Формы статистики для малых предприятий. Статистическая отчетность

В 2017 году малым и средним предприятиям придется сдавать новые формы статистического наблюдения. Росстат ввел 6 годовых отчетов для ИП и малых предприятий, 2 квартальных и 3 ежемесячных.

Федеральная служба государственной статистики издала приказ от 11 августа 2016 г. N 414, которым утвердила сразу несколько обновленных форм статистического наблюдения для малого бизнеса. Предпринимателей в 2017 году ожидают новые годовые, квартальные и ежемесячные отчеты.

Какие отчеты обновил Росстат

По итогам за 2016 год малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям придется отчитаться по таким новым формам:

  • N 1-натура-БМ "Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей"
  • N 23-Н "Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии"
  • N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"
  • N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"
  • N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя"
  • N МП(микро)-натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием".

Каждый квартал, начиная с периода январь - март 2017 года, придется сдавать такие отчеты, как:

  • N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
  • N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".
  • N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
  • N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием";
  • N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем".

Кто должен сдавать новые отчеты

Новые отчетные формы не являются обязательными для всех, без исключения, представителей малого бизнеса. Узнать, какие именно отчеты необходимо сдавать в каждом конкретном случае можно узнать с помощью нового , который был запущен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2015 № 381 . Для использования сервиса достаточно иметь доступ к официальному сайту Росстата и ввести такие данные организации, как наименование, код по ОКПО или ИНН. После этого, на компьютер пользователя автоматически загрузится перечень необходимых отчетных форм, включая новые.

Служба статистики обязана бесплатно информировать субъектов официального статистического учета о конкретных формам отчетности. Если предприниматель обратится в Росстат в письменной форме, ему вышлют список по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей), либо по адресу, указанному в письме.

Все ли организации должны сдавать отчетность в Росстат? Как сдавать отчеты организациям, имеющим филиалы? Как можно сдать отчет? На эти и другие вопросы отвечает заместитель руководителя Мособлстата и руководитель рабочей группы «Электронный сбор» в Росстате Галина Николаевна Гасанова.

— Галина Николаевна, а для чего вообще собирается статистика? Людям всегда проще делать что-то, когда есть понимание, для чего это нужно.

— Для принятия решений на государственном уровне необходимо иметь полную картину того, что происходит в стране. Этой цели и служит статистика, агрегируя тысячи показателей о социальных, экономических, демографических, экологических и других процессах. Но в статистике заинтересовано не только государство. Это своего рода «исходные данные» для решения любой задачи — будь то вопрос регионального или муниципального планирования или бизнес-стратегии частной компании.

— Многих волнует, что сведения, поданные в органы статистики, могут быть обнародованы. Как это регламентировано законодательством?

— Официальные статистические данные — это сводная информация. Именно она и только она подлежит публикации. Первичные же статистические данные, которые содержатся в отчетах респондентов, используются только для формирования официальной статистической информации. Они не подлежат разглашению или распространению (ст. 9 Федерального закона от 29.10.07 № 282-ФЗ).

— Всем ли организациям нужно отчитываться в Росстат? Предусмотрены ли послабления для ИП?

— Отчитываться нужно всем, но с разной периодичностью и по разному перечню форм. Для предприятий и организаций, отнесенных к малому и среднему предпринимательству, установлен упрощенный порядок составления статистической отчетности. Например, ежемесячно и ежеквартально отчитываются не все малые предприятия, а только попавшие в выборку. Все малые предприятия представляют отчетность только раз в пять лет — при проведении сплошного обследования малого и среднего предпринимательства.
Исчерпывающий ответ на вопрос респонденты найдут в кратких указаниях по заполнению форм, которые утверждаются приказами Росстата одновременно с бланками этих форм.

— По каким критериям предприятие относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

— Критерии установлены Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Законом определено, какие компании не могут быть отнесены к малому и среднему предпринимательству. Это юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц или граждан, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, превышает 25 процентов.

Остальные юридические лица и ИП могут быть отнесены к этой категории в зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год или выручки от реализации товаров (работ, услуг). Предельные значения выручки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства РФ от 22.07.08 № 556.

— Рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо имеет несколько обособленных подразделений в разных городах. Как и куда в этом случае нужно сдавать отчеты?

— Согласно Федеральному закону от 29.11.07 № 282-ФЗ, такие компании представляют данные как по юридическим лицам, так и по обособленным подразделениям в установленном порядке. А порядок представления по каждой форме устанавливается в указаниях по ее заполнению. Существует несколько форм, по которым информация представляется в целом по юридическому лицу, — например, форма 1-предприятие. Большинство же форм требуется заполнять как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Соответственно, представлять их нужно и по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению), и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений).

Вместе с тем Положение об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.08.08 № 620, дает руководителю компании право обязать подразделения отчитываться самостоятельно.

— Существуют ли штрафные санкции за непредставление отчетности в Росстат?

— Да, существуют. В соответствии с Положением об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных органы статистики имеют право штрафовать руководителей предприятий не только за опоздание, но и за представление недостоверной информации, т.е. представление отчетов с нарушением указаний по заполнению форм, арифметическими или логическими ошибками (п. 6, 14 Положения). Размер налагаемого в этом случае административного штрафа может составлять от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 13.19 КоАП РФ). При этом штрафные санкции предусмотрены за каждый случай нарушения.

— Как узнать набор форм, по которым организации нужно отчитываться?

— На сайтах Росстата и территориальных органов статистики в разделе «Метаданные и нормативно-справочная информация» вы найдете перечень всех форм федерального статистического наблюдения.

Кроме того, на сайте размещен календарь статистической отчетности на текущий год. Выбрав в календаре определенную дату, вы увидите наименование представляемой в этот день формы и перечень респондентов, которым необходимо ее сдавать.

По всем вопросам, связанным с заполнением или представлением отчетности, обращайтесь в орган статистики по месту нахождения вашей организации — мы всегда рады помочь вам.

— Представлять отчетность в органы статистики можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Независимо от способа представления отчет должен быть подписан должностным лицом, при представлении в электронном виде — действующей электронной цифровой подписью должностного лица.

Для респондентов, безусловно, удобнее передавать отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью. При этом респонденты не только существенно экономят время, которое они бы потратили на оформление почтового отправления или посещение ведомства, но и снижают риск наложения штрафных санкций. Это связано с тем, что в программных средствах заложен необходимый контроль, позволяющий произвести проверку данных до отправки отчета в органы статистики.

Подготовить данные можно в программных средствах, которые бесплатно предоставляются Росстатом или предлагаются спецоператорами связи , заключившими соглашение с органами статистики. Отчетность принимается с любой легитимной электронной цифровой подписью, т.е. дополнительных финансовых затрат при сдаче отчетности в электронном виде респондент не несет.

Со всеми вопросами по передаче электронной отчетности вы можете обратиться в территориальный орган статистики или на горячую линию спецоператора , с которым вы работаете.

В заключение я бы хотела еще раз подчеркнуть: отчет, который вы сдаете в орган статистики, — маленький, но важный фрагмент большой общероссийской информационной «карты». От точности и корректности представленных вами сведений зависит очень многое. Может быть — верно выбранный курс той компании, в которой работаете вы сами.

От редакции. О том, как можно сдавать статистические отчеты в электронном виде читайте « » и « ».

Отчетность в Росстат - это особый вид документации, которую все российские организации и индивидуальные предприниматели готовят и сдают в органы статистики ежегодно, ежеквартально, ежемесячно. Что сдавать в статистику в 2019 году всем организациям и как сделать это без ошибок, можно узнать из этой статьи.

Статистическая отчетность представляет собой отдельный вид документации для бизнеса. Она является обязательной для всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Эта обязанность установлена. Кроме того, порядок предоставления статотчетности регулируется другими нормативными актами, в частности.

Отчеты в статистику за 2019 г. — когда и какие сдавать, — подскажет официальный ресурс , на котором можно узнать, какие именно отчеты ждут органы статистики от конкретного предприятия — нужно только ввести ОКПО, ИНН и ОГРН (ОГРНИП).

Если оказалось, что компания обязана сдавать отчет — нужно воспользоваться утвержденными формами. Их можно оформить как в бумажном, так и в электронном виде — законодатели пока оставили этот выбор за лицом, которое сдает отчет. Для разных организаций предусмотрены разные виды предоставления данных и разные сроки их сдачи. Зачастую их заполнение и состав вызывает определенные затруднения для организаций и ИП. Это связано с недостатком информации по этому поводу. Поэтому постараемся разобраться, какие именно предприниматели и организации обязаны отчитаться в органы статистики, какие обязательные формы действуют и какая ответственность грозит за нарушение сроков их предоставления.

Кто должен отчитаться в статистику

Статьи 6 и 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282 определяют, какие отчеты сдавать в статистику за 2019, а также 2018 отчетный год ООО и другим организациям, в частности:

  • органам государственной власти и местного самоуправления;
  • зарегистрированным в России юридическим лицам;
  • действующим филиалам и представительствам российских организаций по месту осуществления деятельности. Это определено в приказе Росстата от 01.04.2014 № 224. При этом отчитываться обязаны любые обособленные подразделения, где функционируют стационарные рабочие места. Такая обязанность не зависит от упоминания обособленного подразделения в учредительных документах организации или его полномочий. К примеру, это может быть магазин или мастерская, работающие в другом городе или районе;
  • представительствам, филиалам и подразделениям иностранных организаций, работающим на территории России;
  • индивидуальным предпринимателям.

Хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения или иные специальные режимы, обязаны отчитываться в статистику на общих основаниях в соответствии со своим статусом и сферой деятельности.

Направлять отчетность необходимо в подразделения Росстата по месту регистрации респондента. Сдать данные можно лично, через официального представителя или по почте заказным письмом. Предусматривается возможность направления статистических отчетных форм в электронном формате.

Что сдавать в статистику за 2019 год

Действующих форм для предоставления сведений в Росстат насчитывается около 300. Не все они являются обязательными. Но есть те обязательные сведения, которые сдают практически все организации, которые не относятся к малым предприятиям. В их числе:

Код формы по ОКУД, отчет в статистику за 2019

Сроки сдачи, наименование формы, дата и № приказа Росстата о ее утверждении

Индекс формы

Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов, Приказ Росстата от 26.06.2017 N 428

Указания — Приказ Росстата от 30.11.2017 N 799

Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций, Приказ Росстата от 26.06.2017 N 428
Указания — Приказ Росстата от 30.11.2017 N 799

11 (краткая)

Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду, от 26.06.2017 N 428

11 (сделка)

Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации), от 26.06.2017 N 428

Основные данные о деятельности организации, 15.07.2015 № 320

1-предприятие

Основные данные о деятельности организации, 26.08.2015 № 390
Указания — приказ Росстата № 541 от 21.08.2017

Отдельно следует выделить такие отчетные формы:

  1. Форма 1-предприятие, в которой предоставляются основные данные о деятельности организаций. За 2018 год необходимо сдать до 01.04.2019 года. Росстат приказом № 541 от 21.08.2017 утвердил форму 1-предприятие, которую необходимо использовать для отчета за 2018 год. В приказе также содержатся указания к ее заполнению.
  2. Форма П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации». В 2019 году за 2018-й необходимо отчитаться до 30.01.2019. Сведения направляются ежемесячно до 28-го числа месяца, следующего за отчетным, однако в конце квартала и года этот срок смещается на 30-е число. Сдают все организации, списочная численность работников в которых превышает 15 человек. Форма и указания к ее заполнению утверждены приказом Росстата от 22.11.2017 N 772. Обратите внимание! С отчета за январь нужно будет использовать новую форму П-3, утвержденную Приказом Росстата от 31.07.2018 N 468.
  3. Форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников организации». Ее обязаны сдавать все организации и их обособленные подразделения по сроку: 15-е число после окончания отчетного квартала. Значит, за 4 квартал 2018 года необходимо отчитаться до 15.01.2019. Отчет утвержден приказом Росстата от 01.09.2019 № 566. С отчета за 1 квартал 2019 будет применяться новая форма, утвержденная приказом Росстата от 06.08.2018 N 485. О заполнении формы П-4 .
  4. Форма П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Отчет утвержден приказом, указанным выше (для формы П-4), и его необходимо сдать до 8-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Значит, за 2018 год отчет нужно сдать до 08.01.2019 (в соответствии с производственным календарем на 2019 год 8 января — выходной день, так что лучше представить этот отчет до новогодних каникул. Хотя правило переноса на первый рабочий день тоже действует). Сдают все организации с численностью более 15 работников.

Кроме того, существуют специальные формы для малых предприятий и предпринимателей. Они также являются обязательными:

Код формы по ОКУД

Наименование формы, дата и № приказа Росстата о ее утверждении

Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия, 15.07.2015 № 320
Указания — приказ Росстата № 541 от 21.08.2017

Сведения о производстве продукции микропредприятием, приказ Росстата № 541 от 21.08.2017

МП (микро)-натура

Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, приказ Росстата № 541 от 21.08.2017

1-предприниматель

Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия, приказ Росстата № 541 от 21.08.2017

Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала, 15.07.2015 № 320

Сведения о технологических инновациях малого предприятия, 06.08.2018 N 485

2-МП инновация

Среди них выделяются:
  1. Форма ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Отчет сдают юридические лица, относящиеся к малым предприятиям, за исключением микропредприятий. Срок сдачи — до 29-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За 4 квартал 2018 года отчет нужно сдать до 29.01.2019.
  2. ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием». Сдают все малые предприятия и предприниматели, за исключением микропредприятий, с численностью работников от 16 до 100 человек. Направляется ежемесячно по сроку до 4-го числа месяца, следующего за отчетным.
  3. 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя». Сдают все индивидуальные предприниматели, которые не являются сельскохозяйственными производителями. Срок сдачи — до 2 марта года, следующего за отчетным.
  4. 1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле». Сдают индивидуальные предприниматели, которые занимаются розничной торговлей и оказанием бытовых услуг населению. Срок сдачи — не позднее 17 октября года, следующего за отчетным.

Микропредприятия должны сдавать в статистику сведения по форме МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». Срок сдачи — до 5 февраля года, следующего за отчетным.

Кроме того, все организации, в соответствии с нормами статьи 18 , обязаны предоставить в орган статистики обязательный экземпляр годового бухгалтерского отчета. Такая обязанность действует абсолютно для всех, за исключением государственных организаций и Банка России. Срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности — не позднее чем спустя 3 месяца после окончания года.

В ее состав входят:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • обязательные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, такие как: отчет об изменениях собственного капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств.

Субъекты малого предпринимательства должны сдать в Росстат только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Это определено в приказе Минфина № 66н от 02.07.2010.

Кроме этого, организации и ИП направляют отраслевые сведения. Некоторые формы подлежат утверждению на региональном уровне, но большинство из них все же являются федеральными, и их утверждает Росстат.

Статистическая отчетность в 2019 году: сроки сдачи отчетности

Для того чтобы выяснить, какие именно отчеты должна сдавать конкретная организация или ИП, можно не только воспользоваться официальным ресурсом, ссылка на который была дана в начале статьи, но и обратиться в территориальный орган Росстата по месту учета и уточнить перечень действующих форм. Сотрудники статистической службы обязаны информировать всех хозяйствующих субъектов обо всех отчетных формах и порядке их заполнения, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620. Также информацию можно получить на официальном сайте Росстата. Сделать это нужно обязательно, поскольку за нарушение сроков статистической отчетности предусмотрены административные штрафы.

Ниже суммируем информацию об основных годовых отчетах в Росстат (перейдя по ссылкам в правой колонке таблицы, вы увидите инструкции по заполнению указанной отчетности).

Изменения в шаблонах

Формы статотчетности меняются почти ежегодно, поэтому рекомендуем обратить внимание на список шаблонов годовой отчетности за 2018 год, которые были изменены Росстатом: пользуйтесь только актуальными.

  • 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»
  • 11 (сделка) «О сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду»
  • N 11-ФСС «О сроках службы объектов основных фондов»
  • N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»
  • 4-ТЭР «Об использовании топливно-энергетических ресурсов»
  • 1-натура-БМ «О производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей»
  • П-2 (инвест) «Об инвестиционной деятельности»;
  • 12-Ф «Об использовании денежных средств»
  • 1-цены производителей «О ценах производителей промышленных товаров (услуг)»
  • 1-ТОРГ «О продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли»
  • 1-турфирма «О деятельности туристской фирмы»;
  • 1-КСР «О деятельности коллективного средства размещения» ;
  • 1-Т (условия труда) «О состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ;
  • 3-информ «Об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах» ;
  • 4-инновация «Об инновационной деятельности организации»

Ответственность за непредоставление статистической отчетности

За непредоставление или несвоевременное предоставление организациями и ИП в органы Росстата статистических данных санкции статьи 13.19 КоАП РФ предусматривают административный штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей — для должностных лиц;
  • от 20 000 до 70 000 рублей — для юридических лиц.

Повторное совершение такого административного правонарушения повлечет административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей. Аналогичная ответственность предусмотрена за предоставление недостоверных сведений в статистику.

Узнать, какие отчеты ждут от организации или ИП, в статистике можно по базе Госкомстата по ОКПО, ИНН и ОГРНИП. ОКПО, ИНН и ОГРНИП вы можете узнать .

Малые ИП

Один раз в 5 лет в статистику малые и средние предприниматели. Т.е. вообще все ИП.

Сделать ИП (Организации ниже) это должны по этой форме: Форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год» (ЭП-ИП) (pdf, 453 кб)

Форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год» (WORD, 56 кб)

Форма совсем не сложная, поэтому образец не нужен.

ОКПО - этот код вы должны были в статистике получить. Для некоторых можно найти в интернете, на сайте Росстата. В ЕГРИП нет.

Малые Организации

Один раз в 5 лет в статистику должны отчитаться малые и средние (). Т.е. вообще все Организации, не относящиеся к крупным.

Этот "замечательный" период выпадает на 2016 год. В следующий раз это будет в 2021 году, за 2020 год.

Сделать Организации (ИП выше) это должны по этой форме: Форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год» (pdf, 510 кб)

К ней прилагается инструкция: Указания по заполнению формы № МП-сп (WORD, 92 кб)

ОКПО - этот код вы должны были в статистике получить. Для некоторых можно найти в интернете, на сайте Росстата. В ЕГРЮЛ нет.

Средние и крупные

Отчетность в статистику обязаны подавать каждый год (или даже раз в месяц) только средние и крупные организации. Т.е. все у кого работников свыше 100 и/или выручка более 2 миллиардов рублей за год .

Они каждый месяц должны сдавать форму № П-3 (о финансовом состоянии). Каждый месяц, не позднее 28 числа после отчетного периода.

А также форму № П-4 (о численности и зарплате работников). Каждый месяц, не позднее 15 числа после отчетного периода.

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие:

годовые с отчета за 2015 год:

N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий" (приложение N 1);

N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (приложение N 2);

N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 3);

N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" (приложение N 4);

N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (приложение N 5);

N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" (приложение N 6);

N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры" (приложение N 7);

N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми" (приложение N 8);

N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (приложение N 9);

месячная с отчета за январь 2016 г.:

N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" (приложение N 10);

квартальные с отчета за январь - март 2016 года:

N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 11);

N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала" (приложение N 12);

периодическую 1 раз в год для отчета в 2016 году:

N 1-ОЛ "Сведения о детском оздоровительном лагере" (приложение N 13);

периодическую 1 раз в 2 года с отчета за октябрь 2015 года:

N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" (приложение N 14);

периодическую 1 раз в 2 года за нечетные года с отчета за 2015 год:

N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (приложение N 15).

2. Установить предоставление данных по приведенным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.

3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу:

приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям", утвержденное приказом Росстата от 18 июля 2013 г. N 285;

приложение N 16 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия", утвержденное приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349;

приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда", приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации", приложение N 4 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих", приложение N 5 "Форма федерального статистического наблюдения N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах", приложение N 8 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий", приложение N 9 "Форма федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", приложение N 12 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов", приложение N 15 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала", утвержденные приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. N 580;

приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры", приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденные приказом Росстата от 6 ноября 2014 г. N 640;

приказ Росстата от 16 мая 2011 г. N 239 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)";

приказ Росстата от 15 октября 2014 г. N 612 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере науки".

4. Признать утратившим силу приложение N 9 "Форма федерального статистического наблюдения N 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации", утвержденное приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349, с отчета за 2015 год.

Остальные налогоплательщики (ИП и организации - микропредприятия), у которых работников менее 16 и выручка менее 120 млн. рублей за год , отчитываются только, если им поступит письменный запрос из органов статистики. Росстат делает такие запросы выборочно, примерно для 1% таких плательщиков.

Куда подавать?

Штрафы

От 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ) ответственному работнику (за опоздание и/или недостоверные данные). Но штраф должны выписать в течение 2-месяцев. На практике Статистика штрафует редко.

С 2016 года штрафы подняли - для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., а также ввели новые штрафы для организаций – от 20 000 до 70 000 руб (за повторное нарушение максимальный – 150 000 руб).

Закон

Только до 6-й статьи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

2) - 4) утратили силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Статья 5. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

С помощью можно вести бухгалтерию на ОСНО (НДС и налог на прибыль), УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, РСВ-1, подавать любую отчетность через интернет и пр. (от 350 р/мес.). 30 дней бесплатно (сейчас для новых 3 месяца бесплатно).

Статистическую отчетность по экономическим показателям собирает и анализирует Росстат. В случае с отчетностью в органы статистики налоговый режим значения не имеет. Важен лишь размер бизнеса. На регулярной основе в ведомство обязаны отчитываться крупные предприятия. Представители микро- и малого бизнеса направляют отчеты, только если попали в выборку органа статистики.

Какой бизнес признается малым

Критерии, по которым можно определить, относится ли компания к малому бизнесу, заданы Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ (а также приводятся в письме ФНС России 10.03.2017 № ГД-4-14/4281). Озвучим основные из них. Компания относится к малому бизнесу, если:
  • в ее уставном капитале доля участия других крупных компаний не выходит за пределы 25%;
  • средняя численность сотрудников не более 100 человек;
  • полученный по итогам года доход не превышает 800 млн рублей.
Для микропредприятий введены еще более жесткие ограничения: по количеству сотрудников - до 15 человек, по выручке - 120 млн рублей.
Совет

Собственник бизнеса всегда может проверить, относится его компания к малому бизнесу или нет. Узнать собственный бизнес-статус можно на сайте налоговой службы в интерактивном реестре субъектов малого и среднего бизнеса .

Кому придется отчитаться в Росстат

Какую отчетность и когда предстоит направить, сообщает Росстат. Обычно письмо ведомства с формой требуемого отчета и инструкцией по заполнению приходит на почту. Индивидуальному предпринимателю отправление поступает по адресу прописки, а юридическому лицу - по месту регистрации компании.
Совет

Будьте внимательны: вне зависимости от того, относится ли ваша компания к сфере малого бизнеса, в обязательном порядке направьте в Росстат годовой бухгалтерский баланс. По срокам нужно уложиться до конца марта года, следующего за отчетным.

Что нужно сдавать

Какие формы статистической отчетности необходимо сдать компании, несложно узнать на сайте Росстата. Для этого перейдите по адресу и введите данные своей компании (ОКПО, ОГРН, ИНН). После нажатия на кнопку “Перечень форм”, произойдет загрузка файла с перечнем форм статистической отчетности, которые необходимо представить в Росстат, а также сроков представления отчетов:
Совет

Список отчетов для малых компаний может ежегодно меняться, все зависит от выборки, сформированной органом статистики. Поэтому в начале года не забудьте проверить, какие отчеты вам, возможно, предстоит заполнять.

К примеру, в таблице видно, что компании, которой был направлен запрос, нужно по итогу года представлять в Росстат до 20 января сведения о численности и заработной плате работников, а до 1 апреля направить форму с основными сведениями о деятельности организации.

Как заполнить и сдать отчет

Если уведомление о необходимости сдать отчет получено по почте, то заполнить отчет не составит труда, поскольку форма уже будет внутри письма. Если же нет, то скачать подходящую форму можно на сайте Росстата .

Отчеты для органа статистики представляют собой некий набор вопросов, как открытых, так и предлагающих ответ на выбор, к примеру, отметить “да” или “нет”, поэтому сложностей с заполнением обычно не возникает.
Готовый отчет направьте в свой территориальный орган статистики. Узнать адрес нужного отделения можно также на сайте Росстата в разделе «Территориальные органы (ТОГС)».
Сдать отчет можно как лично, так и направить ценным письмом с описью вложения по почте. Если же компания отчитывается в электронном виде, то так же, через интернет, можно отослать отчетность и в Росстат.

Можно или нужно отчитываться

Мнение, что отчетность в Росстат можно и не сдавать, глубоко ошибочно. За игнорирование требования об отправке либо неверные сведения в отчетности грозит штраф по статьей 13.19 КоАП РФ, а именно:
  • от десяти до двадцати тысяч рублей заплатит индивидуальный предприниматель, а также «должностное лицо» - директор компании;
  • от двадцати до семидесяти тысяч рублей придется заплатить самой организации.
При повторных нарушениях штрафы увеличиваются. Должностное лицо может поплатиться 30-50 тысячами рублей, юридическое лицо - 100-150 тысячами рублей.
Совет

Если не уверены, нужно ли отчитаться, представить ту или иную форму, не помешает навести дополнительные справки в органе Росстата на местах. Даже если у вас нет вида деятельности, под который ведомство запросило отчет, лучше запрос не игнорировать, а хотя бы направить письмо с пояснением.

Следим за формой

Обращайте внимание и на сами формы статотчетности, если только они не поступили к вам вместе с запросом ведомства. Ведомство периодически вносит в формы те или иные изменения, и не только технического характера.

Так, уже в мае 2018 года, при сдаче отчетности за 2017 год, начнет применяться новая форма № 1 (рабочая сила) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» (утверждена приказом Росстата от 18.12.2017 № 839).

Еще пример - с 1 января 2018 года форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» заполняется по новым правилам (утверждены приказом Росстата от 22.11.17 № 772). К примеру, в среднесписочную численность теперь нужно включать и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком при работе в условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на пособие.

Татьяна Евдокимова, эксперт сервиса компании СКБ Контур

Кредит