Режиссер театрализованных представлений и праздников. Описание профессии

размер шрифта

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30-03-2011 251н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ... Актуально в 2018 году

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций; структуру культурно-досуговой организации; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; современную и классическую драматургию; современные достижения отечественного и зарубежного искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Галина Щенникова: «Главные качества режиссера – ответственность и четкая жизненная позиция»

Светлана Гришина

Галина Александровна, что значит быть режиссером театрализованных представлений и праздников? В чем состоит работа режиссера во Дворце культуры?

Быть режиссером массовых мероприятий – значит понимать, как ярко отметить то или иное событие, а это не только праздники. Тематический спектр массовых мероприятий огромен: от презентации академического издания до уличных гуляний, от протокольной церемонии до флешмоба. Режиссер массовых праздников, в отличие от театрального режиссера, начинает «с чистого листа» – у него нет опоры в виде текста пьесы – и редко выбирает сам, что ему делать, потому что чаще всего работать приходится по заказу. По крайней мере, в моей практике всегда было так: сначала – спрос, а потом – предложение.

Как Вы пришли в эту профессию?

По образованию я филолог и в режиссуру пришла совершенно случайно. На старших курсах института перевелась на заочное отделение и искала работу. Я ждала, когда появится место на кафедре, как вдруг меня пригласили в городской Дом культуры – там освободилось место костюмера театра. И в результате, придя поработать временно, я осталась здесь вот уже более чем на 30 лет: год была костюмером, после этого занималась культурно-массовой работой, а затем стала сначала художественным руководителем, а позднее, когда весь коллектив Дома культуры перешел работать в новый Дворец культуры «Аммофос», – главным режиссером ДК. Так что, по сути дела, я всю жизнь работаю в одном месте.

Как возникает идея массового праздника? Чем обеспечивается цельность действа?

Цельность обеспечивает, конечно же, идея праздника, его главный смысловой стержень, а он в свою очередь определяется тем, кому адресовано мероприятие. У каждой аудитории свое мироощущение, и для каждой нужен свой «язык». Более чем за 30 лет работы я так много раз занималась Днем Победы, что, когда хочется сделать этот праздник как-то по-новому, я уже просто не знаю как. Но когда мы возвращаемся к вопросу о том, какова наша целевая аудитория, мы понимаем, что это, как и в прошлые годы, ветераны. Уже не все они участники войны, большинство – дети победы. Но это то же поколение, и они хотят слышать свои любимые песни, хотят, чтобы с ними разговаривали на понятном им языке, а новые модные тенденции не встретят у них понимания. Новое, на мой взгляд, должно быть адресовано скорее молодежи.

В апреле у нас прошел фестиваль «Мир танца», я отвечала за режиссуру трех концертов: гала-концерта взрослых хореографических коллективов, концерта молодежных ансамблей и концерта молодого хореографа. У каждого из них абсолютно разные аудитории, и режиссер должен понимать, кто перед ним. Мероприятие для молодежи отличается от мероприятия для старшего поколения и динамикой, и средствами выражения. Например, современные эстрадные коллективы старшее поколение не понимает – их порадуют более традиционные вещи, например, народные песни или детские выступления. Молодежи, напротив, нужен драйв и эпатаж.

Как меняется со временем технология проведения праздников? Есть ли изменения в отношении к праздникам со стороны аудитории?

История массовых уличных праздников достаточно велика – они существовали и сто, и двести, и триста лет назад. Людям это всегда было необходимо, не случайно многие праздники имеют многовековую историю, и не случайно все время появляются новые. В Череповце одни из самых любимых праздников – это Новый год, Масленица, День металлурга, День химика, День города. Режиссерский подход тоже в целом остается неизменным, потому что в основе сценария любого праздника всегда лежат его главная идея, массовость и интерактив. Но, конечно, меняются формы диалога со зрителем; новые возможности дают нам различные технические средства, которые сейчас появились в нашем распоряжении.

Вы упомянули о том, что праздники обязательно включают в себя интерактив – что имеется в виду?

Мы давно отказались от чисто концертных форм, иногда вообще от них уходим. Любая программа строится на активном общении: с каждой сцены, где мы работаем, обязательно идет какой-то диалог со зрителем. Например, 9 июня у нас в городе появится новый праздник – Воскресенская ярмарка, приуроченная к исторической дате – так называемому Дню открытия города. На протяжении всего Воскресенского проспекта мы организуем активные анимационные зоны, где будут установлены сцены и где в течение четырех часов будут проходить разные интерактивные действа. Только две площадки займут артисты, все остальные – общественные объединения. Это, например, клуб авторской песни и клубы исторической реконструкции. Очень интересным мне видится действо Артели кулачных боев «Буза» – ведь ее участники демонстрируют не драки, а очень бережное отношение к традициям. Другой исторический клуб представит реконструкцию выезда пожарной команды начала XIX века. И это тоже один из видов интерактива, когда представители различных творческих сообществ и общественных формирований свободно общаются со зрителями.

Насколько существенна разница между уличным действом и мероприятием в зале в плане режиссуры, технологии и зрительского восприятия?

Разница очень существенна. Ведь в зале «постоянный состав» зрителей – люди видят все, от начала до конца, и смотрят на сцену с неослабевающим вниманием. Поэтому праздник в зале должен быть более тщательно продуман в плане постановки света и звука – здесь, в тишине и темноте, каждая деталь очень заметна. На улице же мы имеем дело с потоком случайных прохожих, и уличный праздник – это практически беспредельный посыл, адресованный в буквальном смысле слова «всем» – аудитории, которая постоянно меняется. От состава зрителей зависит и композиция праздничного действа. Сидя в зале «от и до», вы увидите и завязку, и кульминацию, и развязку, а на улице, когда человек ходит туда-сюда, нужны другие постановочные формы. Цельность уличному действу тоже придает своя кульминация, но она организуется особым образом – не вытекает логически из увиденного ранее, а представляет собой какой-то яркий момент, объединяющий зрителей в единое целое. Например, в финале детского праздника мы собираем всех участников и их родителей на одной площадке и запускаем в небо воздушные шары – «шары желаний». На предстоящей Воскресенской ярмарке кульминационным моментом станет поднятие ярмарочных штандартов и массовое исполнение песни в ходе торжественной церемонии открытия ярмарки.

Вы поставили сотни разных праздников – есть ли среди них самые любимые?

Самый ответственный, самый масштабный в моей практике и, пожалуй, мой самый любимый праздник – это открытие первого Международного фестиваля льна в Вологде в 2011 году. В нем участвовали представители 36 регионов России и 17 иностранных государств, гостями праздника были такие звезды модельного искусства, как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Заказчиками мероприятия выступили Правительство Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия и Группа «Линум». Передо мной поставили задачу показать, что лен – это красиво, лен – это современно. То, что праздник должен был проходить на Кремлевской площади, на берегу реки, натолкнуло меня на мысль о парусах: захотелось использовать этот образ в оформлении сцены. Когда же на огркомитете я показала костюмы, имеющиеся в моем распоряжении, директор Вологодского музея-заповедника предположила, что это может быть время Осипа Непеи. Я раньше никогда не слышала этого имени, но, начав погружаться в тему, с удивлением узнала, что этот человек, вологжанин, был первым послом России в Англии. И именно из Вологды 455 лет назад по Северному морскому пути российский лен отправился на международный рынок. Эта история была положена в основу пролога, в котором Осип Непея преподносит в дар королеве Англии вологодский лен. А потом был самый волнующий момент праздника – на сцене открылись огромные льняные паруса…

О парусах хочется рассказать отдельно. Эта идея меня никак не отпускала, хотя я прекрасно понимала, с какими трудностями придется столкнуться. Во-первых, могла подвести погода: как раз накануне праздника постоянно шли дожди, был сильный ветер. Во-вторых, нужно было придумать конструкцию – максимально безопасную и максимально эффектную. В-третьих, решить массу организационных моментов. Коллеги отговаривали меня от этого замысла, но я не могла от него отказаться… Когда паруса были собраны, начались технические репетиции: каждым парусом управляли три человека – управляли в прямом смысле слова, как матросы на корабле, только задача у них была противоположная – не поймать ветер, а уйти от него, чтобы не дать упасть всей конструкции. У меня было три варианта сценария, рассчитанных на разные погодные условия, и только за 15 минут до начала праздника я раздала их ведущим, помощнику режиссера, звукооператору и светооператору…

В общем, работа была очень трудная, но то, что получилось, стоило потраченных усилий. Праздник произвел огромное впечатление на всех – и на участников, и на зрителей – и стал достойным началом столь масштабного фестивального проекта. А я с тех пор полюбила Кремлевскую площадь в Вологде – у этого красивейшего места огромная положительная энергетика.

Когда режиссер готовит массовое мероприятие на улице, он должен задуматься о сохранении общественного порядка?

Обязательно! На заседаниях оргкомитетов всегда присутствует представитель полиции. Мы четко проговариваем все нюансы мероприятия, по опыту прошлых лет рассчитываем ожидаемое количество зрителей. Любая ситуация, когда в одном месте собирается большая неорганизованная масса людей, требует продумать вопросы безопасности. Здесь важна каждая мелочь. Например, слова ведущего, когда он приглашает зрителей на сцену: он должен точно сказать, сколько человек ему нужно – двое, трое или пятеро. Иначе, если адресовать такое приглашение ко всем собравшимся, можно спровоцировать давку. Есть и масса других нюансов, которые нельзя упустить из виду. Работая на проспекте, декорации и сцены нужно расставить так, чтобы при движении массы зрителей не возникло затора. Кроме этого, надо учесть розу ветров (это диаграмма, составленная по результатам многолетних наблюдений и характеризующая режим ветра в данном месте) и наличие сквозных зон. Это необходимо, чтобы исключить риск опрокидывания высоких конструкций.

Вы ставите много мероприятий на открытом воздухе – и, наверное, всегда переживаете за погоду?

Да, уличных праздников у нас очень много, хотя и климат вроде бы не подходящий. Мы работаем на улице и в декабре, и в феврале, и в марте, и день города в Череповце отмечается в ноябре, под первым снегом. Да и летом погода очень неустойчивая – был случай, когда в июне под напором ветра у нас упали декорации. В День металлурга всегда очень жарко и почти всегда бывает гроза. Когда раньше работали со сценами-ракушками, бывало, что они провоцировали эффект паруса, и сцену начинало поднимать.

Такие экстремальные ситуации – повод для прекращения праздника?

Повод для прекращения праздника может быть только один – это когда уходят зрители. Во всех остальных случаях праздник продолжается. Бывает и такое, что аппаратура не выдерживает, а люди все равно работают, потому что зрители есть. Однажды в Новый год на Площади металлургов аппаратура замерзла, но на праздник пришли дети – и артисты работали при двацатиградусном морозе на «живом» голосе, без микрофонов.

Вы осваивали свою профессию, что называется, в полевых условиях. А где можно получить образование по специальности режиссера массовых праздников?

Многие мои коллеги учились в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и искусств, некоторые заканчивали Московский государственный институт культуры и искусств – сейчас оба эти вуза имеют статус университетов. А в этом году факультет режиссеров массовых праздников открывается в Череповецком государственном университете, так что желающим овладеть этой профессией теперь и ехать далеко не придется. Но честно скажу: своему ребенку или детям друзей я не порекомендовала бы эту работу. Она сложная, тяжелая и, по моему убеждению, прежде всего мужская. Работать всегда приходится очень много. Но, с другой стороны, ты всегда ощущаешь свою востребованность и видишь результаты своего труда. Люди хотят петь, танцевать и готовы платить за это деньги. В нашем Дворце на занятия различных студий, кружков и ансамблей каждый вечер собирается столько детей, что буквально яблоку негде упасть. И праздников меньше не становится – уходят в прошлое одни, зато приходят другие, поэтому работа для режиссера есть всегда.

Какими качествами, с Вашей точки зрения, должен обладать человек, берущийся за это дело?

Во-первых, повышенным чувством ответственности. Во-вторых, четкой жизненной позицией: человек, ведущий диалог с большой аудиторией, должен иметь устоявшееся мировоззрение и житейский опыт. Ведь мы говорим со сцены с огромным количеством людей, так или иначе резюмируем разговор на любую тему, и люди нам верят. Поэтому режиссеру необходимо обладать хорошим знанием психологии и собственным мнением практически по любому вопросу. Кроме того, нужно уметь уделять внимание деталям, мелочам: имеют значение каждое слово, обращенное к зрителям, каждая строчка песни.

…Я всегда говорю ведущему, с которым работаю уже много лет: «Мы с тобой столько хорошего пожелали людям за все это время, что оно к нам обязательно должно вернуться!». И, пожалуй, это главный «бонус», который дает профессия режиссера массовых праздников, – возможность всегда говорить людям добрые слова.

Дисциплина 1: Теоретические аспекты и специфические особенности РТПиП. 7. Многообразие видов театрализованных и праздничных действ; сущность понятий «Театрализованное представление», «Праздник», «Зрелище», «Шоу-программа». Многообразие видов театрализованных и праздничных действ; сущность понятий «Театрализованное представление», «Праздник», «Зрелище», «Шоу-программа». Зрелище – 1) виды искусства, непосредственно влияющие на визуальное и эмоциональное восприятие происходящих событий. К видам зрелищных искусств относятся: театр во всех его видах и жанрах, цирк, уличные театры, гуляния, праздники, спортивные состязания и т. д. 2) случай, событие, происшествие видимое глазами, все, что рассматриваем, на что глядим, а так же театральное представление, театр. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка т.1. – М. 195) Праздник – Дмитрий.Михайлович. Генкин. «Праздник – это комплексная форма массовой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. Педагогическая ценность праздника – удовлетворить интересы людей с разным культурным уровнем, поднимая его на более высшую ступень». Анатолий.Иванович. Чечетин. «Празднество – комплекс культурных и художественных мероприятий, как правило, рассредоточиваемый на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители и как участники действований одновременно». многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа. Это явление коллективистское, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей, духовных связей между ними. традиционное торжество или веселье, устраиваемое народом, классом, той или иной общественной группой, коллективом, семьей, связанное с их достижениями в области общественно-политической и трудовой деятельности, с достижениями в области науки, культуры, искусства, образования, воспитания молодежи. В основе - событие, несколько очагов действия по одной теме, зритель как участник или наблюдатель. Самая главная форма. Сама по себе театрализация. Сценарий пишется блоками (в них эпизоды). комплекс мероприятий различных видов и зрелищных форм разных жанров; многофункциональное явление, отражающее эпоху, жизнь общества и его культуру; самое древнее и самое действенное средство массовых коммуникаций. (по Черняк Ю.М.). Это комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединённых темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. Это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой является человеческое общение. Особый вид социально-культурной жизни людей, который предполагает множество зрелищных форм, действующих одновременно: карнавальное шествие, манифестация, представление или концерт, обряд или ритуал, массовые гуляния. Большая энциклопедия (под ред. Юшакова С.Н. т.д. – СПб: Просвещение 1896г день, установленный для чествования Бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкою вседневных занятий. Большая энциклопедия (под ред. Южакова С.Н.) Театрализация – 1) Создание художественного образа по законам драматургии театра при самом активном участии большинства зрителей. 2) Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. В т.п. главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. (по Петрову Б.Н.) Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо – всегда дитя повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме. Таким образом, театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключённой в эмоционально-образном (художественном) материале, созданном путём преобразования этой реальности.

Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5.Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. Формы ТП:

1. Тематический вечер – по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространённым жанрам тематического вечера относятся: вечер-рассказ, вечер-рапорт, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал.

2. Литературно –музыкальная композиция. В литературно-музыкальной композиции есть своя «партитура», в которую входят отдельные партитуры: поэтическая, музыкальная, световая и даже цветовая. И чем более они слитны и целенаправлены, тем успешнее мы поведём за собой зрителя.

4. Церемония – установленный торжественный порядок совершения чего-либо.

5. Экспресс – театр. (агитбригада или театр эстрадной публицистики).

1) яркое эстрадное представление, зрелище, показ. Синтез всех видов искусства.

2) пышное сценическое зрелище с участием популярных исполнителей эстрады, цирка, балета и т.п.

8. Соотношение понятий «иллюстрация» и «театрализация», образность как эстетическая основа режиссерской театрализации празднества. Соотношение понятий «иллюстрация» и «театрализация», образность как эстетическая основа режиссерской театрализации празднества. Иллюстрирования и театрализация - это способы художественного решения темы, с их помощью ТП организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.). Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия. Задача приема иллюстрирования - усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).

Прием иллюстрирования довольно давно известен практике. Еще в 20-30-х годах он умело использовался при организации различных форм массовой работы. Задача всех используемых в структуре ТП выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить информацию о том или ином, явлении или событии - в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения. Подлинная суть театрализации в создании единого «сквозного действия» (направленно на достижении сверхзадачи, сверхзадача – ради чего) в ТП, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора). Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия. Иллюстрирование всегда статично по своему характеру, рассчитано, прежде всего, на усиление восприятия содержательного материала, театрализация же действенна, ибо ее природа - это природа игры. Игра представляет собой мощное начало объединения людей. Являясь «зерном» театрализации, игра делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых», и не только. Выбор организатором приема иллюстрирования или театрализации драматургического материала зависит, и весьма ощутимо, от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия. Иллюстрирование и театрализация как приемы драматургической организации материала, имея различную природу и специфические особенности, едины в одном - они призваны добиться активизации зрителя в большей или меньшей степени, создать необходимые условия для его участия в мероприятии.

9. Своеобразие режиссерского замысла театрализованных представлений как основы для литературно-драматургической работы над сценарием. Своеобразие режиссерского замысла театрализованных представлений как основы для литературно-драматургической работы над сценарием. Какой бы сценарий ни предстояло написать, работа над ним начинается с формирования замысла. Замысел сценария - процесс его формирования условно можно разделить на три этапа.

Первый этап. Определение темы, в самом общем виде (определяет праздничный календарь). Определение - вида театрализованного представления. Будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. И, наконец, место проведения (сцена дворца культуры или: городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники – зрители. Не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включалась в работу.

Второй этап . Конкретизация основных элементов замысла. Создание сценарного плана. Правильно и точно названная тема, подобно циркулю, очерчивает круг материала, который необходимо изучить сценаристу. Необходимо определить предмет изображения в празднике, например, международный женский день. Скажем так: жизнь женщин нашего города, - и мы не справимся с обилием материала, но стоит лишь ограничиться рассказом о мастерицах, владеющих тайнами традиционных российских ремесел (вышивка, кружевоплетение и т.д.), как замысел начнет обретать зримые очертания. Понятным становится все: и какую литературу изучать, и кто станет реальным героем, и какие художественные коллективы примут участие в празднике. Существуют два способа развертывания темы. Диахронный.] (от греч. dia - через, сквозь и chronos - время) и синхронный/ (греч. syn - вместе и chronos - время). Конкретизируя тему, сценарист, как правило, сталкивается с некой социально-нравственной проблемой (от греч. problema - задача) - противоречием, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо. А любое противоречие предполагает, как минимум, две точки зрения. И эти точки зрения есть ничто иное, как основание будущего драматургического конфликта (от лат. conflictus - столкновение).

Драматургический конфликт - это столкновение действующих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. Автор замысла занимает в конфликте определенную сторону. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изображения. И это суждение принято называть идеей (греч. idea -понятие, представление) сценария. Как уже отмечалось, в рамках одного праздника могут присутствовать не только фрагменты всех видов искусств от музыки до живописи, от хореографии до архитектуры, но и документ в различных видах от выступления реального героя до кадров кинохроники. Сочетание художественного, документального и реального, скажем, посадка деревьев, парад техники и т.п. - главный признак драматургии праздничного действия. Разновидовый, разножанровый, разностилевый материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность. Сценарий в воображении пишущего начнет вырисовываться только с появлением выразительных средств в каждом из намеченных эпизодов. Второй этап разработки замысла сценария заканчивается составлением плана. План сценария - это перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода. Третий этап. Окончательное оформление замысла. Корректировка замысла в процессе его воплощения.

10. Монтаж и его основные функции . Монтаж и его основные функции. Монтаж – основной творческий метод режиссера массовых зрелищ. Монтаж – художественный метод организации материала . Термин пришел из кинематографии, ввел его Вс. Пудовкин. Систематизировал Эзенштейн (график). По способу организации материала бывает последовательный и параллельный.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций, структуру культурно-досуговой организации, теорию и практику режиссуры и актерского мастерства, основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, современную и классическую драматургию, современные достижения отечественного и зарубежного искусства, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Вакансии для должности Режиссер массовых представлений по общероссийской базе вакансий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Контрольная работа по предмету: Сценарное мастерство

на тему: Режиссура театрализованных представлений и праздников

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира. Мировосприятие через систему зрелищных символических образов переходило из поколения в поколение. Некоторые из зрелищных форм под влиянием социальных изменений мобильно трансформировалось, аккумулируя в себе код этносов, в основном их культурную программу. Потребность людей быть причастными к художественному процессу освоения мира продолжается и сегодня. Это является условием существования человечества. Среди всех видов и жанров искусства, которые, как известно, являются формой осмысления жизненного пространства человека, основное место занимают зрелища. Долгая история существования зрелищ доказывает их жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Тем более, что концепция развития культуры и духовности народа тоже содержит в себе зрелище как важнейший элемент.

Театрализованные представления и праздники воспитывают каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувства солидарности людей. Можно сказать, что праздники раскрывают «человеческие сущностные силы». Праздники поднимают настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя человеческие эмоции, раскрывает истинные, идеальные устремления людей. В театрализованном представление, празднике каждый человек - исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

Важной вехой в истории изучения праздников стали книги Д.М. Генкина «Массовые праздники», Б.Н. Петрова «Режиссура массовых спортивно-художественных представлений», И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений» и многие другие.

Интерес к праздникам со стороны разных специалистов подчеркивает их значимость и в то же время помогает выявить свой собственный аспект исследования. Он заключается в необходимости активного внедрения зрелища в жизненное пространство человека. Восприятие праздника, участие человека в нем тесно связаны с реализацией художественно-творческой стороны этого массового театра, особенно с режиссурой. Неадекватная точка зрения на некоторые важные моменты режиссерской работы, ее практическая и теоретическая неосмысленость выдвигают проблему профессионализации режиссуры театрализованного представления и праздника и других видов и жанров массового театра.

1. Специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников

Специфика, драматургии театрализованного представления и праздника в документальности. Драматургия, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно, сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах.

Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых зрелищ - это значит, прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Разумеется, степень документальности в различных массовых зрелищах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.

По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Система образов в документальной драматургии массового театрализованного зрелища не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое массового зрелища. Анализ массовых зрелищ еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов, героев войны. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро.

Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки.

Драматургия театрализованных представлений и праздников отделилась от драматургии театра. Она возникла впоследствии применения в искусстве приемов театрализации, что позволили донести в художественной форме конкретную идею массовому зрителю. Относительно массовых зрелищ термин театрализация означает органическое соединение материала не театрального, а жизненного, непосредственно связанного с ежедневной практикой и бытом, и материала художественного, образного. В литературе посвященной массовым празднествам и театрализованным представлениям нет единой терминологии, и это осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных зрелищ и празднеств. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции - важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям вида предвыборной агитации, тематических концертов, массовых зрелищ, праздников слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Такое соединение публицистичного, документального и художественного необходимо для достижения эстетического эффекта и влияния на публику. Иначе говоря, «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».

Документальная образность драматургии и режиссуры театрализованного представления и праздника рождает свою символику. Символическими образами становятся те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рассказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений .

Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней. . Театрализация реального зрелищного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, как подчас понимают театрализацию, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Появившаяся на рубеже 1970-х годов двадцатого века страсть к «тотальной» театрализации была рождена довольно поверхностным пониманием социальных потребностей человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала музыка, к месту и не к месту, с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления артистов и художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. . В дальнейшем театрализация заняла ведущее место в зрелищной культуре. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества.

Еще одна отличительная особенность драматургии массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища. Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовое зрелище в комплекс разнообразных культурных и художественных акций. Специфичность драматургии и режиссуры массового зрелища, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников. Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника.

Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое зрелище элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отмечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств .

Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия.

Каждое массовое театрализованное действие отличается своей индивидуальностью, неповторимым решением, так как происходит только один раз. Поэтому тут большое внимание уделяется сценарию. Работу над созданием драматургии зрелища в большинстве случаев выполняет сам режиссер-постановщик. Сценарист и режиссер массового зрелища - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое действо воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает зрелище в специфический способ обработки социальной информации. Сценарий - это подобранная литературно режиссерская разработка театрализованного праздничного действия. Сценарий - это не просто организационный план зрелища, в нем сосредоточенно и выражено образное видение темы, идеи, сверхзадачи воплощения. Сценарий - это доскональный литературный вклад содержания будущего театрализованного зрелища .

Независимо от жанра массового зрелища, а также от сложности и масштаба его проведения, различают несколько видов сценариев:

Компилятивный сценарий - соединение фрагментов разных известных драматургических сюжетов.

Независимо от жанра массового зрелища, сценарий включает в себя:

Описание места действия (сценической площадки, если их много, то каждую в отдельности);

Изложение содержания сценического действия;

Последовательное изложение всех действий, которые происходили на сцене или стадионе до основного действия и какие будут происходить после него;

Текст для ведущих, связки между номерами и эпизодами и монологи;

Тексты для каждого исполнителя;

Изложение содержания всех эпизодов;

Описание световых, шумовых, кино - и звукоэффектов;

Описание и графическое изображение мизансцен, особенно массовых, переходов и связок между ними;

Разработка художественного оформления;

Изложение предполагаемых приемов для привлечения зрителя.

Написание сценария массового зрелища предполагает определение:

Жанровых особенностей массового зрелища;

Главной идеи мероприятия;

Основных драматургических «ходов»;

Органичного соединения художественных и документальных материалов;

Соединение слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериала, пластики;

Общего темпоритма зрелища;

Соединение эпизодов в единую драматургическую структуру.

Театрализованный праздник не имеет прямой логической последовательности действия. Он предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, переход от словесных номеров к пластическим, от пластических к музыкальным, от музыкальных - к словесным. Поэтому сюжет должен иметь свободную драматургическую структуру, где паузы часто приобретают большое значение, нежели его последовательное развитие. Каждая такая пауза необходима для того, чтобы дать возможность зрителю понять содержание и логику сюжетной ситуации, чтобы акцентировать на ней внимание. Таким образом, в драматургии театрализованного массового зрелища, созданного методом монтажа, природа конфликта другая, нежели в драматургии театральной. Тут очень своеобразное развитие действия, в котором конфликтность возникает не в результате действия и контрдействия, а в противопоставлении разных номеров и эпизодов. А такие компоненты как танец, музыка, слово, кино, живопись в драматургии массовых зрелищ создают психологическое обоснование, ауру поведения героя. Театрализованные зрелища эмоционально воздействуют как на участника, так и на зрителя.

2. Проблемы режиссуры: организация и постановка театрализованных представлений и праздников

Режиссура театрализованного представления и праздника очень специфична. Во-первых, их рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки. Второе отличие - это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело - организация пространства театрализованного концерта к концертном зале, другое - организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей.

Массовые представления - всегда зрелища на больших пространствах: гигантские сценические площадки, огромные зрительные «залы». Отсюда, как следствие, массовость зрителей и исполнителей. Отсюда же и специфика выразительных средств. В массовом зрелище зритель почти не видит лица актера, не видит его глаз, где не прочитываются ни нюансы мимики, ни подробности пластического рисунка роли. Кроме значительных размеров игровой площадки и удаленности зрителей от исполнителей, здесь существует еще и множество отвлекающих факторов, которые связаны с реальностью окружающей зрителя среды. Не будем забывать, что массовые представления создаются под открытым небом. На больших пространствах под открытым небом: на стадионах, улицах и площадях, на воде и в воздухе - уже невозможно сконцентрировать зрительское внимание традиционными средствами. Отсюда и иные приемы, иные способы организации зрительского восприятия, иные выразительные средства. В массовых представлениях зритель обычно не слышит «живого» голоса актера: звучит фонограмма. Да и в ней, зачастую, текст попросту отсутствует. И это закономерно. Словесные выразительные средства и должны быть сведены к минимуму. Ведь массовое представление - это в первую очередь зрелище. Зрелище в том смысле, что именно зрительный ряд, именно визуальные средства здесь главенствуют. Причем речь идет не просто о зрелище, а о зрелище непременно масштабном. На площади одинокая фигура актера может быть объектом внимания лишь считанные мгновения. Протяженная же во времени мизансцена непременно требует взаимодействия солиста и массы, взаимодействия, пластически выстроенного на контрастных движениях толпы и героя.

Массовые представления - всегда театр массы. На площадях царят масштабные динамические композиции из сотен, а то и тысяч исполнителей, больших кукол и масок, полотнищ материи, стягов и различных планшетов, транспортных и других технических средств, пиротехнических эффектов. Таков язык этого искусства, обусловленный характером гигантских сценических площадок театра массовых представлений. В искусстве массовых представлений создаются преимущественно не индивидуальные образы персонажей, а образ коллективного героя - массы или символические образы-аллегории. И это одно из существенных эстетических свойств театра массовых представлений. Синхронные действия массы, состоящей из сотен, а иногда и тысяч исполнителей уже сами по себе - мощный фактор эмоционального воздействия. А будучи художественно организованными «изобразительной режиссурой» массового представления, они становятся особым эстетическим феноменом, составляющим образную сущность массового театра.

Постановка массового зрелища требует подробной, всесторонней подготовки, совместных усилий всех членов постановочной группы. Зрелище называют массовым, так в нем принимает участие большое количество участников.

Особой сложностью образного решения отличаются театрализованные праздники, охватывающие весь город. Сами улицы становятся смысловыми декорациями, иногда их даже временно переименовывают. Образная драматургия праздников общегородского размаха решается с помощью колонн людей и декорированной техники. Каждая колонна - это как бы «персонаж» грандиозного общегородского театра, имеющий свою тему, свой характер. Перед стоящими на тротуаре зрителями колонны развертываются, как панорамные ленты. По таким принципам строятся карнавальные шествия общегородского значения.

Драматургия массового праздника - это в первую очередь столкновение и развитие крупномасштабных зрительных образов. Поэтому неудивительно, что художники массовых представлений выступают в ряде случаев и в роли авторов (или соавторов) сценария. Драматургические задачи часто решаются сценографом не только на уровне «как» (как воплотить в зрительный образ мысль автора, концепцию режиссера), но и на уровне «что» (что именно составляет сущность конфликта, что явится импульсом в развитии действия). Пространственный и пластический ход рождается обычно не на основе сценария, а еще в процессе создания драматургии представления и (в лучших произведениях) неразрывно связан со сценарным ходом, с сутью основного конфликта представления. Традиционная функция сценографии - создание игрового пространства - несомненно сохраняется и в театре массовых представлений. Причем задачи организации художественного пространства приобретают здесь особый смысл. Ибо художник массового представления превращает в несценическое пространство стадиона, площади, лесной поляны в игровое пространство массового театра. Образное решение внехудожественных пространств - весьма деликатная проблема, требующая особого чувства площадки. Сколько провалов знает история и современная практика массовых представлений лишь по одной единственной причине: несоответствие выразительных средств той реальной природной или архитектурной среде, в которой создается зрелище.

Заключение

Театрализация является неотъемлемым компонентом драматургии театрализованного представления и праздника, позволяющая донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.

Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.

Каждый новый сценарий театрализованного представления и праздника - это поиск нового решения темы, новых выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия. Сценарий массового театрализованного праздника является комплексным, в нем синтезирована работа драматурга, режиссера, художника, балетмейстера, композитора.

Монтаж является основным творческим приемом формирования и построения драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.

Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии театрализованного представления и праздника выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.

Важной специфической чертой драматургии и режиссуры праздника и театрализованного представления является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.

драматургия театрализованный праздник режиссерский

Список литературы

1. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие / С. И. Гавдис. - Орел, 2005.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975.

3. Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. - Л., 1987.

4. Силин А.Д. Площади - наши палитры / А.Д. Силин. - М., 1982.

5. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987.

6. Силин А.Д. Театр на улицах мира / А.Д. Силин // Декоративное искусство. - 1990.

7. Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. -Л., 1974.

8. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. - Мн.: Тетра Системс, 2004.

9. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976.

10. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Сов. Россия, 1988.

11.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981.

12. Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979.

13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992.

14. Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ причин появления перфоманса и хэппенинга как направлений процессуального искусства в истории отечественной и зарубежной культуры. Оценка степени влияния перфомансов и хэппенингов на развитие режиссуры театрализованных представлений и праздников.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2014

    Специфика и жанры театрализации. Понятие и особенности театрализованного представления. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений. Использования зрелищного пространства и мизансценирования в режиссерском решении театрализации.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2015

    Выявление специфических особенностей драматургии досуговой деятельности путем сравнения работы учреждений культуры и театра. Принципы создания оригинального художественно-просветительного произведения. Правила составления сценария, его структура.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    История развития театрализованных представлений. Особенности организации литературно-музыкальной композиции, тематического вечера и массового праздника. Этапы сценарно-постановочного проектирования массового представления "Прощание с Масленицей".

    дипломная работа , добавлен 09.12.2010

    Общее понятие и исторические корни праздника как феномена духовной культуры. Раскрытие специфики театрализованного массового праздника, его сущность и функции. Инновационные технологии организации театрализованных массовых праздников в Тюменской области.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    В основе драматургического произведения всегда лежит совершенно реальная человеческая ситуация. Роль внутреннего действия в конфликтных состояниях. Применение внутреннего действия в театрализованных представлениях. Система конфликтов в драматургии.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2008

    Принцип студийного воспитания Е.Б. Вахтангова, тенденции народности и зрелищности, характерные для массового театра. Применение теории В.Э. Мейерхольда к массовым праздникам. Виды и жанры театрализованных представлений и театрализованных празднеств.

    реферат , добавлен 15.05.2013

    Определение места художественной композиции в создании целостности драматургического произведения. Описание монтажа как творческого метода сценариста и режиссера. Конструктивный и параллельный монтаж при проведении массовых праздников и представлений.

    реферат , добавлен 23.03.2017

    Введение в драму. Основы драматургии ТП. Драматургия ТП. Выразительные средства режиссуры, "Мизансцена". Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической дейтельности.

    реферат , добавлен 11.05.2005

    История возникновения театра, шествия - прообразы первых театрализованных представлений. Особенности устройства античных театров, актеры и участники представлений. Выдающиеся драматурги: Эсхил, Софокл, Эвридип, Аристофан. Известные античные произведения.

Работа и образование