Беллерофонт герой. Беллерофонт - русская историческая библиотека

Беллерофонт (Беллерофон), греч. - сын Главка и Эвриномы, царь Ликий. На иллюстрации: Беллерофон и Пегас (автор ~dewmanna).

Был и отвагой тоже не уступал богам; однако по воле судьбы это не принесло ему счастья. Нечаянно убив какого-то человека, он вынужден был покинуть родной Коринф. Беллерофонт нашел прибежище у тиринфского царя Прета, который очень полюбил его, но, к несчастью для Беллерофонт, еще больше его полюбила жена Прета . Когда Беллерофонт отверг ее домогательства, Антея заявила, что он пытался ее соблазнить, и потребовала от мужа убить его. Однако Прет не захотел поднять руку на гостя и после долгих размышлений пришел к решению, которое намного позднее наверняка назвали бы «соломоновым». Он послал Беллерофонт к своему тестю Иобату в Ликию, вручив ему запечатанную табличку с описанием вины Беллерофонт и просьбой предать его смерти за оскорбление дочери Иобата.

На фото: рельеф с острова Милас «Беллерофонт и Химера» (середина 5 века до н.э.). Лондон, Британский музей.

Иобат гостеприимно встретил Беллерофонт и устроил в его честь пир, затянувшийся на девять дней. Затем он прочел врученное ему послание, но решил не выполнять содержавшуюся в нем просьбу: ведь на жизнь гостя не посмеет посягнуть даже последний злодей. В то же время Иобату не хотелось обижать зятя отказом. Поэтому он придумал для Беллерофонт задание, грозившее гибелью любому, кто за него возьмется. И все же Беллерофонт поддался на хитрые речи Иобата и добровольно вызвался ни больше ни меньше, как убить чудовище Химеру (см. в статье «Химера»), которая жила в горном ущелье неподалеку от столицы Ликии и убивала каждого, кто рискнул к ней приблизиться. Взявшись за дело, Беллерофонт прежде всего выяснил, каковы его шансы на успех. Ясно было, что с земли ему к Химере не подобраться; оставалось напасть на нее с воздуха. Для этого нужно было завладеть крылатым конем Пегасом, о котором Беллерофонт слышал еще у себя на родине: Пегас часто прилетал на вершину горы Акрокоринф, чтобы напиться воды из источника Пирены. Много дней и ночей Беллерофонт охотился за Пегасом; наконец, по совету прорицателя Полиида, Беллерофонт накинул на Пегаса золотую уздечку, подаренную ему богиней Афиной, и укротил крылатого коня. Оседлав Пегаса, Беллерофонт прилетел в Ликию, дождался, когда Химера вылезет из пещеры, и пустил в нее меткую стрелу. Но он только ранил чудовище. Химера пыталась сжечь его огнем, который вылетал из трех ее пастей, била змеиным хвостом, прыгала, сокрушая окрестные скалы, - но все было напрасно. Беллерофонт убил Химеру своими стрелами и доставил ее Иобату.

На фото: «Беллерофонт на Пегасе» (деталь фрески), Джованни Баттиста Тьеполо.

Тогда Иобат дал ему другое поручение: Беллерофонт должен был отправиться против дикого племени воинственных солимов, которыхдо тех пор никому не удавалось одолеть. Однако Беллерофонт справился и с ними. Когда же он победил и , вторгшихся в Ликию, Иобата охватил страх перед юным героем. Он выслал навстречу возвращавшемуся Беллерофонт отряд отборных воинов, велев напасть на него из засады, но ни один из них не вернулся домой. Зато Беллерофонт предстал перед Иобатом живой и невредимый.

Лишь тогда царь понял, что с человеком, способным совершить такие подвиги, лучше не ссориться. Он встретил Беллерофонт со всеми почестями, отдал ему в жены свою дочь Филоною и полцарства в придачу. Беллерофонт остался в Ликии и жил там, окруженный почетом и славой. Он стал отцом троих детей: Исандра, Гипполоха и Лаодамии, которая была так прекрасна, что ею увлекся сам Зевс.

И все же конец жизни Беллерофонт был безрадостным. Чрезмерное счастье стало его третьим, самым большим несчастьем. Он так возгордился, что возомнил себя богоравным и решил взлететь на своем Пегасе прямо на Олимп. Но тут даже у благосклонного к нему Зевса лопнуло терпение. Когда Беллерофонт садился на Пегаса, Зевс наслал на коня овода. Конь взбесился и сбросил седока, а Беллерофонт, ударившись головой о землю, лишился рассудка. Несчастный безумец еще долго скитался по свету, пока над ним не сжалился черный бог смерти Танатос.

В памяти человечества славу Беллерофонт затмил его крылатый конь (см. статью «Пегас»), однако в античные времена миф о Беллерофонт был широко распространен. Мы встречаем его уже у Гомера, затем его обрабатывают Пиндар (5 в. до н. э.) и Еврипид, чьи трагедии «Беллерофонт» и «Сфенебея» (420-е гг. до н. э.) дошли до нас лишь в отрывках.

Сцены из этого мифа сохранились на нескольких десятках ваз, самая древняя из которых относится к рубежу 7-6 вв. до н. э. и изображает Беллерофонт, убивающего Химеру. Сохранилось также несколько античных рельефов с изображением Беллерофонт

Лишь немногих художников нового времени заинтересовала судьба Беллерофонт (картина Сильвестре Младшего «Победа Беллерофонт над Химерой», ок. 1725; одноименная скульптура Шаллера, 1821). Из драматических обработок заслуживает внимания, пожалуй, лишь «Беллерофонт» Г. Кайзера (1948).

На фото: фрагмент картины «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829), Александр Иванов.

Анализ мифа о Беллерофонт показывает, что он имеет (по крайней мере, частично) малоазийское происхождение. По-видимому, Беллерофонт был первоначально ликийским богом солнца, который странствовал по небу на крылатом коне и своими стрелами укрощал враждебные силы природы, особенно вулканы и землетрясения, воплощенные Химерой.

Также, «Беллерофон» – тип британских линейных кораблей-дреднойтов. На фото: линкор «Беллерофон» в 1909 году.

Беллерофонт, храбрый молодой царевич, внук Сизифа, коринфского царя, охотясь в лесу, нечаянно убил своего собственного брата. Он сильно горевал о его гибели и, боясь, как бы его не подвергли наказанию за непреднамеренное убийство, решил бежать ко двору своего родственника, царя Пройта, правившего в Аргосе.

Предательство Антии

Беллерофонт не долго прожил при дворе Пройта, поскольку царица Антия влюбилась в него, и, хотя муж был всегда очень добр к ней, решила его бросить и попыталась уговорить Беллерофонта вместе бежать. Но юноша был честен и не мог предать человека, относившегося к нему, как к другу. Он не стал даже слушать уговоров царицы. Отказ обошелся ему очень дорого – увидев, что юноша никогда не станет ее любовником, Антия рассвирепела, пошла к мужу и обвинила Беллерофонта в преступлениях, которые тот и не думал совершать.

Пройт, возмущенный предательством гостя, которого так уважал, и не желая казнить его своими руками, послал Беллерофонта к Иобату, царю Ликии, с запечатанной грамотой, в которой просил предать ее подателя смерти.

С побелевшим от ужаса лицом царь прочитал послание и впал в глубокое уныние. Ему не хотелось убивать гостя, но не выполнить настоятельную просьбу Пройта он тоже не мог. После долгих раздумий он решил дать юноше задание убить Химеру – ужасное чудовище с головой льва, телом козы и головой дракона.

Юноше Беллерофонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных.
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным.
(Гомер (Пер. Н. Гнедича))

Он выбрал это трудное задание потому, что многие храбрецы пытались убить чудовище, но никто из них не воротился назад.

Беллерофонт был храбр, но и его сердце сжалось от страха, когда он узнал, кого предстоит убить. Он с грустью покинул дворец Иобата, ибо успел полюбить прекрасную дочь царя, Филоною, и боялся, что никогда уже больше не увидит ее.

Сокрушаясь в душе о своей несчастной судьбе, которая посылала ему одно испытание за другим, Беллерофонт неожиданно увидел, как перед ним во всем своем великолепии предстала Минерва. Нежным голосом она спросила, почему он так грустен. Беллерофонт рассказал богине о полученном им трудном задании, и она пообещала помочь ему и, перед тем как исчезнуть, передала юноше прекрасную золотую уздечку, сказав при этом, что она поможет ему управиться с Пегасом.

Держа в руках этот подарок, Беллерофонт стоял, раздумывая над ее словами, и тут вдруг вспомнил, что Пегас был волшебным крылатым конем, рожденным из капель крови, которые падали на морскую пену из отрубленной головы Медузы. Этот жеребец, белый как снег и наделенный бессмертием и невероятной быстротой ног, был любимым конем Аполлона и муз, которые обожали летать на нем по воздуху. Беллерофонт знал, что время от времени этот конь спускается на землю, чтобы испить холодной воды из Гиппокрена (источника, который забил из земли, когда он впервые коснулся ее копытом) или из Пирена, источника, находящегося недалеко от Коринфа.

Беллерофонт поспешил к Пирену, где провел много дней, надеясь поймать Пегаса, но тот не появлялся. Наконец он увидел, как крылатый жеребец широкими кругами, словно хищная птица, спускается на землю. Беллерофонт спрятался в густых кустах и, когда Пегас приземлился на луг и стал щипать траву, выскочил из своего укрытия и храбро запрыгнул ему на спину.

Никогда еще ни один смертный не взбирался на спину Пегаса. Оскорбленный жеребец вставал на дыбы, взбрыкивал и взлетал ввысь, надеясь сбросить наглеца, но храбрый наездник, улучив момент, вставил ему в рот золотую уздечку Минервы, после чего конь сразу же успокоился и покорился седоку. Тогда Беллерофонт отправился на поиски Химеры, которая родила Немейского льва и любителя головоломок Сфинкса. Юноша неожиданно опустился на нее с безоблачного неба. Чудовище обладало огромной силой и изрыгало из пасти огонь. Долго бился с ним Беллерофонт, пока, наконец, не победил, и бездыханное тело Химеры свалилось на залитую кровью землю.

Совершив этот подвиг, Беллерофонт вернулся к Иобату, чтобы сообщить о гибели Химеры, и, хотя царя очень порадовало известие о гибели чудовища, он огорчился, увидев юношу живым и невредимым, и стал придумывать новый способ погубить его.

Он послал Беллерофонта воевать с амазонками, но герой с помощью богов разбил воинственное племя и, вернувшись в Ликию, снова предстал перед царем.

Узнав, что Беллерофонт в очередной раз сумел избежать неминуемой смерти, Иобат, наконец, понял, что тот находится под защитой богов, и не только отказался от дальнейших попыток погубить его, но и отдал ему руку своей дочери.

Гибель Беллерофонта

Беллерофонт, добившись всего, что хотел, должен был бы успокоиться и зажить в мире, но он никак не мог забыть головокружительных полетов на Пегасе и, наслушавшись льстивых речей придворных, вообразил себя равным бессмертным богам и решил присоединиться к ним на Олимпе.

Взобравшись на верного Пегаса, он полетел на небо и, возможно, сумел бы добраться до Олимпа, если бы Юпитер не наслал на него овода, который так больно ужалил бедного Пегаса, что тот взбрыкнул и сбросил зарвавшегося седока на землю.

Храбрец Беллерофонт, разгневав Зевса,
С полей небесных наземь полетел.
(Вордсворт)

Удар, от которого, несомненно, любой смертный тут же разбился бы, лишил Беллерофонта зрения, и с тех пор он бродил по земле, с грустью вспоминая те счастливые дни, когда он летал по воздуху и смотрел на прекрасную землю, расстилавшуюся внизу.

Древние художники и скульпторы очень любили изображать Беллерофонта летящим по воздуху или сражающимся с Химерой. Самые замечательные работы до сих пор украшают многие музеи мира.

Эта история, подобно многим другим, представляет собой миф о солнце, в котором Беллерофонт, олицетворяющий день, летит по небу на Пегасе (белых облаках) и убивает Химеру (олицетворение тьмы), которую он один и может победить. Изгнанный из дому в юности, Беллерофонт бродит по свету, как и его сиятельный прототип, и, подобно ему, заканчивает свой путь в кромешной тьме.

.
.
Беллерофонт - в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гоме­ра П. VI 152 след. - Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта - Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (вариант: родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт) (типичный этиологи­ческий миф). Полагают, что слово-имя Беллерофон догреческого происхождения и означало «чудовище», впоследствии оно, став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как имя собственное. Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вы­нужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (вариант: Антея) влюбилась в Беллерофонта, но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в поку­шении на её честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы госте­приимства, Прет направляет Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив ему письмо, содержащее приказ погубить Беллерофонта. Чтобы выполнить приказ, Иобат даёт Беллерофонту одно за другим опасные для жизни поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитав­шей в горах Ликии трёхглавой огне­дышащей химерой - страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги, покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса. Напав на химеру с воздуха, Беллерофонт победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся амазонок. Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него. Поражённый силой пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Б. в жёны дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство. От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона. Узнав от тестя о письме Прета, Беллерофонт отправился в Тиринф, что­бы отомстить. Притворившись влюб­лённым, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил её в море (известно по фрагментам не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Сфенебея»). По другому вари­анту мифа, Сфенебея сама покончила с собой. Дальнейшая судьба Беллерофонта описана Гомером (II. VI 200 след.). Беллерофонт утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого Пиндар считает надменность Беллерофонта, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода. Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой скитался Беллерофонт до самой смерти по Алейской долине («долине странствий»). В не дошедшей до нас трагедии «Беллерофонт» Еврипид рассказывал о гибельной попытке Беллерофонта подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исце­лён от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Беллерофонте была также посвящена не сохра­нившаяся трагедия Софокла «Иобат».

Культ Беллерофонта был распространён в Ликин и Коринфе, затем по всей Греции. Имена Беллерофонта и связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческо­го, восточного происхождения, но всё же существование в ранней Греции мифа о Беллерофонте не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы Беллерофонта с химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для времени появления письменности рассказ Гомера о письме Прета. В ранне греческих мифах Беллерофонт часто свя­зан с морской стихией (изображения Беллерофонта с трезубцем, происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе Беллерофонта встречаются черты солнечного бога (полёт в небо на крылатом коне). Существует предположение, что в мифе о Беллерофонте объединились черты двух богов различного происхождения. Изображения Беллерофонта и его коня (по-хеттски Пихассассиса) часто встречаются на малоазийских печатях (в Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды). Возможно, культ Беллерофонта, первоначально возникший в Греции, был занесён в Малую Азию, где его связали с местными культами Пегаса, химеры и др. На возникновение встречающегося у Гомера рассказа о Сфенебее, несомненно, повлиял распространённый по всему Средиземноморью сюжет о преследовании героя отвергнутой им замужней женщиной (египетская «Сказка о двух братьях», ветхозаветный рассказ о целомудренном Иосифе, мифы об Ипполите и Федре, Пелее и жене Акаста и др.).

В 17-18 вв. драматические обработки мифа о Беллерофонте создавались лишь как оперные либретто (напр., пьеса «Беллерофонт» Т. Корнеля, Б. Фонтенеля и Н. Буало, ставшая основой оперы Ж. Б. Люлли, и в немецком переводе - оперы К. Граупнера). Из произведений, созданных в 19-20 вв., следует отметить драму «Веллерофонт» Г. Кайзера. В 17-18 вв. созданы также оперы «Беллерофонт» Ф. Сакрати, «Иобат и Беллерофонт» Р. Кайзера, «Беллерофонт» Ф. Арайи и «Беллерофонт» И. Мысливечека, в 20 в. - «Беллерофонт» Д. Куклина. В античном изобразительном искусстве Беллерофонт - один из популярных персонажей, особенно в вазописи (битва с химерой) и пластике, главным образом в рельефах (сюжеты: Беллерофонт с Пегасом, битва с химерой, наказание Сфенебеи и др.), а также в помпейских росписях (Беллерофонт у Прета, обретение Пегаса). Среди произведений европейского искусства, редко обращав­шегося к мифу, миниатюры 9 в. (евангелие Лотаря и Библия Карла Лысого), бронзовая фигура «Беллерофонт верхом на Пегасе» Бертольдо ди Джованни, эскиз П. П. Рубенса.

укусил Беллерофонта

Альтернативные описания

Роман Войнич

Насекомое

Насекомое отряда двукрылых

Яровая рожь

Омут, пучина [Даль]

Роман Э. Л. Войнич (1897)

. "Коровосос" от Этель Войнич

. "Насекомое" от Этель Войнич

Артур в романе Войнич

Артур из романа Войнич

Герой романа Войнич

Двукрылое насекомое

Двукрылое насекомое, личинки которого паратизируют на теле животных

Желудочный или лошадиный

Искусал корову

Кличка Артура (Войнич)

Кличка Артура у Войнич

Конский кровосос Этель Войнич

Конский кровосос

Конский слепень

Корову искусал

Кровосос Этель Лилиан Войнич

Кровосос в жару

Кровосос, донимающий летом буренку

Кусачее насекомое

Кусачее насекомое у реки

Летний кровосос

Лошадиная муха

Лошадиный "комар"

М. муха Оеstris во(а)день; овод олений, tarandus. Зовут и безразлично оводом всякую муху, падкую на скот; но овод, строка, бут (буд), водень, мохнат, меньше и чернее слепня, не кусает, а кладет яички в шерсть или в язвы животных. Лошадь сама слизывает яички с плеч и шеи, гусенички рождаются, растут в пищевом проходе, и сами в срок выпадают, обращаясь в личинки, из коих снова вылетает овод. Слепень простак, а овод лукавец. Оводовы, оводовьи яйца. Оводливое лето. Оводистый лес, болото. Оводная пора, жара, зной, когда на скотину нападает зык, строка, бызы, дрок. Хоть оводно, да не холодно. Холодно, так не оводно

М. оводь ж. новг. твер. пск. яровая рожь. Омут, пучина

Название этого существа произошло от греческого слова, означающего "боль", "мука", "терзание"

Нас кусает комар, а он кусает скот

Насекомое

Насекомое "бычий бич"

Насекомое-вампир

Прозвище Артура Бертона

Произведение Войнич

Роман Войнич

Роман Этель Лилиан Войнич

Слепень

Яровая рожь

Двукрылое жалящее насекомое

И "жгучее" насекомое, и роман Э. Войнич

Кусачье насекомое

Насекомое, враг крупного рогатого скота

Это произведение начинается словами: "Артур сидел в библиотеке духовной семинарии в Пизе и просматривал стопку рукописных проповедей"

Эпиграфом к этой антиклерикальной книге, были слова Библии: "Оставь, что тебе до нас, Иисус Назареянин"

В старину листьями дурмана натирали лошадей, а кого таким образом отпугивали

. "на потливую лошадь... садится" (посл.)

Гигантское насекомое, преследовавшее бедняжку Ио

Насекомое, отряд двукрылых

Жужжащий бич коров

Фильм с Харитоновым

Кусачий мучитель скота

Противное насекомое

Кусачий мучитель табуна

Гнусный приставала к буренкам

Муха, бич скота

Звездная роль А. Харитонова

Коровий бич

Кусачая муха

Кровосос, донимающий летом бурёнку

И «жгучее» насекомое, и роман Э. Войнич

Это произведение начинается словами: «Артур сидел в библиотеке духовной семинарии в Пизе и просматривал стопку рукописных проповедей»

Эпиграфом к этой антиклерикальной книге, были слова Библии: «Оставь, что тебе до нас, Иисус Назареянин»

Название этого существа произошло от греческого слова, означающего «боль», «мука», «терзание»

В старину листьями дурмана натирали лошадей, а кого таким образом отпугивали?

. «на потливую лошадь... садится» (посл.)

. «коровосос» от Этель Войнич

Нас кусает комар, а он - скот

Лошадиный «комар»

Нас кусает комар, а он - скотину

Насекомое «бычий бич»

. «насекомое» от Этель Войнич

Переводчик