Петрушка на ярмарке кукольное представление сценарий. Сценарий игровой – развлекательной программы для детей младшего школьного возраста

Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД»

Работа с родителями.

Домашний театр: «Ярмарка».

Сценарий развлечения разработан коллективом подготовительной логопедической группы № 10:

Учитель – логопед: Маханева Ольга Германовна

Воспитатели: Васильева Валентина Ивановна, Галстян Тамара Григорьевна

Цели:

  1. Приобщать детей к драматическому искусству.
  2. Познакомить с одним из видов театрализованной деятельности – домашним театром.
  3. Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Прививать любовь к русскому народному творчеству.
  2. Закреплять знания о видах театра.
  3. Развивать творческие способности детей: Умение мимикой и жестами передавать образ героя. Четкость дикции, интонационную выразительность. Умение перевоплощаться, импровизировать. Музыкальный слух, темпо – ритмическое восприятие.
  4. Продолжать учить играть на детских музыкальных инструментах.
  5. Развивать положительный эмоциональный настрой, используя прием совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.
  6. Воспитывать интерес к творческим проявлениям сверстников и взрослых.

Оборудование:

  1. Перчаточные куклы: мальчик, девочка, заяц, мишка, цыган, декорации к спектаклю кукольного театра.
  2. Декорации – оформление зала по теме «Ярмарка».
  3. Творческие работы детей с использованием техник русского, прикладного искусства.
  4. Детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен, ложки.
  5. Призы – отгадки к загадкам коробейника.
  6. Театр стульев: Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка (медведи); Машенька. Маски – шапочки к ним.
  7. Народные костюмы для детей и взрослых.
  8. Корзинка, платок, рукавицы, петушок на палочке, золотые орехи.
  9. Обруч, ленты для игры «Карусель».
  10. Ярмарочные угощения (сушки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тихая музыка. Дети входят в зал, садятся на стулья. Стулья расставлены полукругом, лицом к сцене.

Ведущая. Добрый вечер дорогие гости – ребята, мамы, папы, коллеги. Давайте сегодня поговорим о театре.
Один актер сказал: «Идите в театр, смотрите, театр, любите театр».
Ребята, а вы знаете, что такое театр? (ответы детей: «Театр это место, где можно увидеть игру актеров, представление, спектакль).

Ведущая. Существует много разных видов театра: в одних выступают взрослые актеры – это их профессия; в других, в свободное от учебы время играют дети. Актерами могут быть животные (как называется такой театр – цирк), куклы (это – кукольный театр).

Но самый необычный, самый увлекательный театр – домашний. Актерами в нем могут быть и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки, и дети, и даже домашние любимцы. В этом театра можно разыгрывать самые невероятные спектакли.

Сегодня вместе собрались и дети, и родители, и воспитатели – получилась большая, дружная семья. Давайте попробуем поиграть в домашний театр. (да)

А отправимся мы на ярмарку.

1 скоморох:

Здравствуйте, ребята дорогие

Маленькие и большие.

2 скоморох:

Здравствуйте, гости,

Милости просим.

3 скоморох:

Ярмарку открываем,

Веселье шумное начинаем.

4 скоморох:

Открывай скорей базар,

Везут сказочный товар.

Разливайте квас и мед,

Веселись честной народ.

Инсценировка «Кума».

1 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была.

1 кума: С ярмаркой поздравляю!

2 кума: Петуха купила.

1 кума: Ты что кума, глуха?

2 кума: Хочу жареного петуха.

Расходятся, 1 кума уходит.

3 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была!

3 кума: Никак ты, кума, глуха! Ну прощай, кума.

2 кума: Пять рублей отдала!

Расходятся, 3 кума уходит.

4 кума: Добрый день, кума, послушай!

2 кума: Муженьку несу покушать!

4 кума: Эй, кума, ты что глуха?

2 кума: Жареного петуха!

Расходятся, уходят. Появляется коробейники.

1 коробейник.:

Покупатель, заходи,

На товары погляди.

Только рот не разевай,

А что мило, покупай.

Ведущая:

Пошла Маня на базар.

Принесла домой товар:

Маня:

Родной матушке – платок,

По середочке цветок.

Братцам – соколам

По козлиным сапогам.

Сестрицам – лебедицам

По новым рукавицам.

2 коробейник:

Вот какой у нас базар,

Бери глиняный товар.

Все горшочки хороши

Выбирай – ка для души.

3 коробейник :

А у меня петушок. Чудо – птица!

Сидит на высокой спице, охраняет границы.

Добрым – поможет,

А вредных в темечко клюнуть может!

4 коробейник:

А у меня товар чудесней всех:

С острова Буяна золотой орех.

Разгрызть не старайся,

А смотри и удивляйся!

Ведущая:

Очень много говорите,

Вы нам лучше спойте или спляшите!

Музыкант:

Где песня льется,

Там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную!

Ансамбль детских музыкальных инструментов исполняет песню «Во саду ли в огороде. (металлофон, ложки, треугольник, бубен)

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.

Второй раз проигрывают, девица приплясывает.

Выходит 5 коробейник (взрослый).

5 коробейник: (поет)

Ах, полным полна моя коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Покупайте люди добрые

Все от гвоздя до калача.

Продаю товары и конфетки не за монетки,

А загадываю загадки и жду вашей отгадки.

Загадывает загадки, отгадками на которые являются предметы -товары коробейника. За правильный ответ коробейник дарит предмет отгадку. (загадки в приложении).

Ведущая:

Все товары нам надоели,

Хочется покататься на карусели.

Кто лихих каруселей не боится,

Выходи - ка с нами прокатиться.

Проводится подвижная игра «Карусели»
Еле, еле, еле, еле, дети шагом идут по кругу.

Закружились карусели.

А потом, потом, потом, дети бегут по кругу.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, переходят на шаг.

Карусель остановите. дети останавливаются.

Ведущая :

Что за шум раздается?

По дороге телега, какая – то несется

Кто - то в гости на ярмарку едет,

Может это цыгане, наши соседи.

Под музыку, пританцовывая, выходит цыганка.

Цыганка:

Здравствуй, ярмарочный люд!

Что тут, развлечений ждут?

Цирк цыганский подойдет? (да).

Так смотри честной народ!

Табор наш стоит в лесу,

Видели вчера лису…

Из лесу на ярмарку пришли,

3 х медведей к вам на ярмарку привели.

Открывается ширма, скрывающая театр стульев.

Цыганка: (приглашает детей, называет их роли)

Михайло Потапович мишку зовут,

Грубо скажи нам, мишка: «Я тут».

Цыганка:

Мишка поменьше – Настасья Петровна,

Не маленький мишка и не огромный.

Повтори – ка за мной: «Кто тут сидит».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Маленький самый зовется Мишутка

«Детки на праздник в цирк к нам пришли».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Начинаем представленье

Всей ярмарке на удивленье

Прячется за стул, наряженный Машей.

Ведущая:

Маша в чаще заблудилась

К трем медведям в дом явились,

Цыганка: Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала…

Выходит из- за стула.

Цыганка: Что же на это сказали медведи?

Дети в масках – шапочках разыгрывают сценку из сказки (со стульями, с тарелками).

Ведущая: Что же ты нас цыганка обманываешь?

Медведи ведь у тебя не настоящие!

Цыганка: (испуганно)

Извините, мне пора.

Скорее в табор,

Всем пока…

Появляется ребенок – Петрушка.

Петрушка:

Тра – ля – ля! А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Надел шапку на макушку

Знаете кто я? (петрушка)

Угадали! Молодцы!

Я по свету шел да шел.

К вам на ярмарку зашел.

Я пришел не один, а со своими друзьями – куклами. Они вам покажут кукольный театр. Сказка называется «Доверчивый сторож».

Ведущая : Садитесь поудобнее, сказка начинается. (Разыгрывается сказка).

Ведущая: Ребята, вам понравилась сказка? Разрешите представить актеров нашего театра. (представляет).

Спасибо, тебе, Петрушка, за представленье!

Петрушка:

А у меня есть для вас и угощенье!

Петрушка угощает детей.

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Сценарий

(для школьников средних классов)

Составила: Веснина Марина Валентиновна

педагог-организатор

МКОУ «Новоозерская СОШ».

Ст.Озерки.2014г.

Пояснительная записка.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой ;

    Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

    Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, презентация “Русская ярмарка” , музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?

(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)

Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?

(ответы детей: Масленица,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)

- Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!

(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)

Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1 : - Острое слово любящих,

Скоморох 2 : - На дудках играющих.

Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Исполняется танец «Русская плясовая»

Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).

Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Скоморох 2 : - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.

Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.

Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем , неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .

Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.

Скоморох 1 : - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Скоморох 2 : - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.

Ведущий : - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.

Ведущий : - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?

(Зрители отвечают: “Да!”)

Ведущая : - Эй, зазывалы, собирайте народ!

Начинается театрализованное представление.

Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:

Эй, господа, пожалуйте сюда!

Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.

Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!

Дед-зазывала:

Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!

Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,

Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!

Обращается к Ведущему:

Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!

Ведущий :- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?

Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!

Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.

Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!

Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”

(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!

Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,

Бледных и румяных, пузатых и поджарых!

Зазывала 1: - Все сюда!

Зазывала 2: - Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,

Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,

Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Вместе: - Чуть недаром отдаём!

Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!

Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!

(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)

(23 слайд)

Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!

Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!

Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!

Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :

Есть семечки жаренные! Кому семечки?!

Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!

Семечки калёны продают Алёны

Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!

Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!

Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.

Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!

Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!

Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!

Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!

Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,

Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!

Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!

Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!

Зазывала 1: - Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!

Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!

Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.

А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!

Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!

Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!

Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!

Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!

Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!

Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!

Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!

Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!

Торговка фруктами: - К ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!

Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!

Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!

Выбегает скоморох Тимошка в костюме:

Тимошка : - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
На игру всех приглашаю!

(проводится игра с залом « Как у дяди Трифона» . Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)

Тимошка: - Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

Ведущий: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Скоморохи разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.

Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)

Сценка “Тимошка и Петрушка”

Тимошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?

Тимошка : - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!

Тимошка : - Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.

Тимошка : - Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка : - Пора бублики жевать!

Тимошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”

Петрушка : - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.

Тимошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”

Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!

Тимошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»

Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!

Тимошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка : - У кого нет – марш по домам!

Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

Скоморох 1 : - Музыканты выходите,

Инструменты выносите

И сыграйте веселей,

Для народа, для гостей!

Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки)

    Мы частушек много знаем
    И хороших, и плохих.
    Хорошо тому послушать,
    Кто не знает никаких.

    А у нас во дворе
    Квакали лягушки.
    Я с печи босиком,
    Думала - подружки.

    У меня, у боевой
    Ухажеров - ой-ёй-ёй!
    Гриша, Миша, Сенечка
    Не хватает времечка.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху будем петь.
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

(на сцене появляются Скоморохи и Зазывалы)

Зазывала 1 :- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!

Зазывала 1 :- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2 :- Если вы родители - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!

Скоморох 1 : - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!

Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!

Под музыку , на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.

(ТАНЕЦ)

ВЕДУЩИЙ:- Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Литература.

    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988

    Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991

    Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000

    Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. - СПб., 2000.

Интернет-ресурсы:

Сценарий праздника “Костромская ярмарка” /для учащихся 4 – 8 кл. /

Цель мероприятия: познакомить школьников с традициями родного края, его культурным наследием.

Задачи: развивать любовь детей к родному краю, к родной

Костроме;

воспитывать достойного, любящего и знающего

родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Оформление зала: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров. В нём ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.

Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ведущий : Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.


Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:

1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.

2 скоморох :

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам – лебедицам Да по белым рукавицам.

1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.

Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

2 ведущий :

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.

1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.

2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.

Зазывалы:

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.

2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!

3. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,


Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!

В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……

Ребята хором: Петрушка.

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.

Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец, песенник, человек на коне.

Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /

Входит поводырь с медведем.

Поводырь : Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.

/ Медведь кланяется./

Поводырь : Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.

Скоморох : Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./

Поводырь : Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь : А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь : А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./

Поводырь : А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь : А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./

Поводырь : Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /

Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.

1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох : Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.

Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.

Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Подружка, не жалей.

Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.

На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.

Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек

1скоморох : Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.

/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» (Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м. трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)

2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.

Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.

2 зазывала : Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!

Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.

Библиография:

1. Артамонова фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области .

- Кострома. 1952.

3. Литвинова подвижные игры. - М. 1980.

4. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

– Кострома, 1990.

6. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - №

Составила,

библиотекарь МОУ СОШ № 23

города Костромы.

Сценарий ярмарки для детей школьного возраста

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой;

    Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

    Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура,презентация “Русская ярмарка” , музыка, шест с разноцветными лентами, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)

(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)

Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1 : - Острое слово любящих,

Скоморох 2 : - На дудках играющих.

Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!

Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”

(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)

Зазывалы говорят поочерёдно:

Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!

Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,

Бледных и румяных, пузатых и поджарых!

Зазывала 1: - Все сюда!

Зазывала 2: - Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,

Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,

Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Вместе: - Чуть недаром отдаём!

Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!

Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!

(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)

Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!

Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!

Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!

Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :

Есть семечки жаренные! Кому семечки?!

Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!

Семечки калёны продают Алёны

Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!

Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!

Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.

Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!

Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!

Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.

А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!

Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!

Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!

Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!

Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!

Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!

Торговка фруктами: - К ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!

Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!

ВЕДУЩИЙ:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!

Входит Тит.

Филя: Здравствуй, Тит! Ты куда идешь?

Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
Разноцветными флажками!

Нет! Блины и калачи –
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Мы – с народом поиграем!

Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)

Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!

Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире.

Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит, интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.

Филя:
Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
Тит:
На празднике нашем скучают ребята,
Выходите, посмелей.
И для вас одна игра,
Вам понравится она!

Тит:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.

Хантыйская народная игра "Олени и пастухи”.

Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – "маут” на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра.
(Оценивается меткость).

Филя: Тит, а ты любишь загадки?

Тит: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

Тит:
Растет в поле решето,
Черных зернышек полно.
(Подсолнух)

Филя:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный..
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)

Тит:
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…..
(Айболит)

Филя:
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
(Теремок)

Тит:
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
(Ежик)

Филя:
Солнце печет, липа цветет,
Бабочки летают. Когда это бывает?
(Летом)

Филя:
Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.

Филя:
Приглашаем детвору,
На интересную игру!


Выбегает скоморох Тимошка в костюме:

Тимошка : - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
На игру всех приглашаю!

Скоморох держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются по тексту.

Подвижная игра "Карусель”.

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!

ВЕДУЩИЙ: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Скоморохи разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.

Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

Сценка “Тимошка и Петрушка”

Тимошка: - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?

Тимошка: - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка: - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!

Тимошка: - Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка: - Не вижу никакого Бублика.

Тимошка: - Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка: - Пора бублики жевать!

Тимошка: - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”

Петрушка: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.

Тимошка: - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”

Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!

Тимошка: - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»

Петрушка: - У нас сегодня осёл да баран!

Тимошка: - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка: - У кого нет – марш по домам!

ВЕДУЩИЙ: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

Скоморох 2:

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей

(Девочки исполняют частушки)

    Мы частушек много знаем
    И хороших, и плохих.
    Хорошо тому послушать,
    Кто не знает никаких.

    А у нас во дворе
    Квакали лягушки.
    Я с печи босиком,
    Думала - подружки.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху будем петь.
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Тит:
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”
Филя:
Тут и ярмарки конец,
Кто играл, тот молодец!

Цель: воспитание духовной культуры, приобщение детей к русскому народному творчеству, народным танцам, песням, развитие музыкальных способностей посредством пения и движения.

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров и стремление научиться создавать предметы, радующие окружающих; закреплять умение различать изделия разных народных промыслов, развивать эстетические чувства.

Декорация: на центральной стене Жар-птица – символизирующая разные виды художественно-прикладного творчества; полки – прилавки с разными видами народных промыслов (гжель, хохлома, дымка), музыкальные инструменты. Левая стена оформлена павловскими платками.

Звучит русская народная музыка.

Входит хозяйка в русском костюме (ведущая).

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие.

Веселья вам да радости желаю

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Открываются ворота – заходи, кому охота.

Под веселую русскую народную музыку «Камаринская» входят дети.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости.

Дети, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Сёла, мосты, города, виадуки,

Всё наши руки, всё наши руки.

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека.

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.

Ребенок: Эх, Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Золотая хохлома.

Ребенок: В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит.

Вдоль этой реченьки

Деревенька стоит.

Бело-синее чудо

Соловьиная трель,

Всем ты в душу запала

Наша русская Гжель.

Ребенок: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов.)

Воспитатель 1: Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые.

Приглашаем всех на поляну зелёную,

На ярмарку весёлую!

Воспитатель 2: Покажут на ярмарке люди торговые

Чем богаты города русские, каким товаром славятся.

Петрушка: (из-за дверей) Постойте, постойте. А я? Как же вы без меня?

Дети: А ты кто?

Петрушка: Отгадайте! Я малый, веселый, пою, свищу, играю и скачу.

Ведущий: Ребята, кто же это?

Дети: Петрушка!

Петрушка: Да, я Петрушка, народный любимец. Без меня ни одна ярмарка не обходится.

Ведущий: Ну раз ты такой удалой, пойдем с нами.

Петрушка: (под музыку выходит из-за ширмы)

Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка.

Собирайся народ, кто на ярмарку идет.

Инсценировка песни «Ярмарка» в исп. Л. Смирновой.

В конце песни дети остаются каждый за своим столом.

Ребенок: Внимание, внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Ребенок: На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья.

Ребенок: Что душа твоя желает –

Все на ярмарке найдешь.

Всяк подарки выбирает –

Без подарка не уйдешь.

Ведущий: На этот товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.

Петрушка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди мастера

Ребенок: А сначала расскажите нам об этой чудесной посуде.

Ведущий: Ну так и быть, слушайте. Давно это было. От царской немилости сбежал далеко в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол. Дошло дело до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, ложки, плошки. Прилетели к нему птицы, и стал он их кормить пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная Жар-птица. Он и её накормил. Когда Жар-птица улетела, она коснулась своим крылом посуду, и стала посуда золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему и, кроме птиц нарисованных, вырезают посуду в виде птиц – чашки, ковши.

Петрушка: Спасибо тебе, Хозяюшка за рассказ.

Ребенок: Как волшебница Жар-птица не выходит из ума,

Чародейка-мастерица золотая Хохлома.

Ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света и ромашки луговин.

П. Синявский.

Ребенок: Так красива, так вольна -

Всем на загляденье.

Из такой посуды есть

Просто объеденье. (показывает ложки)

Ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи им хлебай,

а хочешь – музыку играй.

ДЕТИ ВМЕСТЕ: Тень, тень, потетень,

Будем мы играть весь день.

Песня: «Расписная ложка» муз. М. Суховой.

(Дети играют на ложках.)

Петрушка: Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс.

Что, ребята, вы стоите, выходите в сей же час.

«Кадриль»

Петрушка: Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй. (Выносит карусель.)

Ведущий: Закружили, завертели,

Колесо у карусели.

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Еле–еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Дети второго стола (дымка)

Зазываем в терем наш,

Вот послушайте рассказ.

Петрушка: Пойдемте, ребята, посмотрим и послушаем, что там есть интересного.

Ребенок: Мы приехали к вам из села Дымково, из-под города Вятки. Знаменито наше село своими глиняными игрушками, а город Вятка знаменит своею ярмаркой – «Свистуньей».

Петрушка: А почему свистуньей?

Ведущий: Это легенда. Однажды, когда город окружили враги, жители придумали хитрость. Все, даже м\самые маленькие дети, получили по глиняной игрушке – свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста зашатались деревья, отлетели маковки на теремах, замертво падали кони. Враги решили, что их атаковали подоспевшие на выручку дружины. И в страхе бежали. С тех пор жители города отмечают праздник – свистунью.

Ребенок: Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка – родился в веселый час

Вятский праздник – свистопляска.

Ребенок: Эй, игрушки и народ,

Становитесь в хоровод.

Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать.

Дети берут свистульки и выходят на середину зала, поют.

Частушки (на проигрыш – играют на свистульках).

  1. Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтоб игрушки продавали.

  1. Дымковские барышни

Всех на свете краше.

А гусары баловни

Кавалеры ваши.

  1. У большого индюка

Порасписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

  1. За студеною водицей

Водоноска молодица.

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

  1. Под березы на лужки

Выбегали петушки.

Зеленые сапожки,

Красные сережки.

  1. Я куплю тебе свистульку

Будем трели выводить.

Мастеров и з знатной дымки

Никогда нам не забыть.

  1. Вот игрушки знатные

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

Ведущий: Ай-да молодцы! Хорошие игрушки да частушки для ярмарки приготовили. Ну а какая же ярмарка без игр?

Петрушка: На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй.

Русская народная игра «Бубен» (муз рук. №4, 2014 г.)

Бубен сел на пенек, просидел там весь денек.

Коза бежала – рогами бодала, МЕ=МЕ=МЕ

Конь скакал – копытом поддал ИГО-ГО

Свинка бежала – бубен уронила.

Бубен с пня свалился – по дороге покатился.

Замахал руками, застучал ногами, побежал за нами. (садятся на места)

Ребенок: Край любимый светел от берез,

Рассмеются дети – и тепло в мороз.

Край любимый весел оттого,

Оттого, что песен много у него.

Песня «Я люблю тебя россия!» муз. Л. Раздобариной

Ведущий: Какая песня веселая.

Дети: (которые стоят за столом гжели)

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

На товары поглядите,

И чего-нибудь купите.

Петрушка: Что случилось? Бело вокруг!

Лишь голубые цветы встали в круг.

Ведущий: Синий цвет и белизна

Это Гжель к нам пришла!

Петрушка: А почему только синие и белые цветы здесь?

Ведущий: Есть такая сказка-легенда.

Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то стали мастера расписывать свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. а узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Ребенок: Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель.

Петрушка: Вы, девицы, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь.

Хоровод: «Гжельские узоры »

(Девочки танцуют в костюмах, украшенных гжельской росписью.)

Ведущий: Все мы лавки посмотрели,

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как украшен русский дом.

Петрушка: Закончим праздник дружной песней.

Её все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем.

Песня: «Моя россия» Г. Струве.

Ведущий: Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься, русская земля.

Петрушка: Весело было на ярмарке.

И товар прикупили, и себя показали.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие.

У нас конфеты сладкие- примите их в подарки.

(Раздача конфет – «петушков».)

Петрушка: Вот и солнышко садится, пора домой собираться.

Ведущий: Пришло время расставаться,

До свиданья, до свиданья.

Под р.н.м. все уходят из зала.

Используемая литература:

  1. Журнал: «Музыкальный руководитель» № 4, 2014 г.
  2. Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2012 г.
  3. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством».
  4. Музыкальные CD диски, аудиокассеты.
Бизнес