Интервью с опытным ретушером. Профессиональный ретушёр Кристина Шерк Стандарты и тенденции в современной ретуши


Расскажите немного о себе.

Это всегда так сложно – рассказывать о себе. Живу в Барселоне и занимаюсь ретушью фотографий. И я очень люблю своего мужа, город, в котором живу, и свою работу. Вот так мне повезло!

Как вы пришли к профессии ретушер?

Путь был достаточно длинным. В 18 лет я переехала из небольшого города в Москву вместе с будущим мужем. Мы купили маленькую мыльницу Panasonic. И, конечно, стали снимать все вокруг, все листочки, цветочки и грибочки, пейзажи, дошло дело и до меня. Когда выложили фото со мной в интернет, то меня заметил один из популярных московских фотографов и пригласил на съемку. Так я стала свободной моделью и пришла в мир фотографии.

Лет пять я работала как модель, и училась ретушировать свои фотографии и других моделей, так как из-за объемов работы некоторые фотографы отдают готовые фото очень небыстро, а терпение не самое мое сильное качество.

Через некоторое время я решила снимать сама, и, конечно же, ретушировала свои работы. И через несколько лет я пришла к выводу, что ретушь – это мое! Что это то, что меня захватывает и вдохновляет, в ней я могу реализоваться. И я стала учиться и много-много ретушировать и продолжаю до сих пор и учиться, и ретушировать.


Пару лет назад вы переехали из России в Испанию. Как вы сейчас оцениваете это решение?

Очень положительно! И даже сожалею, что мы не решились раньше.

Помимо климата, языка, что отличает вашу жизнь в Испании от жизни в России?

Это, наверное, прозвучит забавно, но все! Здесь совсем другая жизнь, другое мироощущение. Конечно, здесь есть и свои проблемы, а где их нет?!

Что вас сильно удивило в Испании (в людях, магазинах, учреждениях)?

Больше всего меня приятно поразили люди, они очень расположены ко всем вокруг. В Испании чувствуешь необыкновенную поддержку отовсюду. Люди принимают тебя таким, какой ты есть, стараются понять и помочь.

Когда мы только приехали, мы почти совсем не знали испанский, и нужно было найти хорошую школу, какие-то языковые курсы, но с финансами было очень туго, поэтому о коммерческой школе речи не шло. И я случайно на фейсбуке увидела объявление, что скоро будет набор в условно бесплатную школу (это когда ты платишь только за учебники, за материалы).

В день собеседования, для определения уровня языка, со мной и моим мужем беседовала милая пожилая сеньора, а я так нервничала, что что-то мычала в ответ без понимания происходящего.

В общем, она поулыбалась и дала нам листочек, с написанной на нем буквой О, ну или это был ноль, и отправила к секретарям. Очень милые барышни – секретари, улыбаются, но та, что беседуют с нами, вроде так сочувственно смотрит и что-то говорит. Из общего потока слов, мой напуганный нервный организм выхватывает слово lo siento (сожалею), ну и все – я сразу подумала, что нам объясняют, что мы тупые, ничего не знаем, что на курсы нас не возьмут и тд, и горько так расплакалась.

И вот я сижу и плачу, и понимаю, что я уже взрослая тетя, и глупо как-то вышло, и надо бы успокоиться, но не могу, только всхлипываю еще громче и горше. И барышни меня заботливо так успокаивают, спрашивают, что случилось, муж тоже пытаются успокоить. А я только извиняюсь, говорю, что не знаю, что происходит, и плачу дальше, и мне стыдно ужасно, но от этого плакать хочется еще больше.

В общем одна из девушек достала из ящика маленькую коробочку конфет, протягивает мне и говорит: «Держи и, пожалуйста, не плачь». Тут мой плачь перешел в нервный смех, конечно, и я каким-то чудом успокоилась, и оказалось, что нас-таки взяли на курс испанского, просто на самый начальный. Самое забавное, что, когда мы вернулись домой, и я успокоилась, я вспомнила и поняла каждое слово и каждый вопрос, который мне задавали на собеседовании. Так что самообладание – сила.

Невозможно не ответить этим людям взаимностью, потому что это очень сильно подкупает, когда совершенно посторонние люди так тебя поддерживают!


Какое влияние оказывает на вас жизнь в Испании?

Сложный вопрос… Сильное влияние! Я надеюсь, когда-нибудь стать такой же открытой, терпимой и, главное, научиться не напрягаться. И мне кажется, что когда ты живешь посреди такой красоты, когда вокруг летают попугайчики, а в прудах и реках живут черепахи, круглый год что-то цветет, и море, пальмы и прочая красота, это наверняка должно положительно влиять на мироощущение и состояние в целом!

Вы сотрудничаете с русскими и иностранными фотографами. Есть ли отличия между заказчиками из разных стран?

Безусловно. Иностранные заказчики гораздо лучше понимают ценность работы ретушера, готовы за нее платить, и спокойно и адекватно относятся к работе по предоплате.


Ваши заказчики высказывают четкие технические требования на ретушь или доверяют вашему вкусу? Как вам комфортнее работать?

У меня среди заказчиков есть и первые, и вторые. Сложно сказать, как комфортнее, это зависит от конкретного заказчика. С некоторыми получается работать нормально только при четком задании, а с некоторыми наоборот.

Комфортнее всего, чтобы заказчик высказывал свои пожелания сразу, если они есть, и в целом доверял бы моему вкусу.

Как бы вы охарактеризовали понятие «качественная ретушь»?

Думаю, для каждого человека качественная ретушь значит что-то свое. Я делаю так, как хочет заказчик. Лично для меня – это чистые цвета, естественная кожа, в идеале, чтобы ретушь была не очевидной, чтобы фото было свежим и натуральным.

Какие условия важны для интересной / качественной фотографии? Требуется ли для этого вдохновение?

Интересная фотография не всегда качественная, а качественная не всегда интересная. Я люблю работать с вдохновением, мне так легче и комфортней, чаще всего именно так и бывает, но могу работать даже в плохом настроении.

Важно любить ретушировать или можно качественно ретушировать только на базе хорошей техники?

Любить ретушировать не значит хорошо ретушировать. Я всегда любила ретушь, мне всегда было это интересно, но на первую свою ретушь смотреть не могу. Можно быть хорошим ретушером только на базе хорошей техники, но тогда работать лучше всего будет с очень точным тз. Для меня важны и любовь к ретуши, и вдохновение, и техническая база.


Что вам нравится в профессии и что наоборот расстраивает?

Нравится почти все: и сам процесс, и разные модели, и работа с цветом, то есть творческая составляющая, знакомства и общение с новыми людьми, новые версии программ и прочее. Не нравятся неадекватные люди, как и везде, в моей работе они тоже периодически встречаются..

На ваш взгляд, разделение профессий на «фотографа» и «ретушера» оправдано или нет?

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом!

Кто из современных фотографов отвечает вашему эстетическому вкусу?

Это очень непростой вопрос. Потому что я человек настроения. Иногда мне нравятся неожиданные даже для меня вещи). Недавно посещали музей Жоана Миро, а я ну очень далека от абстракционизма, и мне неожиданно очень понравились две его работы. Из современных фотографов мне интересны Аласдер Маклеллан, Энни Лейбовиц, Патрик Демаршелье, Вилли Вандерперре, Питер Линдберг, из российских Дмитрий Чапала, Андрей Кеззин, Анка Журавлева!


Давайте помечтаем. Каким вы видите ваше будущее?

Будущее… Я раньше так много загадывала и планировала, а выходит, что у меня по плану почти ничего и не случается)). Так что я предпочитаю думать о настоящем! Жить, любить, уметь видеть и чувствовать вокруг себя красоту, добро и радость. А еще отдыхать побольше) Вот, о чем я мечтаю по-настоящему.

Удивите наших читателей интересным фактом о вас или историей.

Даже не знаю, чем я могу удивить! Может быть личным опытом – менять свою жизнь, работу, место жительство совсем не так страшно, как кажется до начала всех этих событий. Главное, сделать первый шаг, а дальше все само происходит). Чудеса случаются с теми, кто идет им навстречу! Не бойтесь действовать!


Подошла к концу неделя моих самопровозглашенных выходных. Думаете я отдыхал? Ага, как же. Отдых фрилансера - это смена направления деятельности, сама же деятельность прекращается только во сне и то не факт.

Вместо того, чтобы валяться кверху пузом на диване и смотреть что-нибудь высокоинтеллектуальное на канале ТНТ, я смотрел уроки на ютубе, вспоминая самыми теплыми словами любимую школу за то, что вместо английского у нас был никому (даже преподу) нафиг не нужный французский. Еще читал статьи о ретуши, книжку о цвете и тестировал разные идеи. Словом, отдых просто супер.

Однако, сей пост не о том, какой я молодец.

Вот смотрю уроки таких людей как Natalia Taffarel, Krunoslav Stifter, Garth Williams, и думаю: «Блин, да как у вас такие картинки получаются, вы же ничего особенного не делаете?». Рассматриваю все мелочи работы, ничего не вижу такого, чего бы не знал, не умел и не делал. Тут я переключил внимание с ретуши просто на картинку и понял в чем дело, дело-то в ней, в картинке.

Не даром говорят, что уровень зарубежной коммерческой фотографии выше. Он не просто выше, он несоизмеримо выше. И дело не в крутых фотографах, офигенном свете, первоклассном мейке, топовых моделях и камере Phase One с цифрозадником на 80 мегапикселей. Это все очень приятные мелочи, но не более того.

Дело в том, что там есть связная командная работа, понятие, отечественной фотографии мало знакомое, а чаще не знакомое вообще. Начну немного издалека.
Что я вижу в 80% фотографий жанра бьюти и фэшн, которые отправляют на ретушь. Примерно следующее: фотограф придумал какой-то образ в общих чертах, позвал более-менее подходящую модель (хорошо, если не случайную), сказал ей взять что-нибудь красное из одежды, что-нибудь на ее вкус и какие-нибудь украшения. Позвал знакомого визажиста и пошел творческий процесс. Фотограф кое-как, общими словами объясняет визажисту что желает его сумрачный гений. Визажист понимает это как-то по-своему и в общих чертах, делает что-то напоминающее то, что было надо фотографу. Тот доволен, отправляет модель одеваться, вешает любимый серый фон, возиться со светом или камерой. Визажист тем временем уходит по своим делам, он свое дело сделал. Дальше модель с выражением лица «Дакогдажеужеэтокончитсякаквседосталохоч удомой» 2-3 часа усилено позирует, по ходу дела пару раз меняя гардероб.
Фотограф, охваченный творческим порывом, командует и судорожно нажимает кнопку.

«Ура! Вот он шедевр, сейчас отдохну, выберу фотки, отдам ретушеру и буду почивать на лаврах славы!» - думает счастливый фотограф.

И вот с десяток снимков со словами: «Я тут снял супер-крутые фотки, сделай как в вог, я в тебя верю и побыстрее, если можно, очень хочется посмотреть» попадают в руки ретушера. И тут начинается веселье.

И правда очень весело смотреть на фото с никак не сочетающимися потертым мейком, одеждой, аксессуарами, эмоцией, фоном и кривым светом, претендующее на звание шедевра. Какой уж тут шедевр, сделать бы вообще хоть что-то удобоваримое!
Как же так получилось? А получилось так потому, что никакой командной работы не было.

А теперь раскрою страшную тайну крутых фоток.

Пришла фотографу идея. Он взял бумажку, карандашик и начал зарисовывать и записывать свою идею: позу модели, свет, цвет, фон, мейк, прическу, черты лица, эмоцию. Сделал 5-10 набросков, понял, что это полная фигня и нарисовал по-другому, уже гораздо лучше. Получив таким нехитрым способом четкое представление о будущем образе, он связывается с подходящей моделью, визажистом, стилистом, парикмахером и, внезапно, с ретушером тоже. Вся дружная компания обсуждает идею, допиливает ее до блеска, в процессе этого каждый четко понимает, что именно от него требуется.

Когда все готово начинается съемка. В процессе которой, стилист, визажист и парикмахер не идут по делам насущным, а следят за съемочным процессом, поправляя всякие выбивающиеся волосы, осыпавшийся мейк, надувшееся пузырем платье и т. д. Фотограф же присоединяет камеру к компу делает пробный снимок и, посмотрев на фото в нормальном размере с помощью лайтрума или С1, понимает, что неплохо было бы уменьшить экспозицию на пол стопа, немного скорректировать свет и дополнительно подсветить волосы, а то они какие-то темные и плоские.
Один образ снимается долго и упорно, пока не будет получен именно тот кадр, который нужен.

Вот этот заветный идеальный кадр попадает к ретушеру, и что видит ретушер? Он видит первоклассный материал, в котором цвет фона, мейка, одежды и аксессуаров составляет цветовую гармонии или близок к ней, картинка объемная и красивая уже сразу, потому что свет был тщательно выставлен именно под эту позу модели. Светотеневой рисунок в таком случае не надо править, его надо только подчеркнуть и фотка в итоге будет выглядеть максимально натурально. Задача финальной цветокоррекции или color grading-а сводится к тому, чтобы довести уже заданную цветовую гармонию до совершенства, а не ломать голову над тем, что же тут вообще можно сделать.

Ретушер при таком подходе к работе не исправляет ворох косяков, тянущийся еще с этапа препродакшна, а делает только свою работу - доводит картинку до идеала, работая с тем, что под силу сделать только в графическом редакторе.

Вот так делаются шедевры. Подробный план, тщательная подготовка и четкое осознание своих задач всеми участниками процесса. А когда эта команда отработает вместе хотя бы лет 5, научится чувствовать друг друга, вот тогда они уже могут творить что-то спонтанно и получать работы не хуже, чем с планом, а то и лучше.

Потому у нас практически нет хороших фотографов и ретушеров, откуда им взяться-то при таком подходе к делу? Сначала наснимают что попало, а потом, веря в магию фотошопа, отправляют ретушеру, который пытаясь это хоть как-то спасти, получает картинку с исправленной светотенью (что видно почти всегда) и не гармоничным цветом. В итоге портфолио у всех оставляет желать лучшего.
А когда все это повторяется годами, то входит в привычку от которой сложно избавится, да и зачем и так же норм, правда?

Это главная беда.
Все работают вроде бы на один продукт, но каждый на своей волне и получается черт знает что. Фотография это тоже самое, что кино, только масштабы поменьше. Фотограф, чаще всего, выступает ну только в роли оператора, но и в роли режиссера, т. е. человека, имеющего видение конечного продукта, способного донести это видение до всех участников процесса и четко организовать сам процесс. Если режиссер не справляется, то будь все остальные хоть лучшими в мире специалистами в своих областях, результат все-равно будет оставлять желать лучшего.

Справедливости ради, замечу, что режиссером может быть кто угодно, даже человек, вообще не участвующий в рабочем процессе напрямую, например, заказчик. Поэтому не всегда виноват фотограф. Виноват режиссер.

Что должен знать режиссер.

Знать он должен много. Как происходит работа со светом и чего можно с помощью него добиться. Особенности наложения макияжа и его возможности (весьма и весьма большие, стоит заметить). Позирование и эмоции. Технические особенности проведения сложных съемок (когда картинка складывается из нескольких кадров). Как происходит постобработка, каковы ее возможности и ограничения. Теория цвета и композиции.

Теперь обо всем немного подробнее.
1) Свет. Мягкий, жесткий, импульсный, постоянный. Светофильтры, различные насадки и т. д. Для разных задач, нужен разный свет и 3 софтбокса не панацея.
2) Мейк. Надо ли говорить, что профессиональный макияж способен поменять человека до неузнаваемости? Это мощнейший инструмент создания образа.
3) Позирование. Это вопрос невербальной коммуникации. Поза, жесты и мимика передают гораздо больше информации, чем речь. Это воспринимается на подсознательном уровне, поэтому надо понимать что вы пытаетесь сказать требуя от модели определенной позы и эмоции.
4) Особенности сложных съемок. Режиссер должен знать, как делаются качественные, дорогие рекламные изображения. А делаются они не одним кадром. Все ключевые элементы снимаются отдельно и собираются в картинку на постпродакшне. Как их снять так, чтобы ретушер не сломал себе голову и руки в процессе сборки и не запросил непомерную сумму за работу, надо знать.
5) Постпродакшн. Очень многие вещи гораздо легче сделать заранее, например, погладить одежду (!!!). Сложно взять из дома утюг и привести одежду в порядок пока накладывается мейк? Надо потратить 10-15 минут. В фотошопе на это уйдет 2 часа и результат будет далек от идеала.
Светотеневой рисунок должен полностью формироваться на съемке. Только так и никак иначе. Скорректировать его так, чтобы было не заметно очень непростая задача и задача это больше для художника, чем для ретушера. Мелкие правки, типа сделать скулу более ровной, подровнять нос, подчеркнуть грудь и т. д. - пожалуйста. Но когда на фото почти нет естественных объемов из-за кривого света, это не та задача, которую надо решать на этапе обработки.
Волосы. Ретушь волос задачка еще та, особенно когда их состояние мало похоже на прическу. Расческу изобрели уже давно, причешите модель, 2 минуты сэкономят час постобработки.
Смотрите за фоном, какую-нибудь табуретку проще взять и убрать из кадра, чем закрашивать потом штампом на 50 кадрах каталожки.
6) Теория цвета и композиция. Расположение объектов в кадре - один из главнейших факторов его привлекательности. Правильно выстроенная композиция концентрирует внимания зрителя на ключевых элементах фотографии так, как не способно ничто другое. Цвет это тоже элемент композиции о котором часто забывают при ее построении. Грамотное использование цветовых гармоний и правил контраста делает изображение целостным, гармоничным и приятным для восприятия. Зритель неосознанно остановит на нем свое внимание только по тому, что оно гармонично. Основу для гармонии надо строить заранее, а не оставлять все на последок, надеясь на грамотность ретушера в этом вопросе. К слову, хороших колористов очень и очень мало, а колористка в фотографии, на мой взгляд, сложнее чем в кино и живописи. В кино используются очень простые сочетания, потому что для динамической картинки сложные не подходят ибо рассеивают внимание и утомляют зрителя, а в живописи художник волен делать что угодно и придавать объектам любые цвета. В фотографии же мы имеем замороженную реальность и если покрасить ее в 2 цвета или придать объектам какие-то нереальные цвета, то в первом случае это будет выглядеть серо и скучно, а во втором дико.

Обо всем этом я могу написать еще раз в 5 больше, но читать сей опус мало кто станет. Поэтому, дорогие режиссеры фотосъемок, раз уж вы беретесь за это нелегкое дело и стремитесь к совершенной картинке, будьте добры хотя бы попытаться разобраться во всех этих вопросах и хорошо организовать весь процесс. Спрашивайте у других участников процесса, как по их мнению можно было бы сделать картинку лучше, постоянно просматривайте собственные работы разбирая все мельчайшие ошибки и недоработки, просите критики у тех, кто лучше вас на голову. Иначе прогресса не будет.

Ошибки - это учитель. Признавайте их, осознавайте и запоминайте, чтобы не совершать впредь.

Всем привет! Я - Женя.

Сюда я долго думала, что мне бы написать. Могу написать много. Например:

Как я стала журналистом (для этого оказывается желательно не заканчивать журфак - там мозг промывают сильно, лучше без него).

Как я стала предпринимателем (лет 5 назад я открыла магазин одежды в Бобруйске, он, кстати, до сих пор вполне себе успешно работает, пока я разъезжаю).

Как я стала Au pair (помощник по хозяйству) в английской семье. Мне удалось распрекрасным образом прожить в типа супер-лорогом Лондоне пол года приехав туда особо без денег и разрешения на работу. Тоже есть че вспомнить)

Как я стала путешествовать с минимум денег… или

Как я стала рисовать (это прикольная кстати)).

Поэтому пока ограничимся рассказом на тему «Как я стала ретушером-фрилансером».



Училась я в Средней (уровень ниже среднего по моему мнению) Школе №2 г. Бобруйска. Потом поступила в экономический университет (потому, что так было модно). На платное (понятное дело, потому что знания были уж очень средние) и большую часть времени проучилась на факультете международных отношений.

Но это все скукота.

Чего я не смогу, к счастью, наверное, написать - это как я стала специалистом в области международных экономических отношений. Потому, что им я как раз таки и не стала. Хотя диплом есть.) Университетские годы были достаточно скучными. За исключением нескольких ярких моментов, да и те я сама себе организовывала. Ни школа ни универ, как организации ничего мне запоминающегося не дали, к сожалению.

Когда я закончила универ, у меня понятное дело была полная прострация, я понятия не имела, чем заниматься. Друг - главред продвинутого андеграундного издания предожил поработать у них. Чем я и занялась. Работа меня сильно не увлекала, а зарплата сильно печалила своей мизерностью. И вообще я всегда мечтала о своем бизнесе (сейчас кстати опять мечтаю). Каждый день я генерировала какие-то сомнительные бизнес-идеи. Пока в один перкрасный день не открыла магазин одежды. Это долгая история конечно, сейчас не о том. Сначала работы в магазине было много, а потом я взяла продавца и у меня резко освободилась куча времени и я стала думать, чем бы еще таким себя занять.

Тогда как раз все начали говорить про кризис, и я прочитала, что самое лучшее, что ты можешь делать во время кризиса - это учиться, стать хорошим специалистом в чем-то, чтобы как раз когда закончтся кризис - ты на коне! Это заронило первое зерно в мое сознание. К тому же у меня был комплекс неполноценности в связи с тем, что у меня так и не было никакой профессии, в которой я неплохо бы разбиралась. И никакого практического навыка. Я даже на швею хотела пойти, но у нас в училище не берут после высшего образования.) Плюс меня всегда тянуло на разную деятельность связанную с «изобразительным искусством» (че-то не могу придумать по-моднее слова - «визуалом» что-ли?), ну вы поняли. А если честно, я точно не помню, как все началось. Думаю, я просто для удовольствия стала изучать, как работает фотошоп. В качестве нового хобби, коих у меня всегда было миллион.

В общем я тихонечко там себе ковырялась со всякими интернет-туториалами и мне было хорошо и весело. Деньги на пропитание зарабатывались в магазине. Работы там было где-то неделя в месяц в общей сложности, а все остальное время я прилежно фотошопила. В основном с перекосом в ретушь (не знаю почему так вышло).

В один прекрасный день мой парень (мы уже расстались, но я всю жизнь ему за это благодарна буду) предложил мне поискать какие-нибудь курсы, может где-то заграницей, чтобы я уже выходила на какой-то более профессиональный уровень, и стала уже наконец зарабатывать на этом. Это был очень важный момент в сознании. Я всегда мечтала поучиться заграницей, а если еще учится любимому делу - это тогда звучало для меня нереальной мечтой. Но я понимала, что финансово не потяну. И вот в этот момент главное не отказываться от своей мечты, а постараться что-нибудь придумать. Или хотябы залезть в интернет и посмотреть че есть, и че по чем. Токда я ПОЗВОЛИЛА себе помечтать по-крупному. и мечта сбылась. Но это уде было позже. А сейчас по-порядку...

В общем, я стала искать курсы по ретуши. Нашла 2 подходящих варианта. Один в Лондоне, один в Москве. По цене за курс примерно одинаково (около 400 долл), что вполне подъмно. Но в Москве курс был организован компактно в течении 1 недели - каждый день занятия, а в Лондоне - 9 недель раз в неделю занятие. Ну и ясен бублик в Москве было проще и с жильем что-то найти и со всем остальным. Для меня даже выбор не стоял, а парень говорит - только Лондон. Я говорю, -ты дурак? , на что я там жить буду? Он же был уверен, что «я что-нибудь придумаю». В меня верили, во мне не сомневались.

Короче говоря, будучи наверное в каком-то эйфорично-отчаянном состоянии, я сделала все документы, получила визу и поехала в Лондон. Я сильно не думала о последствиях, и что меня там ждет. Иначе не поехала бы. Тактика была простая, наполеоновская «ввязаться в бой, а там посмотрим». Жилье я нашла себе на кауч-серфинге. На 2 недели. У двух людей, хотя писем разослала тонны. На дальнейшее конкретного плана не было. Было только письмо из London College of Fashion, что я зачислена на короткий курс. Все.

Потом идет долгая отдельная история, как я там нашла жилье и работу. Я стала Au Pair, т.е. я жила и работала в семье. Это было удобно. Работа не полный день. Поэтому есть возможность учиться. В этом-то вся идея этой системы и состоит - она очень древняя и популярная везде в Европе. Ты в основном помогаешь присматривать за детьми и маме семейтва по хозяйству. Я там даже детей из школы забирала (безумно была горда собой, что пришлось научиться водить машину с правосторонним рулем). Работа в семье была примечательна тем, что мы жили в безумно красивом доме, который предоставлялся для фото- и видео-съемок. Одна их моих обязанностей была ассистировать эти съемки. Об этом где-то есть в моем ЖЖ подробнее с картинками.

Ну и да, курсы по ретуши раз в неделю. Полное разочарование. Унылый, скучный преподаватель, которому абсолютно по фигу вынес кто-то что-то с занятия или нет. Когда он стал впрягать те же самые туториалы, с теми же самыми картинками, которые я давно уже стырила в торрентах и прошла еще дома, я поняла, что ничему он меня тут не научит. И мне пришла светлая мысль (хотя подсказал наверное кто-то) найти себе интерншип (стажировка по-нашему). Я еще не совсем себе представляла, что это такое и как я буду совмещать это с работой в семье, но меня это мало волновало. Я перешла к активным действиям.

Составила список самых крутых ретушь студий в городе. Расчет был простой (и я теперь всегда этой схемой пользуюсь), если оттуда ничего не ответят, то буду понижать планку.

Потом я написала классное душевное мотивационное письмо. Что я такая старательная и увлеченная, но никак не могу достигнуть нужных высот. И что вся надежда только на вас, друзья. Я готова на все: убирать в офисе, кофе варить, базы данных составлять интим не предлагать, только научите! Писать мотивационные письма - очень важное умение. Оно открывает много дверей в жизни. Разослала я штук 40 вместе с первым своим смешным портфолио, и стала ждать. Все вместе, чтобы найти адресаты, написать и разослать у меня заняло 1 дождливое воскресенье лежа в кровати на расслабоне с нетбуком. Да и ждать пришлось не долго, первые ответы стали приходить уже в понедельник. И так прикольно потом все пошло, мне достаточно много кто ответил (в Италии например это не очень работает, а англики хорошо на мэйлы отвечают). Кто-то написал, что у них нет свободного стола в офисе, но типа заходи в гости, поболтаем. Кто-то просто вежливо отказал, но было штуки 4 реальных предложения, которые я и стала рассматривать. Т.е. ходить на собеседования. Ну и к тем на поболтать тоже заходила. В общем стала погружаться в тему. В режиме реального времени.

Никогда не забуду, когда я пришла в большой красивый офис - оупен спэйс, а там человек 40 сидят с планшетами и ретушируют. Меня торкнуло не кол-во планшетов на м2 (хотя и это тоже, я тогда еще на планшете не умела, и в руках перо не держала)), а кол-во людей, вовлеченных в эту деятельность. И что все так серьезно и реально.

Но в той конторе я не осталась. Я выбрала маленькую студию, состоящую из 3 человек. Все парни, англичане, абсолютно разные и абсолютно для меня непонятные. Когда я увидела, что они делают в фотошопе, у меня упала челюсть и я так с ней отвисшей и ушла. Договорившись скоро прийти, чтобы начать пробовать мою стажировку.

Ходила я к ним 2 раза в неделю, почти полный рабочий день (с утра до 4х). Один из них (по имени Ли) взял надо мной шевство и постоянно чему-то учил. Каждый раз он готовил для меня какой-то новый «челлендж». Уже когда я думала, что вот ОНО - теперь все знаю-умею, он мне подсовывал что-нибудь такое, что я пыхтела за компом и долго не могла сделать. Судил он меня строго и справедливо, никаких поблажек, но как истинный англик, все очень деликатно и вежливо. Мой самый лучший учитель в жизни. У нас сложились совершенно особенные дружеские отношения, и каждый раз для меня было огромным счастьем идти в студию и чему-то учиться.

Мне одновременно было неловко и прикольно в этом странном мужском коллективе. Я чувствовала себя инопланетным пришельцем. Парни не приминали меня подколоть по любому поводу и без, с присущим им всем англиским юмором. Но относились по-доброму. Каждый раз я шла туда, как на праздник - красивая, нарядная и с улыбкой на лице. И я помню момент просветления и счастья от того, что я наконец-то что-то умею делать. Сама, при помощи рук, глаз. Мозгов и у меня уже есть хоть маленький, но такой хороший опыт. Огромная благодарность - этим людям, городу, стране.

о
Вот они 3 красавца - нарядились все в клетчатые рубашки, тк у одного из них ДР был (обычно щеголяли в футболках). Я в шутку спросила, че ж меня не предупредили, я б тоже че-нить в клеточку напялила. На что мне незамедлительно отрезали, что еще "не доросла". Под общий хохот конечно же. Это собственно у нас "корпоратив")

Продлиась моя практика до последнего, пока виза не закончилась, и мне не надо было уезжать. Так бы я осталась там еще дольше, и вполне вероятно они оставили бы меня на работу.

Но так, как я не из ЕС и все не так просто с доками, как хотелось бы, то я вернулась в Беларусь и стала фрилансить, создавать новое портфолио, искать клиентов и пошло-поехало.

Теперь вот в Италию переехала. Это умение и опыт дают мне возможность жить и работать в принципе в любой стране. То о чем я мечтала. Плюс я еще по ходу дела англиский наконец-то на нормальный уровень вывела. Что тоже в жизни очень-очень помогает.

Получилась история, как будто все легко и просто, и надо только захотеть и помечтать. Но было очень-очень много сложностей и проблем на пути. Я просто как-то привыкла на негативе не фокусироваться. Было сильное чувство страха, гогда из имеющихся 300 фунтов (с которыми я приехала) за 2 первых дня я потратила 100 ни на что. Страх меня тогда сильно мотивировал. Был стресс, и резкое похудение на 5 кг. за первую неделб в Лондоне. Но я просто двигалась вперед и что-то делала.

Получить работу в семье было очень сложно, пришлось написать кучу бумаг (рекомендаций самой себе от 3х лиц, созвониться с этими 3ми лицами и предупредить их об этом, потому, что моя работодатель не поленилась прозвонить в Беларусь и проверить. И я знала, что она не поленится). Было несколько собеседований, достаточно напряженных. Были дети-неподарки, порой выносящие мозг, 2 мальчика. Было куча уборки. Дом должен был всегда выглядеть идеально и бытьготовым к съемкам. И вообще корона сильно падала. Но я как-то спокойно к этому относилась и работала с удовольствием ради своего будущего, о котором мечтала. И с прекрасным чувством того, что живу, как хочу и никому ничего не должна.

​Сегодня я хочу познакомить вас с необычайно интересным человеком, который приоткрыл завесу своего успеха, любит свое дело и полностью посвящает себя ему.

Знакомьтесь, фотограф и ретушёр Сергей Шмаков !

Здравствуйте, Сергей. Спасибо, что откликнулись и согласились на интервью для пользователей нашего сайта.

Здравствуйте)

Сергей, расскажите немного о себе и своей работе.

Сейчас мне 25 лет и лет 9 из них я занимаюсь ретушью, как и другие ретушеры я совмещаю обработку со съемками, был период когда не вылезал из студии, снимал в основном крупные детализированные портреты с большим количеством ретуши, последние несколько лет увлекся съемками автомобилей. Практически все чем я занимаюсь на коммерческой основе так или иначе изначально являлось творчеством или тем, что я делал просто для удовольствия, не ставя целью заработать. Я просто делал то, что мне нравилось, через какое-то время развился до приличного уровня и понял, что на любимом деле вполне себе можно зарабатывать на жизнь. Помимо ретуши и съемок я веду свой канал на YouTube, а также обучаю индивидуально через Skype. Люблю путешествовать и бывать в новых местах.

У каждого свой путь в мир Photoshop. Каким он был у вас? Почему решили заняться ретушью?

Мой путь начался с баловства в пейнте, из-за ограниченного функционала я практически сразу установил себе фотошоп, тогда еще CS2, это был 2006 год и я учился в 9 классе. До окончания школы я повторял редкие уроки, которые мог найти, тогда еще интернет не был таким быстрым, да и качественный контент приходилось поискать. На волне моего интереса к обработке фотографий, я поступил на факультет графического дизайна в местный ВУЗ. Рисовать кубики и вазочки поначалу было интересно, но перспективы в этом я для себя не видел. Мои сладкие мечты о том, что меня будут обучать фотошопу, ретуши, техдизайну, коллажированию, мэттпеинтингу и т.д. улетучились в первый же месяц. Тогда я спросил сам у себя чем мне больше всего нравится заниматься и начал свой путь в ретуши и обработке фотографий через самообучение.

С какими трудностями вы сталкивались в начале своего пути? Как с ними справлялись?

На первых курсах института я уже решил, что ретушь - это мое, но развиваться быстро мешала дикая нехватка времени, которое уходило на учебу. Благо к третьему курсу я научился "ходить только на нужные пары", и это позволило мне не только больше уделять времени фотошопу, но и начать самому фотографировать. Также росту мешало отсутствие средств на покупку техники, у меня ушло несколько лет чтобы обновить компьютер для комфортной работы и заполучить заветную зеркалку, еще через какое-то время я смог себе позволить купить планшет. Тогда я фотографировал и обрабатывал фотографии почти каждый день, смотрел уроки, изучал фотошоп своими силами и развивался быстрее чем когда-либо раньше.

Существуют ли разновидности ретуши? Чем ретушь отличается от художественной обработки?

Я бы сказал существуют специализации ретушеров, кто-то разбирается в предметной ретуши, кто-то в портретной, кто-то искусно создает коллажи, кто-то прекрасно работает с волосами и т.д.) Классическая ретушь от художественной обработки, на мой взгляд, отличается тем, что она не видна, художественная обработка же это что-то выдуманное, порою даже нарочито-вычурное почти всегда не имеющее отношения к реальности.

Как грамотно подойти к ретуши выбранной фотографии? Существует ли универсальный алгоритм действий?

Практически любой процесс ретуши можно вывести в пошаговый алгоритм, вот только на его поиск и подбор могут уйти годы, поэтому новички часто обрабатывают в хаотичном порядке, затрачивая на это массу времени. Я лично для себя вывел универсальный алгоритм для ретуши кожи и еще ряда областей, позволяющий делать ретушь в несколько раз быстрее и при этом качественно, как устроен мой алгоритм я неоднократно рассказывал у себя на канале YouTube.

На ваш взгляд, что является залогом достойного результата проведённой ретуши? Почему?

Залог достойного результата на мой взгляд - это следование принципу положительных изменений. Если вы потратили 5 часов на фотографию и в процессе помимо улучшений внесли косяки, к примеру, исказили светотень, перебрали с пластикой или слишком замылили кожу, то вам всегда можно сказать, что "до" было лучше даже если картинка в большинстве своем стала лучше исходника. А если вы почистили пару прыщей и сделали аккуратную приятную цветокоррекцию за 10 минут, не делая серьезной ретуши вообще, то объективно ваш кадр стал лучше и результат можно считать достойным. Это то же самое, что сдуть пыль со старого велосипеда и подкачать колеса, вроде мелочи а стало лучше. В первом же случае можно покрасить велосипед, заменить на нем плохие тормоза, натереть его до блеска, но при этом сломать руль, то же самое и в ретуши.

Чем отличается плохой исходник от хорошего? За ретушь какой фотографии вы бы не рекомендовали браться? Почему? Какую роль играют макияж, причёска, освещение?

Плохой исходник чаще всего сделан без обдуманной поэтапной работы. Нет цельной идеи, не подходит модель, слабый макияж, отсутствует внятная работа с волосами, одеждой, светом, позировками, композицией и т.д. С такими откровенно слабыми исходниками я бы не рекомендовал работать, но проблема в том, что в сети их подавляющее большинство. К действительно профессиональным исходникам вряд ли начинающий ретушер в первые годы сможет получить доступ. Фотографы, создающие качественный материал почти никогда не размещают свои исходники, они либо обрабатывают их сами, либо отдают действительно опытным ретушерам и то нечасто. К тому времени когда ретушер начинает испытывать нехватку в исходниках, он уже практически все знает о том как создать их самостоятельно. Остается только купить камеру, подобрать достойную команду и начать творить. В большинстве случаев пойти фотографировать самому это чуть ли не единственный верный путь, так вы сможете сделать огромный скачок вперед и прокачаться во всех этапах создания картинки. Научитесь разбираться в моделях и типажах, позировках, созданию цельного образа, начнете отличать хороший макияж от слабого, поймете как свет рисует форму и как это можно использовать в ретуши, довольно быстро создадите портфолио и начнете заинтересовывать совершенно новых клиентов. Я в свое время прошел этот путь и могу с уверенностью сказать, что это работает.

Насколько широким спектром знаний должен обладать ретушёр? (типы лиц, анатомия, текстура и пр.)

Спектр поменьше чем у художников, конечно, но тоже довольно велик. Перечислять нужные знания можно долго, но начать я бы рекомендовал с книг по макияжу и классическому рисунку, также обычно тяжело обойтись без опыта студийной съемки и практики освещения, даже если вы не собираетесь в ближайшее время фотографировать, заглянуть на пару часов в студию и понять как свет рисует форму будет крайне полезно.

В среднем, сколько времени у вас уходит на ретушь одной фотографии? Что позволяет ускорить процесс работы в Photoshop?

В основном от 30 минут до 3 часов. Мой подход к ускорению:

  • Отказаться от пиксельного многочасового Dodge and Burn, заменить его сочетанием техник, как это сделать рассказано в роликах "Курс ретуши" в 10 частях.
  • Использовать пошаговый алгоритм ретуши, а также максимально записать его в экшены, у меня это реализовано через панель RETOUCH PANEL PRO, но вы можете записать экшены и самостоятельно.
  • Приобрести планшет, поначалу придется привыкать, но уже скоро увеличившийся комфорт и скорость работы вас серьезно порадуют.
  • Выучить базовые сочетания клавиш, для приближения и отдаления холста, для изменения размера и жесткости кисти, также для основных манипуляций со слоями.
  • Обновить компьютер, по железу i5-i7,16-64gb оперативной памяти, два SSD диска, на одном система, на другом файлы и кэш фотошопа, недорогая видеокарта (для фотошопа это не так важно как в играх).
  • практиковаться в навыке глобального Dodge and Burn.

Бытует мнение, что планшет - для художников. Нужен ли планшет ретушёру?

На мой взгляд, однозначно нужен. Если вопрос встал о комфортной и быстрой работе, то стоит присмотреться к покупке планшета.

На ваш взгляд, можно ли развиваться и совершенствоваться с подходом «ради денег»? Почему?

Перекос как в сторону денег так и исключительно творчества редко бывает продуктивен, в данном вопросе я за баланс, но в каждом конкретном случае соотношение может отличаться. Многое зависит от таланта, если он есть, то можно активнее пытаться продавать, если таланта нет, то с гонкой за прибылью стоит повременить и сначала прокачать себя.

Чтобы вы посоветовали нашим пользователям, которые только начинают пробовать себя в ретуши? Как наработать вкус к качественной ретуши, как повысить свой уровень работы в фотошоп?

Желательно выбрать направление ретуши, которое бы нравилось и при этом в перспективе могло бы приносить вам деньги. Дальше впитывать информацию как губка, чем качественней будут источники тем лучше, в сети масса уроков и статей, если есть возможность идеально индивидуальное обучение у опытного ретушера именно через Skype, я не имею в виду только меня, есть масса тех, кто обучает один на один и по вполне приемлемым ценам, желательно чтобы вам давали домашние задания и потом разбирали ошибки. Сэкономить деньги на групповых мастер-классах и направить их в технику для комфортной работы - быстрый компьютер и планшет. Развивать себя в сети, упор я бы делал на соц. сети, вконтакте, instagram, фейсбук. Как ни странно, начать фотографировать, для вас это может стать рывком вперед, а также творческой отдушиной, помогающей в сложные этапы потери мотивации. Ну и конечно любить свое дело и посвящать себя ему полностью, рано или поздно это даст свои плоды. Удачи и успехов в творчестве!)

Признак хорошего ретушера - отсутствие признаков. Кристина Шерк

Кристина Шерк - высококвалифицированный ретушер из Вашингтона. Последние 10 лет она специализируется на фотореалистичной ретуши. Среди ее самых крупных клиентов Time Inc., Hasselblad, Merz Aesthetic и Cotton Incorporated. Также Кристина пишет обучающие статьи для журналов Shutter, Photoshop User, Lightroom и ведет тематические курсы на сайте KelbyOne .

Рады приветствовать вас в нашей рубрике, Кристина.

Спасибо, что пригласили.

Начнем с простого вопроса. Что является вашей основной деятельностью: фотография, ретушь, иллюстрация? Благодаря чему вы стали популярны?

Скорее всего, ретушь. По крайней мере, аудитория KelbyOne знает меня как фоторетушера. Кроме того, в Вашингтоне я занимаюсь портретной съемкой. У меня есть клиент из Лос-Анджелеса, для которого я ретуширую модельные снимки. Поэтому большая часть курсов на KelbyOne, которые я веду, сосредоточены именно на этом. Также у меня есть курсы по ретушированию кожи, глаз, волос. В общем, всего, что формирует человеческий портрет.

А теперь сложный вопрос. Чем вам нравится заниматься больше всего?

Мне нравится много вещей. В первую очередь, я не люблю скучать. Поэтому я постоянно пробую что-то новое. Сейчас я экспериментирую с подводной фотографией и мне это очень нравится. Если вам надоело заниматься одним и тем же, фотография и ретушь дает возможность открыть для себя что-то новое. Если я устану от портретов, ретуширования лиц, я могу, используя те же программы, навыки и наработки, бросить себе вызов, и начать заниматься, например, композицией или ретушированием пейзажей. Так что мой ответ на этот вопрос - я не люблю скучать и постоянно экспериментирую.

Как вы научились фоторетуши?

Это довольно забавная история. Мне нравится шутить и рассказывать, что я эксперт по Photoshop. Но у меня нетехническая специальность. Раньше я занималась цифровой живописью и на протяжении четырех лет 24/7 я изучала Photoshop. Узнавала, как все работает. Это было отправной точкой. И, оглядываясь в прошлое, тогда я не понимала, что, на самом деле, собирала базу знаний для будущей профессии.

Круто! Вы используете какие-то специфические плагины или другие ресурсы, чтобы ускорить рабочий процесс?

Да. Всегда, когда я работаю с портретами или чем-то похожим, я использую Perfectly Clear от Athentech Imaging, который помогает мне сделать черновые варианты фото. Мне очень нравятся их продукты, у них отличные плагины.

А что-нибудь специально для ретуширования?

Это зависит... Беспроигрышный ответ на любой вопрос - «Это зависит». Если мне нужно быстро сделать серию пробных фото для клиента, чтобы он изучил и выбрал понравившиеся варианты для дальнейшей фоторетуши, я использую Portraiture . Это плагин для разглаживания кожи. У него отличный алгоритм работы. Также я использую Perfectly Clear для доработки глаз и области под глазами. Затем я отправляю пробные варианты клиенту. И когда он выбирает подходящие снимки, я с нуля делаю всю работу в Photoshop. Конечно, это дольше, но только так можно получить наилучший результат.

Теперь самый популярный вопрос. А где вы находите клиентов для фоторетуши?

У меня есть сайт sharkpixel.com , оптимизированный под определенные поисковые запросы, например, "фоторетушь", "красота", "кожа" и т.д. И любой, кто вводит в поиске слово "фоторетушь" находит мой сайт. Это называется поисковая оптимизация, с которой должен ознакомиться любой профессиональный фотограф или ретушер, потому что только так о вас узнают клиенты. К сожалению, в наши дни больше никто не пользуется телефонными книгами, поэтому приходится идти в ногу со временем. Также мне очень помогает "сарафанное радио". Индустрия красоты ищет именно тех, кто действительно умеет работать. Поэтому рекомендации от клиентов - это лучшая реклама, которая помогает получить больше заказов.

Так вы не зависите от ModelMayhem .com (прим. переводчика - сайт для поиска моделей и фотографов ). Мне не перестает приходить множество писем с Восточной Европы с одинаковым содержанием: «Я ретушер, мне нравится ваша работа. Дайте знать, если понадоблюсь».

В этом и заключаются достоинства и недостатки нашей профессии. Можно работать в любом месте: подвале, офисе. При этом клиенты могут находиться в другом конце мира. Например, я живу в Вашингтоне, а мои клиенты из Лос-Анджелеса. Поэтому для меня это определенно плюс. Но точно так же клиент может отдать предпочтение ретушерам из других стран, у которых цены гораздо ниже. Это палка о двух концах. Но важно помнить о защите авторского права в США, особенно если вы работаете с крупными заказчиками. Нет ничего страшного в помощи иностранных ретушеров. Они могут сделать для вас какую-нибудь личную работу. Но если вы работаете с крупным клиентом, учтите, что при отправке фото в другую страну, они не будут защищены законодательством США. Я слышала жуткие истории про фотографов, работы которых использовались в рекламных кампаниях за рубежом, потому что они отправили их иностранному ретушеру.

Собственно, как и все в этой жизни - получай то, за что заплатил. Подводная фотография, в последнее время, превратилась в некий тренд. Во время фотосессий вы с моделью погружаетесь прямо под воду? Как происходит процесс съемки?

Камера помещается в специальный чехол со всеми кнопками, которые есть на ней. Предварительно нужно убедиться, что чехол водонепроницаем. Затем вместе с моделью я погружаюсь в воду с камерой в руке. Если хотите увидеть действительно профессиональные подводные фото, то советую вам посмотреть работы Криса Крамли (Chris Crumley), который занимается этим уже долгое время. Он из Вирджинии. Мне удалось поработать с ним в роли модели, после чего я сама попробовала подводную съемку на Багамских островах. Это потрясающий опыт и настоящее испытание. У тебя нет возможности сказать что-то модели или подать какой-то знак, потому что она тебя не видит. Так что если вам скучно, и вы готовы бросить себе вызов, то вам определенно стоит попробовать. Водонепроницаемый чехол можно взять в аренду, если вы не хотите тратить много денег.

Вы и фотограф, и ретушер. Можете дать какой-нибудь совет для портретных фотографов, который облегчит дальнейшую ретушь снимков.

Хороший вопрос. Мне нравится заниматься фотосъемкой, и ты совершенно прав, это дает возможность взглянуть на мою работу с обеих перспектив. Мне приходит много писем с примерно одинаковыми вопросами: «Я сделал фото на свой iPhone. Можете что-нибудь посоветовать, как улучшить снимок?» Есть множество способов убрать недостатки подобных фото в Photoshop. Но есть одна вещь, которую невозможно исправить - неправильный фокус. Фильтр Резкость (Sharpen) с этим не справится. Но в последних версиях Photoshop появился инструмент, который позволяет удалить размытие в движении. Я могу посоветовать один из моих курсов на KelbyOne «10 вещей, который каждый фотограф делает неправильно, и как их исправить в Photoshop» . В нем я рассказываю про новый инструмент Shake Reduction (Стабилизация изображения), который действительно убирает размытие в движении. Инструмент выполняет сумасшедшие математические операции, чтобы вернуть все пиксели на место. И это впечатляет.

Что вы можете посоветовать новичкам, которые хотят стать профессиональными ретушерами, для того, чтобы влиться в профессию и начать зарабатывать? Несколько моментов, которые помогут на этом пути.

Первое, что я могу посоветовать, - это изучать результаты работы «до/после» профессиональных ретушеров. Чаще всего многие начинающие ретушеры перегружают свои фотодеталями, а это не всегда уместно. Это одна из причин, почему на своем сайте я показываю результаты «до/после». Такой опыт будет полезен независимо от того, в какой индустрии вы работаете. Возвращаясь к твоему вопросу, я еще раз повторюсь - не нужно перегружать работу. Начинайте с малого.

Кажется, сейчас в социальных сетях происходит откат от чрезмерно отредактированных фото. Одно время на обложке журнала Maxim печатали яркие практически мультяшные фото. Но сейчас, похоже, наблюдается тенденция к более реалистичной ретуши. Как вы считаете, стоит ли фоторетушеру отслеживать подобные тенденции или лучше делать в соответствии со своим представлением и вкусом?

В описании вакансии ретушера не написано «иметь свой стиль», конечно, если это не касается личного проекта. Стиль должны иметь работы фотографа. Если фотографу удастся найти такого ретушера, с которым ему будет комфортно сотрудничать вряд ли он станет искать кого-то другого. Задача ретушера - воплотить в жизнь чужую идею. Высококвалифицированный ретушер может воссоздать любой стиль для фотографа. И неважно, то ли это контрастный резкий снимок с гранж-эффектами, или мягкое фото с фоновым размытием.

Да-да, я понимаю. Как говорится, хороший судья незаметен во время игры. Ты делаешь то, что должен. Стиль фотографа на первом месте. Я думаю, это очень хороший совет, который менее профессиональные ретушеры не могут дать. Именно поэтому я бы хотел вдохновить вас всех ознакомиться с работами Кристины поближе. Но также я бы хотел спросить, как еще с вами можно связаться кроме KelbyOne ? Вы упоминали свой личный сайт. Может есть и другие площадки?

Да, у меня есть профиль в Instagram. Вы можете найти меня по логину @shark_pixel . Там же у меня есть еще один аккаунт для подводных работ, который я веду вместе с другими подводными фотографами - underwater_mermaids . Также у меня есть страница в Facebook -

Кредит