Сравнение флотов россии и сша. Кто сильнее: весь флот России против авианосца США Стратегический ядерный компонент

Несмотря на некоторый рост в военном судостроении, обозначившемся после 2015 г., Россия пока так и не достигла уровня 2007-го, когда боевые возможности ВМФ РФ составляли 65% от американских. По данным военно-морского портала Mil.Press FLOT, за прошедший год эта цифра составила лишь 47%. Это больше, чем в 2016 и 2015 гг. (45 и 44% соответственно), но все равно статистика оставляет желать лучшего.

Этот показатель не отвечает на вопрос, кто победит в войне, так как с появлением ядерного оружия все стало намного сложнее. Однако цифры позволяют сравнить флоты двух сверхдержав и динамику роста.

В 2017 г. российские моряки получили только два больших боевых корабля – фрегат "Адмирал Макаров" проекта 11356 и корвет "Совершенный".

Корвет "Совершенный". Фото: mil.ru

По идее, на подходе фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков", который проходит государственные испытания. Но эксперты не берутся прогнозировать, когда корабль передадут ВМФ РФ. Слишком часто переносились сроки.

С кораблем той же серии "Адмиралом Головко" проблема еще серьезнее. Фрегат так и не получил двигатели, которые ранее поставлял украинский "Зоря-Машпроект".

Аналогичная ситуация сложилась с тремя фрегатами проекта 11356. Альтернативное производство турбин в Рыбинске еще не налажено. И корабли введут в строй в лучшем случае в 2020-2021 годах. Также неясна судьба большого десантного корабля "Иван Грен" – его тоже планировали передать флоту в прошлом году, но этого не произошло.

Десантный корабль "Иван Грен". Фото: mil.ru

Общую ситуацию немного поправили вернувшиеся из ремонтных доков атомные ракетоносцы "Рязань" и "Тула". Но эти хорошие подводные лодки 1980-х гг. не могут дублировать новые субмарины "Борей", которые должны составить основу стратегического флота.


В то же самое время американские моряки за прошедший год получили новый авианосец "Джеральд Форд", два ракетных эсминца класса "Арли Берк", две многоцелевые подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Кроме того, испытания проходит второй эсминец-невидимка класса "Замволт" "Майкл Монсур", правда, дата его передачи ВМС США пока неизвестна.

Эсминец "Арли Берк". Фото: wikipedia.org

Зато абсолютно точно в этом году американцы получат три эсминца "Арли Берк", две подлодки класса "Вирджиния", десантный корабль класса "Сан-Антонио" и три LCS.


Россия могла бы существенно поправить ситуацию теми самыми "Мистралями", которые из-за санкций так и не достались ВМФ РФ. Теперь корабли придется либо закупать, например, у Китая, либо строить с нуля, что очень непросто.

Корабль прибрежной зоны LCS 2. Фото: GLOBAL LOOK press/Deven Leigh Ellis

Тем не менее Минобороны РФ медленно, но верно обновляет флот. От строительства нового авианосца пока решено отказаться по финансовым причинам. А все силы и средства сейчас брошены на новые подлодки и фрегаты, которые необходимо достроить любой ценой. Кроме того, не стоит забывать про модернизацию тяжелых атомных крейсеров "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", на которые планируется поставить самое современное вооружение.

Нам, помимо горькой правды, нужны и позитивные примеры, и они у нас есть.

Как бы много проблем с российским военно-морским строительством ни становилось известно, всегда стоит помнить главное: ВМФ жизненно необходим для того, чтобы Россия могла вести хоть какую-то политику в мире. Нет флота – нет политики, нет возможности добиваться реализации интересов государства где бы то ни было.

Совсем недавнее прошлое, настолько недавнее, что оно перетекает в настоящее, даёт нам пример того, как ВМФ России, при всех его проблемах, по факту отстоял российские внешнеполитические интересы, сыграв просто-напросто стратегическую роль не только в российской внешней политике, но и, похоже, в новейшей в целом.

Речь идёт о том, какую роль ВМФ сыграл в эпохальном событии последних лет – войне в Сирии.

Неважно, кто и что об этом думает, но если бы не ВМФ, то Сирии не было бы сейчас как таковой. Не было бы нашей базы в Тартусе, базы в Хмеймиме, Башара Асада, христианской общины, сохранившей арамейский язык, на котором в тех краях говорили ещё во времена Иисуса, женщин, позволяющих себе ходить с открытыми лицами по улице, тысячелетних памятников культуры – ничего бы уже не было.

Начало противостояния

Сейчас уже мало кто помнит, с чего всё начиналось. Стоит освежить память.

В четверг российская новостная служба «Интерфакс», цитируя анонимные источники в Министерстве обороны страны, сообщила, что российские боевые корабли покидают порты в Европе и Арктике, чтобы прибыть в восточную часть Средиземного моря, и что часть из них местом назначения имеет порт Тартус в Сирии. Одиннадцать кораблей, включая пять больших десантных транспорта, четыре из которых способны нести 200 солдат и по десять танков, а пятый – вдвое больше, осуществят переход из Арктики, Балтийского и Чёрного морей для проведения учений в Атлантике и Средиземном море. Российские новостные агентства заявляют, что один из эсминцев, «Сметливый» из состава Черноморского флота, достигнет Тартуса в течение трёх дней. Два больших транспорта, «Николай Фильченков» и «Цезарь Кунников» (последний участвовал в войне с Грузией 2008-го года), также ожидаются из Чёрного моря, хотя неизвестно, будут ли они заходить в Сирию…

При участии американских спецслужб в районе нефтяного поля «Аль-Джафра» близ военной базы США в провинции Дейр-эз-Зор готовится новая провокация с якобы применением химоружия, сообщил информированный источник, связанный с сирийскими специальными службами. «Спецслужбы США на территории Сирии планируют провокации с использованием запрещенных веществ», – сообщил источник РИА «Новости». По его данным, руководит операцией бывший боевик террористической группировки «Исламское государство» [запрещено в РФ] Мишан Идриз Аль Хамаш.

Таких новостей потом было немало, Минобороны отслеживало и доставку боевых отравляющих веществ в Сирию, и подготовку, как террористов, так и их хозяев - американцев к новой провокации, которая по их мнению должна была быть настолько же удачной, как и предыдущая. Поставить на место этих русских, сорвать их планы, не дать им заключать союзы – кому нужен такой союзник, за союз с которым на голову падают «Томагавки»? Но в этот раз не получилось.

С августа 2018-го, когда в Вашингтоне уже вовсю ходили слухи о новом готовящемся ударе по Сирии, Россия начала развёртывание в Средиземном море морской группировки такой силы, которой там не было уже очень давно.

В Средиземное море были направлены: РКР «Маршал Устинов», БПК «Североморск», фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», СКР «Пытливый», три МРК с ракетами «Калибр», способные от сирийского берега достать почти любую цель в Средиземном море, две дизельных подлодки.


"Маршал Устинов" и "Североморск" идут в Средиземное море

Самолёты ВКС с авиабазы Хмеймим начали осуществлять демонстративные пролёты над кораблями Франции с подвешенными противокорабельными ракетами, а на саму базу Хмеймим перелетели Су-30СМ морской авиации.

С конца августа группировка начала учения, а авиация выполнила показательное потопление ракетным ударом остова старого сирийского СКР.


Удар ракет Х-35, по старому СКР проекта 159

И всё заглохло. Не произошло провокации с химическим оружием, не произошло никакого удара по Сирии. Никогда больше не произошло.

Можно соглашаться с ролью флота, а можно её оспаривать, но факт налицо: нет группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря – есть американские ракетные удары. Есть такая группировка – нет никаких ударов, и даже намёков на них нет, причём при видимом желании противника их нанести.

Надо признать, боевой состав группировки был далёк от сбалансированного, так явным «слабым местом» была её противолодочная оборона, способность маломореходных МРК класса «Буян-М» маневрировать совместно с остальной эскадрой на большой скорости (если бы это понадобилось) была «под вопросом», но как демонстрация силы, операция вполне удалась, и затухание темы с новой атакой по Сирии тому явное доказательство.

Выводы

В ходе идущей в Сирийской Арабской Республике гражданской войны и инспирированной США и их союзниками международной террористической интервенции в эту страну ВМФ России сыграл решающую роль в недопущении поражения сирийского правительства. ВМФ не допустил ракетного удара по сирийской армии в критические моменты 2013 года, обеспечивал всё необходимое время воинские перевозки, наносил показательные, очень важные с политической точки зрения ракетные удары с большого расстояния, и в конце концов пресёк очередной готовившийся ракетный удар по Сирии со стороны США.

При этом очевидным фактом является то, что при наличии в регионе значимого количества боевых кораблей РФ, особенно ракетных крейсеров, США и их союзники ведут себя очень сдержанно и не проводят никаких провокаций.

Таким образом, ВМФ России оказался жизненно необходимым инструментом как для спасения Сирийской Арабской Республики, так и для снабжения её вооружённых сил, без которого эта страна уже погибла бы на данный момент.

События вокруг Сирии в 2012-2018 годах предельно ясно показывают то, какую роль играет ВМФ во внешней политике страны.

Они также показывают то, что никакие прибрежные силы, никакой москитный флот такую же роль сыграть просто не способен: американцы явным образом поджимают хвост только тогда, когда в регионе одновременно есть БПК, которых их подводники побаиваются до сих пор, и ракетный крейсер. Присутствие одних фрегатов, пусть и способных наносить по берегу удары крылатыми ракетами «Калибр», их не останавливает. Также НАТО болезненно реагирует на вооружённую противокорабельными ракетами авиацию.

Да, состав группировок ВМФ был не идеален – и из-за МРК, и из-за требующих срочной модернизации тральщиков, из-за недостаточной противолодочной обороны, да и численность иногда могла бы быть побольше, но даже в таком виде ВМФ свои задачи в сирийской войне выполнил более чем полностью. И морской авиации не помешали бы и «Ониксы» воздушного базирования, и побольше современных противолодочных самолётов. Но после потопления корабля-мишени противник и без этого притих.

И это вполне себе доказательство нужности для России как океанского флота (крейсеры и БПК приходили с других океанов), так и морской авиации, в том числе ударной (штурмовой). Хотелось бы, конечно, чтобы и в случае «срыва» ситуации от демонстрации силы к реальному боестолкновению нам всегда и во всех случаях было бы что «выложить на стол». В принципе, это решаемо.

В будущем, если У России будет своя независимая политика в мире, то должен быть и соответствующий этой политике флот.

И что бы там ни было с ним сейчас, нам всем стоит верить в то, что он у неё будет, и активно этого добиваться, не поддаваясь ни «головокружению от успехов», ни призывам уйти «под берег», ограничиваясь ракетными катерами и береговыми ракетными комплексами.

И тогда всё у нас получится.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2020 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2020 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» – 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» – 1;
  • миноносцы эскадры УРО – 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» – 22;
  • патрульные и иные суда – 31;
  • подводные лодки – 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск – более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года – 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет – еще более 100. Приоритетное направление – подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка “Дмитрий Донской” – крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ – нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа “Ширануи”

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск – обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец – 1;
  • дизельные подводные лодки – 13;
  • фрегаты – 14;
  • легкий авианосец – 1;
  • эсминцы – 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск – 58350 человек.

Новый индийский корвет “Килтан”

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ – адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу – Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

“Петр Великий” на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы – торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ – «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача – защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Флагманский корабль “Москва” в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность – 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача – обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Ракетный крейсер “Варяг” в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий – адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец “Настойчивый”

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние – это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман – миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия – одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре – удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

Выводы

  1. Самый большой флот мира принадлежит США. Он оснащен 289 единицами морской техники, а также авиационными группами. В пятерке лучших также корабельные силы Китая, России, Японии и Индии.
  2. Крупнейшее объединение военно-морских сил РФ – Северный флот.
  3. Самый большой торговый флот в мире имеют Панама, Либерия и Китай.

На фото изображена Авианосная ударная группа ВМС США, на данный момент это самый действенный в мире, после ядерного оружия, инструмент устрашения. Однажды, ещё будучи министром обороны США, Леон Эдвард Панетта, заявил: «Любой пятиклассник знает, что АУГ США не может уничтожить ни одна из существующих держав мира»

Постойте! А как же Россия! Лично мне всегда и везде говорили, что российская армия может расправиться с ВМФ США - как нибудь, но сможет. Более продвинутые в этом вопросе заявляли: ну со всем флотом может и нет, даже возможно и авианосное соединение - не одолеем, а вот одну АУГ точно сможем на дно отправить. Ну и совсем немногие все таки соглашались с американцами в их браваде.

Кстати, фото части авианосного соединения:

Давайте разберемся в этом вопросе (интересно ведь - правда).

Сразу скажу, что не буду перегружать пост, цифрами и перечислениями, можно будет получить все данные и ТТХ с разных источников. Так же не буду уточнять до бесконечности. Т.е. рассчитываю на некоторую начитанность посетителей в этом вопросе, остальные, если что-то непонятно в названиях либо терминах, свободно могут почерпнуть определения через поисковик.

Начинаем:

Типичная АУГ США, представляет собой группировку состоящую из:

Флагманский авианесущий корабль группировки с ядерной ГЭУ типа «Нимитц» (либо «Энтерпрайз») с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). По обычной практике авианосец, как и полк палубной авиации группировки, представляют собой отдельные воинские части морской авиации и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S. Naval aviation Captain).

Дивизион ПВО группировки - 1-2 КР УРО типа «Тикондерога». В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входятПУ ЗРК «Standart» (SM-2, SM-3), и КР "Томагавк«морского базирования. Все ракетные крейсера типа «Тикондерога» оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы "Иджис«(AEGIS). Каждый из крейсеров дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain).

Дивизион ПЛО группировки - 3-4 ЭМ УРО типа «Арли Берк» с глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) с установками КР «Томагавк» на борту. Командиром дивизиона ПЛО является офицер ВМС в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain), в то время как каждый из эсминцев дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана второго ранга (U.S. Navy Сommander).

Дивизион многоцелевых ПЛА - 1-2 ПЛ типа «Лос-Анджелес с торпедным вооружением и КР «Томагавк» (со стартом через ТА лодки) на борту с задачами как ПЛО группировки, так и ударов по береговым (надводным) целям.

Дивизион судов снабжения - 1-2 транспорта типа «Сэплай», транспорты для боеприпасов, танкеры, другие вспомогательные корабли

ОАП ВМС - до 60 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др. ОАП ВМС является отдельной воинской частью авиации ВМС США. ОАП ВМС, также, как и АВМА, находится под командованием офицера авиации ВМС в чинекапитана первого ранга либо офицера авиации КМП США в чине полковника (USMC Сolonel).
Для справки:

Так что же мы можем противопоставить столь впечатляющей мощи. К сожалению у России нет ресурсов для того, чтобы тягаться с США на равных по количеству кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", который можно квалифицировать как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся «сушкам» добавили два МиГа. По кораблям сопровождения так же ситуация не лучшая.

Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях нужен асимметричный ответ. Так какой же он?

Вооруженные силы России видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда непосредственно к кораблям АУГ.

Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:

1. Ракетный крейсер проекта 1164:

2. Подводная лодка проекта 949А «Антей»

3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144

4. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Обратите внимание, что на палубе «Кузнецова» находятся все самолеты, которые есть в наличии, хотя по плану он должен выглядеть не менее наполненным, чем американские авианосцы, хоть он и меньше - сравниваем:

Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.

Так как АУГ США имеет серьезную систему ПРО и ПВО, и естественно - мощный авиационный кулак, то главные характеристики для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.

Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность, и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:

К сожалению, возможности российских кораблей в вопросе обнаружения ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.

Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого - нет. В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.

Поэтому АУГ увидит наши корабли задолго до того, как сама будет обнаружена. Группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye, мы будем атакованы 48 самолетами, из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

Журнал