Изменение таможенного администрирования. Современный этап статистики таможенных платежей Что такое администрирования таможенных платежей

  • IV. Регулирование в системе налогового администрирования
  • Активный транспорт ионов. Механизм активного транспорта ионов на примере натрий-калиевого насоса
  • Активы таможенных органов: понятие, структура и особенности
  • Амортизация как целевой механизм возмещения износа. Методы расчета амортизационных отчислений.
  • Анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет
  • Как нами было выяснено ранее, взимаемые таможенными органами платежи взыскиваются (уплачиваются) в том государстве-члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. При этом взнос денежных средств осуществляется на единый счет уполномоченного органа - "счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена Таможенного союза ".

    Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в России - Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в Армении - Центральным казначейством Республики Армения.

    В настоящее время в качестве единого счета в России выступает открытый Межрегиональному управлению Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации " счет № 40101810400000010153. Федеральная таможенная служба России стала администратором платежей, поступающих на этот счет. И в зависимости от того, куда в дальнейшем поступают эти средства, их можно разделить на три группы (рис. 7):

    Рис. 7. Группы платежей, администрируемые таможенными органами России

    К первой группе относятся таможенные платежи, которые распределяются между странами Таможенного союза на основе специально созданного для этого механизма.

    Часть платежей, подлежащих перечислению другим государствам-членам Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения) с единого счета поступает на корреспондентские счета, открытые в Центральном банке Российской Федерации Национальному Банку Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Беларусь и Центральному Банку Республики Армения по следующей схеме (рис. 8):

    Рис. 8. Механизм взимания и распределения платежей, администрируемых таможенными органами России, с применением единого счета



    Примечание:

    1. Уплата (возврат) платежей на единый счёт;

    2. Идентификация платежей третьей группы в качестве платежей первой или второй групп;

    3. Распределение платежей первой группы в соответствии с нормативами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

    4. Перечисление платежей первой группы на корреспондентские счета уполномоченных органов в Центральном банке Российской Федерации;

    5. Зачисление платежей на счета бюджетов государств-членов Таможенного союза.

    Доля Российской Федерации перечисляется на балансовый счет 40105 "Средства федерального бюджета ", открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации и предназначенный для учета средств федерального бюджета России.

    Распределение денежных средств от уплаты таможенных платежей и сборов осуществляется согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь в размере 4,65 %, Республики Казахстан в размере 7,25 %, Российской Федерации в размере 86,97%, Республики Армения в размере 1,13%.



    Отнесение к данной группе специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Евразийской экономической комиссией, связано с тем, что п. 3 ст. 28-1 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам предусмотрено, что они подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств - членов ТС.

    Ко второй группе относятся платежи, которые напрямую попадают в бюджеты соответствующего государства - члена Таможенного союза. Сюда относятся платежи, которые в полном объеме с единого счета поступают на счет 40105 "Средства федерального бюджета ". Если платежи первой группы используются в первую очередь в целях протекционистской защиты товаров ТС, то взимание второй группы платежей направлено на иные цели: их взимание, во-первых, позволяет сбалансировать налоговые режимы в отношении иностранных и российских товаров, а во-вторых, является очень важным источником доходной части федерального бюджета (в последние годы на них приходится 80-90% платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет России).

    Третью группу составляют платежи, которые числятся на едином счете и остаются, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). С наступлением таких событий (действий) платежи распределяются между государствами - членами ТС, перечисляются в федеральный бюджет или возвращаются плательщику. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д. Так, авансовые платежи уплачиваются на единый счет и на нем числятся до:

    1. их идентификации в качестве таможенных платежей на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    2. их идентификации в качестве денежного залога на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

    3. обращения таможенным органом взыскания на них;

    4. возврата их внесшему лицу на основании заявления.

    Также входящие в третью группу предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, введенные Евразийской экономической комиссией, распределяются между государствами - членами Таможенного союза только в случае, если по результатам специально проведенного расследования Евразийской экономической комиссией принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в противном случае со счета 40101 средства возвращаются плательщику.

    Следовательно, третья группа платежей потенциально- платежи первых двух групп, но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.

    В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования: обустройство государственной границы Российской Федерации; - создание современных складских таможенно-логистических терминалов; размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью; - развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

    Внесение изменений в ТКТС и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные_стандарты; - внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации; - создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации; - создание операционного центра для обработки информации и принятия решений; - совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами; усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методоваудита).

    Оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации будет производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат. Планируется разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В рамках данного направления особое внимание будет уделено качеству профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда и престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах. Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2017 года. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере. Кроме того, предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности. Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.

    Планируется также развитие следующих направлений деятельности: - обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и заявление таможенной стоимости); - международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств; - проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-разыскных методов и аналитического поиска; - борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

    Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.

    Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

    Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами.

    Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволило внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль). Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации. В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

    Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий "от двери к двери", "точно в срок" и "под ключ". Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.

    В федеральной целевой программе “Реформирование статистики ВЭД в 1997-2000 годах” предусматривалось повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы, обеспечить совершенствование статистической информационной базы на основе развития системы статистических показателей, формирование и ведения баз статистических данных федерального и регионального уровней. Мероприятия региональной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годы" являлось продолжением первого этапа реформирования статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной политики с применением всего арсенала методов рыночной экономики.

    С переходом страны на рыночные отношения, расширением внешнеэкономических связей возрастает значение исследования конъюнктуры товарного рынка и применение результатов исследования в практической деятельности. Внешняя торговля в настоящее время представляет собой один из стабильных и высокодоходных секторов экономики. Внешняя торговля позволяет стране получить ресурсы, которыми она не обладает - это импорт, и поставлять товары на внешний рынок - это экспорт. Таким образом, эффективность внешней торговли играет несомненную роль в развитии национальной экономики страны.

    Развитие экономических реформ, спрос на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления, а также появление спроса со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым реформирование статистического наблюдения. В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годы на базе современной системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности завершается создание модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений.

    В связи с перераспределением функций между федеральным и региональным уровнем статистической информационной системы повысилась роль региональной статистики. Обеспечивается высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, повысился программно-технологический и технический уровень. Основной целью программы является реформирование статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей исполнительной власти, органов самоуправления и других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области, района, хозяйствующих субъектов.

    Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

    ь совершенствование статистической информационной базы для наблюдения общественных и социально-экономическихявлений в области, районе;

    ь переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации, соблюдая требования по обеспечению защиты от несанкционированного доступа:

    ь укрепление материально-технической базы органов государственной статистики. Повышение квалификации работников органов государственной статистики.

    Программные мероприятия позволят:

    ь сформировать информационные ресурсы в соответствии с потребностями органов власти, других пользователей статистических данных;

    ь развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации:

    ь активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти и местного самоуправления. Предусмотренные программой изменения потребуют измененных программных продуктов и использование вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа.

    Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Реализовав эти мероприятия, комитет государственной статистики может входить в региональную информационную коммуникационную систему.

    Статистическое наблюдение за внешнеэкономической деятельностью предприятий и организаций сосредоточено в таможенных органах. Однако в них ведется учет внешнеэкономической деятельности всех юридических и физических лиц, декларирующих грузы на таможнях (включая регионы РФ), что не отражает фактические данные об экспортно-импортных операциях предприятий и организаций на районном, областном уровне. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.95 № 1251 "О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления" на органы государственной статистики возложено ведение унифицированной системы показателей социально-экономического развития города, района, сельского поселения для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов. Принятая в данной программе система показателей позволяет выпускать на районном уровне ежеквартальные доклады.

    Информационные ресурсы формируются путем создания баз статистических данных регионального, областного и районного уровней на основе каталога статистических показателей, а также разработки программных продуктов. В качестве основного подхода к созданию баз данных (БД) в городах и районах принят принцип "опорных зон", которые выбираются по согласованию с администрациями, исходя из обеспеченности средствами вычислительной техники района и кадрового состава специалистов и пользователей. Действующая в настоящее время техническая база на районом уровне маломощна, что не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий, вследствие ее технического и морального износа. Необходимо обеспечить развитие локально-вычислительной сети регионального уровня на основе серверного узла высокой производительности способного вести статистическую базу большой емкости.

    Органам статистики необходимо укомплектовать современным лицензированным программным обеспечением. Особое место занимает вопрос развития средств телекоммуникаций, используемые в настоящее время средства связи, характеризуются низким качеством, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг связи, что не позволяет обеспечить решение задач сбора и телеобработки статистических данных.

    Заключение

    В первой главе работы рассмотрено понятие статистики таможенных платежей, которое включает в себя: назначение статистики таможенных платежей, реквизиты форм заполнения документов, формы отчетности статистики таможенных платежей и т.д. Во второй главе дана общая характеристика организации статистики таможенных платежей, основные законы и акты регулирующие взимание таможенных пошлин.

    К косвенными факторам, влияющим на размер таможенных платежей, относят: конъюнктуру рынка, текущее состояние экономики, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде. Основными же факторами, влияющими на размер таможенных платежей, являются: режим под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации, сезон перемещения товара, количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара, страна происхождения товара и применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины.

    При взимании акциза - количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации, для НДС - основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар. Величина сборов за таможенное оформление исчисляется исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров, за таможенное сопровождение - исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки, а за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа - таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.

    Счетная палата оценила эффективность работы ФТС. В 2008 году Федеральная таможенная служба (ФТС) увеличила поступления в бюджет в 1,4 раза по сравнению с 2007 годом. В 2007 году каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 53,8 млн. рублей. В свою очередь, на содержание таможни государство потратило в 2008 году 63,26 млрд. рублей. В результате подсчетов Счетная палата выявила, что каждый вложенный в развитие ФТС рубль в 2008 году дал отдачу в 73,4 рубля.

    Таможенные платежи являются одной из основ доходной части бюджета. По итогам 2008 года ФТС перечислила в федеральный бюджет рекордные 4,7 трлн. рублей (около 50% общей доходной части бюджета).

    В 2009 году ФТС не показала таких результатов. Из-за кризиса за период с января по апрель 2009 года отчисления ФТС упали на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 872,56 млрд. рублей. В мае сборы ФТС упали на 46%. Только импорт легковых автомобилей в Россию в январе - марте 2009 года сократился, по данным ФТС, на 66,2%. Виной тому падение спроса на автомобили и введение более высоких пошлин на ввоз поддержанных машин. Ввоз грузовиков упал на 75,2%. Что касается импорта продовольственных товаров, то его стоимостный объем сократился на 17,5%. Физические объемы поставок фармацевтической продукции снизились на 8%, косметических средств - на 16,7%. Объем ввоза текстильной и обувной продукции снизился на 5,9%. Остается надежда на нефтегазовые доходы, которые, наоборот, начали вновь расти. С начала года растет цена на нефть, а вслед за ней и экспортная пошлина.

    Статистика таможенных платежей в настоящее время, являющееся практически единственным направлением в статистике, где помимо отчетных данных фигурируют плановые показатели или контрольные задания. Контрольные задания определяются для ФТС, а ФТС уже распределяет по РТУ, а РТУ по таможням. За отчетный период представляется информация, как о поступлении таможенных платежей, так и о соответствии поступления таможенных платежей и плановых заданий.

    Данные по статистике таможенных платежей не предоставляются в открытых публикациях; используются для служебного пользования и предоставляются в формах статистической отчетности, регламентируемым ежегодным приказом. В настоящее время представляется следующие формы отчетности: по видам таможенных платежей; по видам таможенных сборов; по корректировке ТС (о корректировки ТС с изменением таможенных платежей).

    Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

    Современная мировая экономика функционирует в условиях глобализации, которая представляет собой новый уровень и тип интернационализации производства. Сегодня страны и регионы мира тесно связаны между собой не только широкомасштабными товарными и финансовыми потоками, но и международным производством и бизнесом, информационными технологиями, потоками научных знаний, тесными культурными и иными контактами. Резко возросла взаимозависимость отдельных стран и регионов в мировой экономике.

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ШАГ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

    Жебрик Эльза Леонидовна
    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


    Аннотация
    Данная статья освещает суть понятия и экономико-правовые основы таможенного администрирования, обосновывая значимость мероприятий, принимаемых с целью его совершенствования, а также ключевые направления современного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в данной сфере.

    IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION AS A CRUCIAL STEP IN DEVELOPMENT OF CUSTOMS

    Zhebrik El’za Leonidovna
    The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration


    Abstract
    The article highlights the essence of the concept and the economic and legal aspects of customs administration, arguing the importance of measures taken to improve it, as well as guidelines for modern legislation of the Russian Federation and the Customs Union in this scope.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Жебрик Э.Л. Совершенствование таможенного администрирования как определяющий шаг в развитии таможенного дела // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

    Реалии сегодняшнего дня ставят даже передовые государства перед фактом необходимости совершенствования таможенного администрирования, и Российская Федерация – не исключение. Интеграция в систему мировых хозяйственных связей, вхождение во Всемирную торговую организацию, углубление межгосударственного взаимодействия в рамках формируемого Евразийского экономического союза – все эти явления неизбежно выдвигают на передний план необходимость развития таможенного администрирования и, соответственно, повышение качества таможенных услуг.

    До сих пор весьма спорным является вопрос о том, как наиболее корректно интерпретировать понятие «таможенное администрирование». Прямой дефиниции в законодательстве Российской Федерации (в том числе с учётом ратифицированных международных договоров) нет, что весьма затрудняет формирование «легального» понятийного аппарата. Однако на основе тех признаков, что на нормативно-правовом уровне описывают данное явление, обоснованной является следующая формулировка. Таможенное администрирование – это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля. И принципиальным здесь является разумное соотношение должного уровня контроля безопасности общества, с одной стороны, и облегчения функционирования торговой среды – с другой.

    Таможенные службы наработали колоссальный опыт по развитию и совершенствованию таможенного администрирования, который теперь последовательно воплощается в новую реальность – активно идёт реформа в сфере администрирования операций и процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Причём реализуется она сразу по двум направлениям: в рамках основных подходов к совершенствованию таможенного администрирования в Таможенном союзе (Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах», частично воплощённый в Таможенном кодексе Таможенного союза) и непосредственно внедрения новых принципов таможенного администрирования в Российской Федерации (План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования»). В качестве основных направлений работы по данным мероприятиям можно выделить:

    – сокращение сроков и количества документов, необходимых таможенному органу для осуществления таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров;

    – совершенствование и развитие существующих форм таможенного контроля;

    – снижение стоимостных затрат на прохождение комплекса таможенных процедур, требуемых при осуществлении перемещения товара через таможенную границу;

    – сокращение объёма теневого оборота товаров на рынке (так называемые «серая» и «чёрная» контрабанда).

    На данный момент, принимая во внимание статистические данные и отчёты федеральных органов исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу, о проделанной работе, к числу реализованных мероприятий можно отнести:

    – полный и окончательный переход на электронное декларирование, в том числе с использованием права удалённого выпуска товаров;

    – сокращения временных затрат таможенных органов на осуществление таможенных операций за счёт введения системы предварительного информирования;

    – создание правовых основ для реализации автоматической процедуры регистрации таможенной декларации;

    – отказ от требования предоставлять отдельные категории документов, необходимых для таможенного оформления;

    – продолжение совершенствования системы управления рисками – ввод отраслевого и автоматического категорирования с созданием профилей рисков, внедрение субъектно-ориентированного подхода;

    – совершенствование процедуры взимания таможенных платежей за счёт сокращения сроков доведения сведений о зачислении денежных средств на счёт Федерального казначейства;

    – развитие системы межведомственного электронного взаимодействия с около сорока заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой РФ.

    Анализ недочётов, выявленных в ходе реализации вышеупомянутых мероприятий, корректировка поставленного в документах курса позволят создать сбалансированную законодательную основу в рамках проекта нового Таможенного кодекса для дальнейшей модернизации таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий. Такая модель, при разумном приведении в жизнь, может позволить не просто добиться ожидаемых от реформ результатов, но и сделать то с минимальными издержками и неудобствами для участников ВЭД.

    В случае если задача, заключающаяся во внедрении норм, связанных с таможенным администрированием, в новый Таможенный кодекс, будет успешно решена, это станет исключительно положительным фактором для государств-членов Евразийского экономического союза, которые получат новое, модернизированное и соответствующее международным стандартам таможенное законодательство.

    Сопоставляя базовые положения вышеупомянутых программ, можно сделать вывод, что миссией на сегодняшний день является повышение эффективности таможенного контроля и реализации таможенных операций за счёт внедрения предусмотренных в указанных документах принципов. Упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу, создание простых и необременительных для бизнеса механизмов администрирования «таможенного процесса» с поощрением добросовестных юридических лиц – все эти положения воплощаются именно с ориентацией на участника ВЭД и его обоснованные интересы.

    Несомненным является тот факт, что за счёт уже реализованных мероприятий в рамках «дорожной карты» Российской Федерации и комплекса обязательных для государств-участников мер, предусмотренных законодательством Таможенного союза и Решениями Евразийской экономической комиссии, появился механизм устойчивого диалога между таможенными органами и бизнес-сообществом. И данное высказывание не является голословным, а подтверждается фактическими данными: одной из важнейших «инстанций» оценки эффективности проводимых в сфере таможенного администрирования реформ является изучение объективного и независимого мнения участников ВЭД, которое проводится на основании анкетирования в соответствии методологией, применяемой Всемирным банком.

    Обобщая сведения результатов опроса, приведённые в открытых источниках Федеральной таможенной службы, можно сделать вывод, что существенные положительные тенденции в области таможенного администрирования становятся очевидными для бизнес-сообщества даже по прошествии нескольких месяцев. Так, если в октябре 2013 года результаты опроса показали, что полностью удовлетворены качеством таможенного администрирования 54% принявших участие в анкетировании участников ВЭД, то в апреле 2014 года это значение уже превысило 60%. За три месяца 2013 года процент респондентов, признавших снижение количества фактов таможенного досмотра партий товаров выросло с 60% до 95%. Число опрошенных, отметивших снижение в результате реформ таможенного администрирования времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, за аналогичный период возросло, соответственно с 75% до 100%. Кроме того, результаты опроса показали, что заметным оказалось и снижение числа документов в перечне необходимых для совершения таможенных операций – 60% против 88%.

    Однако положительно внушительные данные статистики опросов не значат, что все поставленные цели достигнуты. Например, до сих пор достаточно затратной по времени остаётся подготовка документов, связанных с осуществлением импорта и экспорта товаров через таможенную границу – 57,2% и 59,1% от всего времени соответственно. Впереди ещё, как минимум, два года реализации оставшихся мероприятий «дорожной карты» и воплощение требований, формируемых в рамках наднационального таможенного законодательства, так что подводить итоги было бы заблаговременно.

    Следует помнить о том, что помимо «мгновенного» эффекта, наблюдаемого в результате приведения в жизнь этапов развития системы таможенного администрирования, реализованные и реализуемые мероприятия представляют собой принципиально важный «задел» для совершенствования в последующем работы таможенной системы не только в Российской Федерации, но и в Таможенном союзе. Кроме того, реформы в данной сфере оказывают, несомненно, положительное влияние на деловой бизнес-климат в России. Сокращение временных и финансовых издержек участников ВЭД, формирование более доступного порядка реализации таможенных формальностей и снижение административного давления со стороны государства в лице таможенных структур – все эти факторы способствуют повышению качества условий ведения бизнеса в стране, её места в международной торговли и привлекательности инвестиционного климата.

    Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

    1) организация, координация и контроль администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

    2) организация и контроль информационного взаимодействия между ФТС России и таможенными органами при приеме-передаче информации о движении денежных средств;

    3) организация и контроль ведения оперативного учета таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и формирования таможенными органами отчетности;

    4) организация и координация деятельности таможенных органов по оптимизации механизмов уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

    5) обеспечение проведения анализа и прогнозирования величины поступления в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

    6) разработка и применение технологий, систем учета и контроля за исчислением и взиманием таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения льгот по уплате таких платежей и тарифных преференций, в том числе с использованием автоматизированных программных средств;

    7) организация и контроль деятельности таможенных органов по взиманию таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

    8) осуществление административных процедур по предоставлению государственных услуг по ведению "реестра" таможенных представителей и администрирования предоставления региональными таможенными управлениями (далее - РТУ) государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

    9) организация, координация и контроль применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

    10) организация, координация и контроль применения таможенными органами мер принудительного взыскания таможенных платежей, пеней и процентов;

    Состав таможенных доходов:

    1.Таможенные платежи:

    Таможенная пошлина ввозная

    Таможенная пошлина вывозная

    2.НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

    3.Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

    4.Таможенные; сборы (за таможенное оформление товаров, за таможенное сопровождение, за хранение)

    С физических лиц: . 1) По единой ставке (если стоимость ввозимых физическими лицами товаров составляет от 65 до 650 тыс.руб., не превышает 50 кг)



    2) В виде совокупного таможенного платежа (если стоимость ввозимых физическими лицами товаров превышает 650 тыс.руб.)

    5.Платежи, взимание которых возложено на таможенные органы

    6.Средства от реализации конфискатов Средства от реализации залога Штрафы и взыскания Проценты за предоставление отсрочки Проценты за предоставление рассрочки Пеня; сумма обеспечения уплаты таможенных платежей

    Вопрос №57. Роль отдела таможенных платежей в контроле за правильностью исчисления и полнотой уплаты таможенных платежей.

    Отдел организации взимания таможенных платежей (ООВТП) является структурным подразделением Московского таможенного управления.

    1.2. Отдел организации взимания таможенных платежей МТУ, отделы таможенных платежей таможен и группы таможенных платежей, таможенных постов составляют единую службу таможенных платежей в системе ГТК РФ и проводят единую политику в этой области.

    Основными задачами отдела являются:

    Обеспечение полного и своевременного взимания всех видов таможенных платежей с участников ВЭД.

    Осуществление контроля за поступлением таможенных платежей, организацию эффективного взаимодействия таможенных органов с учреждениями банковской системы и налоговой службой в части взимания таможенных платежей и перечисления их в федеральный бюджет.

    Оказание таможням методической и практической помощи в организации работы отделов (группы) таможенных платежей.

    Функции

    Отдел организации взимания таможенных платежей в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

    Осуществляет централизованный учет и контроль при представлении тарифных и налоговых льгот и преференций, в том числе в объеме стоимостных и количественных квот.

    Контролирует правильность начисления таможенных платежей, в соответствии с действующими нормативными документами.

    Регистрирует ДТ, по которым осуществляется ввоз машин и оборудования в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями.

    Контролирует движение средств на счетах таможен на основе оборотных ведомостей и отчетности, представляемых таможнями.

    Осуществляет ведение единой электронной базы ДТ по начислению и взиманию таможенных платежей по информации таможен и банков.

    Составляет и представляет в ФТС России сводную отчетность по региону и в разрезе таможен.. Готовит оперативную информацию для нужд МТУ, ФТС России и компетентных органов РФ.

    Порядок проведения контроля за начислением и уплатой таможенных платежей

    Контроль за правильностью начисления и уплатой таможенных платежей производится последовательно в несколько этапов.

    Первый этап - проверка наличия задолженности уплаты таможенных платежей.

    Второй этап - контроль правильности заполнения отдельных граф ДТ

    Третий этап - контроль правильности начисления таможенных платежей в графе 47 ДТ.

    Четвертый этап - контроль правильности уплаты таможенных платежей.

    Пятый этап - предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

    Вопрос №58. Состав, структура и динамика таможенных платежей в Российской Федерации.

    К таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы.

    Таможенная пошлина ориентирована на выполнение регулирующей и защитной функций. Однако не стоит умалять ее фискальное значение, особенно применительно к вывозной пошлине.

    НДС и акцизы тоже имеют определенную регулирующую составляющую, но она носит иной характер - предоставить иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны.

    Таможенные сборы выполняют функцию оплаты услуг , оказываемых таможенными органами. Однако эти услуги в большинстве носят нерыночный характер, что подразумевает их безальтернативность и отсутствие цены как таковой. Статьей 8 Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) предусматривается ряд принципов в области установления и применения таможенных сборов при импорте. В частности, ставка таможенных сборов должна соответствовать среднему уровню затрат на оказание таможенными органами соответствующих услуг. Кроме того, таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.

    Состав таможенных платежей - один из важнейших вопросов, связанных с ведением ВЭД. Под таможенными платежами понимают все виды платежей, осуществляемых участниками ВЭД тамо­женным органам, среди них:

    Таможенная пошлина;

    Сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возоб­новление их действия;

    Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

    Таможенные сборы за таможенное оформление;

    Таможенные сборы за хранение товаров;

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

    Плата за информирование и консультирование;

    Плата за принятие предварительного решения;

    Таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам; -другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ.

    Новый доклад ЦСР «Таможенное администрирование: что делать?» подготовлен совместно с экспертами РАНХиГС и ВАВТ. Авторы подробно анализируют существующие проблемы и предлагают ряд системных, радикальных мер по улучшению ситуации. Основной целью изменений являются улучшение собираемости таможенных пошлин и налогов, повышение достоверности таможенного декларирования при одновременном упрощении процедур и сокращении затрат предпринимателей.

    К основным недостаткам существующей системы таможенного администрирования авторы относят: многоэтапность таможенного оформления, многократное предоставление сведений и их дублирование на бумажных носителях; разобщенность контрольных функций налоговых и таможенных органов; принудительное удержание оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога; подмену системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска); слабую аналитическую работу в рамках системы анализа рисков и управления ими. Таким образом, затратные технологии контроля не гарантируют его надежности, считают авторы, образуют информационные разрывы для фискального контроля, а сосредоточенность на незыблемости сложившихся процессов не позволяет адекватно реагировать на новые вызовы: таможенное оформление товаров, подверженных высокому уровню налогообложения в других странах – членах ЕАЭС или значительные темпы роста ввоза товаров без уплаты таможенных платежей через каналы интернет-торговли, например.

    Следует отметить, что существующие программные документы ориентированы на постепенные улучшения таможенного администрирования. При этом они сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, консервируют и основные проблемы. Особого внимания заслуживает вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС. На данный момент правовые документы базируются на консервативных подходах к выстраиванию таможенного контроля и фиксации устоявшихся многоэтапных технологий, а обновление таможенного законодательства не изменяют ситуацию в целом.

    • перенос контроля в фискальных целях на этапы до ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего потребления; постепенная замена физического контроля товаров на анализ информации о них;
    • установление сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления или реализации в розницу;
    • разделения фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределения между контролирующими (надзирающими) органами.

    Предлагаемая авторами доклада структура бизнес-процессов логически сонаправлена и частично пересекается с существующим подходом ФТС, сохраняющим в той или иной степени основные базовые элементы существующей системы таможенного администрирования. За счет инструментов, описанных в докладе, как полагают авторы, в целевой структуре бизнес-процессов перечисленные недостатки будут исключены для всех участников ВЭД (а не только для группы с низким уровнем риска). До определенного этапа планы ФТС могут развиваться параллельно с предлагаемыми в докладе изменениями и в итоге стать основой для внедрения более системного единого механизма таможенного и налогового администрирования.

    В качестве направлений реализации изменений предлагаются следующие:

    1) Развитие информационных технологий. Результатом станет возможность проведения первичного контроля до ввоза товаров и транспортных средств, обязательное предварительное декларирование товаров в электронной форме, а также проведение первичного анализа предоставленных сведений обеспечения прослеживаемости передвижения товара вплоть до розничного потребителя.

    2) Обновление системы управления рисками , цель которой должна заключаться в обеспечении соответствия товаров принятым к учету сведениям, указанным при их декларировании. Система рисков должна реагировать на «нетипичное поведение» перевозчика, импортера и иных лиц, задействованных в цепочке поставок, а также на иные индикаторы.

    3) Разработка и внедрение системы генеральных финансовых гарантий , которые будут покрывать исполнение обязательств по уплате таможенных платежей на определенный период, а не на партию. Размер гарантии предлагается рассчитывать предварительно до ввоза товара на основе заключенного договора с применением повышающих или понижающих коэффициентов.

    4) Формирование требований к бухгалтерскому учету или системе учета товаров для таможенных целей. Фиксация сведений об импортере и товарах, следующих в его адрес, в пунктах пропуска с использованием данных, имеющихся у налоговой службы, минимизирует риски уклонения импортера от выполнения обязанностей по таможенному оформлению товаров и уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных товаров, поскольку в системе фискального контроля уже имеются сведения о внешнеторговой и иной хозяйственной деятельности этого лица, в эту же систему попадают сведения о совершенной трансакции.

    5) Взаимодействие таможенных и налоговых органов , подразумевающее объединение информационных баз данных таможенных и налоговых органов (или обеспечение связности между ними в непрерывном режиме); разработку подходов по сближению методов контроля и передачу налоговым органам функций взимания косвенных налогов при импорте товаров с последующей передачей ФНС функции администрирования всех таможенных платежей. В результате контроль ввезенных товаров и сделок с ними до их розничной реализации перейдет к налоговым органам по месту учета компании-импортера.

    6) Меры нефискального контроля. Переход на интегрированный контроль в пунктах пропуска потребует уточнения функций государственных контролирующих органов, чтобы, с одной стороны, исключить дублирование, а с другой – избежать разрывов, когда на факты нарушений не может отреагировать ни один из контролирующих органов.

    7) Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов (KPI) с переориентацией на показатели затратности для бизнеса и государства и эффективности по уровню достоверности декларирования товаров и собираемости таможенных платежей. В основу методик расчета KPI должна лечь оценка налоговых разрывов и соотношения легально или с нарушением правил ввезенных товаров и скорость контроля при пересечении таможенной границы с учетом его стоимости для бизнеса и государства. При этом авторы полагают, что полноценное изменение системы мотивации таможенных органов и ее переориентация на показатели затратности (для бизнеса и государства) и эффективности (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей, исходя из фактического или прогнозируемого объема товарооборота) невозможно без изменения подходов к бюджетному планированию, включения в него механизмов формирования резервов на случай недосбора таможенных и налоговых платежей в связи с изменением внешнекономической и внутренней конъюнктуры, создания автоматических бюджетных стабилизаторов и разработки других механизмов.

    8) Соответствующее материально-техническое оснащение пунктов пропуска (таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного).

    9) Подготовка и переподготовка кадров .

    10) Меры правового характера , включая изменения в законодательстве ЕАЭС. Значительная часть предлагаемых изменений может быть осуществлена на основе положений национального законодательства при условии его уточнения.

    Изменения предлагается провести в три этапа, с помощью которых авторы рассчитывают добиться следующих результатов:

    • сокращение сроков выпуска товаров;
    • повышение прозрачности принимаемых таможней решений;
    • снижение административных издержек для бизнеса (ориентир – ОЭСР);
    • повышение уровня собираемости таможенных и налоговых платежей;
    • сокращение расходов государства на организацию контроля.

    Среди основных рисков авторы доклада отмечают возможные трудности при согласовании законодательных изменений как в рамках российского законодательства, так и в рамках ЕАЭС, бюджетные риски и сопротивление со стороны компаний–посредников, чей бизнес претерпит изменения.

    Истории успеха