Инкотермс. Базисные условия поставки

Следует иметь в виду, что, приступая к изучению данного вопроса, читатель должен быть знаком с содержанием контракта (договора) купли-продажи и четко представлять себе, что этот договор регулирует отношения только между продавцом и покупателем (в том числе и по вопросам транспортировки грузов), не затрагивая их взаимоотношений с перевозчиком. Круг отношений с перевозчиками устанавливается отдельными документами – договорами перевозки, содержание которых будет рассмотрено ниже.

Торгово-экономическое сотрудничество разных стран опосредствуется через заключение соответствующих внешнеэкономических сделок (соглашений, договоров, контрактов). Важное значение при заключении и исполнении этих сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют международные обычаи. В частности, в договорах купли-продажи товара большое значение имеет способ транспортировки товара и определяющие его правила.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, подготовка товара к отгрузке, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы, которые могут составлять от 30 до 50% цены товара. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включают в цену товара. При транспортировке товара существует также риск, связанный с его потерей или порчей.

Для определения прав и обязанностей продавца и покупателя по доставке товара и установления момента перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя были разработаны базисные условия поставки. Выбор базисного условия сторонами контракта зависит, в первую очередь, от способа перевозки товара и условий поставки. Базисными эти условия называют потому, что они устанавливают базис (основу) цены товара и оказывают влияние на ее уровень.

Для унификации базисных условий поставки Международная торговая палата (МТП) в 1936 году издала “Международные правила по толкованию торговых терминов” (“Инкотермс”). В дальнейшем они выпускались в новых редакциях 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 годов. Это было обусловлено появлением новых видов транспортировки, например контейнерных перевозок с применением трейлеров и паромных судов с использованием горизонтального способа погрузки (выгрузки).

В настоящее время действует “Инкотермс 1990”, где все термины разделены на 4 группы. Группа первая – продавец представляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы “Е”); вторая группа – продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы “F”); третья группа “С” – продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара; четвертая группа “Д” – продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Базисные условия могут применяться и при прямых, и при смешанных перевозках.

“Инкотермс” применяют только в тех случаях, когда в контракте сделана ссылка на них. Поскольку Международные правила носят факультативный характер, их применение в полном объеме или в какой-то их части определяется договаривающимися сторонами. При несовпадении условий контракта с положениями “Инкотермс” приоритет имеют условия контракта. Любое положение, содержащееся в правилах “Инкотермс”, не может иметь применения, если стороны в контракте предусмотрели иные условия по вопросам, регулируемым правилами, поэтому во избежание недоразумений целесообразно включить в контракт фразу о том, что при толковании настоящего контракта имеют силу условия “Инкотермс” – 1990.

В “Инкотермс” не содержатся положения о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать в контракте.

Российские внешнеторговые организации при заключении контракта с фирмами зарубежных стран активно используют “Инкотермс”. Кроме того, с некоторыми государствами у нас заключены двусторонние Общие условия поставки товаров, в которых также содержатся указания относительно базисных условий поставки. Так же, как и “Инкотермс”, они являются рекомендательными, и стороны не обязаны точно следовать их рекомендации.

В современной практике международной торговли “Инкотермс” получил определенное признание и довольно широкое применение, поскольку предлагаемое в нем толкование отдельных терминов соответствует наиболее распространенным торговым обычаям и правилам торговли, сложившимся на мировом рынке. Базисные условия поставки обозначаются начальными буквами, определяющими положение груза по отношению к транспортному средству. “Инкотермс – 1990” определяет и дает толкование 13 разновидностям базисных условий поставки:

Группа “Е”

Вывоз груза с завода

EXW франко-завод

Группа “F”

Основная перевозка оплачивается покупателем

FCA франко-перевозчик

FAS франко-пристань вдоль борта судна

FOB франко-борт судна

Группа “С”

Основная перевозка оплачивается продавцом

CFR стоимость и фрахт

CIF стоимость, страхование, фрахт

СРТ фрахт/провозная плата оплачены до..

CIР фрахт/провозная плата и страховка оплачены до…

Группа “Д”

Прибытие груза

DAF поставка на границе

DES с судна

DEQ с пристани

DDU поставка до… без оплаты пошлины

DDP поставка до… с оплатой пошлины

Применяемый при обозначении базисных условий термин “франко” происходит от слова “свободно” и означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом “франко” (свободно).

Разница между терминами “фрахт” и “провозная плата” заключается в том, что первый относится к морскому и воздушному транспорту, а второй – к наземному.

EXW (ex works) – франко-завод. При этом условии продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на своем предприятии в срок и в месте, обозначенном в контракте, для погрузки на транспортное средство, предоставленное покупателем. Продавец не обязан предоставлять покупателю свои погрузочные средства. Ecли это происходит, то покупатель несет расходы по данной операции.

Риск случайной утраты, повреждения или гибели товара переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на складе продавца при условии, что товар должным образом индивидуализирован, то есть отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта. Поставка товара на этом условии может осуществляться с использованием различных видов транспорта, а также их комбинаций.

FCA (free carrier) – франко-перевозчик . Данное базисное условие подразумевает передачу экспортного товара, включая экспортную лицензию и таможенную декларацию, указанному покупателем перевозчику в оговоренном месте. Термин “перевозчик” означает любое лицо, которое (или от имени которого) заключает договор перевозки. Перевозчиком может выступать и транспортно-экспедиторская фирма, принимающая на себя ответственность за транспортировку груза.

По данному базисному условию способ перевозки и фирму-перевозчика выбирает покупатель. Он обязан за свой счет заключить договор перевозки из обусловленного пункта, сообщив продавцу наименование перевозчика и срок передачи ему товара. Продавец в подтверждение сдачи товара перевозчику должен предоставить покупателю: коносамент или транспортную накладную, расписку перевозчика или же расписку транспортно-экспедиторской фирмы. Если для заключения договора перевозки требуется помощь продавца, то продавец может оказать покупателю эту услугу за его счет.

Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя в момент передачи товара в распоряжение перевозчика в поименованном пункте.

Расходы по формированию грузовых партий оплачивает покупатель: если эти расходы производит экспедиторская фирма-перевозчик, они включаются в провозную плату; если их производит продавец до сдачи груза перевозчику, он включает их в цену товара либо покупатель возмещает их отдельно.

Условие “Франко-перевозчик” может применяться при любых видах транспортировки.

FAS (free alongside ship) – свободно вдоль борта судна. Данное базисное условие применяется только при морских и речных перевозках. При этом продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт отгрузки и расположить его вдоль борта судна, указанного покупателем, или на подсобные суда и баржи и доставить к судну перевозчика, а также известить покупателя о том, что товар поставлен вдоль борта судна. Покупатель, в свою очередь, должен зафрахтовать судно, известить продавца о месте подачи груза, сообщить название судна, срок доставки товара и его погрузки на борт судна, уладить экспортные и таможенные формальности. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки и в срок, указанный в договоре.

FOB (free on board) – свободно на борту. Данное базисное условие предполагает, что продавец обязан поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в срок, указанный в договоре, и вручить покупателю коносамент, а также осуществить экспортные формальности. Покупатель фрахтует судно за свой счет, извещает продавца о сроке и месте погрузки, названии и месте прибытия судна. Риск случайной гибели или порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в согласованном сторонами порту отгрузки.

Страхование груза осуществляет каждая из сторон по своему усмотрению и в пределах своей ответственности, то есть продавец страхует его до момента перехода через борт судна в порту отгрузки, а покупатель должен позаботиться о страховании груза с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки и до принятия его на своих складах в пункте назначения.

CFR (cost and freight) – стоимость и фрахт. Согласно этому базисному условию продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок. Это означает, что в уплачиваемую покупателем цену входит стоимость товара и фрахта.

Продавец представляет покупателю также чистый коносамент, под которым понимается коносамент, не имеющий дополнительных оговорок, прямо указывающих на дефектное состояние товаров или упаковки. Расходы по выгрузке товара в порту несет покупатель (кроме случаев перевозки на судах регулярных судовых линий, когда расходы по выгрузке входят во фрахт и, следовательно, оплачиваются продавцом). Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Условие cfR обязывает продавца уладить все экспортные формальности. Применяется только для речного и морского транспорта.

CIF (cost, insurance and freight) – стоимость, страхование, фрахт. Это условие также используется при поставке товаров морским и речным транспортом. Продавец при этом обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт, доставить товар в порт отправления, погрузить его на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент. Продавец также должен застраховать товар от транспортных рисков и вручить покупателю страховой полис, выписанный на его имя. Таким образом, при поставке товара на условиях СИФ в цену товара, оплачиваемую покупателем, входит его стоимость, фрахт и страхование.

Риск случайной гибели переходит на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту отправления. Покупатель должен иметь в виду, что данное условие обязывает продавца застраховать товар лишь на минимальных условиях. Страховую премию оплачивает продавец, но товар перевозится на страх и риск покупателя. Поэтому для полного покрытия рисков покупатель может дополнительно застраховать товар от всех рисков от склада до склада; расходы по этому страхованию он будет нести сам.

Если четко установлены все риски и уточнены соответствующие гарантии, то для фирмы-экспортера наилучшим является контракт на условиях СИФ. С одной стороны, товар застрахован от начала до конца, с другой – продавец получает максимальную цену (включая фрахт и стоимость страхования), а покупатель избавляется от всех сложностей и должен только оплатить товар. Единственным сложным моментом при поставке товара на условиях СИФ является то, что продавец перед отгрузкой должен убедиться в наличии у покупателя импортной лицензии. Ее получение и связанные с ней формальности оплачивает покупатель.

СРТ (carriage paid to…) – фрахт/провозная плата оплачены до… Это базисное условие может быть использовано для всех видов транспортировки, включая смешанную, контейнерную и др. Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Он должен передать товар первому перевозчику на его грузовом складе и получить грузовую расписку, которая содержит условия договора перевозки, но не является товаросопроводительным документом. Продавец предоставляет покупателю транспортный документ (коносамент, транспортную накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком.

Покупатель указывает выбранный им пункт назначения и несет все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором. Если в транспортировке товара к согласованному пункту поочередно участвуют несколько перевозчиков, риски переходят на покупателя с передачей товара первому перевозчику. Базисное условие СРТ обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

CIP (freight/carriage and insurance paid to…) – фрахт/провозная плата и страховка оплачены до… В соответствии с данным базисным условием продавец обязан заключить договор перевозки и оплатить перевозку до пункта назначения, застраховать товар, оплатить страховую премию и передать товар первому перевозчику.

Покупатель называет пункт назначения и несет все риски в процессе транспортировки. Риск переходит на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику. По этому базисному условию страхования премия превышает цену, предусмотренную контрактом, на 10%. Продавец должен сообщить покупателю о величине страховой премии для того, чтобы тот мог дополнительно застраховать товар, если он сочтет это необходимым, прежде чем товар будет передан продавцом первому перевозчику. Условие CIP обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

DAF (delivered at fronteir) – c поставкой на границе. Это условие означает, что обязанности продавца считаются выполненными в момент прибытия товара на границу, однако до поступления на таможенную границу страны, обозначенной в договоре. Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте и передать ему обычный транспортный документ, складской варрант и т.д.

Покупатель обязан принять товар в поименованном месте поставки на границе и нести ответственность за все его последующие перемещения, выполнить за свой счет все таможенные и иные формальности, нести расходы по выгрузке товара по его прибытии в поименованное место поставки на границе. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента надлежащей передачи товара в его распоряжение в названном месте поставки на границе. Если необходимо покрыть риски страховым полисом, “Инкотермс” рекомендует продавцу и покупателю договориться, кто из них обеспечивает страхование товара на всем пути.

DES (delivered ex ship) – с судна (франко-порт назначения). Данное базисное условие используется только при морских и речных перевозках. Как и при условии CIF, продавец обязан за свой счет доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в пункте разгрузки, указанном в контракте. Он извещает покупателя о предполагаемой дате прибытия судна и предоставляет ему документы (коносамент и др.), дающие покупателю право на получение груза от перевозчика. Покупатель несет все риски и расходы, падающие на товар с момента, когда он был в действительности предоставлен в его распоряжение на борту судна.

DEQ (delivered ex guay) – с франко-пристани, с франко-причала (пошлина оплачена). Это условие используется только при морской и речной перевозке. Продавец несет все расходы по доставке товара в срок, обусловленный в контракте, на пристань (причал) в согласованном порту назначения, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани. Он предоставляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять товар и взять его с пристани. Покупатель несет все расходы и риски с момента, когда товар действительно предоставлен в его распоряжение на набережной в согласованном порту назначения после прохождения таможенной очистки.

DDU (delivered duty unpaid) – поставка до… без оплаты пошлины. Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте в стране-импортере. Продавец берет на себя все расходы и риски по перевозке товара к пункту назначения (кроме импортных пошлин, налогов и других расходов, а также расходов и рисков при оформлении документов на экспортируемый товар). Если стороны согласны, что продавец берет на себя улаживание импортных формальностей и обусловленные этим расходы и риски, то это должно быть ясно отражено в контракте.

DDP (delivered duty paid) – поставка до… с оплатой пошлины . Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте страны-импортера. Оно предполагает максимальные обязанности продавца и применяется при всех видах транспортировки.

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране импортера в срок, обусловленный договором, и передает покупателю документ, являющийся основанием для приема товара. При этом продавец за свой счет и риск заключает договор перевозки товара и несет все транспортные риски до пункта назначения.

Покупатель принимает товар, как только продавец надлежащим образом передает товар в его распоряжение в указанном месте назначения. Выгрузка товара, если иное не предусмотрено в контракте, также оплачивается продавцом. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в поименованном месте назначения в стране импортера. Заключая контракт на этом условии, следует точно указать пункт назначения, в котором происходит переход рисков, в противном случае возможны расхождения в трактовке этого момента сторонами контракта, поскольку он (“критический момент”) может приходиться на портовый склад или на склад покупателя.

    Понятие базисных условий поставки товаров (БУП)

    Группа «E»

    Группа «F»

    Группа «С»

    Группа «D»

1. Понятие базисных условий поставки товаров

Практика международных коммерческих отношений выявила наиболее часто встречающиеся условия товарного обмена и соответствующие им обязанности продавца и покупателя осуществлять определенные действия и нести за них ответственность, а следовательно, и соответствующие затраты, влияющие на цену товара. При определении внешнеторговой цены товара в договорах купли-продажи продавец и покупатель согласовывают базисные условия поставки товаров.

Базисные условия поставки товаров определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Для некоторых видов товаров такие расходы могут составлять до 40 – 50% цены товара.

С целью исключения противоречий между продавцом и покупателем в толковании базисных условий и установленных в них обязательств сторон Международная торговая палата выпустила и опубликовала в 1936 г. сведения под первоначальным названием «Торговые термины», а затем в 1953 г., «Инкотермс», т.е. «Международные правила по толкованию торговых терминов. Затем в 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 г. вносились изменения и дополнения с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой.

Инкотермс определяет основные права и обязанности продавца и покупателя при заключении договора купли-продажи при различных базисных условиях поставки. В тексте эти базисные условия поставки обозначаются сокращенно заглавными буквами. Это сокращенное обозначение содержит понимание положения груза по отношению к транспортному средству. Кроме того БУП определяют также:

Кем и за чей счет обеспечивается доставка товаров по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран наземным, водным или воздушным транспортом;

Обязанности продавца по упаковке и маркировке грузов;

Обязанности сторон по страхованию грузов в пути следования от грузоотправителя до грузополучателя;

Обязанности сторон по оформлению коммерческой, транспортной, технической и товаросопроводительной документации;

Где и в какой момент переходит с продавца на покупателя риски случайного повреждения, частичной или полной утраты товара в период его перегрузки и перевозки

Распределение обязанностей сторон по получению экспортных и импортных лицензий.

Переход рисков по Инкотермс происходит в момент передачи товара. Инкотермс не регламентирует переход права собственности.

За рамками Инкотермс остались последствия невыполнения сторонами обязательств по договору международной купли-продажи товаров, в т.ч. основания освобождения сторон от ответственности. Не регламентируются и отношения, возникающие по смежным с контрактом международной купли-продажи, договорам страхования, перевозки.

Эти вопросы регулируются либо Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи, либо нормами применимого права.

При исполнении всех условий Инкотермс, кроме «Франко-завод», от продавца требуется осуществление доказательства поставки путем предоставления покупателю за свой счет необходимых документов. К таким документам в зависимости от вида транспорта относятся: оборотный коносамент; необоротная морская накладная; речной транспортный документ; авиагрузовая накладная; автомобильная транспортная накладная; комплексный транспортный документ

По Инкотермс (2010 г.) действует 11 базисных условий поставки товаров. Все они разделены на четыре группы – E, F, C, D.

Условия поставок:

EWX C завода

FCA Свободно у перевозчика

FAS Свободно вдоль борта судна

FOB Свободно на борту

СFR Стоимость и фрахт

CIF Стоимость, страхование и фрахт

CPT Перевозка оплачена до...

CIP Перевозка и страхование оплачены до...

DAT Поставка на терминале (… название терминала)

DAP Поставка в пункте (… название пункта)

виды перевозок - любые виды мультимодальных перевозок

FCA — (Free Carrier) — дословный перевод «Франко перевозчик»

Базис поставки FCA – это один из торговых терминов справочника Инкотермс, который относится к группе F, обозначающей освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. Термин FCA расшифровывается как Free Carrier — франко-перевозчик — и предусматривает, что поставщик передает прошедший экспортную очистку груз обозначенному импортером перевозчику или субъекту, выступающему доверенным лицом получателя, в заранее оговоренном месте. В договоре, подписанном на условиях поставки FCA, необходимо очень четко и подробно обозначить место и время передачи груза от покупателя к перевозчику (доверенному лицу).

В рамках описания и интерпретации этого термина существует ряд особенностей и условий, которые влияют на обязанности сторон по погрузке и выгрузке товара, а также переход рисков в случае утраты или повреждения груза.

Так, продавец имеет право передать товар:

  • на своей территории (заводе, складе) – в этом случае он несет ответственность за погрузку;
  • в любом другом месте (заранее номинированном с покупателем) – в этом случае экспортер не несет ответственность за погрузку груза.

Торговый термин FCA не накладывает ограничений на использование разных видов транспорта. Можно использовать морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, а также их комбинацию. Перевозчиком, который фигурирует в процессе поставки, может выступать как самостоятельная транспортная компания, так и экспедитор, а также порт или терминал, причал или грузовой двор железнодорожной станции.

Покупатель сам назначает перевозчика и передает отправителю сведения о нем для предварительного прохождения экспортной очистки груза – это является важным пунктом в процессе подготовки товара к поставке на условиях FCA Инкотермс 2010 .

Когда поставка товара считается выполненной?

Обязательства и риски отправителя заканчиваются в тот момент, когда выполнены следующие условия:

  • товар прошел экспортную очистку и юридически готов к вывозу;
  • перевозчик получил доступ к товару на территории отправителя или товар поставлен продавцом в указанное место для погрузки на борт ТС;
  • товар фактически погружен на борт транспортного средства перевозчика, выбранного импортером.

Следовательно, полный перечень обязанностей отправителя на условиях поставки FCA звучит так:

  1. Экспортер должен предоставить товар согласно договору вместе с инвойсом, электронным сообщением или другими документами, свидетельствующими о факте продажи.
  2. Полностью и за свой счет провести экспортную очистку товара.
  3. В зависимости от оговоренного места передачи товара:
  • обеспечить перевозчику или уполномоченному получателем лицу доступ к товару на своей территории;
  • поставить груз к месту его погрузки, указанному в коммерческом контракте (например, FCA Стамбул).
  1. Согласно с пунктом 3.b нести все риски, связанные с товаром, до момента его перевалки на борт транспортного средства.
  2. Оповестить покупателя о факте поставки согласно с пунктом 3.
  3. Провести маркировку и наименование груза, достаточное для его обособления во время погрузки и прибытия к месту назначения.
  4. Предоставить покупателю информацию о товаре, нужную для прохождения таможенной очистки при импорте.

В свою очередь, обязательства покупателя на условиях FCA при импорте следующие:

  1. Заплатить цену товара согласно контракту поставки.
  2. Заключить за свой счет договор поставки груза с перевозчиком, экспедитором или другим лицом, которое имеет полномочия выполнять данного вида транспортные операции.
  3. Заблаговременно обозначить пункт передачи товара от продавца к перевозчику, если погрузка не происходит на территории отправителя.
  4. Провести таможенные формальности по импортной очистке товара.
  5. Принять поставку у продавца в соответствии с обозначенными в договоре условиями в указанном месте.
  6. Нести все риски, связанные с утерей или ущербом для груза с момента его поставки продавцом.

Важным моментом FCA при экспорте является точное указание получателем места и времени загрузки товара, если она не происходит на территории отправителя. Если импортер не выполнит этот пункт, или не обозначит перевозчика, или последний не сможет принять товар у отправителя в указанном месте и в должное время, то получатель будет вынужден понести расходы в связи с невыполнением части своих обязательств.

Цена FCA и другие особенности торгового термина

При подписании договора на поставку продавец включает в цену FCA :

  • фактурную стоимость товара;
  • стоимость таможенных экспортных пошлин;
  • стоимость доставки товара до места его передачи перевозчику.

При заключении коммерческого договора на условиях поставки FCA специалисты по внешнеэкономической деятельности рекомендуют обеим сторонам максимально четко и подробно детализировать все условия поставки в контракте. Чтобы избежать проволочек и дополнительных расходов, связанных с таможенной очисткой и перевозкой груза, необходимо оговорить важные нюансы относительно товара заранее. Важно указать его свойства (потенциально опасный или нет), а также обозначить тип транспортного средства, объем товара – все это потребуется для оформления поставки на таможне.

Базисные условия поставки – это специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца или покупателя. Транспортировка грузов – сложный и ответственный период в осуществлении торговых сделок. Момент перехода товара от продавца к покупателю всегда предельно ясен и подтверждается сертификатом собственности. Все расходы, связанные с перебазированием, сохранением от гибели и порчи товаров, нередко делят между собой продавец и покупатель. Издержки, которые несет продавец, включаются в цену (базовую стоимость) товара. Подчас они достигают 40-50% цены изделия.

В международных коммерческих документах часто встречается итальянское слово "франко" в сочетании с обозначением пункта доставки товаров ("франко-склад", "франко-вагон", "франко-порт" и т.д.) Приставка "франко" означает, что продавец обязан за свой счет и риск доставить изделие в указанный в договоре срок.

Различают четыре группы базисных условий поставки товаров.

Первая группа "Е"

Условие: франко-предприятие (франко-завод)

Включает в себя единственное условие – с завода – и состоит из одного термина, которым разъясняется, когда, как и каким образом продавец по договору передает товары покупателю в своих производственных или складских помещениях. При этом продавец не несет материальную ответственность за погрузку, транспортировку и сохранность изделий. Покупатель оплачивает все расходы, связанные со страхованием товара, с погрузкой его на транспортное средство, оплатой таможенных пошлин и т.д. При таких условиях договора базисная цена изделий всегда более низкая по сравнению с другими базисными условиями.

Вторая группа "F"

Условия: франко-перевозки (FCA-free carrier)

свободно вдоль борта (FAS-free alongside ship)

свободно на борту (FOB-free on board)

По условиям FCA покупатель выбирает перевозчика и заключает с ним договор о транспортировке грузов. Продавец обязан передать товар перевозчику в соответствие с инструкцией покупателя. В обязанности продавца входит доставка товара, прошедшего таможенную очистку для экспорта, и передача его под охрану перевозчика или лица, действующего от его имени. После этого по условиям "франко-перевозчик" считается, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара

Международные операции купли-продажи могут выполняться в условиях FAS. В таких условиях продавец освобождается от ответственности после того, как товар будет доставлен в порт и размещен на пристани вдоль борта судна, стоящего у причала.


При использовании условий FOB покупатель обязан за свой счет зафрахтовать корабль, уведомить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии судна и времени прибытия его под загрузку. Продавец обязан за свой счет доставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в установленный срок в порту погрузки освободить продукцию от экспортных пошлин. С момента перебазирования товара на борт, через поручни корабля, право собственности приобретает покупатель.

Если перевозки грузов осуществляются ж/д транспортом, базисные условия поставки называются "франко-вагон". Место передачи товара перевозчику обычно устанавливает покупатель.

Третья группа "С"

Условия: стоимость и фрахт (CFR-cost and freight)

ст-ть, страхование и фрахт (CIF-cost, insurance, freight)

фрахт, страхование оплачены до… (CIP- cost, insurance paid for…)

фрахт оплачен до…(CPT- cost paid to…)

В этой группе излагаются правила на те случаи, когда проавец заключает контракт с иностр. покупателем на обычных условиях за свой счет. По условиям третьей группы "С" указывается пункт, до которого продавец выполняет все условия контракта и освобождается от любого дальнейшего риска и расходов после того, как он надлежащим образом выполнит все обязательства по договору, т.е. заключит контракт о транспортировке, передаст груз перевозчику, оплатит ст-ть фрахта и страхование груза до пункта, указанного в контракте. Условия поставки CFR, FAS, CIF и FOB используются только при перевозках морским и речным транспортом.

Четвертая группа "D"

Условия: франко-граница (DAF-delivered and frontier)

франко-судно (DES-delivered at ship)

франко-причал (DEQ-delivered at quay)

поставка без уплаты тамож.пошлин (DDU-delivered duty unpaid)

поставка с уплатой тамож.пошлин (DDP- delivered duty paid)

Своеобразие базисных условий поставок этой группы состоит в том, что продавец несет всю материал. Ответственность за прибытие товара в согласованный пункт или порт. При этом действия продавца и покупателя условно можно разделить на два вида: а) по условиям "поставка с учетом таможенных пошлин" и поставка "франко-причал" продавец обязан уплатить тамож.издержки и доставить товар в пункт, указанный в договоре; б) по условиям "поставка без уплаты тамож.пошлин", поставка "франко-граница" и поставка "франко-судно" продавец освобождается от уплаты всех тамож.сборов.

В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детально рассмотреть взаимные обязательства продавцов и покупателей, вытекающие из базисных условий поставок.

Базисные условия поставок - это совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи и правила.

Для избежания противоречий между торговыми партнерами используют свод правил ИНКОТЕРМС. Параллельно с ним существуют другие торговые стандарты, в частности американские (1941 Revised American Foreign Trade Definition); Генеральные условия поставок (1976), применяемые в восточных странах; Скандинавские комбитермы, пересмотренные в 1990 г.

В российской практике используются в основном европейские ИНКОТЕРМС. Они определяют условия передачи риска и ответственности от продавца к покупателю в месте, удобном для осмотра и проверки товара, а следовательно, и обязанности сторон по страхованию грузов.

Базисные условия поставок в договорах купли-продажи систематизированы Международной торговой палатой в ее издании ИНКОТЕРМС-2010. Материалы, изложенные в ИНКОТЕРМС, носят нормативный характер в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте.

В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку, или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей:

  • - кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;
  • - обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;
  • - обязанности сторон по страхованию грузов;
  • - обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;
  • - место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товаров.

Рассмотрим более подробно базисные условия поставок ИН- КОТЕРМС-2000 и 2010 и проанализируем новшества действующей редакции ИНКОТЕРМС.

ИНКОТЕРМС-2000. Согласно классификации ИНКО- ТЕРМС-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.

Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2000)

Полное наименование термина

Аббревиатура

Англ.

Русск.

ЭКСВ

Перевозка оплачена до (название пункта назначения) - Carriage Paid То (Name Place of Destination)

Перевозка и страховка оплачены до (название пункта назначения) - Carriage and Insurance Paid To (Name Place of Destination)

Поставка до границы (название пункта поставки на границе) - Delivered At Frontier (Name Place)

Поставка с судна (название порта назначения) - Delivered Ex Ship (Named Port of Destination)

Поставка с причала (с оплатой пошлины) (название порта назначения) - Delivered Ex Quay (Duty Paid) (Named Port of Destination)

Поставка без оплаты пошлины (название пункта назначения) - Delivered Duty Unpaid (Name Place of Destination)

Первая группа (“Е”) имеет одно условие - “франко-завод”, которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара покупателю в месте нахождения продавца.

Во вторую группу (“F”) включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, “франко-перевозчик”).

В третьей группе (“С”) объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара (“Стоимость и фрахт”, “Стоимость, страхование и фрахт”, “Фрахт/перевозка оплачена до”, “Фрахт/перевозка и страхование оплачены до”).

Четвертая группа (“D”) включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения, - “Поставка до границы”, “Поставка с судна”, “Поставка с пристани”, “Поставка без оплаты пошлины”, “Поставка с оплатой пошлины”.

“Е”-термин возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Однако продавец часто помогает покупателю погрузить товар на транспортное средство, предоставленное покупателем. Было принято решение сохранить традиционный принцип минимальных обязательств продавца в соответствии с условиями термина EXW, чтобы их можно было использовать для случаев, когда продавец не хочет принимать никаких обязательств относительно погрузки товара. Если покупатель хочет, чтобы продавец делал больше, это должно быть оговорено в договоре купли-продажи.

“F’’-термины предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Пункт, в который стороны предполагают осуществить поставку согласно термину FAS, вызывал затруднения из-за широкого разнообразия обстоятельств, которые могут предусматриваться в договорах, заключенных с использованием этого термина. Так, товар может быть погружен на транспортное средство, присланное покупателем, чтобы забрать товар из помещений продавца. В другом случае товар может нуждаться в разгрузке с транспортного средства, присланного продавцом для доставки товара на терминал, названный покупателем. ИНКО- ТЕРМС-2000 учитывает эти варианты, оговаривая, что в случае, когда местом, названным в договоре местом доставки, является помещение продавца, поставка завершена после того, как товар погружен на транспортное средство покупателя, а в других случаях поставка завершена после того, как товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца. Варианты, упоминаемые для различных видов транспорта в термине FCA ИНКОТЕРМС-1990, не повторялись в ИНКОТЕРМС-2000.

Пункт поставки в соответствии с термином FOB, который совпадает с пунктом поставки по терминам CFR и CIF, остался без изменений в ИНКОТЕРМС-2000, хотя понятие по термину FOB могло создать ненужную путаницу, особенно в отношении продажи товаров, перевозимых морским путем обычно чартер-партиями.

В ИНКОТЕРМС-2000 имеет место важное изменение в термине FAS в отношении обязанности очистить товар для экспорта, так как наиболее широко принято возлагать эти обязанности на продавца, а не на покупателя. Чтобы обеспечить должное внимание этому изменению, оно было выделено заглавными буквами в предисловии к термину FAS.

“С”-термины возлагают на продавца обязанности заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать, указан после соответствующего “С”-термина. В соответствии с терминами CIF и CIP продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. Так как точка разделения расходов фиксирована в стране назначения, “С”-термины часто ошибочно считаются договорами прибытия, при которых продавец несет все риски и затраты, пока товар не прибыл фактически в согласованный пункт. Однако следует подчеркнуть, что “С”-термины имеют ту же природу, что и “F’’-термины в отношении того, что продавец выполняет договор в стране отгрузки или отправки. Таким образом, договоры купли-продажи в соответствии с “С”-терминами, подобно договорам по “F’’-терминам, попадают в категорию договоров отгрузки.

В природе договоров отгрузки заложено, что в то время как обычные транспортные расходы за перевозку товара по обычному маршруту и обычным способом до согласованного места должны оплачиваться продавцом, покупатель несет риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имеющих место после того, как товар был должным образом доставлен для перевозки. Таким образом, “С”-термины отличаются от всех других терминов тем, что содержат две критические точки. Одна указывает точку, до которой продавец должен организовать транспорт и нести расходы согласно договору перевозки, а другая служит для перехода рисков. По этой причине максимальная осторожность должна быть соблюдена при добавлении продавцу обязательств, которые возлагаются на него после перехода риска за пределы вышеуказанной критической точки.

Сущностью “С”-терминов является освобождение продавца от любых дальнейших рисков и расходов после того, как он должным образом выполнил договор купли-продажи, заключив договор перевозки, передав товар перевозчику и обеспечив страхование в соответствии с терминами CIF и CIP. Сущность “С”-терминов как договоров отгрузки также может быть проиллюстрирована использованием документарных кредитов в качестве предпочтительного способа оплаты, распространенного в таких условиях.

В случаях, когда стороны договора купли-продажи приняли решение о получении продавцом оплаты при предоставлении в банк согласованных погрузочных документов по документарному кредиту, главной цели документарного кредита противоречило бы, если бы продавец нес дальнейшие риски и расходы после момента получения оплаты по документарным кредитам или после отгрузки и отправки товара. Конечно, продавцу придется нести все расходы по договору перевозки независимо от того, оплачен ли груз предварительно, после отгрузки или должен быть оплачен в месте назначения (фрахт подлежит уплате грузополучателем в порту назначения); однако дополнительные расходы, которые могут возникнуть в результате событий, имевших место после отгрузки и отправки, обязательно оплачиваются за счет покупателя.

Если продавец должен обеспечить договор перевозки, который включает оплату пошлин, налогов и других сборов, такие расходы, конечно, возлагаются на продавца в той степени, в которой они приписаны ему согласно договору. Это четко сформулировано в условиях всех “С”-терминов. Если обычно заключается несколько договоров перевозки, связанных с перегрузкой товара в промежуточных пунктах для достижения согласованного места назначения, продавец должен оплачивать все эти расходы, включая любые возникающие расходы при перегрузке товара с одного транспортного средства на другое. Однако если перевозчик использовал свои права согласно договору перевозки, чтобы избежать непредвиденных препятствий (например, гололед, забастовки, трудовые нарушения, правительственные постановления, военные действия), то все дополнительные расходы, возникающие из этого, будут отнесены на счет покупателя, так как обязательство продавца ограничено обеспечением обычного договора перевозки.

Термины CFR и CIF сборника ИНКОТЕРМС-1990 обязывали продавца предоставить копию чартер-партии во всех случаях, когда его транспортный документ (обычно коносамент) содержал ссылку на чартер-партию, например, посредством частного указания “Все прочие условия -- как для чартер-партии”. Хотя, конечно, договаривающаяся сторона должна всегда быть в состоянии точно установить все условия договора (предпочтительно во время заключения договора купли-продажи), однако на практике предоставления чартер-партии в соответствии с указанным выше возникают проблемы, связанные с операциями документарного кредита. Обязанность в соответствии с терминами CFR и CIF предоставить копию чартер-партии вместе с другими транспортными документами была опущена в ИН- КОТЕРМС-2000.

Сборник ИНКОТЕРМС-2000 требует предоставления продавцом покупателю “доказательства поставки”, и продавец выполняет это требование, предоставляя “обычные” доказательства. В соответствии с терминами CFR и CIF это будет обычный транспортный документ, - коносамент или морская накладная. Транспортные документы должны быть “чистыми”, т. е. не должны содержать оговорки или указания, констатирующего плохое состояние товара или упаковки. Если такие оговорки или указания появляются в документе, он считается “нечистым” и не принимается банками в операциях документарного кредита.

Однако следует отметить, что транспортный документ, даже не содержащий таких оговорок или указаний, обычно не предоставляет покупателю неопровержимого доказательства в отношении перевозчика, что товар был отгружен в соответствии с условиями договора купли-продажи. Обычно перевозчик в стандартном тексте на первой странице транспортного документа отказывается принять ответственность за информацию относительно товара, указывая, что подробности, включенные в транспортный документ, представляют собой лишь заявления грузоотправителя.

В соответствии с большинством применяемых законов и принципов перевозчик должен по крайней мере использовать разумные способы проверки достоверности информации, и его неспособность сделать это не снимает с него ответственность перед грузополучателем. Однако в контейнерной торговле перевозчик не имеет способов проверки содержания контейнера, если только он сам не отвечал за его загрузку.

Существуют только два термина, связанных со страхованием, - CIF и CIP. В соответствии с этими терминами продавец обязан обеспечить страхование в пользу покупателя. В некоторых случаях стороны сами решают, желают ли они застраховать себя и в какой степени.

“D’’-термины по своей сущности отличны от “С”-терминов, так как в соответствии с первыми продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране-импортере. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места. Таким образом, “D’’-термины означают договоры прибытия, в то время как “С”-термины говорят о договорах отгрузки. В соответствии с “D’’-терминами с заключением DDP продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта, в страну назначения.

Традиционно в соответствии с термином DEQ продавец был обязан очистить товар, так как товар должен был быть выгружен на пристань и таким образом ввезен в страну-импортера. Но вследствие изменений в процедурах таможенной очистки в большинстве стран сейчас более уместно, чтобы сторона, постоянно проживающая в заинтересованной стране, осуществляла очистку и платила пошлины и другие сборы. Таким образом, изменение в термин DEQ в редакцию ИНКОТЕРМС-2000 было внесено по той же причине, что и изменение в термин FAS, о котором говорилось ранее.

Термин DDU был добавлен в версию ИНКОТЕРМС-1990. Термин выполнял важную функцию в случаях, когда продавец был готов доставить товар в страну назначения без очистки для импорта и оплаты пошлины. В странах, где таможенная очистка затруднена и занимает много времени, продавцу может быть рискованно брать на себя обязательство доставить товар за пределы пункта таможенной очистки. Хотя в соответствии со статьями термина DDU покупатель должен был нести дополнительные риски и расходы, которые могут вытекать из невозможности для него выполнить свои обязательства по очистке товара для импорта, продавцу не рекомендовалось использовать термин DDU в странах, где возможно ожидать затруднений при очистке товара для импорта.

До использования статей ИНКОТЕРМС-2000 термин “таможенная очистка” вызывал разночтения. Таким образом, при каждой ссылке на обязанность продавца или покупателя принимать на себя обязательства, связанные с прохождением товара через таможню страны-экспортера, теперь следует разъяснение, что эта обязанность включает не только оплату пошлины и всех прочих сборов, но также выполнение и оплату всех административных действий, связанных с прохождением товара через таможню и информированием властей в этой связи.

Для уточнения обязанностей по оплате пошлин в статьи соответствующих терминов ИНКОТЕРМС-2000 добавлены слова “если это потребуется”, чтобы термины использовались без какой-либо двусмысленности в случаях, когда таможенные процедуры не нужны. Обычно желательно, чтобы таможенная очистка была организована стороной, постоянно проживающей в стране, где должна происходить эта очистка, или по крайней мере кем-либо, действующим от имени этой стороны. Таким образом, экспортер обычно проводит таможенную очистку для экспорта, в то время как импортер должен очищать товар для импорта.

ИНКОТЕРМС-1990 отличались от этого принципа по торговым терминам EXW и FAS (обязанность таможенной очистки на покупателе) и DEQ (обязанность таможенной очистки на продавце), но в редакции ИНКОТЕРМС-2000 термины FAS и DEQ возлагают обязанность таможенной очистки товара для экспорта на продавца, а товара для импорта - соответственно на покупателя, в то время как термин EXW, представляющий собой минимальные обязанности продавца, был оставлен без изменений (обязанность за таможенную очистку для экспорта возлагается на покупателя). В соответствии с термином DDP продавец отдельно соглашается сделать то, что вытекает из самого названия термина, а именно: очистить товар для импорта и оплатить любые вытекающие из этого пошлины.

Весьма важным исходным моментом при выполнении базисных условий ИНКОТЕРМС является четкость в определении момента поставки товара. Поставка перевозчику считается законченной при достижении следующих обстоятельств:

  • - при перевозке по железной дороге - если количество товара достаточно для полной загрузки вагона или контейнера, то продавец обязан загрузить вагон или контейнер. Поставка считается завершенной, когда загруженный вагон или контейнер принимается железной дорогой. Если вагон или контейнер загружен частично, то поставка считается завершенной, когда продавец передал товар на железнодорожном приемном пункте;
  • - при перевозке автотранспортом - если погрузка происходит на предприятии продавца, поставка считается завершенной, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное покупателем. Если товар доставляется на предприятие перевозчика, то поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
  • - при перевозке по внутреннему водному пути - когда погрузка осуществляется на предприятии продавца, поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
  • - при перевозке морским транспортом -- если товара достаточно для полной контейнерной загрузки, поставка считается завершенной, когда загруженный контейнер принят морским перевозчиком. Если товара недостаточно для полной загрузки контейнера или его не нужно в нем перевозить, то продавец должен поставить товар на транспортный терминал. Поставка считается завершенной после передачи товара морскому перевозчику;
  • - при перевозке воздушным транспортом - поставка считается завершенной, когда товар передан воздушному перевозчику;
  • - если вид транспорта не указан, поставка считается завершенной, когда товар передан перевозчику;
  • - при комбинированной перевозке - поставка считается завершенной, когда товар передан, как указано в пунктах выше, в зависимости от обстоятельств.

Обязательным действием при исполнении условий поставки является своевременное уведомление продавцом покупателя о поставке товара перевозчику вдоль борта, на борту судна или отправке в указанное место.

При исполнении всех условий ИНКОТЕРМС, кроме “франко-завод”, от продавца требуется осуществление доказательства поставки предоставлением покупателю за свой счет необходимых документов, доказывающих поставку товаров. К таким документам обычно относятся: оборотный коносамент, необоротная морская накладная, речной транспортный документ, авиагрузовая накладная, автомобильная транспортная накладная или комплексный транспортный документ. В зависимости от конкретного базисного условия используется тот или иной набор перечисленных документов.

Обязанности покупателя по проверке, упаковке и маркировке заключаются в оплате, если не оговорено иное, расходов по предотгрузочной проверке, за исключением тех случаев, когда такая проверка затребована властями страны-экспортера.

Если в условиях поставок по какой-либо позиции у продавца или покупателя указано “нет обязательств”, то любая из этих сторон может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, но тем не менее эти процедуры не являются обязательствами, вытекающими из базиса поставки.

ИНКОТЕРМС (INCOTERMS) 2010. С начала 2011 г. вступила в силу новая версия международных правил - ИНКОТЕРМС-2010.

ИНКОТЕРМС-2010 - это свод (кодификация) правил внешней торговли, наиболее широко употребляемых в международной торговле. Новый текст был опубликован Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce) и применяется наряду со старыми сборниками правил, так как стороны по внешнеторговой сделке автономны в выборе применимого права.

Несмотря на то что правила ИНКОТЕРМС-2010 не являются результатом межправительственного соглашения, они признаются как коммерческими, так и государственными организациями. При их использовании договаривающиеся стороны могут быть полностью уверены, что в будущем у них не возникнет разночтений по особенностям проведения поставки.

Между ИНКОТЕРМС-2000 и новым ИНКОТЕРМС-2010 есть ряд существенных отличий. Изменения коснулись прежде всего условий поставки. Так, в последней версии исключены условия поставки DAF (“Поставка товаров до границы” / Delivered At Frontier), DES (“Поставка с судна” / Delivered Ex Ship), DDU (“Поставка без оплаты пошлин” / Delivered Duty Unpaid) и DEQ (“Поставка с причала” / Delivered Ex Quay) исключены.

Из-за увеличивающегося количества прямых продаж и контейнеризации вместо этих терминов введены новые условия поставок по ИНКОТЕРМС-2010:

  • - “Поставка в пункте” / Delivered At Point (DAP). Данный термин заменяет собой ранее популярные термины “Поставка без оплаты пошлин” (DDU), “Поставка товаров до границы” (DAF), “Поставка с судна” (DES);
  • - “Поставка на терминале” / Delivered At Terminal (DAT), который заменяет собой термин “Поставка с причала” (DEQ).

Таким образом, ИНКОТЕРМС-2010 включает 11 терминов базисных условий поставок, в отличие от ИНКОТЕРМС-2000, где было 13 терминов базисных условий поставок.

В 2009 г. ведущие страховые рынки приняли исправленные “Условия страхования грузов” (LMA/IUA). Термины “Стоимость, страхование и фрахт” (CIF) и “Перевозка и страховка оплачены” (CIP) были изменены для того, чтобы показать наличие страхования. Поправки также проясняют информацию по обязательствам относительно страхования.

В базисных условиях поставок устанавливается момент перехода риска случайной гибели товара с продавца на покупателя. Это позволяет определить, кто и на каком этапе заинтересован в страховании рисков.

Революционным положением ИНКОТЕРМС-2010 является обязанность сотрудничества продавца и покупателя в вопросах обеспечения экспортно-импортной очистки. ИНКОТЕРМС-2010 закрепляет обязанности по предоставлению информации для того, чтобы добиться экспортно-импортной очистки (например, информация относительно цепи поставок). Уточнены обязательства относительно сборов за транспортное обслуживание на терминале.

Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2010)

Полное наименование термина

Аббревиатура

Франко-завод (наименование пункта) - Ex Works

Франко-перевозчик (наименование пункта) - Free Carrier

Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки) - Free Alongside Ship

Свободно на борту (название порта отгрузки) - Free On Board (Named Port of Shipment)

Стоимость и фрахт (название порта назначения) - Cost and Freight (Named Port of Destination)

Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) - Cost, Insurance, Freight (Named Port of Destination)

Перевозка оплачена до... (название пункта назначения) - Carriage Paid То (Name Place of Destination)

Перевозка и страховка оплачены до... (название пункта назначения) - Carriage and Insurance Paid To (Named Place of Destination)

Поставка в пункте (название пункта назначения) - Delivered At Point (Named Point of Destination)

Поставка на терминале... (название пункта назначения) - Delivered At Terminal (Named Point of Destination)

Поставка с оплатой пошлины (название пункта назначения) - Delivered Duty Paid (Named Place of Destination)

Изменения, внесенные в ИНКОТЕРМС-2010, способствуют тому, чтобы уменьшить вероятность возникновения ситуаций, когда покупателю придется платить дважды за транспортное обслуживание на терминале. Цена за перевозку товаров до условленного места назначения, результатом чего обычно является то, что покупатели вынуждены платить дважды, должна исчезнуть благодаря поправкам к ИНКОТЕРМС-2010 и условиям: CIP, СРТ, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP.

ИНКОТЕРМС-2010 содержит и разъяснения по вопросу перепродаж товара (как, например, множественная перепродажа товара во время транзита). В частности, в термины FCA, СРТ, CIP, FAS, FOB, CFR и CIF внесены поправки, предусматривающие, что продавец в середине цепочки продаж несет обязательство “обеспечить отгрузку товара”, а не “отгрузить товар”. В обязательства продавца по заключению договора перевозки груза внесены поправки, позволяющие продавцу “обеспечить” договор поставки.

Основные поправки в новый текст ИНКОТЕРМС-2010 не требуют каких-либо конкретных действий, но они должны быть рассмотрены и учтены при подготовке и заключении контрактов. Это касается прежде всего использования ИНКОТЕРМС-2010 в контрактах для продажи на внутреннем рынке.

ИНКОТЕРМС-2010 были адаптированы для использования во внутренних контрактах. Это облегчило внедрение ИНКОТЕРМС в контракты, связанные с движением товаров внутри страны, например, в рамках торгового блока, такого как ЕС, где экспортные и импортные формальности в значительной степени исчезли, и в США, где наблюдается увеличение использования ИНКОТЕРМС-2010 вместо Единообразного торгового кодекса (Uniform Commercial Code) при продажах на внутреннем рынке.

В ИНКОТЕРМС-2010 новый текст делит условия поставки на два класса перевозок: 1) для всех видов транспорта и 2) для морского и внутреннего водного транспорта.

К первому классу - “Поставка любым видом транспорта” (морской, автомобильный, воздушный, железнодорожный) относятся условия EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP.

Второй класс - “Поставка по морю и внутренним водным путем”. К данным условиям ИНКОТЕРМС-2010 относит: поставку к борту судна (FAS), поставку на борт судна (FOB), стоимость и фрахт (CFR), стоимость, страхование и фрахт (CIF).

Ранее зачастую условия поставки FOB ошибочно использовались для обозначения любого пункта поставки. Новая редакция ИНКОТЕРМС-2010 четко указывает, что правило FOB предназначено для использования исключительно для морского и внутреннего водного транспорта.

В новых правилах окончательно уравнены в правах бумажный и электронный документооборот. Исключению подлежит лишь явное упоминание в договоре предпочтения тому или иному виду документооборота. ИНКОТЕРМС-2010 предусматривают обязательство сторон хранить договорную документацию и данные независимо от их формы.

Следует отметить, что единые для всего мира правила ИНКОТЕРМС имеют особое значение при таможенном оформлении, так как именно исходя из заложенных в них условий таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров, исходя из которой уплачиваются таможенные пошлины и налоги.

Несмотря на то что термины ИНКОТЕРМС признаны во всем мире, при проведении внешнеторговых операций следует учитывать, что в каждой стране имеются свои обычаи делового этикета, которые могут повлиять на толкование конкретных нюансов поставки.

Кроме того, заметим, что базисные условия поставки, несмотря на свою универсальность, не являются полноценными договорами купли-продажи. В условиях ИНКОТЕРМС, например, не прописаны способы уплаты товара, последствия нарушения договорных обязательств или правила перехода прав собственности на товары.

Необходимо учитывать также, что при составлении внешнеторгового договора имеет смысл учитывать национальные законы, обязательные для применения. При этом национальный закон имеет приоритет перед условиями ИНКОТЕРМС.

Истории успеха