему «Способы классификации профессий»

6. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»

7. Приведите примеры профессий и специальностей.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Найдите и исправьте ошибки в таблице

Профессии

Специальности

Тракторист

Преподаватель

Литературный критик

Водитель автомобиля

Монтажник

Летчик — истребитель

Сборщик полупроводниковых приборов

Проводник вагонов международного сообщения

Продавец

Парикмахер

Учитель математики

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка выполнения работы

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии».

Дополнительный текст

В условиях НТР, под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевое разделение труда — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сх, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.)

Предметная специализация — это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и др.).

Функциональное разделение труда — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно — технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональное разделение труда — объединение работников в зависимости от профессии или специализации (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационное разделение труда — дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

Разделение и специализация труда — объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.

Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Должность — предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.

Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:

Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:

Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»

1. Назовите основные формы разделения труда.

2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:

А) наука, образование, торговля, медицина

В) токарь, бухгалтер, экономист

Г) промышленность, сх, транспорт, строительство

Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал

Е) учитель, врач, продавец

Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар

З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели

Работа самостоятельно тетради

проверка теста.

5б — 4б «3»

Изучение нового материала.

Цель: формирование и углубление знаний о предметах труда, .

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»

Предметы труда

Объекты труда

Области труда

Профессиональные качества

человек — природа

Почва, вода, лес, семена, растения, животные

человек — техника

Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами

человек — знаковая система

ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги.

человек — человек

Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское)

человек — художественный образ

Художественный образ и закономерности его создания

3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая — тип, вторая — класс, третья — отдел, четвертая — группа профессии.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы

1.Название профессии: ———

Квалификационные

признаки

Сфера профессиональной деятельности

1. Цель труда

2. Предмет труда

3. Орудия труда

4. Условия труда

5. Результаты (продукция) труда

6. Профессиональные качества

2. Формула профессии.

Работа самостоятельно в тетради

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

Дополнительный текст

Сфера — предел распространения, какого — либо действия.

Сфера профессиональной деятельности — имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.

Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:

Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:

Условия труда:

Группа профессий

Орудия труда:

Отделы профессий

Цели труда:

Классы профессий

Предметы труда:

Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий

Урок 4. Разделение труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Сферы профессиональной деятельности»

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности

2.Определите, какие профессиональные качества названы не верно:

А) Ч — природа: любовь к растениям и животным, физическая выносливость, координация движений, терпимость и настойчивость, техническое мышление, вежливость, образная память, оперативная память, наблюдательность.

Б) Ч — техника: техническое мышление, технический слух, устойчивость к монотонности, наглядно образное мышление, творческое мышление, концентрация внимания, любовь к технике.

В) Ч — человек: вежливость, честность, физическая выносливость, смелость, точность движения, художественный вкус, наблюдательность.

Г) Ч — Знаковая система: точность движения, зрительное восприятие, логическое мышление, координация движений, устойчивость к монотонности, любовь к природе, честность, любовь к людям.

3. Назовите профессию, к которой могла бы относиться данная формула: а) ТИАО

Работа самостоятельно тетради

проверка выполнения задания

Изучение нового материала.

Горизонтальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о горизонтальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. В чем заключается главный смысл разделения труда?

2. От чего зависит эффективность работы организации?

3. Назовите виды разделения труда.

4. В чем заключается сущность горизонтального разделения труда?

5. По каким признакам производится горизонтального разделения труда. Дайте характеристику этих признаков.

Курсы валют