Презентация на тему "психические процессы". Презентация по психологии на тему: "познавательные процессы" Роль органов чувств в возникновении ощущений


Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?

Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания








Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)




С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое


Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.








Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.


Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления






Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
















Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов


Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.









1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы




Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Видимая

Произносимая

Слышимая

(письменная)

Височная + теменная

доля ГМ

(вслух или про себя)

Лобная + височная

доли левого

полушария

Височная доля

левого полушария


В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег

  • Речь человека состоит из ……. слов
  • Слова обозначают…… смысл

3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов


Упражнение «Выражение мысли другими словами»

«Нынешнее лето будет очень теплым»


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Разделите слова на группы:

  • твердое,
  • холодное,
  • яблоко,
  • красное,
  • лимон,
  • кислое.

  • Ощущение – твердое, холодное, красное, кислое.
  • Восприятие - яблоко, лимон.

Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Мышление


Память Механическая Логическая

345-16-25

345-4 ² -5 ²


Виды памяти

Двигательная

Эмоциональная

Смысловая

По характеру

психической

активности

Образная


продолжитель-

ности сохранения материала

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

(первые секунды

после восприятия материала)

(вид кратковременной, обслуживание актуальных действий)

Пример: чтение, списывание

(после многократного повторения и воспроизведения)


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе-ние чего-либо

Мышление

Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

Высшая форма отражатель-ной деятель-ности, позво-ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ности



Исследование личностных качеств

Диагностическая карта

Личностное качество

Уровень развития

Воображение

Мышление

Обратите внимание,

время для проведение исследования ограничено !







Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов .

Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты.




Время для выполнения задания – 1 минута”.



Мышление

Воображение

Восприятие

Ощущение



Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) памятью


Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется:

а) волей

б) ощущением

в) вниманием

г) восприятием


Обобщенное и опосредованное познание действительности называется:

а) ощущением

б) памятью

в) воображением

г) мышлением


Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были:

а) ощущения

б) восприятия

в) представления памяти

Познавательные процессы – это
психические процессы, с помощью
которых человек получает знания
об окружающем мире и самом себе.

Ощущение

Ощущение -

элементарный
психический процесс,
состоящий в отражении отдельных
свойств, качеств, сторон предметов и
явлений окружающего мира и внутренних
состояний организма при
непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств.
Мономодальный процесс

Физиологическая основа ощущений

Нервный
процесс, возникающий
при воздействии раздражителя на
анализатор.
Анализатор – анатомофизиологический аппарат для
приема воздействий раздражителей
из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения.

Возникновение ощущений

Возбуждение
Проводящие
пути
Центр в КГМ
раздражители
раздражение
Орган
ощущений
(рецептор)

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферический
отдел (рецептор), где происходит
преобразование энергии внешнего воздействия в
нервные сигналы.
Афферентные (центростремительные)
проводящие пути, по которым возбуждение
передается в центральный отдел анализатора, и
эфферентные (центробежные) пути, по которым
передается ответная реакция (обратно к рецепторам).
Центральный
отдел анализатора (корковые
проекционные зоны) –участок коры головного мозга,
где происходит преобразование нервных импульсов,
приходящих из периферических отделов.

Роль органов чувств в возникновении ощущений

1.Информационная перегрузка
2.Сенсорная депривация -частичное или
полное лишение одного или более органов
чувств внешнего воздействия. Самые простые
устройства для депривации, такие как повязка на глаза
или затычки для ушей, уменьшают или убирают
воздействие на зрение и слух, в то время как более
сложные устройства могут «отключать» обоняние,
осязание, вкус, температурные рецепторы
и вестибулярный аппарат.

Свойства ощущений:

Модальность
(качество) –способность отражать
определенные состояния и формы материи (свет,
звук,
теплота),
к
воздействиям
которой
физиологически приспособлен данный анализатор.
Интенсивность–количественная
характеристика ощущения; зависит от силы
раздражителя, функционального состояния
анализатора, времени длительности
раздражителя.

Свойства ощущений:

Пространственная
локализация – пространственная
характеристика
ощущения,
позволяющая
точно
определить,
где
локализован
раздражитель
в
пространстве;
Длительность
– временная характеристика ощущения,
определяющая интервал времени, в течение которого
ощущение возникает, развивается и исчезает. Зависит от
времени действия, силы раздражителя,
функционального состояния анализатора.

Виды ощущений

Аристотель:
Вкусовые;
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные.

По
характеру отражения
рецепторов выделяют:
и
месту
расположения
Интероцептивные ощущения.
Интерорецепторы расположены во внутренних органах
и тканях тела; объединяют сигналы, поступающие из
внутренней среды организма (самочувствие);
2.Экстероцептивные ощущения. Экстерорецепторы
расположены на поверхности тела, отражают
информацию, поступающую от внешних раздражителей.
Два вида: контактные (осязательные, вкусовые,
кожные, болевые) и дистантные (зрительные, слуховые,
обонятельные).
1.

Классификация ощущений (Ч. Шеррингтон)

3. Проприоцептивные.
Проприорецепторы расположены в
мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
улавливают информацию о положении
тела в пространстве, обеспечивают
регуляцию наших движений.

Классификация ощущений Б.Г.Ананьева (по модальности)

1.Зрительные
2.Слуховые
3.Обонятельные
4.Вкусовые
5.Температурные
6.Тактильные (кожно-осязательные)
7.Мышечно-суставные (движения)
8.Болевые
9.Вестибулярные (положение тела в пространстве)
10.Статико-динамические (равновесие и ускорение)
11.Органические

Классификация ощущений Х.Хэда (по генетическому признаку)

Протопатические (более древние и
примитивные, менее
дифференцированные)
Эпикритические (более тонко
дифференцированные, представляют
собой более высокий уровень)

Основные характеристики ощущений

Чувствительность
Пороги
чувствительности
Диапазон
чувствительности

Чувствительность
– способность живых
организмов реагировать на изменения
окружающей и внутренней среды
проявлением
ощущений
(сенсорная
чувствительность).

Пороги чувствительности

Нижний
абсолютный порог чувствительности
– определяется минимальной величиной раздражителя,
при которой возникает едва заметное ощущение;
Верхний
абсолютный порог чувствительности –
определяется максимальной величиной раздражителя,
дальнейшее увеличение которой приводит к изменению
модальности ощущения (возникает болевое ощущение);
Диапазон чувствительности –интервал между верхним
и нижним порогами чувствительности

Органы
чувств
Величина абсолютного нижнего порога чувствительности
Зрение
Способность воспринимать ясной темной ночью пламя
свечи на расстоянии до 48 м от глаза
Слух
Различение тикания ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в
растворе, содержащем 8 л воды
Вкус
Запах
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в
помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание
Ощущение движения воздуха, производимого падением
крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

1.Сенсорная адаптация
Повышение или понижение
чувствительности анализаторов в
результате непрерывного или
длительного воздействия раздражителей.

Формы приспособления к внешней среде

2. Сенсибилизация – повышение
чувствительности под влиянием
различных факторов.
3.Десенсибилизация – повышение
чувствительности одних анализаторов
при понижении чувствительности других

Нарушения ощущений

Анестезия- утрата способности различать
различные виды раздражений (например, при
истерии)
Гипостезия- снижение способности различать
различные виды раздражений (при
шизофрении, при психопатии)
Гиперстезия – повышение способности
различать различные виды раздражений (при
астеническом синдроме: зрительная слуховая)

ВОСПРИЯТИЕ

Перцептивный процесс

Восприятие – это результат деятельности системы
анализаторов. Возникает на основе ощущений.
В ходе восприятия происходит упорядочение и
объединение ощущений в целостные образы вещей и
событий

Свойства восприятия:

Предметность
– способность отражать объекты и
явления реального мира не в виде не связанных
друг с другом ощущений, а в форме отдельных
предметов,
обладающих
определенными
свойствами;
Целостность – восприятие есть всегда целостный
образ предмета, в котором отдельные части
объединены в единое целое;
Избирательность

преимущественное
выделение одних объектов перед другими в
процессе восприятия;

Константность – восприятие окружающих
предметов как относительно постоянных по
форме, цвету и величине вне зависимости от
меняющихся внешних условий.
Осмысленность
- указывает на связь
восприятия с мышлением, с пониманием
сущности предметов,их характеристик и
функций.
Структурность – способность воспроизводить
определенную структуру пространства
Апперцепция зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от
особенностей его личности, его опыта, знаний,
интересов и установок.

Восприятие пространства

1.Восприятие объемности и удаленности
предметов.
2. Восприятие величины и формы.
Возможно благодаря:
а. совокупному действию различных
анализаторов
б. рефлекторной деятельности головного мозга
в. бинокулярному зрению

Восприятие движения

При восприятии движения важную роль
играет выделение фигуры из фона.
Воспринимается движение того объекта,
который является для человека фигурой,
а то, что воспринимается как фон,
остается неподвижным.

Восприятие времени

На субъективную оценку временных
интервалов влияют:
1.Окружающая среда
2.Задача,стоящая перед субъектом
3.Возраст
4.Мотивация

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

это
ложное
или
искаженное
восприятие
окружающей
действительности, которое заставляет
воспринимающего
испытывать
чувственные
впечатления,
не
соответствующие действительности, и
склоняет его к ошибочным суждениям
об объекте восприятия.

Причины возникновения иллюзий

ложные
суждения человека об окружающем
мире;
оптическое несовершенство нашего глаза;
эмоциональное состояние
затрудненные условия восприятия (не то слово
послышалось)
сам объект восприятия дает предпосылки для
появления иллюзий.

Классический пример соотношения фигуры и фона Можно увидеть как вазу, так и два лица

Иллюзии восприятия размера

Явление иррадиации.
Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном
фоне кажутся увеличенными, и как бы захватывают часть темного
фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне,
как бы раздвигаются границы этой поверхности, которая кажется
больше своих истинных геометрических размеров.

Иллюзия Эббингауза (1902)

Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б?

Они одинаковые

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889) (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Иллюзия цветовосприятия

Иллюзия перспективы Какой из параллелепипедов больше?

Иллюзия перспективы

Иллюзия перспективы

ВНИМАНИЕ

«сквозной» процесс

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

Функции внимания

Организация
познавательной
деятельности;
Ориентация в окружающем мире
(адаптация);
Компонент волевой деятельности.

Свойства внимания

Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Объем

Свойства внимания

1. Устойчивость – длительность сосредоточения
на объекте или явлении или удержание требуемой
интенсивности внимания в течение длительного
времени
Устойчивость внимания определяется:

особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;

осуществлении деятельности

Способы повышения устойчивости внимания

1. Активное взаимодействие с предметом
2.Раскрытие в предмете новых сторон и
связей
3.Создание эмоциональной значимости
события или ситуации

Свойства внимания

2.Концентрация
внимания –степень
сосредоточения внимания на одном объекте, при
игнорировании других при наличии помех.
Концентрация внимания определяется:
1) индивидуальными физиологическими
особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;
4) внешними обстоятельствами при
осуществлении деятельности

Свойства внимания

3. Распределение внимания – возможность
одновременного выполнения человеком двух или
более видов деятельности.
Зависит:
от
психологического и физиологического состояния
человека (при утомлении область распределения
внимания резко сужается);
от того, насколько связаны между собой объекты
от того насколько автоматизированы, привычны
действия
от степени сложности действий

Свойства внимания

4. Переключаемость внимания – способность
быстро выключаться из одних видов
деятельности и включаться в новые,
соответствующие изменившимся условиям.
Может быть:
Полной и неполной
Между различными видами деятельности и
внутри одной
Зависит
от
интереса
к
последующей
деятельности и особенностей темперамента

Свойства внимания

5. Объем внимания – количество
объектов или элементов, которые могут
быть одновременно восприняты с
одинаковой степенью ясности и
отчетливости в один момент.
Формула объема внимания: 7 ± 2

Виды внимания

1. В зависимости от степени
активности личности:
Непроизвольное
(непреднамеренное)
Произвольное (преднамеренное)
Постпроизвольное
(послепроизвольное)

Признаки раздражителя, вызывающего непроизвольное внимание

Интенсивность
Новизна
Необычность
Динамичность
объектов

Произвольное внимание

активное, целенаправленное сосредоточение
сознания, поддержание уровня которого связано
с
определенными
волевыми
усилиями,
необходимыми для борьбы с внешними
воздействиями
Целенаправленность
Организованность
Повышенная устойчивость

Постпроизвольное внимание

Вид внимания, которое сохраняется после
прекращения действия раздражителя.

Виды внимания

2. В зависимости от количества
участников:
Индивидуальное
Коллективное
Групповое

Виды внимания

В зависимости от объектов, на которое
оно направлено:
Внешнее
Внутреннее Ощущение
Память
и восприятие
Мышление
Воображение
Внимание
Артемова Елена Владимировна

Ощущение и восприятие

Ощущение

это
познавательный
психический процесс, заключающийся в
отражении субъектом отдельных свойств
предметов
и
явлений
при
их

Восприятие – заключается в отражении
предмета или явления в целом при их
взаимодействии с органами чувств.

Классификация ощущений

Дистантные:
зрительные,
слуховые,
обонятельные
Контактные: вкусовые, тактильные
Ощущения голода, жажды, насыщения, боли
Ощущения
движения,
возникающие
в
результате растяжения и сокращения мышц и
участвующие в координации движения
Статические ощущения – положение тела в
пространстве, равновесие

Общие свойства ощущений

КАЧЕСТВО
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности,
отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения
характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные -
цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Определяется силой действующего раздражителя и функциональным
состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем
действия раздражителя и его интенсивностью.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
Пространственный
анализ,
осуществляемый
дистантными
рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той
частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.),
а иногда они более разлиты (болевые ощ.).

Закономерности ощущений

Наличие
порогов
чувствительности:
абсолютный нижний порог чувствительности
(ощущения) - это наименьшая величина
раздражителя, вызывающего едва заметное
ощущение
Абсолютный
верхний
порог
чувствительности

это
максимальное
значение раздражителя, за пределами
которого ощущение исчезает

Закономерности ощущений

Адаптация

это
приспособительное
изменение
чувствительности
к
интенсивности действующего раздражителя
Упражнение
ощущений.
Ощущения
развиваются при жизни человека под
влиянием его включения в различные формы
активности и деятельности

Основные свойства восприятия

Целостность восприятия
Предметность
восприятия

исходное
выражение этого свойства – выделение
фигуры из фона
Апперцепция - зависимость восприятия от
прошлого опыта, запаса знаний и общей
направленности личности
Константность восприятия - относительное
постоянство образов предметов, в частности их
формы, цвета, величины при изменении
условий восприятия.

Вазы и лица

Лицо и дерево

Основные свойства восприятия

Обобщенность
восприятия – каждый
предмет или событие воспринимается вместе
с тем и как представитель некоторого класса
предметов и событий. Акт восприятия есть
немедленная классификация предметов, что,
по существу, является обобщением.

Сенсорное развитие дошкольников


возраста. С.134-148 (конспект)
Вопросы:
1. Как развивается восприятие дошкольником
пространства?
2. Как развивается ориентировка дошкольника
во времени?
3. Какова
специфика
художественного
восприятия дошкольника?
4. Какова специфика восприятия дошкольником
сказки, картинки?

Память -

Память это познавательный психический процесс,
заключающийся в запоминании, сохранении
и
последующем
воспроизведении
человеком (или животным) своего опыта
под влиянием жизненных обстоятельств.
Память имеет смысл только в контексте
использования опыта в будущем.

Виды памяти

механическая - память, основанная на
повторении материала без его осмысливания.
оперативная - вид памяти, проявляющейся в
ходе выполнения определенной деятельности.
словесно - логическая - вид памяти,
основанной на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей.
непроизвольная
-
запоминание
без
специальной установки.
произвольная - память, основанная на
запоминании со специальной установкой.
образная – существует в форме образов ранее
воспринимаемых предметов, событий, явлений.

Виды памяти

двигательная

это
запоминание,
сохранение и воспроизведение движений.
(трудовые навыки, письмо, игра на муз.
инструментах)
эмоциональная – память на эмоции и чувства
долговременная – обеспечивает хранение
большого объема информации в течение
длительного времени

Процессы памяти

Запоминание – ввод информации в память
человека.
Запоминание бывает произвольным, когда
определяется сложной целенаправленной
умственной деятельностью, подчиненной
определенной задаче;
непроизвольным,
когда
отсутствует
специальная задача и запоминание просто
сопровождает другую деятельность.

Сохранение и воспроизведение

Воспроизведение- процесс памяти, в котором
происходит актуализация прежнего
содержания психической жизни в форме
движений, эмоций, образов, понятий,
мыслей.
Воспроизведение бывает произвольным и
непроизвольным.

Воспроизведение

может быть:
элементным (вспоминается лишь какой-то
элемент воспроизводимого)
фрагментарным(отражается
значительная
часть признаков)
неполным
(есть некоторая неточность,
незавершенность)
полным

Узнавание -

Узнавание особый
вид
воспроизведения,
т.е.
воспроизведение образа объекта или явления
в условиях его повторного восприятия;
опознание воспринимаемого объекта как уже
известного по прошлому опыту. (например,
узнаем лица знакомых людей)

Забывание -

Забывание процесс, который приводит к утрате четкости
и уменьшению объема того материала,
который запоминался.
Реминисценция
отсроченное
воспроизведение
информации.
Часто
бывает
более
эффективным,
чем
воспроизведение сразу после заучивания.

Развитие памяти у дошкольников

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.154-162 (конспект)
Вопросы:
1.Какова специфика непроизвольной памяти
дошкольника?
2.Какие условия для развития произвольной
памяти создаются в дошкольном возрасте?
3.Опишите закономерности и специфику
развития произвольной памяти.
4.Какие приемы логического запоминания
доступны дошкольникам?

Мышление -

Мышление высший
познавательный
социально
обусловленный
психический
процесс,
заключающийся
в
опосредованном
и
обобщенном отражении действительности в
ее существенных связях и отношениях.

Логические формы мышления:

Суждение
- отражение связей между
предметами и явлениями действительности
или между их свойствами, признаками.
Умозаключение
– форма мышления, в
которой из исходных суждений (посылок)
получается новое суждение (заключение,
следствие), содержащее новое знание.
Понятие
– форма мысли, в которой
отражаются
отличительные
признаки
предмета
мышления.(например,
любое
определение (что такое треугольник))

Интуитивные формы мышления -

Интуитивные формы мышления это неосознаваемые звенья мыслительного
процесса, означающие постижение истины
вне рассуждений и обоснований.
Особую роль они играют в решении сложных,
нестандартных задач.

Анализ – мысленное расчленение предмета
мышления на отдельные части, элементы,
выделение в нем связей, отношений.
Синтез – заключается в мысленном соединении
частей, элементов, связей в нечто целое.
Сравнение

мысленное
соотнесение
предметов, явлений, событий в целях
нахождения сходного и различного между
ними.

Мыслительные действия (операции):

Абстрагирование – отвлечение признака от
объекта, явления, события и превращения
его в самостоятельный предмет мышления.
Обобщение

выделение
и
фиксация
относительно устойчивых инвариативных
свойств,
принадлежащих
каждому
из
некоторой
совокупности
предметов
и
явлений. (например, карась, щука, минтай –
рыба)

Виды мышления

наглядно-действенное
Наглядно-образное
логическое

Развитие мышления дошкольника

Г.А.
Урунтаева.
Психология
дошкольного
возраста. С.175-186 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного,
наглядносхематического мышления.
2.Как
идет
развитие
рассуждений
у
дошкольника. Какие мыслительные операции
он осваивает?
3.Как
развивается
логическое
мышление
дошкольника?

Воображение (фантазия) -

Воображение (фантазия) это познавательный психический процесс,
заключающийся
в
преобразовании
представлений памяти в субъективно новые
образы.
За образами воображения всегда стоят
образы памяти (представления), но в новом
образе они изменены, преобразованы,
иначе соединены.

1.Перенос функции или свойства одного
предмета на другой.
2.Комбинирование представлений памяти –
агглютинация. Это «склеивание» различных,
в жизни не соединяемых частей и свойств
предметов. (избушка на курьих ножках)
3. Акцентирование, т.е. подчеркивание
какого-либо
признака
предмета
или
отношения в нем. (карикатура, дружеский
шарж).

Способы формирования образов в воображении

4.
Гиперболизация

умышленное
преувеличение
или
преуменьшение
предмета, изменение количества его частей.
(Дюймовочка,
многорукая
богиня
в
индийской мифологии)
5. Типизация – выделение существенного,
типичного для какой-то группы явлений,
качеств.

Развитие воображения дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.163-174 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите особенности развития воображения
дошкольника.
2. Какие функции выполняет воображение?
3.Какие приемы и средства создания образов
осваивает дошкольник. В чем состоит реализм
детского воображения?
4.Как развивается произвольное воображение у
дошкольника?

Внимание -

Внимание это направленность и сосредоточенность
познавательной активности человека на
каких-либо предметах, явлениях, связях,
действительности.
Важно, что человек обращает внимание не
только на окружающий мир, но и на самого
себя, на свои ощущения, мысли, чувства и
стремления.

Виды внимания:

Непроизвольное – не связано с формированием
осознанной цели, волевым усилием или
решением задачи.
Произвольное внимание связано с сознательно
поставленными целями, с волевым усилием.
Произвольное внимание через некоторое время
может
стать
непроизвольным,
т.е.
послепроизвольным (начинаем читать учебник
без желания, но материал оказался интересным
и теперь волевые усилия уже не нужны)

Свойства внимания:

Объем внимания – количество однородных
объектов, которые человек может отчетливо
воспринять в течение 1 секунды.
Концентрация
внимания

степень
сосредоточенности человека на предмете или
явлении
Устойчивость внимания – продолжительность
концентрации внимания на том или ином
содержании
Переключение
внимания

сознательное,
преднамеренное перемещение внимания с одного
предмета или действия на другое (н-р, водитель)

Объем внимания

Развитие внимания дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.149-153 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие свойств внимания в
дошкольном возрасте.
2.Охарактеризуйте специфику развития у
дошкольника
произвольного
и
послепроизвольного внимания.
3. Какие средства организации внимания
осваивает дошкольник?

Контрольное задание:

1.
Подобрать
по
3
игры
на
развитие
психических процессов. Оформить в таблице

Например:


Раздел
содержание
п/п
Возраст
Литература
ная
группа
1.
Игры и
упражнени
я на
развитие
восприятия
пространст
ва
1)Упражнение
«Рисование по
клеточкам»
Цель: …….
Материал: ……
Ход занятия……
4-5 лет
ж.Ребенок в
детском саду
2007//№ 4 Бизнес