Как проводить профориентацию для детей. Особенности подростковой профориентации

Профориентационная сказка для детей от 6 до 12 лет «Легенда о мальчике»

Коротаева Ирина Владимировна педагог-психолог МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2 п.Маслова Пристань".

Профориентация начинается с детства, когда мы еще играем в куклы, чертим узоры, катаем машины и выбираем для игр множество различных форм деятельности. И вырастая, выбираем профессии педагогов, архитекторов, водителей и многие другие. В связи с актуальностью данной темы предлагаю вашему вниманию профориентационную сказку, которая может быть использована воспитателями, психологами и педагогами в работе с детьми от 6 до 12 лет «Легенда о мальчике».
Цель: донести до детей важность профессионального самоопределения.
Задачи:

Показать детям важность самостоятельного выбора;
- прививать стремление к достижению цели.
*****
Когда то в Древнем Риме жил мальчик Арон, который был очень способный. За что бы он не брался, все ему удавалось выполнить с небывалой легкостью, будь то тяжелая физическая работа или умственная, требующая логики и рационального решения.
В Древнем Риме обучение строилось по трем ступеням. Первая ступень обучения была доступна каждому ребенку, вне зависимости от социального статуса и материального положения. Вторая ступень – зависела уже от того на сколько твои знания высоки и качественны, а так же, соответствуют дальнейшему обучению. Но требования на второй ступени были очень высоки, что в редких случаях и лишь единицы продолжали обучение вместе с теми, кто был из знатных семей. А что тут говорить о третьей ступени… на ней обучали только отпрысков знати.
Подходил уже конец обучения Арона и нужно было делать дальнейший очень важный выбор, который прокладывал неизбежный путь в жизни…
Семья Арона была достаточно бедной, чтобы он продолжал обучение на дальнейших ступенях и родители Арона настаивали на том, чтобы он занялся ремесленным делом, которое по сути предполагало огромную затрату сил и малую прибыль… Друзья мальчика звали его с собой и выбрать профессию стеркорариуса. Она предполагала уборку отходов из канализаций. На тот момент времени эта профессия была новой и еще не распространена. Учителя говорили ему о работе кубикулярия из-за его покладистого характера и умения находить общий язык со всеми. На сегодняшний день эта профессия слывет под названием прислуги.
Арон был долгое время раздумьях, ему было трудно сделать выбор не только из-за того, что на него давили со всех сторон и уговаривали и потому, что были и другие профессии. Но в скором времени Арон сделал свой выбор. Ведь выбор профессии должен делать сам человек, это его дальнейшая жизнь и он сам решает: будет ли она в радость либо несчастна…
Закончив первую ступень обучения, он поступил на вторую. И во время обучения на второй ступени Арон работал в свободное от занятий время. Таким образом, он копил на обучение на высшей ступени. Выбранный им путь был очень труден.
Прошло некоторое время, и Арон успешно закончил обучение. В дальнейшем он был помощником правителей, а потом и самим правителем…
Суть легенды гласит: делай самостоятельный выбор, стремись к достижению цели и пусть путь не легок, добивайся своего. Ведь ты способен на многое и это твоя жизнь.

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

часто задаваемые вопросы

В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

  • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
  • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
  • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.

Тренинг очень помог, получили помощь. Мы вовремя обратились, благодаря тренингу есть возможность ребенку надеяться на что-то, найти направление, получить поддержку. Мне самой стали понятны некоторые моменты в воспитании и направлении сына. Сергей сам ответить не может (живет не с мамой), но в целом нам понравилось. Узнали все, что интересовало. Помогли определиться с направлением. Хорошая поддержка в корректировке поведения. Поддержку оказали и те, кто был тогда на тренинге. Проявился энтузиазм, он приободрился, это помогло сдать экзамены.

Во время тренинга попробовал себя в профессиях и понял к чему готовиться, к чему нет. Стал увереннее чувствовать себя во всем, устроился на подработку. Познакомился с теми, кто проходил тогда тренинг. Получил поддержку от ведущих. Теперь знаю, в каком направлении идти дальше.

Сергей, 16 лет

Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!

В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.

Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.

Я студентка, но несмотря на то, что уже учусь на микробиолога, решила определиться с профессией и готова даже была поменять при необходимости учебное заведение. Я прошла профориентацию в PROFChoice и поработала с карьерным консультантом, — это было очень продуктивно и вдохновляюще! Очень вам благодарна! Сейчас думаю о том, чтобы после диплома пойти в магистратуру на интересующую теперь меня специальность, которую мы подобрали на профориентационных сессиях. Моя мечта — жить и работать в Италии и я ее обязательно осуществлю!

Огромное спасибо за ваш труд и работу! После отправленного итогового документа, у меня произошло переосмысление. Я раньше даже и не задумывалась об филологическом факультете, конечно мне интересовала эта область,но это было не осознано, сейчас у меня не получится поступить на этот факультет, так как по экзаменам не прохожу. Оптимальный вариант выбрала, тоже гуманитарная область - факультет психологии (мотивация и стимулирование персонала)! А так, в принципе, в будущем планирую как-то связать судьбу и с видом деятельности, который вы мне посоветовали! Информация, которую я получила, мне помогла определиться, что у меня лично не получалось! Желаю вам удачи в профессиональном росте, всего хорошего, и ещё раз спасибо за то, что помогли распознать «мой личный интерес»! Это для меня было очень важно! Благодарю!

Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.

Конвертер