Национальная рамка квалификаций. Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе национальной рамки квалификаций российской федерации

Кемеровской области)/Е. А. Пахомова//Профессио-

нальное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (10). - С. 9.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 7.02.2011 № 61//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 11. - Ст. 1377.

7. Пахомова, Е. А. Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (5). - С. 32-37.

8. Богданова Л. А., Филипьева С. В. Установление уровней сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 1 (9). - С. 60-67.

9. Вавилова Л. Н., Панина Т. С. Состояние и перспективы развития современного педагогического образова-ния//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 2 (4). - С. 45-51.

10. Институт регионального образовательного заказа в Кемеровской области: современное состояние и развитие/Ю. В. Клецов, Н. В. Костюк, Т. С. Панина, А. В. Фаломкин//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (1). - С. 67-72.

11. Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (Национальный чемпионат профессионального мастерства] в Кемеровской области: история и перспективы//Про-фессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 44-50.

12. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.

УДК / uDC 377: 378 Е. Ю. Есенина

национальная рамка квалификаций

(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)

NATIONAL FRAME OF QuALIFICATIONS (INTERNATIONAL EXPERIENCE Of uSING)

В статье анализируется международный опыт использования национальной рамки квалификаций в качестве основы обновления системы профессионального образования и модернизации национальной системы квалификаций.

The article deals with the analysis of international experience of using national frame of qualification as a foundation for renewal of the system of professional education and modernization of national system of qualification.

Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, уровни квалификаций, результаты обучения, оценка качества образования и сертификация квалификаций.

Keywords: national frame of qualification, levels of qualifications, results of education, evaluation of the quality of education and certification of qualifications.

С точки зрения зарубежных экспертов, разработка и внедрение национальной рамки квалификаций подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций.

Как показывает анализ международных процессов в сфере образования, в современных условиях складывается новая культура обучения, отвечающая объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества. Ее формирование происходит по инициативе международных организаций в сфере образования на основе интеграции теории и практики профессионального образования, обеспечения взаимодействия представителей сфер образования и труда стран Европы, Азии и Америки.

Общество будущего задает общую цель экономики и системы профессионального образования - конкурентоспособные, самостоятельные и ответственные кадры, способные и мотивированные к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности, подвижности квалификаций.

В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инструментом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематич-

ности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны.

В нашей стране с 2006 г велась разработка национальной рамки квалификаций, эта деятельность завершилась приказом министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от l2.04.2013 № 148 н. Термины «уровни квалификаций» и «национальная рамка квалификаций» можно считать синонимами, но все же различие чувствуется.

Как рассматривается понятие рамки квалификаций в международной практике? Как оно связано с новой культурой обучения, складывающейся в современном мире?

Рамка квалификаций - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

Основной доклад Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 2007 г определил рамки квалификаций как один из механизмов, при помощи которого системы квалификаций могут лучше служить реализации принципа обучения в течение всей жизни.

Метарамки квалификаций, разработанные экспертами Болонского и Копенгагенского процессов, являются политическими инструментами, принятыми добровольно политическими лидерами стран-участниц, не имея силы соглашения или закона. Но обе они имеют серьезные программы.

Болонский и Копенгагенский процессы в качестве глобальных (стратегических) целей определяют реформирование национальных систем высшего образования и профессионального образования в Европе.

Обе метарамки придерживаются концепции результатов обучения (learning outcomes) и призывают страны охарактеризовать свои квалификации в отношении результатов обучения.

Более 70 стран в настоящее время находятся в процессе разработки и внедрения национальных рамок квалификаций. Различные международные агентства демонстрируют интерес к рамкам квалификаций. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию определила создание национальных рамок квалификаций как сильный политический механизм для продвижения политики обучения в течение всей жизни. Международная организация труда

была вовлечена в большой проект по изучению влияния и внедрения национальных рамок квалификаций в развитие стран и уже опубликовала важные документы о концепции и истории национальных рамок квалификаций.

В октябре 2010 г. в Страсбурге по инициативе Совета Европы состоялась очередная международная конференция «Болонский процесс и внедрение Европейской рамки квалификаций. Развитие рамок квалификаций» в формате совместной встречи национальных экспертов по развитию национальных рамок квалификаций в соответствии с Болонским и Копенгагенским процессами. Во встрече принимали участие эксперты из 37 стран, представители Совета Европы, Еврокомиссии, Болонского секретариата, международных организаций: CEDEFOP, ESU, EUA, EURASHE, EURYDICE.

Основные идеи докладов и выступлений на конференции позволяют сделать вывод, что проблематика в области развития национальных рамок квалификаций в разных странах примерно схожа.

Во время конференции было отмечено, что возможно разрабатывать и внедрять национальную рамку, сопоставимую с обеими метарамками, более того, совершенно очевидна характерная для большинства стран тенденция к разработке общих для всех уровней образования национальных рамок, которые «покрывают» все уровни квалификаций, существующие в стране. Возникают и распространяются «параллельные квалификации» на 6-8 уровнях по Европейской рамке квалификаций (соответствуют трем циклам высшего образования по Болонской метарамке для высшего образования], это так называемая Ypsilon-модель: одна ветвь - академическая, другая - профессионально ориентированная (professional orientied).

Важно отметить, что в зарубежной практике понятия «образовательная программа» и «квалификация» тесно взаимосвязаны. Программа ведет к получению квалификации (или ее части). Документ (диплом, сертификат) подтверждает квалификацию. В современных условиях проводить такую параллель довольно сложно вследствие бурного развития новых технологий и производств, быстрой смены требований сферы труда к уровню квалификации работников, появления новых квалификаций, усиления процесса обмена студентами, миграции рабочей силы между разными странами.

Оценка качества программы - официальное признание того, что это программа определенного квалификационного уровня, веду-

щая к одной из квалификаций этого уровня, соответственно, имеющая цели (результаты) определенного уровня, которые, в свою очередь, требуют определенной организации образовательного процесса и создания определенных условий реализации. Сертификация квалификации будет означать официальное документальное признание соответствия квалификации определенным требованиям на отраслевом и государственном уровнях, которые и закреплены в дескрипторах Национальной и отраслевой рамок.

Для оценки и аккредитации образовательных программ важно не только определить степень соответствия указанных в программах результатов дескрипторам Национальной и (или) отраслевой рамок, но и разработать критерии, направленные на оценку условий реализации программы и самого образовательного процесса. В этом отношении на общеевропейском уровне параллельно с разработкой по инициативе Европарламента и Еврокомиссии Европейской рамки квалификаций велась работа по созданию стандартов качества Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования ENQA. Эти два процесса, несомненно, взаимосвязаны. Их объединяют общие принципы: акцент на принципе непрерывного образования (Lifelong Learning), разработка механизмов признания неформального образования и обучения, распространение подхода результатов обучения при описании целей/результатов образования (обучения), значимых для сферы образования, и квалификации, значимой для сферы труда, требования независимости, объективности и прозрачности оценочных процедур, разработка соответствующих инструментов: профессиональных стандартов в сфере труда, компетентностно-ориентированных образовательных программ и оценочных средств в сфере образования.

В ноябре 2011 г. в Брюсселе Европейским фондом образования была организована международная конференция, посвященная проблеме внедрения механизмов использования национальных рамок квалификаций и достижению взаимопонимания между заинтересованными сторонами. В материалах конференции было отмечено следующее.

Процедуры независимой сертификации необходимы для создания условий разделения понятий «результаты обучения», «образовательные достижения обучающихся» и «квалификации». Часто представления учреждений

профессионального образования о результате обучения и представления организаций работодателей о квалификации работника существенно разнятся. Оценивание качества образования, сертификация квалификаций требуют построения независимой от обучающих (преподавателей и образовательных учреждений] системы и единых, объективно отражающих требования профессиональной деятельности критериев оценки (результатов обучения, описания требований к квалификации].

В международной практике понятие сертификации представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной] оценки квалификации работника.

Преимущество - возможность признания неформального образования (обучения], полученного на рабочем месте, в ежедневной жизни и т. д. Для этого требуется идентификация результатов и их оценка на основе определенных разработанных документов, затем валидация на соответствие квалификации или стандартам (профессиональным, образовательным] в специальной организации и наконец - сертификация полной квалификации или ее части.

Процедуры сертификации и ее субъекты становятся разнообразными (диверсикацион-ными] как оппозиция системе, когда все сертификационные процедуры были функционалом только одного ответственного органа. Но диверсификация требует пересмотра ролей и зон ответственности вовлеченных сторон. Требуется прозрачность соглашений среди тех, кто уполномочен выдавать сертификаты (министерства, школы, агентства, отраслевые компании] и кто контролирует процедуры сертификации.

В мае 2004 г. Европейским Советом был принят ряд общеевропейских принципов официального признания и сертификации неформального образования. Эти принципы используются странами Европы для национальных разработок. Четыре принципа официального признания неформального образования сводятся к следующему.

1. Процесс выявления всего спектра знаний, умений и опыта, имеющихся у человека, должен быть добровольным, а результаты такого признания должны принадлежать только одному человеку.

2. Заинтересованные лица и организации должны сформировать такие системы и подходы, которые включали бы в себя адекватные механизмы контроля качества и обеспечивали бы методическую помощь, консультирование и информирование о таких системах.

3. Доверие к процессу официального признания зависит от того, насколько обеспечены справедливость, прозрачность и контроль качества, а также от выбора надежных методик.

4. Доверие к системе и ее легитимность обеспечиваются участием соответствующих заинтересованных лиц и организаций, недопущением конфликта интересов и установлением четких профессиональных стандартов для лиц, проводящих процедуру официального признания.

Расширение и диверсификация политики содействия образованию (обучению] в течение всей жизни смещают акценты: вместо формирования и присвоения квалификаций путем формального образования на более гибкие траектории получения квалификаций с учетом неформального и информального образования.

Интересен опыт Австралии и Новой Зеландии, где национальные рамки квалификаций стали реальной основой всей национальной системы квалификаций и позволяют обеспечивать гарантии качества образования и квалификаций со стороны государства; проводить систематический мониторинг потребностей рынка труда; управлять рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности.

В перечне Новой Зеландии предусматривается указание статуса квалификации: актуальная (действующая], действующая с ограничением и устаревшая (недействующая]. Актуальная - по ней идет подготовка, и она активно используется на рынке труда. Действующая с ограничением - подготовка по ней осуществляется только для тех, кто уже поступил на соответствующие программы, как только все они завершат обучение, квалификация будет устаревшей, больше на подготовку по ней набор не ведется. Устаревшая - означает, что подготовка по квалификации уже не ведется, но она еще используется на рынке труда в некоторых случаях.

Помимо дескрипторов в НРК Австралии и Новой Зеландии по каждому квалификационному уровню дается диапазон количества зачетных единиц, необходимых для достижения данного уровня, плюс указывается, сколько зачетных единиц из общего числа должны быть именно этого уровня, а сколько может быть других уровней (как правило, ниже, но может быть и выше].

Понятие «количество» (или «объем»] обучения используется в национальной системе квалификаций в двух направлениях (смыслах]. Первое: в самом общем смысле эквивалентом квалификации является количество времени

(в часах), которое необходимо для обучения на соискание определенной квалификации. Второе: система зачетных единиц, где единица обучения (модуль - unit), как правило, включает такой объем обучения, который необходим для достижения результатов по модулю. В этом случае объем обучения, как правило, описывается как номинальное или среднее время для учащегося, требующееся для достижения результатов обучения. Важно отметить, что условное время обучения не то же самое, что реально потраченное.

Условное время обучения может включать в себя:

Посещение лекций, консультаций, тренингов, обучение «онлайн» (очное);

Самостоятельную работу студента;

Применение и совершенствование умений и знаний (практику);

Подготовку контрольных работ, их оценку и «получение обратной связи».

Время, затраченное на это, не единственный показатель обучения. Например, студенты, которые проходят процедуру признания предшествующего обучения (RPL), получают признание зачетных единиц независимо от времени, затраченного на обучение (важно проверить, что они знают и умеют). Зачетные единицы основаны на достижении определенных результатов обучения и оцениваются независимо от места обучения или педагогических технологий. Квалификации и курсы почти всегда предоставляются на основе условного учебного времени, и основной целью системы признания и переноса зачетных единиц, а также признания предшествующего обучения (RPL) является уменьшение времени формального обучения. Объем является общим параметром в национальных рамках квалификаций и необходим, если требуется последовательная (системная) и прозрачная основа для признания, в частности признания зачетных единиц различных секторов (уровней, ступеней образования). Это особенно важно по отношению к зачетным единицам, общим для разных квалификаций в целях сокращения времени, затраченного на обучение (освоение) образовательных программ и квалификаций.

Австралия стала инициатором разработки метарамки гарантии качества для стран-участниц Восточноазиатского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения. Концепция Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования состоит в следующем:

Способствовать внедрению и мониторингу состояния систем оценки качества профессионального образования стран-участниц;

Способствовать взаимодействию между странами-участницами;

Повысить прозрачность систем профессионального образования стран-участниц;

Способствовать улучшению и увеличению взаимодействия рынков труда стран-участниц;

Поддерживать инициативы в области профессионального образования восточноазиатского региона.

Основные направления управленческих решений внутри стран в связи с этим следующие:

Решение о самообследовании в отношении рамки;

Обеспечение демонстрации того, что система оценки качества профессионального образования страны соответствует принципам и критериям рамки и координируется агентством, утвержденном на правительственном уровне, обладающим собственным вебсайтом, на котором может быть представлен обзор состояния системы оценки качества профессионального образования и квалификаций страны, составленный внешними экспертами;

Обеспечение официального и публичного процесса соотнесения системы оценки качества профессионального образования страны относительно Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования.

Основные принципы, на которых строится рамка:

Ясность и отчетность;

Непрерывность совершенствования;

Гибкость и восприимчивость;

Сопоставимость.

Эта инициатива впервые предложила использовать национальные рамки квалификаций в целях обеспечения гарантии качества образования и признания квалификаций на национальном и международном уровнях. Описание требований к условиям получения квалификаций впервые было предложено сопоставить с квалификационными уровнями национальных рамок квалификаций и определить минимально необходимые условия для того или иного уровня.

Восточноазиатская рамка гарантии качества профессионального образования может стать основой международной системы сертификации и признания квалификаций, соотносимых со ступенями довузовского профессионального образования.

В качестве примера того, каким образом рамка квалификаций становится основой обновления всей системы квалификаций и инструментом сопряжения сфер труда и образования на всех стадиях работы от общего описания квалификационных уровней до проведения оценочных процедур, можно привести опыт Австралии.

Первая редакция Рамки квалификаций Австралии (РКА] вышла в 1995 г. Она представляла собой рамку, основанную на референтных (т. е. на наиболее значимых и распространенных] квалификациях, а практически - на документах об образовании (свидетельствах и дипломах]. В ней можно условно выделить 11 уровней, хотя в рамке не было четкого отне-

Школьное образование Профессиональное образование и обучение Высшее образование

Степень доктора

Степень магистра

Диплом об окончании

Свидетельство об окончании

Степень бакалавра

Диплом повышенного уровня Диплом повышенного уровня

Диплом Диплом

Полное среднее Свидетельство 4

Свидетельство об образовании Свидетельство 3

Свидетельство 2

Свидетельство 1

сения квалификаций к уровням, и «иерархия» квалификаций определялась с помощью самих квалификаций (свидетельств и дипломов), а не через дескрипторы уровней.

Помимо собственно рамки в РКА входили национальные руководства (рекомендации) по развитию национальных квалификаций разных типов (для старшей средней школы, для профессионального (довузовского) образования и обучения, для секторов высшей школы). Кроме того, существовали руководства (рекомендации) относительно накопления и переноса зачетных единиц, признания предшествующего обучения и образования; регистр (перечень) организаций, наделенных правительством полномочиями проводить аккредитацию; перечень образовательных учреждений, наделенных полномочиями присваивать квалификации; правительственная структура, обеспечивающая мониторинг внедрения РКА и формирующая предложения министрам, включая рекомендации по внесению изменений.

При использовании инфраструктуры системы образования возможно установить уровни, соотносимые с РКА. Однако в данную иерархию довольно сложно встроить краткосрочные программы и программы непрерывного профессионального обучения, разрабатываемые сферой труда. Такая рамка хороша при стабильной экономике и малых изменениях на рынке труда страны. Для сопоставления отечественных квалификаций с квалификациями других стран или для формирования системы признания квалификаций эмигрантов требуются дополнительные документы, в которых формулируются качественные характеристики квалификаций для всей страны.

В начале этого века австралийские власти инициировали внесение изменений в РКА. Эти изменения сводились к следующему. Создание десятиуровневой структуры с описанием результатов обучения (learning outcomes); обобщенные наборы типов квалификаций, распределенные по уровням; пересмотр описания каждого типа квалификаций в отношении результатов обучения; формирование обобщенных целей обучения для каждого типа квалификаций (аналог образовательных стандартов).

В июле 2011 г. была утверждена новая редакция РКА, которая уже представляет собой рамку, основанную на дескрипторах. В опубликованном стостраничном документе говорится, что РКА рассматривается как «инструмент национальной политики в области регулируемых квалификаций в системе образования

Австралии» . Вопросами возможности внесения изменений в РКА по мере накопления опыта ее использования и другими вопросами, возникающими в связи с рамкой, занимается Совет по управлению и мониторингу РКА при государственном совете по образованию и занятости. Это коллегиальный орган, в него входят представители сферы образования, организаций работодателей, профсоюзов, государственных структур и ведомств.

Помимо десятиуровневой рамки, в которой дается общее описание по параметрам знаний, умений и компетенций, в документ входит описание типов квалификаций по каждому уровню (указываются документы - сертификаты, дипломы), общие цели данного типа, объемы учебной нагрузки по годам, возможности зачета обучения на предыдущих уровнях. Далее дается спецификация типов квалификаций, которая подразумевает описание того, кто может быть «пользователем» квалификаций (кто может их реализовывать, так как собственно разработчики квалификаций и программ подготовки к ним и организации, проводящие обучение, могут быть разными); какие аккредитационные агентства, существующие на территории страны, могут заниматься оцениванием программ, ведущих к этим квалификациям; кто может быть разработчиком квалификаций; каким образом проводится мониторинг квалификаций с целью выявления изменений в технологиях, оборудовании, использующихся в этих квалификациях, для внесения изменений к результатам обучения и к требованиям по реализации программ, ведущих к данным квалификациям, и к обучающим организациям.

Отдельными главами документа описаны принципы гарантии качества, построения образовательных траекторий, регистра квалификаций, построения системы дополнительного образования и переподготовки. Эти принципы соответствуют вышеописанным принципам, которые предлагаются в документах международных организаций в сфере образования и исследованиях, посвященных формированию новой культуры обучения. Организации, предоставляющие образовательные услуги, проводящие аккредитацию этих услуг и программ, разработчики программ, описаний квалификаций могут представлять как государственный, так и частный сектор, обязательно требование независимости и объективности оценочных и сертификационных процедур, обязательно соблюдение культуры подхода learning outcomes (результатов обучения). Кро-

ме того, предусмотрена обязательность обновления квалификаций, если хотя бы раз в пять лет зарегистрировавшая квалификацию организация не предоставит по определенным правилам составленное ее новое описание, квалификация считается устаревшей и удаляется из реестра квалификаций.

Таким образом, в документе представлены единые рамочные требования, касающиеся всех возможных участников процесса развития национальной системы квалификаций:

Результаты обучения каждого уровня и типа квалификаций;

Спецификация для аккредитационных процедур;

Требования к разработке квалификаций и ее обновлению;

Требования к регистру организаций, уполномоченных проводить аккредитацию;

Требования к регистру организаций, уполномоченных разрабатывать квалификации;

Требования относительно повышения квалификации или ее смены.

Для регистрации новой квалификации необходимо представить описание требований к результатам обучения, условиям реализации этого обучения, периодичности обновления описания квалификации (не реже одного раза в пять лет].

Такая система позволяет обеспечить гарантии качества со стороны государства, систематический мониторинг потребностей рынка труда, управление рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности. При этом сферы труда и образования практически едины в данных процессах.

1. Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148 н.

2. Bryan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe//Irish Bologna expert conference "National qualifications frameworks and the European overarching frameworks: Supporting lifelong learning in European education and training”.- Dublin, 2010. - 25 p.

3. Bologna process and EQF implementation. Development of qualifications Frameworks//Joint meeting of national correspondents (QF-EHEA) and national coordination points (EQF). - Strasbourg, 2010.

4. Referencing national qualifications levels to the EQF - discussion note. - EQF Advisory Group. - Leuven, 2010. - 53 p.

5. Australian Qualifications Framework. - Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment. - 2011. - 109 p.

6. Using learning outcomes - discussion note. - Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. - August, 2010. - 32 p.

УДК / uDC 377 Н. Л. Лабунская, Е. С. Мичурина

N. Labunskaya, E. Michurina

КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

квалифицированных рабочих в условиях реализации фгос

COMPLEX METHODICAL SuPPORT OF SKILLED WORKERS TRAINING IN TERMS Of IMPLEMENTATION Of Federal STANDARDS

В статье рассматриваются вопросы комплексно-методического обеспечения подготовки рабочих с учетом требований компетентностно-ориентированных образовательных стандартов.

In the article the questions of methodical provision of training taking into account the requirements of the competence-oriented educational standards.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть, деятельностный подход, электронный учебнометодический комплекс.

Keywords: educational and methodical provision of, the basic professional educational program, the variable part, the activity approach, electronic educational-methodical complex.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании рассматривается в педагогической науке в качестве приоритетной. Внедрение ФГОС, разработанных на модульно-компетентностной основе, кардинально поменяло подходы к проектированию

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

А.Л.САФОНОВ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

Термины, их определения и сокращения:

Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначения, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой

рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показатель профессиональной деятельности

Широта полномочий и ответственность

Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства

Сложность деятельности

Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития

Наукоемкость деятельности

Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в Приложении 1 .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационного уровня - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в Приложении 2 .

Приложение 1

ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Отрасль (область профессиональной деятельности) ___________

квалификационный уровень ______

Требования Национальной рамки квалификаций

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

< 1 > Указывается в формате "х.у", где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

< 2 > Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

< 3 > Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОРК

Виды работ

Основной результат

Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч. общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр.

Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности

Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК

Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК

Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней

На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК.

При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам

Квалификационные границы ОРК.

Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней

Конкретизация содержания дескрипторов ОРК

При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой.

Введение и описание дополнительных показателей

Уточненное содержание дескрипторов ОРК

Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК

Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК.

Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности.

Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации

Для каждого вида трудовой деятельности приводятся:

Квалификационный уровень (подуровень);

Описания дескрипторов;

Пути достижения квалификации

Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК

Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК

Сформированная ОРК

Согласование ОРК

Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей

Согласованная ОРК

В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы. А именно, процессы экономической унификации, больше известные как глобализация.

Наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение рабочих в рамках регионального, а тем более транснационального рынка. Следовательно, притормаживает и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала.

Но если экономические стандарты транснационального рынка внедряются достаточно оперативно, поскольку являются понятными и в целом общепризнанными - по крайней мере, в рамках регионального масштаба, - то стандарты в области образования в большей степени обладают национальной ориентированностью. Причина менее слабой мобильности образовательной сферы относительно экономической состоит в том, что она существеннее завязана на традиции и национальной ментальности. Таким образом, процесс унификации сферы образования на региональном уровне является долгим и требует поэтапности 1 .

Примером такой последовательности является опыт внедрения европейской рамки квалификаций (ЕРК), которая представляет собой обобщенную справочную рамку, позволяющую европейским странам связать свои национальные рамки квалификаций друг с другом. Практически ЕРК предстает перед нами в виде своеобразного инструмента перевода национальных квалификаций в более простой и понятный для восприятия национальными субъектами формат, стирающий национальную специфику, а значит, и национальные границы в области образования и, в конечном счете, профессиональной квалификации. Данное упрощение помогает обучающемуся и рабочему персоналу свободно перемещаться в рамках действия ЕРК: менять работу и образовательные учреждения, а образовательной системе в целом придает мобильность и гибкость. Поиск языка описания европейской системы квалификаций осуществлялся в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, а также на уровне национальных государств (например, Великобритании, Польши и других).

Следует заметить, что на современном этапе ЕРК не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Между тем в перспективе - по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на ЕРК ввиду усиления экономической интеграции - вопрос о создании модифицированной, расширенной ЕРК, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется. Рассмотрим, например, национальные рамки квалификаций России, Казахстана, Польши и Великобритании, при этом выделив их основные сходства и различия, сравнив основные пути достижения квалификационных уровней.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории страны.

НРК разработана на основании соглашения о взаимодействии Минобрнауки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем - по инициативе координационной комиссии, сформированной сторонами соглашения, - в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования 2 .

НРК является составной частью и основой разработки национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую, помимо нее, должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Рассмотрение проекта казахстанских квалификационных рамок показывает, что они позволяют гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня. Ранее в Республике Казахстан принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. Однако в связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны. Требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации: например, сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше, когда им приходилось довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским рамкам квалификаций, принятым Европейским парламентом и ЕС в 2008 году 3 . Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Как для России, так и для Казахстана интересен опыт Великобритании в реформировании системы профессионального образования, правительство которой поставило цель к 2020 году поднять страну в мировом рейтинге конкурентоспособности с 13-го на 8-е место. Для этого национальной идеей должен стать переход от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом, поскольку именно человек - «собственник» квалификации - становится ключевым фактором развития экономики знаний.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:

  • национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
  • сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
  • программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
  • национальная рамка квалификаций, состоящая из восьми уровней и описывающая все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
  • система оценки и признания результатов предыдущего образования;
  • сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.

В тех отраслях, где советы еще не созданы, эту деятельность берут на себя специальные рабочие группы по разработке стандартов (standards setting bodies). На сегодня в Великобритании действует 23 таких совета, охватывая 90 процентов национальной экономики.

Как правило, советы создают влиятельные объединения работодателей, пользующиеся авторитетом в своей области и имеющие возможности для проведения исследований и анализа проблем профессиональной подготовки, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики в области развития человеческого потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики в сфере управления человеческими ресурсами, эксперты из органов государственного управления, профессиональные союзы, образовательные учреждения. Советы активно взаимодействуют с органами управления на национальном и региональном уровнях. Подготовленные ими рекомендации используются при формировании государственной политики в области повышения качества рабочей силы.

Квалификационный регулятор (национальные квалификационные агентства) устанавливает требования к профессиональным квалификациям, производит аккредитацию органов присвоения квалификаций и мониторинг их деятельности, определяет критерии национальной рамки квалификаций и проверяет соответствие заявленных квалификаций (профессиональных стандартов) требованиям работодателей.

Органы по присвоению квалификаций (всего их насчитывается более 100) проводят экспертизу профессиональных квалификаций и аккредитацию квалификаций для национальной рамки.

Государственная комиссия по занятости и квалификациям формируется с участием организаций работодателей. Она координирует работу по исследованию, анализу и развитию профессиональных стандартов и квалификаций, лицензирует отраслевые советы по развитию отраслевых квалификаций, вырабатывает рекомендации по повышению уровня занятости, квалификациям и производительности.

Особое внимание уделяется оценке и квалификации конечных результатов обучения. Контроль этих результатов играет очень важную роль в системе обеспечения качества рабочей силы, поскольку от качества предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг зависит уровень их финансирования.

Система кредитов (единиц оценки полученной квалификации) позволяет фиксировать результаты обучения, которые регистрируются в специальных документах, и «накапливать» квалификации. За успехи в обучении (достижение конкретных результатов) учащимся присваивается определенное количество кредитов - как правило, по завершению определенного учебного блока. Рост квалификации отражается в накоплении кредитов, поскольку унифицированная система оценивания обеспечивает перенос кредитов между квалификациями и органами по присвоению.

Накопление и перевод кредитов регулируются правилами комбинирования квалификаций. Присвоенные кредиты признают все институции, а признание самих институций обеспечивается через процедуру аккредитации квалификационным регулятором, являющимся государственным органом.

Для разработки национальной структуры квалификаций министерством высшего образования Польши в 2006 году была создана рабочая группа в составе экспертов Болонского процесса, представителей государственной комиссии по аккредитации, главного совета по высшему образованию, парламента студентов. При подготовке национальной структуры квалификаций учитывалось, что каждый уровень квалификационной структуры должен максимально отражать квалификации, являющиеся частью структуры, с точки зрения объема проделанной работы, уровня, качества, результатов и направленности обучения.

В этой связи при подготовке проекта особое внимание обращалось на результаты обучения на том или ином уровне и направляется на получение:

  • всесторонней информации, касающейся компетенций выпускников в границах отдельных путей обучения;
  • информации, касающейся возможности продолжения обучения в течение всей жизни;
  • сравнимости результатов обучения (в отечественном и международном измерении);
  • определения стандартов обучения предложенных программ в опоре на результаты обучения 4 .

Группа совместно с заинтересованными структурами начала работу над такими вопросами, как стандарты профессиональной квалификации, стандарты обучения для докторантов, новые стандарты аккредитации учебных заведений, новые программные основы общего образования 5 .

Разработка национальной структуры квалификаций в странах ЕС продлится еще некоторый период, в течение которого предстоит, прежде всего, внести соответствующие изменения в национальные законы о высшем образовании, после чего проекты НРК будут представлены на обсуждение широкой академической общественности.

Принятие национальных структур квалификаций послужит важным средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка. Это согласование будет осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального взаимодействия высшего образования и рынка труда. Структура квалификаций и следование ей в практической деятельности позволит полнее реализовать четыре главные цели высшего образования: подготовку к рынку труда, подготовку к жизни активных граждан демократического государства и Европы, личное развитие, развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания современного высокотехнологичного общества.

  1. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие /О.Н. Олейникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
  3. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
  4. Chmielecka E. Europejskie Ramy Kwalifikacji // Forum akademickie, nr 1/2009.
  5. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.:Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

товку к учительской профессии получает в структурах, подобных нынешней системе повышения квалификации педагогических кадров, хотя и существенно обновленных.

В заключении выделим основные тенденции развития непрерывного педагогического образования в России, характерные для конца XX - начала XXI вв.: расширение структуры и усложнение содержания социального заказа, предъявляемого к педагогическому образованию со стороны образовательных структур; постепенный переход от «специализированной» модели подготовки учителей к «университетской» модели; снижение значимости

традиционного педагогического образования и одновременное повышение роли дополнительного педагогического образования и повышения квалификации учительских кадров; внутрирегиональная интеграция учреждений педагогического образования; рост противостояния личностно-ориентированной и традиционной «знаниевой» парадигм педагогического образования; усиление значимости блока психолого-педагогических дисциплин в структуре содержания педагогического образования; повышение уровня проблем, решение которых предусматривается в процессе развития педагогического образования

Литература

1. Лобанов И.В. Технологическое обеспечение трансляции инновационного продукта в образовании // Образование в XXI веке: эксперимент и инновации: Сб. науч.-практ. материалов / Сост. и науч. ред. А.С. Сиденко. М., 2004.

2. Коган Е.Л. Система повышения квалификации педагогов требует модернизации / Е. Калмыкова, 24 декабря 2003 // http://news.samaratoday.ru

3. Ушаков К.М. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. № 5.

4. Сергеев И.С. Основы теневой педагогики. Введение в педагогическую имитацию // Лицейское и гимназическое образование. 2001. № 4.

В.И. Блинов

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ И КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр профессионального образования ФГУ «Федеральный институт развития образования»

Во время совместного заседания комиссий Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации 29 мая 2006 года была вынесена резолюция, в которой, в частности, отмечалось, что ситуация в сфере развития профессионального образования сопровождается рядом тревожных тенденций. В числе наиболее серьезной была названа проблема общего упадка системы профессиональной подготовки кадров для рынка труда. Система имеет дефекты на всех уровнях - вузовской и прикладной науки, профтехобразования, школы. Для решения целого комплекса проблем нужна активная позиция, предполагающая всесторонний анализ ситуации и разработку на его основе практикоориентированной системы мер.

В первую очередь, по мнению участников встречи, необходимо учесть изменяющиеся требования рынка труда. Динамика рынка труда характеризуется изменением состава и разной востребованностью массовых специальностей и разворачивается на фоне сложнейшей демографической ситуации.

Разбалансировка потребностей рынка труда в новых экономических условиях требует осмысления, которое может быть эффективным только в том случае, если будет проводиться в диалоге работодателей с производителями образовательных услуг. Участники собрания отметили необходимость выработки конкретных инструментов участия бизнеса в развитии российской системы образования. Представители и эксперты Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации обращают внимание на необходимость первоочередного развития системы оценки квалификации участников рынка труда.

Задача состоит в построении современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. В качестве первого проекта нового поколения поддержано создание на базе Российского союза промышленников и предпринимателей Национального агентства развития

В.И. Блинов. Национальная рамка квалификаций и качество профессионального образования

квалификаций и центров оценки профессиональных компетенций. Их деятельность будет способствовать развитию гибкости рынка труда, улучшению связи квалификаций со знаниями и умениями работников. В перспективе создается возможность построения национальной системы квалификаций, включая оценку и сертификацию компетенций, квалификаций.

Одна из важнейших задач в сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования - укрепить налаживающийся диалог образовательного и бизнес сообществ. Диалог образования, бизнеса и общества сегодня закладывает основу для создания конкурентноспособной образовательной среды, которая позволит России укрепить национальный рынок трудовых ресурсов, и позволит партнерству профессионалов сотрудничать на благо страны.

Для того, чтобы такой диалог был конструктивен, а социальное взаимодействие - эффективным, необходимы особые инструменты, обеспечивающие приведение «к одному знаменателю» требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, специалисту разных уровней квалификации, профессиональному образованию, - со стороны работодателя и со стороны образования. Задача разработки таких инструментов является принципиально новой, а следовательно, и весьма сложной для отечественной науки и практики. Не секрет, что имеющиеся инструменты слабо отвечают обозначенному требованию. Так, образовательные стандарты профессионального образования далеко не всегда «прозрачны» и понятны для работодателя; в свою очередь, профессиональные стандарты или «непрозрачны» для системы образования, или вовсе отсутствуют.

Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в современной России, является Единая система квалификации Российской Федерации (ЕСК РФ), разработка которой ведётся по заказу Министерства образования и науки РФ Центром профессионального образования Федерального института развития образования.

ЕСК РФ является национальной квалификационной рамкой, или национальной системой квалификации Российской Федерации. Согласно принятому в Евросоюзе определению, национальная система квалификаций (National framework of qualifications) - это описание национальной системы образования, однозначно определяющее сущность и взаимосвязь всех уровней квалификации и иных возможных результатов обучения в единственной для данной страны схеме. Таким образом, ЕСК РФ является инструментом, позволяющим создавать и классифицировать квалификации на ос-

нове ряда критериев, сопоставимых с уровнем образования с учётом особенностей российского образования. Одновременно ЕСК РФ выступает главным инструментом, определяющим качество профессионального образования по уровням и в соответствии с требованиями современной экономики, являясь своего рода «стандартом стандартов», т.е., рамочным документом, в соответствие с которым должны быть приведены все Государственные образовательные стандарты профессионального образования - основные документы, определяющие качество профессионального образования по отдельным направлениям, специальностям, профессиям.

Таким образом, в обозримой перспективе именно ЕСК РФ призвана стать базой для разработки или модернизации целого ряда документов, определяющих развитие общего и профессионального образования и обучения. ЕСК РФ сопрягается с Общероссийским классификатором образовательных программ (ОКОП), Классификатором профессий и отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований ЕСК РФ. Это повлечет за собой модернизацию Государственных образовательных стандартов, Федеральных и отраслевых профессиональных стандартов. В результате ожидается существенное продвижение в плане приведения формата стандарта профессионального образования к новому, универсальному формату, который должен быть одинаково понятен как для сферы образования и науки, так и для сферы экономики и производства, - и, в конечном счёте, должен сделать процесс подготовки специалиста более открытым и прозрачным для общества.

Поскольку основной задачей ЕСК РФ является сопряжение сферы труда и сферы образования, её построение осуществляется на основе компетент-ностного подхода. Это, как предполагается, должно позитивным образом повлиять на образовательные стандарты, программы обучения, систему работы преподавателей, привести к значительным изменениям, необходимым для повышения качества результатов образования, поскольку использование компетентностного подхода неизбежно требует смены характера содержания образования со зна-ниевого на деятельностный. Такое существенное изменение позволит:

Согласовать цели обучения на различных ступенях системы образования;

Подготовить обучающихся к сознательному и ответственному выбору траектории обучения в рамках стратегии «образование в течение всей жизни»;

Сформировать способность обучающихся ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни и рынка труда;

Обеспечить конкурентоспособность выпускников в условиях рыночной экономики;

Повысить мотивацию граждан к самообразованию и самосовершенствованию и укрепить представление о такой мотивации как о залоге успеха в жизни.

ЕСК РФ строится на основании принципов, свойственных рамочным структурам и других европейских стран: преемственности уровней и прозрачности квалификаций; иерархии квалификаций (уровней), связанных с инфраструктурой системы образования РФ; сопоставимости с Европейской системой квалификации.

Как показывает европейская практика, рамочные структуры квалификации имеют ряд преимуществ, поскольку они:

Помогают правительству сравнивать квалификации и устанавливать надежные стандарты;

Позволяют обеспечить мобильность (возможность переноса) квалификаций;

Обеспечивают ясность в отношении компетенций, умений и квалификаций, востребованных сферой труда;

Способствуют созданию механизмов обеспечения качества, например, в случае их использования для целей аккредитации;

Позволяют обеспечить эффективную работу обучающих структур путем предоставления единых, понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества;

Помогают работодателям посредством единых понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества и способов определения отличия национальных квалификаций от квалификаций, не имеющих этого статуса;

Помогают гражданам в описании широкого уровня их компетенции при найме на работу.

По своей структуре ЕСК РФ представляет собой основанную на дескрипторах (шаблонов описаний) рамку квалификаций, являющуюся инструментом развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученного обучения. Этот набор критериев заложен в содержание в виде дескрипторов квалификаций. За счет дескрипторов устанавливается преемственная связь между квалификациями различных уровней, существующих на разных ступенях системы образования.

Дескрипторы разработаны на основе общепринятых для них правил:

Дескриптор каждого уровня должен быть независимым от других дескрипторов, за исключением мест перехода на более высокий уровень, в этом случае дескриптор должен четко соотносится с дескрипторами верхнего и нижнего уровней;

Дескрипторы должны быть сформулированы в утвердительной форме;

Должны быть конкретными и ясными, без слов с абстрактным лексическим значением («узкий», «хороший», «приемлемый» и т.п.);

Не должны содержать профессиональных жаргонизмов, чтобы быть понятными для непрофессионала;

Должны быть сформулированы предельно коротко, чтобы обеспечить ясное понимание сути данного уровня.

В качестве терминов, определяющих содержание дескрипторов уровней, выделены: «применение умений», «применение знаний», «профессионально-личностные компетенции». При этом описание уровней квалификаций строится как описание собственно деятельности, а не качеств человека. Именно в силу этого на первое место в системе дескрипторов предлагается поставить графу «применение умений», как доминантную характеристику деятельности. В формулировках дескрипторов на первое место выходит описание самой деятельности как процесса, поэтому в соответствии с особенностями русского языка дескрипторы прописаны с помощью отглагольных существительных, наилучшим образом характеризующих именно понятие «процесс», «деятельность».

Для составления дескрипторов были предварительно выделены 10 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека: работа с информацией, рефлексия, познание и умение учиться, деловое общение, ответственность, мотивация, целеполагание, самостоятельность, умение учить, широта видения. Развитие перечисленных показателей от уровня к уровню образования и составляет основное содержание дескрипторов.

Таким образом, предлагаемая структура ЕСК РФ представляет собой двухмерную матрицу, составленную в координатах «Уровень образования» (1-9) - «Дескрипторы по основным результатам образования» (применение знаний, применение умений, профессионально-личностные компетенции»). При этом каждый уровень образования соответствует, с одной стороны, Европейской системе квалификации, с другой - той или иной ступени системы непрерывного образования РФ (1, 2 и 3 -начальное, основное и полное среднее образование; 4 и 5 - начальное и среднее профессиональное образование; 6 - бакалавриат; 7 - магистратура; 8 и 9 - две ступени послевузовского образования). Это отвечает инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании», способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает ЕСК РФ национальный характер.

По окончании каждого уровня образования выпускник получает диплом или свидетельство о квалификации. Однако система дипломов и свидетельств не закрывает перед гражданами России воз-

Н.П. Гальцова, Т.И. Мезенцева, И.А. Швадленко. Использование электронных..

можности строить иные траектории обучения. Предполагается, что разработка ЕСК РФ будет продолжена на отраслевом уровне. Таким образом, специалисты по отдельным отраслям, учитывая специфику входящих в отрасли профессий, смогут разработать свои отраслевые системы квалификаций с учетом ЕСК РФ, где будет четко определяться, какие компетенции, степень их развития могут считаться соответствующими определенному уровню квалификации. Подразумевается, что достаточно высокие уровни квалификации могут быть достигнуты гражданами не только на основании полученного образования, но и на основании практического опыта, саморазвития и самосовершенствования. Решением экспертной комиссии им может быть присвоена соответствующая квалификация. Очевидно, это также потребует разработки законодательной базы и новых образцов дипломов и свидетельств, соответствующих индивидуальной траектории обучения.

Как видим, роль ЕСК отнюдь не сводится к решению чисто ведомственных задач системы образования. Напротив, разработка ЕСК РФ обеспечивает возможность системных реформ и связь с другими

сферами национальной политики. Таким образом, на основе ЕСК РФ могут быть в обозримой перспективе решены многие задачи образовательной политики:

Установление национальных стандартов знаний, умений и широких компетенций;

Совершенствование качества образования и обучения;

Организация системы координации и сопоставимости квалификаций путем установления связей между различными квалификациями;

Обеспечение гарантированной возможности осуществлять принцип «обучение в течение всей жизни» любому гражданину РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Способствовать инвестиционной привлекательности системы образования для социальных партнеров;

Обеспечить конкурентоспособность и мобильность выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда;

Служить основой интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Н.П. Гальцова*, Т.И. Мезенцева**, И.А. Швадленко*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

* Томский государственный педагогический университет

** Томский политехнический университет

Одной из главных задач высшего образования в России является вовлечение талантливой молодежи в научно-педагогическую деятельность, формирование высококвалифицированных специалистов со знанием иностранных языков, а также всемерное содействие укреплению кафедр и научных лабораторий, вокруг которых обычно формируются научные школы. Перед российским образованием открываются огромные перспективы в расширении академической мобильности студентов, аспирантов, преподавательского корпуса, научной общественности с целью обучения, обмена опытом, установления меж-культурных и научных контактов. Эти процессы, с одной стороны, означают укрепление отношений с другими европейскими странами, с другой - позволяют совместно создавать условия для развития как общества в целом, так и отдельной личности.

В связи с концепцией модернизации российского образования, автоматизацией и информатизацией высшего образования реализация идеи формирования единой информационно-образовательной среды осуществляется через создание условий для про-

фессионального образования студентов, аспирантов, молодых ученых и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Активизации и укреплению этих тенденций способствует внедрение и применение в образовательных структурах новых технологий, сопровождающихся радикальными изменениями в педагогических приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в методологии современного образования.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая современная образовательная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые оказывают воздействие на развитие всей педагогической системы в целом и значительно влияют на характер преподавательской деятельности, способствуют технологические инновации.

Компьютерные системы и сети радикальным образом изменили способы доступа к информации и

18 июля 2018 года состоялось экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) рабочей группы по вопросам создания и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности.

В 2018 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям (СПК) решается задача отработки механизмов систематизации квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли (секторе) экономики и на национальном уровне в целом. Для этого потребуется единый инструментарий разработки рамок квалификации. Национальным агентством была разработана концепция и дан старт разработки информационного ресурса. Создаваемый ресурс сможет обеспечить визуализацию структурированных данных о квалификациях, автоматизацию процессов разработки проектов квалификаций и управления ими, выработки предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, формировать профили квалификаций для конкретных инвестиционных проектов. Информационный ресурс также будет работать в режиме конструктора квалификаций, формирования диаграмм карьерных (образовательных) траекторий, перечней квалификаций и компетенций, результатов освоения образовательных программ. Тем самым этот информационный ресурс обеспечит перевод управления квалификациями в цифровой формат.

С приветственным словом к членам новой рабочей группы обратилась Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства. О задачах реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности рассказали Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства, Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.

Вице-президент РСПП по вопросам информационных и коммуникационных технологий Сергей Мытенков выступил с сообщением о разработке информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций». Он отметил: «Цель проекта – это цифровизация и упрощение работы с документами национальной системы квалификаций, перевод их в электронный вид, который будет намного удобнее. Также хотел отметить, что мы в настоящий момент поработали над дизайном, загрузили справочники, движемся по графику и не планируем никаких задержек и отклонений».

Представители СПК агропромышленного комплекса, СПК в наноиндустрии, СПК в сфере атомной энергии, СПК в области управления персоналом, СПК в машиностроении, СПК в отрасли судостроения и морской техники, СПК в области ракетной техники и космической деятельности, СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве обсудили предлагаемые подходы к формированию отраслевых рамок квалификаций, а также промежуточные результаты разработки проектов рамок квалификаций, в том числе межотраслевых.

В ходе обсуждения Алла Факторович уточнила: «…В процессе предварительной работы мы договорились о новом подходе к разработке инструментария, о том, что это будет информационная система, которая позволит не только каталогизировать квалификации, но и работать с ними, создавать различные «пакеты» квалификации, не только отраслевого, но и межотраслевого характера, вырабатывать общие требования к сквозным квалификациям, проводить статистический анализ, сопоставительные исследования и увязывать систему квалификаций с системой подготовки кадров, давая внятные и, в том числе, опережающие запросы системе образования, выстраивая карьерные и образовательные траектории. Мы мыслим этот ресурс как ресурс проницаемый для разных отраслевых сегментов с тем, чтобы можно было его использовать как конструктор квалификаций, поскольку по ряду бизнес-процессов, по ряду инновационных проектов возникает необходимость сборки квалификаций из разных отраслей».

Развивая тему о принципах классификации квалификаций, Алексей Перевертайло, руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства в своем выступлении подчеркнул: ««Важно сохранить маркирование ВПД (вида профессиональной деятельности) по этапам жизненного цикла продукции. Не соотнося ВПД с основными бизнес-процессами, мы не будем знать сколько профессиональных стандартов нужно, сколько нужно квалификаций. Мы не будем знать, какие профстандарты и квалификации пересекаются из уже созданных, какие претендуют на роль сквозных. Это очень важно. Нужно технологически предусмотреть в конструкторе также сложные квалификации, когда квалификация «набирается» из разных трудовых функций разных ВПД».

Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России в ходе дискуссии обозначила ряд вопросов: «Во-первых, говоря о жизненном цикле продукта, необходимо определить, что понимается по терминов «продукт». Во-вторых, для формирования отраслевой рамки квалификаций необходима классификация ВПД».

Также она обратила внимание собравшихся на важный момент: «…Когда мы говорим с вами о сквозных квалификациях, мы должны понимать, какие квалификации мы будем выделять, в каких областях деятельности они будут действовать. Предположим, маркетолог в сфере сельского хозяйства, маркетолог в сфере железнодорожного транспорта или еще какой-то другой отрасли – это разные маркетологи? Как будут признаваться «отраслевые» свидетельства о квалификации в других отраслях? Этот вопрос надо решать сейчас. Окажется, что выдано свидетельств для конкретных маркетологов достаточно много, но как их сопоставлять с друг другом - не понятно».

Практическая отработка IT-инструментария представителями СПК стартует с сентября 2018 года.

Работа и образование