Работники аптечной организации, не имеющие фармацевтического образования. Фармацевт — что это за профессия? Кто может работать в аптеке Можно ли медсестре работать в аптеке

Можно ли оформить медсестру в аптеку на должность медицинского консультанта?

В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является наличие у соискателя лицензии работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств. Такие сотрудники должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста. Однако положения указанного нормативного акта вовсе не означают, что работник с медицинским образованием не может работать в аптеке. Вы вправе принять медсестру на должность медицинского консультанта, однако ее деятельность не должна быть связана с изготовлением,приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств. Скажите, относятся ли к детскому питанию чайные напитки для детей и вода детская питьевая? Для ответа на вопрос необходимо ознакомиться с сертификатом соответствия либо декларацией на конкретные напитки. Далеко не все из указанных товаров относятся к детскому питанию. При решении вопроса об отнесении товара к тому или иному классу (группе) следует пользоваться кодами классификации продукции, установленными Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 года № 301, то есть кодами ОКП, приведенными производителем в декларации о соответствии либо в сертификатах соответствия продукции. Данные документы вы вправе требовать у производителя либо поставщика. Даже если продукция не относится к детскому питанию по кодам ОКП, она может относиться к другой продукции, разрешенной к реализации, согласно п. 2.5 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденному приказом Минздрава России от 04.03.2003 года № 80 (далее - ОСТ). Так, аптека вправе реализо-вывать лекарственное растительное сырье в заводской упаковке; изделия медицинского назначения; дезинфицирующие средства; предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства ухода за кожей, волосами, ароматические масла и другие); оптику; минеральную воду (натуральную и искусственную); лечебное, детское и диетическое питание; косметическую и парфюмерную продукцию. В том случае, если чайные напитки и вода детская питьевая относятся к детскому питанию либо к иной продукции, указанной в п. 2.5 ОСТа, то такие товары могут быть реализованы в аптечной организации. Может ли наша аптека (имеется лицензия на фармацевтическую деятельность с правом изготовления лекарственных средств) изготавливать по требованию родильного дома раствор перекиси водорода 6% для обработки инструментов? По данной проблеме в письме от 25.10.2010 года № 248552-25-1 Минздравсоцразвития России заняло следующую позицию. В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», не допускается изготовление аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации. В то же время допускается изготовление в аптечных организациях лекарственных препаратов в лекарственных формах, дозировках и объемах, указанных в рецептах врачей или требованиях медицинских организаций, но отличных от зарегистрированных в Российской Федерации. Основываясь на данном письме, можно сделать следующие выводы применительно к вашей ситуации: во-первых, если в настоящее время на территории РФ в качестве лекарственного средства зарегистрирован раствор перекиси водорода 6%, то вы можете его изготавливать в объеме, отличном от зарегистрированного. Это означает, что если соответствующий раствор зарегистрирован в таких объемах, как 100, 200 и 250 мл, то вы можете изготовить данный раствор в любом другом объеме, отличном отданных; во-вторых, если в настоящее время на территории РФ в качестве лекарственного средства не зарегистрирован раствор перекиси водорода 6%, то вы можете его изготавливать в любом объеме. Узнать, зарегистрирован данный или нет (если да, то в каком объеме), вы можете на сайте: grls.rosminzdrav.ru . Письмо Минздравсоцразвития России №25-1/10/2-1208 от 08.02.2011 года «О хранении лекарственных средств» и приказ от 23.08.10 года № 706 определяют необходимость идентификации хранящихся лекарственных средств независимо от места их хранения с помощью стеллажной карты. Прошу дать разъяснения,относится ли торговый зал аптеки к местам реализации лекарственных средств. По данному вопросу ААУ «СоюзФарма» обращалась за разъяснениями в Минздравсоцразвития России. Ответ на соответствующий запрос дан в письме Минздравсоцразвития России от 01.02.2001 1 года № 202159-25-1 (копия данного письма размещена на сайте ААУ «СоюзФарма»). Согласно данному письму, Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 года № 706н, определяют необходимость идентификации хранящихся лекарственных средств независимо от места их хранения. Таким образом, указанная норма распространяется в том числе и на те лекарственные средства, которые хранятся в торговом зале. Обращаем ваше внимание, что идентификация хранящихся лекарственных средств может также осуществляться с использованием компьютерных технологий - при помощи кодов и электронных устройств.

На сегодняшний момент студенты могут работать в аптеке на должностях младшего фармацевтического персонала (фасовщики, помощники фармацевтов, санитарки) или в качестве консультантов, продавцов-консультантов (кассиров) товаров нелекарственного ассортимента.

Существует приказ Минздрава РФ от 19.03.2012 г. № 239н, на основании которого лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «фармация» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности фармацевта. Для этого соискатель должен сдать экзамен специальной комиссии в профильном вузе. После успешной сдачи экзамена комиссия допускает соискателя к осуществлению фармацевтической деятельности в должности фармацевта на 5 лет. Документом, допускающим студента к работе в аптеке, будет являться выписка из протокола сдачи экзамена. Однако на практике я не встречала студентов, которые хотят устроиться на работу, имея на руках такой документ.

Тем не менее существует ряд должностей, на которые могут претендовать студенты профильных вузов, имея на руках медицинскую книжку.

Фасовщик (фасовщица) или помощник фармацевта

Как правило, должность фасовщика или помощника фармацевта выделяют в аптеках, где работает больше трех человек. В обязанности входит участие в приемке товара, его маркировка и раскладка по местам хранения. Должность предполагает навыки работы с компьютером и сканером, а также высокую степень внимательности и ответственности.

Работа в аптеке для студента - это возможность получить новые навыки и ближе познакомиться с профессией и подработать в свободное от учебы время.

Консультант по некоторым группам товаров

Студент не может давать консультации по лекарственным препаратам, но может консультировать покупателей по косметическим средствам или БАДам, которые продаются в аптеке. Для этого можно пройти обучение, которое организуют компании-производители тех или иных торговых марок.

Продавец-консультант (кассир)

Если в аптеке предусмотрена отдельная касса, где отпускают только косметику, БАДы и прочие товары (за исключением лекарственных препаратов), то студент вполне может работать за ней. Конечно, для этого необходимо освоить правила эксплуатации контрольно-кассовой техники в необходимом объеме и знать ассортимент аптечных товаров.

Санитар (санитарка)

В обязанности входит уборка помещений аптеки, стирка спецодежды, вынос мусора и др. Претендовать на эту должность может не только студент профильного вуза, но и любой другой кандидат при наличии медицинской книжки.

Работа в аптеке для студента - это возможность получить новые навыки и ближе познакомиться с профессией и подработать в свободное от учебы время. Зарплата, на которую может рассчитывать студент при максимальной занятости, - не более 50 % от оклада фармацевта в той же аптеке (зависит от региона и категории аптеки). Для консультантов и продавцов-консультантов в качестве премий могут дополнительно выплачиваться проценты с продаж. Тем не менее студентам, кто всерьез планирует строить карьеру в фармсфере, такая практика будет очень полезна и обязательно поможет в дальнейшем трудоустройстве.

Наш эксперт - декан фармацевтического факультета НижГМА, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова .

Документ с «пробелами»

Елена Шитова, АиФ Здоровье. « Лекарственное обозрение» : Светлана Владимировна, чем «не угодил» фармацевтической общественности новый проект ФГОС?

Светлана Кононова: Данный проект, как и многие ранее действующие документы, не отвечает требованиям времени. Его содержание не обеспечивает опережающего профессионального образования и не обеспечивает готовности специалиста к саморазвитию. Сегодняшний подход к формированию ФГОС является количественным, а не качественным и не соответствует темпам развития фармацевтического рынка. Надеюсь, что в новый документ будут включены предложения профессионального сообщества и что его обсуждение будет достаточно длительным и всеобъемлющим. Тех пятнадцати дней, в течение которых проект находится в открытом доступе в Интернете, явно недостаточно для взвешенного решения. Принятие таких важных документов требует процедуры осмысления.

- В чем вы видите основной «пробел» этого документа?

- Беда в том, что мы не нацелены на формирование нравственного человека. Для профессионала нравственные понятия должны стоять во главе угла, сейчас этого не происходит. Один из результатов такого подхода в том, что происходит искажение социальных, профессиональных и нравственных ценностей, квалифицированные специалисты уходят из профессии, а ценность образования падает. Это касается всех отраслей, но в медицине и фармации эти негативные процессы особенно заметны.

Кодекс чести или прибыль любой ценой?

Не кажется ли вам, что в современных «недорыночных» экономических условиях требование воспитывать нравственного человека воспринимается едва ли не как дурной тон? В крайнем случае, оно сводится к религиозному подтексту.

Восприятие этого понятия не одинаково в разных возрастных аудиториях. Студенты употребляют его совершенно адекватно, чего не скажешь о многих преподавателях. Меня пугает, когда я вижу на лицах образованных взрослых людей кривую гримасу при одном только употреблении слова «нравственность». Чему может научить преподаватель медицинского вуза, считающий, что это понятие имеет только религиозный аспект? На самом деле понятие нравственности далеко не тождественно религиозным представлениям.

- Что вы включаете в это понятие?

Главный критерий нравственности - соблюдение определенных норм: правовых, профессиональных, духовных и т. д. А у нас сегодня в медицинской и фармацевтической сферах сплошь и рядом игнорируются требования законодательства. Необходимо вернуть в профессию нравственные ориентиры. Если врач выписывает вместо рецепта бумажку, а фармацевт отпускает по этой бумажке лекарство, то оба они проявляют профессиональную безнравственность.

Получается, что если фармацевт не отпустил лекарство по бумажке, то он поступил правильно. А вдруг пациент, не получивший лекарственную помощь, в результате пострадает или даже погибнет?

- Может быть и обратная ситуация: пациент пострадает от того препарата, который обозначен «на бумажке». При этом врач рецепт не выписывал и ответственности за ущерб, нанесенный пациенту, не понесет, «стрелки» будут переведены на фармацевта. Сегодня аптечный работник оказывается «крайним» и если отпустил, и если не отпустил лекарство. Но если бы в каждой аптеке требовали рецепты, а не бумажки, то и врачи вели бы себя иначе. Однако, пока в аптеках сохраняется приоритет прибыли любой ценой, это вряд ли произойдет.

- Насколько реально соблюдать нравственные правила в рыночной экономике?

Вполне реально, если создать соответствующую законодательную базу и воспитывать настоящих профессионалов, которые считают неприемлемым нарушать свой «кодекс чести».

- Но в аптеках работают и непрофессионалы…

К сожалению, действительно так, и это одно из самых ярких проявлений безнравственности в нашей отрасли. О проблеме непрофессионалов неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, но я не знаю случаев, когда владелец аптеки понес реальное наказание за то, что у него работают люди без профильного образования. Думаю, что существующий сегодня порядок проверок в известной степени способствует тому, чтобы можно было скрыть даже вопиющие нарушения в этой части. Проверяющий обязан предупреждать заранее о своем визите, и к моменту проверки в документах все будет исправлено, и ни одного неспециалиста на рабочем месте он не увидит. Кроме того, любая проверка является тематической, и если в теме заявлено хранение лекарственных средств, то только хранение и будет проверено.

За первым столом часто работают не фармацевты, а медицинские сестры, что в принципе недопустимо. Каким бы квалифицированным ни был медработник, он не является специалистом в области фармации. Имеет значение и тот факт, что при всеобщем дефиците медицинских сестер в лечебных учреждениях аптеки создают предпосылки для дальнейшего оттока среднего медперсонала.

Властелины аптек, они же - работодатели

Может быть, пойти по другому пути и узаконить то, что реально происходит, то есть дать право медицинским работникам заниматься фармацевтической деятельностью?

- Такие предложения поступали неоднократно, более того, они лоббируются определенными кругами. Акцент делается, в частности, на том, что существуют компьютерные программы, позволяющие справиться с задачами фармацевта любому человеку с медицинским образованием. Но компьютерная программа никогда не заменит человека! Так мы скоро докатимся и до того, что врача заменим компьютером.

Второй аргумент лоббистов заключается в том, что фармацевтических специалистов не хватает, так как очень много аптек. Но именно непомерное количество аптек порождает многочисленные нарушения!

- Часто говорят, что конкуренция позволяет снижать цены.

Где и когда сейчас снижаются цены на лекарственные препараты? Они как росли, так и растут, сдерживающим фактором является отнюдь не количество аптек, а покупательная способность населения. Качество обслуживания конкуренция тоже не улучшает: если за первым столом стоит непрофессионал, о каком качестве вообще может идти речь?

Наша кафедра проводила исследования социальной значимости фармацевтической профессии, в том числе и ее востребованности у разных категорий населения. Среди посетителей аптек 87% считают, что провизоры и фармацевты необходимы, в экспертных группах врачей и фармацевтов этот показатель находится на уровне 82-84%. Зато владельцы аптек, работодатели только в 38% случаев считают, что для удовлетворения запросов потребителей нужны провизоры и фармацевты.

Возможно ли, что при такой «заинтересованности» работодателей в специалистах аптеки скоро останутся вообще без фармацевтов?

- Здесь неоднозначная ситуация. По мнению самих фармацевтов и провизоров, работающих в аптеках, работодатели мало заинтересованы в профессионалах: так считают 42% опрошенных. Это косвенно подтверждается тем, что работодатели не стремятся к повышению квалификации своих сотрудников: только 14,3% специалистов имеют доплаты за наличие квалификационной категории и только 42,8% - за профессиональный стаж.

Однако на самом деле владельцы аптек не хотят оставаться совсем без профессионалов: 54% работодателей хотели бы иметь «страховку» в виде опыта и знаний специалистов. При этом потребители, по мнению владельцев аптек, вполне могут обойтись и без специалистов (напомню, так считают 38% работодателей).

Ни перспектив, ни творчества

- А хотят ли сами работники аптек расти в профессиональном плане?

Самое страшное то, что специалисты в аптеках не видят перспектив для своего профессионального развития. Наши исследования показали, что по окончании учебного заведения в аптечные организации идут работать 65-70% новоиспеченных провизоров и 90-95% фармацевтов, при этом в фармацевтические компании отправляются 30-35% провизоров. Но через год-другой ситуация полностью меняется: специалисты уходят из аптечных организаций, где остается только 45-50% провизоров и 75-80% фармацевтов. По мере возможности провизоры уходят работать в фармацевтические компании.

- Вероятно, причиной исхода специалистов из аптек в первую очередь является низкая зарплата?

Это существенный, но не решающий фактор, гораздо важнее отсутствие профессиональных перспектив и неинтересная работа. Многие профессионалы считают работу в аптеках безнравственной. Влияет и то, что корпоративное обучение носит узкую направленность, ограниченную, как правило, сферой продаж. Кроме того, специалистам не нравится то, что в аптеках работают лица без фармацевтического образования, имеющие практически такие же обязанности и оплату труда. Провизоры уходят в фармацевтические компании, потому что там не только зарплата выше, но и есть перспективы карьерного роста, интересная работа, творческий подход.

Хочу учиться!

Получается, что провизоры, работающие в аптеках, не особенно стремятся к повышению квалификации. А хотят ли получать новые знания фармацевты со средним образованием?

- По нашим исследованиям, выпускники фармацевтических колледжей в 87% случаев стремятся продолжить обучение в вузе по заочной форме обучения. Мотивом служат необходимость систематизации и увеличения знаний, самосовершенствование, престиж, будущая зарплата, повышение общей культуры и расширение кругозора. В этих условиях отмена системы заочного образования приведет к тому, что фармацевтам будет закрыт путь к профессиональному росту.

Не секрет, что вузовское образование порой находится в отрыве от практики, и вчерашние студенты разочаровываются в профессии, даже не успев ее освоить.

В отношении работников аптечных организаций это справедливо. Приходя из вуза в реальные учреждения, студенты и молодые специалисты чувствуют противоречие между теоретической частью уровня нравственного сознания и эмпирически воспринимающимися ценностями, реальными отношениями. Все то, чему провизора учили в вузе, остается на минимуме востребованности, его работа и зарплата практически совпадают с работой и зарплатой фармацевтов, а то и вовсе работников без профильного образования.

- Это аптеки не соблюдают правил или вузы ушли в отрыв от реальной действительности?

Оба фактора имеют место. О том, как влияет непомерное количество аптек на качество их работы, мы уже говорили. Но и вузы во многом недорабатывают. Доминантами современного фармацевтического образования должны стать, во‑первых, сотрудничество с практикой, а во‑вторых, нравственные регуляторы: норма, закон.

Важные шаги

- Какие практические шаги необходимо предпринять для того, чтоб реализовать эти доминанты?

Необходим целый комплекс различных мер. В первую очередь следует законодательно разграничить функции провизора и фармацевта, предусмотрев эти разграничения в образовательных и профессиональных стандартах, квалификационных характеристиках и других нормативных документах. Для начала целесообразно ввести норматив о том, что заведовать аптекой могут только лица с высшим профессиональным образованием. В перспективе придется менять всю концепцию фармацевтической деятельности, результатом чего станет перераспределение обязанностей специалистов с высшим и средним образованием.

В частности, за первым столом останутся только провизоры, как это сейчас принято в развитых странах. При этом высшее фармацевтическое образование примет вид последовательной двухуровневой системы, где средние учебные заведения органично включатся в структуру вузов. А до введения единой системы нужно обязательно сохранить заочное высшее образование для выпускников фармколледжей.

- Нужно ли при этом менять программу обучения в вузах?

Да, это вызов времени, нуждающийся в адекватном ответе. От нас требуется консолидировать научный и практический опыт педагогов и фармацевтических работников для разработки ФГОС нового поколения, предусмотрев изменение названий некоторых дисциплин и их рациональный объем. В частности, я считаю крайне важным усилить гуманитарный блок. Но не за счет обычного лекционного материала, а за счет тренингов в форме ситуативного обсуждения. Целесообразно не ставить за подобные занятия оценок студентам, разбор ситуации в неформальной обстановке гораздо эффективнее семинара с «угрозой неуда».

- Какие специалисты будут выходить из фармацевтического вуза в итоге?

По окончании дипломного уровня вуза нужно выпускать провизоров общей практики. Перечень специальностей необходимо пересмотреть с учетом прохождения интернатуры и ординатуры. Мы уже говорили о том, что проект профессиональных стандартов необходимо пересмотреть и провести его самое широкое обсуждение среди специалистов.

Важно, чтобы разработку и экспертизу профессиональных стандартов проводила не одна структура, как это происходит сейчас, а независимые инстанции.

Единый госреестр провизоров и фармацевтов

- А как бороться с засильем непрофессионалов помимо неэффективных на сегодняшний день формальных запретов?

Требуется создать единый государственный реестр провизоров и фармацевтов, работающих в фармацевтических организациях всех форм собственности, и предусмотреть обязательное членство всех профильных специалистов во Всероссийской саморегулируемой общественной организации. Причем это членство не должно носить формальный характер, каждый человек должен понимать, что он на виду у всего профессионального сообщества, и дорожить своей репутацией.

Сегодня на уровне Министерства здравоохранения России поставлена задача создать единый реестр медицинских работников. Но почему-то речь идет только о тех, кто трудится в государственных и муниципальных медицинских организациях, а частные клиники выпадают из поля зрения. И про фармацевтическую отрасль пока не говорится вообще ничего.

Считаю целесообразным создать реестр и медицинских, и фармацевтических работников, включающий сотрудников всех профильных учреждений, независимо от формы собственности. Сейчас у нас в стране неизвестно не только точное число специалистов, но и количество фармацевтических организаций, что затрудняет объективный анализ ситуации.

Думаю, что совместными усилиями государства, профессиональной фармацевтической общественности, работников учебных заведений вполне реально восстановить нравственные ориентиры в отрасли и сделать выполнение норм органичной потребностью специалистов.

Размер штрафа составит от 40 до 50 тысяч рублей

Наказывать владельцев аптек, берущих на работу фармацевтами людей без образования, намерен Минздрав. Желание торговцев лекарствами сэкономить на дорогой рабочей силе выльется им в крупные штрафы.

Как стало известно «МК», в ведомстве разработан пакет поправок в документы, регулирующие аптечную отрасль. В частности, в положение о лицензировании фармацевтической деятельности. Если изменения будут приняты, отсутствие у сотрудников аптеки (как крупной сетевой, так и мелкого пункта) профильного образования и свидетельства об аккредитации специалиста будет считаться грубым нарушением лицензионных требований. Нововведение коснется как администрации заведения, так и людей, непосредственно занимающихся отпуском пилюль и микстур покупателям. Как поясняют в Минздраве, причина ужесточения в неутешительной статистике Росздравнадзора. В ведомстве считают, что горе-фармацевты без диплома – явление достаточно частое и требующее адекватных наказаний. Как заявляют чиновники, несоблюдение требований об уровне образования работника аптеки может повлечь не только нарушение порядка ценообразования и соблюдения необходимого минимального ассортимента лекарственных препаратов, но и нанесение ущерба законным интересам, а также жизни и здоровью граждан, в связи с отсутствием необходимых профессиональных знаний и навыков. По новым правилам за такое нарушение аптеку будет ждать административная ответственность. Штраф для должностных лиц составит от четырех до пяти тысяч рублей, а самому юрлицу придется отдать в казну от 40 до 50 тысяч. К тому же чиновники смогут закрыть аптеку-нарушителя на срок до 90 дней. По нынешним правилам грубыми нарушениями считаются отсутствие надлежащего помещения для работы, несоблюдение правил установления предельных отпускных цен на лекарства, продажа просроченных медикаментов и претензии к качеству медикаментов собственного производства.

Аптеки всегда будут нужны населению, ведь все мы болеем. Такми образом, аптечные сети являются крупным работодателем, постоянно нуждающимся в персонале и готовым предложить хорошие зарплаты.

Можно ли просто так взять и устроиться работать в ближайшую аптеку? Какое образование для этого требуется и сколько платят. Ликбез по работе аптек для читателей журнала Reconomica проводит фармацевт аптечной сети “Фармленд”.

Кто такой фармацевт и чем он отличается от провизора

Фармацевт - это человек со средне-специальным образованием, работающий в аптеке и занимающийся изготовлением или отпуском (продажей препаратов). Многие людей, стоящих за кассой, называют продавцами, но это неверно, и это грубая ошибка. Одной из важных особенностей работы фармацевта должно быть умение дать грамотную консультацию посетителю аптеки по применению, сочетанию лекарств, и порой даже лечению некоторых болезней, так как не все хотят идти в поликлиники и отсиживать там свои драгоценные часы в ожидании приема у врача.

Чтобы попасть на должность фармацевта, необходимо отучиться в медицинском колледже или университете на отделении «Фармация». Чем отличается фармацевт от провизора? Если оканчиваете университет, то получаете звание провизор, и тут есть свои плюсы - помимо того, что можно также работать обычным фармацевтом, можно быть еще и заведующей аптекой или же быть .

Чем занимается фармацевт в аптеке

Итак, что же входит в обязанности фармацевта, не занятого изготовлением лекарственных средств:

  1. Прием лекарственных средств от поставщиков,
  2. проверка целостности упаковок,
  3. проверка совпадений серий, сроков годности на упаковках и в накладных,
  4. сортировка товара по полкам и витринам в зависимости от их температурного и светового режима хранения,
  5. работа за кассой (продажа аптечной продукции и консультирование по способу применения),
  6. проверка остатков товара и их сроки годности,
  7. ведение журнала отчетности по кассе, заполнение инкасационной ведомости.

Обучение и стажировка

Когда молодой специалист-фармацевт устраивается на работу, он проходит стажировку на месте работы в течении 2-х недель. Знаю организации - большие сети, которые имеют свои центры подготовки, в которых обучают новых сотрудников работе в их сети -работе на их компьютерных программах, раскладке товара, и самое главное, там изучают новые препараты (фармакологические группы, способы применения, дозировки, показания, противопоказания, взаимодействие с другими препаратами).

Что должен знать и уметь хороший фармацевт

Сотрудник, работающий за кассой, должен хорошо знать ассортимент своей аптеки, при отсутствии какого-либо препарата уметь грамотно предложить замену на препарат с другим названием, но с таким же составом. Предлагать аналог, я бы сказала, – это искусство. Люди - особенно преклонного возраста - не понимают аналогов, и до последнего ищут то, что написано в рецепте.

Был случай (рассказал медицинский представитель):

Пенсионерка пришла в аптеку, и в рецепте было написано международное название (действующее вещество), а не торговое, и ей это пытались объяснить, но она так и не поняла этого. Итог – она так и не поняла этого, и прошла по более чем десяти аптекам в поисках действующего вещества, так и не купив препарата. А ведь могла купить уже в первой аптеке, выбрав один из предложенных фармацевтом.

Сотрудник, работающий за кассой, должен уметь продавать, предлагать сопутствующие товары увеличивая сумму чека - ведь от этого зависит его заработная плата.

Зарплата в аптеке

В разных сетях различный процент вашего заработка от общей суммы проданного вами. В одних аптечных сетях заработная плата складывается из минимальной ставки + процент от продаж, а в некоторых просто из процента. Процент тоже разный. В основном от 1 до 5.

Большая сеть или маленькая аптека - где лучше работать?

Лучше идти работать в большую аптечную сеть. Там хорошие оклады, проценты и они ценят своих сотрудников и покупателей. За счет того, что они давно на рынке, они имеют большой товарооборот, что отлично сказывается на заработной плате сотрудника - ведь он работает на проценте.

Я работала как в аптеке большой сети и имела в месяц продажи на сумму 1500000 рублей, так и в маленькой с товарооборотом в 100000 рублей. В первой я получала заработную плату в размере 25-30 тысяч рублей, во второй - 8-10 тысяч рублей. Маленькая аптека была моим первым опытом. Там оклад переводили официально на карту, а процент платили в конверте. Причем они еще умудрялись процент посчитать не в мою пользу. Урезали, так сказать. Это был горький опыт.

Я там всему научилась и ушла в аптеку сети Фармленд. Здесь вся зарплата официальная, хороший процент. За отличную работу периодически получала денежные премии. Что мне нравится в этой сети, так это отношение к своим сотрудникам и периодические возможности учебы в их главном офисе с целью повышения знаний и умений фармацевтов. На таких учебных стажировках мы первыми узнавали, а иногда и пробовали новинки фармацевтического рынка. Также изучали медицинские приборы, продаваемые через аптеки.

Работа за кассой - материальная ответсвтенность

Работая за кассой, нужно быть очень внимательным. Так как приходят люди, иногда пытающиеся вас всячески загрузить, отвлечь и либо старающиеся подменить полную коробку на пустую, либо же желающие рассчитаться фальшивыми денежными купюрами. В большом потоке работы некоторые этого не замечают и потом платят за свою оплошность из своего кармана.

А вообще, работа интересная, и многие покупатели приходят повторно, и многие - с благодарностями. Со временем фармацевт начинает узнавать постоянных покупателей и знать, что им нужно.

Лекарства по рецепту и их отпуск

Также в аптеке имеется отпуск лекарственных средств по рецептам врача - прекурсоров. Фармацевт должен хорошо знать правила и нормы выписки рецептов и строго их соблюдать. С постоянным потоком пациентов с рецептами встречаются в основном работники государственной аптеки. Туда идут за сильнодействующими и психотропными лекарствами, стоящими на учете, а также некоторая группа больных, имеющая право на получение лекарственных средств бесплатно.

А теперь из интересного

Был случай, что нам завезли дешевые контрацептивы. Сейчас даже названия их не вспомню. Мой напарник-парень производил раскладку товара. Нужно было под них освободить полку, но так как таких не имелось, он решил освободить полку от сезонного товара с надписью – «средства от клещей и комаров», но надпись осталась. Итог: люди спрашивали, как использовать такие средства от клещей и комаров.

А также есть люди, которые не читают инструкции и рекомендации врача и принимают препараты так, как им в голову взбредет.

Однажды мужчина приобрел ректальные свечи (в задний проход), причем еще очень дорогие и принимал их перорально (через рот, запивая водой). Пройдя курс, он пришел к нам с претензией, что они ему не помогают. Начали разбираться. Ему пришлось купить еще одну упаковку и произвести лечение согласно инструкции. Ладно этот пил их. Был покупатель, который лечил потенцию “прямым способом лечения”. Пытался вставить препарат в нуждающийся в лечении орган.

Плюсы и минусы работы в аптеке

Работа, конечно, интересная, требует постоянного повышения своих знаний. Но, как и в любой работе, есть свои трудности. В хорошей сети у вас будет большой поток покупателей. К концу дня вы уже и разговаривать не захотите. Постоянная беготня по аптеке сказывается на сильной усталости в ногах. Если вы обычный фармацевт, а не заведующая аптекой, то скорей всего, будет или 8 или 12 часовой график работы, заканчивающийся в 8, 10 или 12 вечера. Для семейных людей это тяжелый график. Если есть ребенок, кто-то должен помогать и встречать его из садика или школы, пока вы на работе. Но если грамотно распределить время можно и дома все успеть и семье внимание уделить по максимуму в выходной.

Связывая жизнь с медициной, а в частности, выбирая профессию фармацевта, нужно взвесить все за и против. Можете ли вы взять ответственность за действие препарата, рекомендуя его без врача? Сможете ли вы по 8-12 часов работать в активном темпе? Сможете ли вы выдерживать как физическую, так и психологическую нагрузку? Ведь не всегда покупатели добрые. Некоторые приходят, чтобы выплеснуть весь свой негатив на вас и уйти со спокойной душой. Выбравщим же все-таки эту профессию рекомендую поступать в высшее медицинское учреждение, так как, окончив его, будете иметь больше выбора и перспектив - таких как работа заведующей или медицинским представителем, придвигающим на фармацевтическом рынке какой-либо препарат или продукт.

Саморазвитие