Язык и речь в профессиональной деятельности юриста. Русский язык в профессиональной деятельности

А.С. Петрова

РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Учебное пособие

по специальности 40.05.02

Санкт-Петербург


Русский язык в деловой документации : Учебное пособие по специальности 40.05.02– Правоохранительная деятельность / Сост. Петрова А.С. – СПб.: Изд-во СПб У МВД России, 2015. – 134 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Русский язык в деловой документации» и содержат учебно-методический материал для аудиторной работы курсантов, слушателей и студентов Санкт-Петербургского университета МВД России, обучающихся по направлению 40.05.02– Правоохранительная деятельность .

Рассмотрены на заседании кафедры русского языка (протокол № от
2015 г.), одобрены на заседании методического совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № от 201 г.).

© Петрова А.С.

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2015


1. Русский язык в профессиональной деятельности. Язык и речь . 5

1.1. Современный русский язык как средство общения . 5

1.2. Социально-функциональная стратификация русского языка . 7

1.3. Язык и речь. Функции языка . 9

1.4. Функции языка права . 13

2. Функциональные стили современного русского литературного языка . 15

2.1. Понятие стиля . 15

2.2. Научный стиль . 18

2.3. Публицистический стиль . 24

2.4. Разговорный стиль . 28

3. Официально-деловой стиль . 36

3.1. Характеристика официально-делового стиля . 36

3.1.1. Клише и штампы .. 41

3.2. Подстили официально-делового стиля . 46

3.2.1. Законодательный (юридический) подстиль . 47

3.2.2. Дипломатический подстиль . 50

3.2.3. Собственно официально-деловой (канцелярский) подстиль . 52

4. Нормы современного русского литературного языка . 55

5. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление . 61

5.1. Служебные документы: определение, содержание, композиция. 61

5.2. Личные документы .. 68

5.3. Распорядительные документы .. 70

5.4. Административно-организационные документы .. 72

5.5. Информационно-справочные документы .. 72

5.6. Деловые письма . 73

6. Этический компонент делового общения . 75

Приложение. Образцы документов . 102

Литература . 131


Русский язык в профессиональной деятельности. Язык и речь

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, официально-деловой, научной и культурной жизни. Каждая мысль передается языком, который служит формой для любого возможного содержания. Мы постигаем мысль уже оформленной языковыми средствами.

Особое место язык занимает в профессиональной деятельности юриста, независимо от того, где она протекает: составляет ли юрист законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений.

Только посредством языка законодатель формулирует нормы права. Только через язык граждане воспринимают эти предписания. Поэтому нарушение юристом языковых правил может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей; из-за неграмотной речи юриста пропадает уважение к нему. Неточности в речи могут привести к неточному толкованию закона.

Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в многочисленных правовых документах и разъясняя их гражданам, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Риторика развивает в человеке целую систему ценных личностных качеств: культуру мышления, речи, поведения, эрудицию. Ведь в кругу важнейших категорий, которыми она оперирует, которые развивает и формирует, в первую очередь следует назвать: самостоятельность, гибкость, глубину и оперативность мышления, самокритичность, корректность, вежливость, тактичность, раскованность, уважение к собеседнику, ответственность за свои слова и поступки, ясность, точность, выразительность речи. Все это помогает адекватно выразить и утвердить себя и воздействовать на окружающих, убеждая их и увлекая за собой. Риторика необходима человеку любой профессии, независимо от того, связана ли его деятельность с умением общаться и хорошо говорить: личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной специальности. Эффективная мыслеречевая деятельность - основа профессионализма.

Каждый юрист занимается лекционной пропагандой, проводит беседы, читает лекции, доклады по самым различным вопросам, и ему следует владеть навыками общения с аудиторией. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Это является одним из его главных профессиональных качеств. К сожалению, юристы не всегда умеют хорошо выступить публично. В судах часто можно услышать стертые, тусклые, скучные речи, которые никого не могут ни взволновать, ни убедить.

Можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные речи? Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность. Не каждый юрист может достичь вершин ораторского искусства, но каждый должен и может сформировать профессиональные риторические навыки.

Ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

Профессиональные риторические навыки юриста следует понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Юрист должен уметь построить свою речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, уметь полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в правоте своих выводов судей и слушателей. Юрист также должен уметь оказывать психологическое воздействие на слушателей, находить точные языковые средства для выражения мыслей. Хороший юрист - это оратор, говорящий по существу, тщательно анализирующий материалы дела с опорой на нормы права; говорящий доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Красноречие как «умение говорить красиво» также является составной частью юридической речи - эффективным средством эмоционального воздействия. Правильно выбранные изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору оказывать психологическое воздействие на слушателей в ходе раскрытия картины преступления, анализа и оценки действий подсудимого, мотивов преступления, его последствий, создания психологической характеристики подсудимого.

Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь - инструмент и средство правоприменительной деятельности. Для юридической риторики характерно изучение речи (языка) с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка; 2) как средства аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Задачи предмета юридической риторики следующие: обучаемые должны овладеть ораторским мастерством, навыками грамотной, аргументированной и доходчивой публичной речи; получить систематическое представление о сущности ораторского искусства, мастерства устного выступления; приобрести комплекс знаний, умений и навыков оратора по подготовке и произнесению судебной речи.

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Значениеобщения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способомсуществования самого человека, установления, удовлетворения и регулированияосновных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействиячеловека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейшихинструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой,практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм иправил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное довериесубъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатових совместных действий.

Крометого, общение - это способ существования и действия социальных образований,межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социальногоопыта от поколения к поколению.

В основеделового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственноеконкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, анередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектовобщения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общенияиграет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическоесодержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и,следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание ивладение этикой делового общения является показателем профессиональной культурысотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современнымтребованиям.

Деловоеобщение должно основываться на определенных нравственных принципах, средикоторых главными являются следующие.

1. Воснове делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личныеинтересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именноэтот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит всебе способность поступиться личными интересами, когда они входят впротиворечие с интересами дела.

2. Порядочность,то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся натаких нравственных качествах, как:

Умениедержать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного илисоциального статуса;

Моральнаяустойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность,точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность,то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность,реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность,тактичность, учтивость, заботливость).

Впрофессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то времякак остальные 20% занимает оформление документации.


1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональноеобщение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям ихдеятельности. Среди них:

(1) специфичностьповодов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом длявступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление,правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает кругучастников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме полученияинформации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников вкаждом акте общения, вне зависимости оттого, сотрудниками какой службы проводитсяобщение, должна реализовываться задачавоспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качествличности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данноголица, так и его окружения;

(3) конфликтныйхарактер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление илиправонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают(сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере другдругом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтностьобщения и, как следствие, необходимостьспециальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализацияобщения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различнымидокументами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК).Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характеррегламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Целиформализации:

Защитапсихики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерныхпсихологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Спецификаповодов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерныследующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результатыобщения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особоезначение психологического контакта. В связи с вышеперечисленнымиособенностями особое значение приобретаетначальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденциидальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристунеобходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидностьюридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Дляуспешного общения юристу необходимообеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установлениеконтакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передачеинформации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальнаяфаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересовпартнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установлениепсихологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность посозданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении идостижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересыпартнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают илиблизки.

Психологическоесодержание контакта -процесс адаптации субъекта к субъекту:адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новойсистеме взаимоотношений и стилю поведенияпартнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочныхнаборов.

Структурапсихологического контакта включаетнесколько элементов.

(1) Прогнозированиеобщения и формирование модели партнера. Главнаязадача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В техслучаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информациицелесообразно вести по следующим направлениям:

Общаяхарактеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшеесоциальное окружение;

Образжизни;

Склонности,интересы, привычки;

Манераобщения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычныеи запретные темы общения.

В техслучаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информацииосуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении сдругими людьми.

Наоснове собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и вкакой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этомнеобходимо учитывать несколько требований:

Начальнаяфаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Вашапозиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать емувозможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованностипартнера в продолжении общения.

(2) Созданиевнешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени,места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявлениевнешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е.формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнерапредубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценкапсихического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник:мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранениепомех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формированияв процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки кпредстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломатьустановку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непониманиепартнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта:первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжатьвзаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическоесостояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация,эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самымснизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулированиеинтереса к продолжению общения.

2. Информационныйобмен - передача сведений в ответ назапрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждениепартнера к активному обмену информацией.

4. Координацияобщения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером пообщению.

5. Установлениевзаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное -понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональноевоздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний,приведение его реакций к специфике общения.

7. Установлениеотношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений,условий и взаимных уступок.

8. Регуляцияповедения партнера - изменение поведения (намерений, решений, установок,представлений партнера в контексте взаимодействия.

Последовательноепрохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целейюридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условийэффективного общения.

Дляуспешного профессионального общения юристу необходима коммуникативнаякомпетентность.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Способностьобщаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Подумениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психическиедействия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрациивнимания на способах их выполнения влюбых условиях обстановки.


3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевыеумения - связаны совладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятсяследующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемойкоммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить,возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить ит.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставитьлогические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно»,т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично исвязно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется вумении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программуречи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализпроблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить вречевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передатьв речевой деятельности виденное,наблюдаемое.

2. Социально-психологическиеумения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения,взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения:психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение;поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологическиточно определить «точку» завершения общения; максимально использоватьсоциально-психологические характеристики коммуникативной ситуации дляреализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развитиякоммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать»желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологическийнастрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулироватьпроявление инициативы партнера по общению.

3. Психологическиеумения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки,саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение;мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении;эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически«пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбиратьжесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленнойкоммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций(коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использоватьэмоции как средство общения.

4. Уменияиспользовать в общении нормы речевого этикета в соответствии сконкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормыобращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами;использовать ситуативные нормы поведения;адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек,сочувствие, пожелание.

5. Уменияиспользовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистическиесредства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика,тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисментыи т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средстваобщения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умениявзаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; науровне межгруппового диалога.

Однакознание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае,если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какимиличностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организоватьобщение?

(1) Знаниепсихологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению?Главным образом это знание ценностных ориентации,которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, чточеловек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимобыть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация наисполнение документа. В результате действия негативных факторов впрофессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки другихлюдей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества,которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточнобольшой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему обликупартнера по общению;

Наблюдательность,способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это ссущественными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению,на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенностимышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки вразличных ситуациях;

Интуициюи воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людейбез развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волеваяустойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человексопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умениечеловека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные дляделового общения. Например, грубость порождается бестактностью,неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностныечерты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическоеявление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностнымиособенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности.Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапамипроцесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Крометого, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональныеи индивидуальные особенности личности.

Остановимсяна характеристике процесса восприятия человека человеком. Формированиепредставления о другом человеке обеспечивают психические познавательныепроцессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятиепартнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятиитрех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е.особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу приполучении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостностьобраза. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальнымзрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причемна дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигурыраспознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константностьобраза. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность.В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежитобъект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установкинаблюдателя.

Основнымисходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнераявляется узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порогаузнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идетрассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являютсяисходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются(портретируются) именно эти элементы.

Другаязакономерность формирования образа - целесообразность. В поле зренияпопадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третьязакономерность - особенностистимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляцииобраз партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом,подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком.Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться отсвоих оценок личности объекта деятельности.

Четвертаязакономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). Всостоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятаязакономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизуетвосприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражениепартнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людейпри составлении образа партнера элементывнешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физическийоблик - 82,5% элементов внешности человека: рост(длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост,цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затемсвязываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физическогооблика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первуюочередь.

2. Экспрессия- внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии,которые чаще всего воспринимаются в первуюочередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенностипортретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включениечерт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следуетучесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают теособенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешнийвид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношениеэтих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных ивозрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительнотаковы:

Женщиныдают более точную оценку образа партнера;

Дляподростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнемоформлении портретируемого лица;

Длявзрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия уразличных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей изадач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболееобразованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии,другие - на физические черты и оформление внешности.

Ихописания внешнего облика партнера можносвести в три группы.

(1) Суждения,которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначенияконкретных элементов (70%).

(2) Сужденияна основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюдаможно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическимиособенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения,характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза»,«виноватая походка» и т.п. (4%).

Такимобразом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют ихчерез ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому ихарактер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди сразвитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивыеуспешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любыеэмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоциональноподвижные, экстраверты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общениес людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любойспециализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общенияявляется непременным условием его высокой квалификации.

Спецификапрофессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативныхкачеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения ипсихологические тренинги.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Кромепотребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворениесоциальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремлениечеловека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению;потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональнойподдержке и признании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С.,Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационныебилеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В.,Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э.Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста.Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособиедля вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органоввнутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

6. Реан А. Л. Психология личности. Социализация,поведение, общение. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ,2006.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.2001.

9. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.

10. Социальная психология / Под ред. А.М.Столяренко. М., 2001.

11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д:«Феникс», 2003.

12. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечкасотрудника органов внутренних дел).

13. Юридическаяпсихология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов,Е.В. Романова. М., 2000. Майоров В.И. Введение в юридическую специальность:Учебное пособие. – Челябинск, 2005.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными.

Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Правоохранительные органы: учебник Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие/ Изд-во НТЛ, 2010. - С.113-115

Деятельность правоохранительных органов в правотворческой деятельности

Одна из причин стабильно сохраняющихся негативных тенденций в состоянии и динамике преступности, заключается в том, что данные о результатах ее анализа и прогнозирования тенденций сегодня мало соответствуют реалиям. Как правило, правоохранительные органы на местах осуществляют их на основе простого сопоставления статистических данных, изучение и сопоставление которых на практике заменяет настоящий анализ. Изученные материалы координационных совещаний в Республике Башкортостан показали, что зачастую все сводится к формальному обсуждению подготовленных одним из членов совещания аналитических данных, основанных на обобщении статистики. Между тем, статистические данные далеко не в полной мере отражают изменения преступности.

Не отражают состояния преступности и направляемые в органы государственной власти и управления информационные материалы, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Положения о координации. Здесь не учитывается большая часть «айсберга» - латентная преступность. Кроме того, правоохранительные органы при этом часто проявляют ведомственность. В аналитической деятельности правоохранительных органов в рамках координации требуются новые подходы. Она должна быть построена на иной организационной основе, нежели провозглашаемые неопределенные формы ее осуществления, как и десятки лет назад: совместный анализ, совместное прогнозирование и т.д.

В современных условиях России создание новых структур, в том числе в органах прокуратуры по анализу и прогнозированию, как предлагалось в юридической науке, маловероятно. Поэтому названная функция может и должна осуществляться в рамках координационных отношений. В диссертации разработаны рекомендации по организации и методам координации информационно-аналитической деятельности.

Координационное совещание поручает одному или нескольким его членам проведение целевых или комплексных анализов, которые получают данные от любых структур и формируют рабочие группы. С учетом мнения руководителей правоохранительных органов определяется конкретный круг вопросов, подлежащих анализу. Непосредственную аналитическую деятельность осуществляют соответствующие рабочие группы, имеющие своего руководителя, под контролем Секретариата координационного совещания. Устанавливаются причины изменений состояния дел в данном направлении (сфере) по сравнению с предыдущим периодом или в более длительной ретроспективе; выясняются причины изменений показателей; качество анализа (корректность методики анализа, обоснованность и логичность вы­водов и предложений и т.д.); полнота анализа (охвачен ли весь круг поставленных вопросов); соответствие материалов анализа данным официальной отчетности. Журкина О.В. Деятельность правоохранительных органов на современном этапе / О.В. Журкина. - М.: АНАЛИТИКА РОДИС. - 2011. - № 2. - с. 12-13

Координации информационно-аналитической деятельности в диссертации дается определение как функции правоохранительных органов в рамках осуществления координационной деятельности по исследованию состояния, тенденций и проблем противодействия преступности.

Основные приоритеты находятся в сфере предварительного следствия, поэтому одним из стратегических направлений координации должно стать повышение результативности предварительного следствия на различных его участках и в целом. В качестве стратегического направления координации в зависимости от ситуации могут выступать состояние подбора кадров в правоохранительных органах и меры их профессионализации, задачи пра­вового воспитания и предупреждения преступности несовершен­нолетних, других категорий граждан.

Стратегию борьбы с преступностью составляет совокупность следующих направлений деятельности правоохранительных и иных государственных органов: 1) политика предупреждения преступности и иных мер противодействия должна включаться в социальную политику государства; 2) на государственном уровне должны быть созданы органы по предупреждению преступлений; 3) правоохранительные органы и спецслужбы освобождаются от несвойственных им функций; 4) центр тяжести противодействия преступности переносится в сферу антигосударственных посягательств; 5) программы борьбы с преступностью должны быть доступными и реальными, а главное - обеспечены в ресурсном, кадровом, правовом и иных отношениях. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пронякин А.Д., Пронякин Д.А. Учебно-практическое пособие / М.: МЭСИ,- 2005. -- С. 94-95

Стратегия координационной работы предполагает и соответствующую методику ее осуществления. Во многом она зависит от индивидуальных качеств каждого участника и носит творческий характер. Чем выше опыт и профессионализм членов координационного совещания, тем совершеннее будут методы, разработанные и реализованные в целях выполнения совместных решений. Методика должна способствовать инициативной и творческой работе участников координации, формализм и заорганизованность не оставляют места для инициатив и ограничивают выбор более приемлемой методики.

Основные вопросы темы:

1. Понятие языка и речи.

2. Культура письменной профессиональной речи.

3. Культура устной профессиональной речи.

4. Судебное красноречие.

1. Язык - сложная система, основой которой является словарный состав и в которой элементы языка (слова, термины, обороты) находятся в определенной грамматической и лексикосимантической взаимосвязи.

Речь - реализация языка в общении между людьми с целью передачи различного рода необходимой информации.

Профессиональный язык юриста охватывает общую систему языка и включает в себя специальные развитые группы понятий, таких как юридический понятийный материал, терминология и специально приспособленные к профессиональным целям лексико - семантические связи, обеспечивающие максимально возможную однозначность языка, конкретность и экономию языковых средств.

Профессиональная юридическая речь понимается как целевой процесс коммуникации с употреблением профессионального языка, направленный на решение правовых задач.

О культуре речи написано много фундаментальных работ. Мы знаем и большое количество высказываний известных писателей о роли языка в жизни людей. Но из огромного множества их давайте выберем слова К.Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?» По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. По нашей речи наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека - это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.

Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность , которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство : логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.



Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае.

2. Что входит в понятие культуры речи юриста? С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально-делового стиля, которые соответствуют требованиям УПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально-деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише . И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи юриста?

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей». Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словаря, художественную выразительность. Культура публичной речи - это такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей. Термин «оратор» обозначает не только лицо, выступающее с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи, ее методикой. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекла внимание, наилучшим образом способствовала убеждению.

К тому же при производстве уголовных дел и решении споров граждан и учреждений между собой юрист бывает и конфиденциальным собеседником. Ему приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык - это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли. Это профессиональное оружие юриста. И вопросы культурной речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова. Такие, как промотание, попрошайничество , оговор ; устаревшие: деяние, сокрытие ; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: постановление, отобрание , недонесение, приискание . Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод - принудительное доставление кого-либо в органы расследования и суда; возбудить - начать производство уголовного дела; склонить - заставить совершить преступление; смягчить - сделать наказание менее суровым и строгим; статья - определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор - инициатор преступления; погашение - прекращение срока судимости; эпизод - часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный проступок и др. Это один из самых трудных и самых интересных профессиональных языков.

4. О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово оказывает большое психологическое воздействие, например: наказание - это не только кара, это возможность искупит вину, исправиться, перевоспитаться . И поэтому недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также серая, казенная речь прокурора или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует представителя органов правосудия. Если же ошибка осталась незамеченной, то юрист, оказывается проводником речевого бескультурья. Культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная необходимость. Борьба за чистоту речи - это борьба и за уважение к нашим законам.

Судебная речь имеет целью способствовать формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями. Значит, первое необходимое качество судебного выступления - ясность. Чем достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность - это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах.

Нередко доходчивость, или доступность, называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь воспринимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако нельзя путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой. Но совершенно нетерпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность.

Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления. Довольно часто речь становится неясной из-за использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов. Например, «моему подзащитному инкриминируется...» Особенно сейчас, когда наша речь пестрит иноязычными словами, судебному оратору необходимо следить за их мотивированным использованием.

К неясности речи обязательно приведет неуместное употребление местоимений. Причиной неясности может быть многословие.

Ясность мысли и ее выражения ведет к такому качеству речи, как точность. Точность , то есть соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи. Это предметная точность. Судебный оратор должен хорошо знать материалы уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, приводят к негативному отношению к судебному оратору. Точность создается также употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления , а не побуждения; возбудить уголовное дело , а не начать; дело выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное; применить меры пресечения , а не принять и др.

П.С. Пороховщиков советовал судебным ораторам запомнить, что одно неудачное выражение может извратить мысль, сделать трогательное смешным, значительное лишить содержания, как в данном случае, когда прокурор, поддерживая в открытом процессе обвинение в убийстве, сказал, что подсудимые «откололи такое». Нарушение точности приводит к тому, что представления, понятия искажаются.

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, так называемыми «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать и другими. Из-за таких слов-сорняков, как, четко сформулированная мысль становится неточной что ли, будем так говорить , четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор как бы кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, конкретно. Кроме того, бесконечно повторяемое слово отвлекает слушающих от содержания речи и вызывает желание сосчитать, сколько раз оратор произнесет любимое слово, совершенно не нужное.

Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями. Логичность в лингвистике определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Это необходимо помнить судебным ораторам, так как их речи требуют обоснованности выводов. Логичность на уровне целого текста создается композицией речи и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы.

Логичностью и последовательностью характеризовались речи дореволюционного адвоката Н.И. Холева. В речи по делу Максименко оратором ставятся конкретные вопросы, глубоко анализируются доказательства, делаются четкие выводы. Речи П.А. Александрова отличала твердая логика и последовательность суждений, умение определять место любого доказательства по делу и убедительно аргументировать свои выводы. Речи А.И. Урусова, по словам А.Ф. Кони, пленяли выработанной стройностью, логикой доказательств. Неотразимая логика речей В.Д. Спасовича соперничала с глубокой их психологией.

Важным качеством судебной речи является ее уместност ь , то есть соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно теме, задаче, времени, месту, оратору. Каждый культурный человек без труда выберет правильную форму управления: пошла за водой, за хлебом . Однако среди жителей села уместным будет разговорный вариант пошел по грибы, по воду , так как услышав пошла за водой, в деревне вас обязательно исправят: «Не за водой, а по воду: за водой далеко уйти можно».

Уместная речь обладает следующими признаками:

1) соразмерностью языковых средств с содержанием, то есть слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения , нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения . «Красота и живость речи уместны не всегда; можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?» - указывал П.С. Пороховщиков;

2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». Неуместны фразеологизмы в следующих примерах: «Девушка-работница в пьяном виде зарезала мать. Присяжные узнают от оратора, что это произошло в один прекрасный день ...»; «Два татарина задушили старого извозчика... И среди угнетенной тишины судебного зала раздаются слова обвинителя: «Мы не знаем, кто из подсудимых был руководителем, играл, так сказать, первую скрипку »;

3) соответствием языковых средств оратору. Вспоминается такой случай. В судебном заседании адвокат в воспитательных целях спрашивает свидетельницу, употребившую в показаниях жаргонизм кабак: «Скажите, что такое кабак ?» - и добивается, чтобы она сказала ресторан . Сам же в защитительной речи употребляет просторечия: «Кража сумочки вменена ей чохом », «Первая судимость у нее плевая », «Как она могла реагировать на похабную записку?». Юристу, выступающему на суде, необходимо употреблять слова в соответствии с обстановкой и своим служебным положением.

Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой . Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики, конструкций разговорной речи. Например, нарушают чистоту речи просторечные образования упасть , махалась, попался на скамью подсудимых, выпивши , характеристика со школы и др.

Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность , которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Языковая норма - это принятые в общественно-речевой практике правила произношения, употребления слов, правописания, постановки знаков препинания, словообразования. Нормы складывались в языке исторически, они являются результатом отбора наиболее пригодных для общения средств из числа сосуществующих и отражают реальные тенденции развития языка. Нормы языка характеризуются относительной устойчивостью, общеобязательностью. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Стилистические нормы обеспечивают уместность эмоционально и функционально окрашенных языковых средств.

Нормативными являются морфологические формы обусловливать, сосредоточивать, годы, ветры, торты, профессора, клади, кладу, положи, чулок, носков, яслей, плеч, блюдец и др. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно объяснений, уточнили о том, попытка о смягчении наказания, установили о причинах преступления и т.д. (Надо: не касались его, согласно объяснениям, уточнили что-то, попытка смягчения наказания, установили причины преступления).

Неумение пользоваться деепричастными оборотами также нарушает синтаксические нормы: Уже находясь в местах лишения свободы / ему исполнилось 18 лет / ; или: И вот возвращаясь домой / что-то помешало ему; или: Ст. 108-я часть первая / требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких / ; или Имея большой опыт самолетовождения / курс им был взят правильно. Следует помнить, что деепричастный оборот всегда обозначает добавочное действие подлежащего, главное же действие подлежащего выражается глаголом - сказуемым. Значит, исправить ошибки можно путем замены деепричастного оборота:

а) придаточным предложением: Ему исполнилось 18 лет, когда он находился...; когда он возвращался домой, что-то помешало ему...; или

б) причастным оборотом: Ст. 108-я, часть первая, требует наличия телесных повреждений, относящихся к категории тяжких; или

в) введением подлежащего, с которым соотносится деепричастный оборот: Имея большой опыт самолетовождения, курс он взял правильно; рассмотрев настоящее дело, мы установили, что Василовский совершил...

В высказываниях Я была замужем / но муж исчез / в просторах нашей родины и Он шел по линии резкой критики имеющихся недостатков нарушены стилистические нормы. Словосочетание в просторах нашей родины характерно для публицистической речи, поэтому неуместно в показаниях подсудимой. Во втором примере по линии - слово официально-делового стиля, неуместное в разговоре о чертах личности, к тому же оно влечет за собой несколько форм родительного падежа, что характерно для письменной официально-деловой речи: по линии резкой критики имеющихся недостатков. Правильнее сказать: Он критиковал, подвергал критике. Умение говорить грамотно - обязанность судебного оратора. Казалось бы, внимание судей и присутствующих в суде граждан сосредоточено на содержании речи, однако любое нарушение нормы вызывает негативную реакцию, отвлекает от восприятия материала.

«Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Наше время, с его ускоренными темпами, ростом количества информации, с необходимостью повышения культурного уровня, требует от судебного оратора ясного, краткого изложения материала. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Подсудимый был / в совершенно нетрезвом состоянии: или: Мовшенко всякий раз / отзывается только положительно / на просьбы своих соседей / где они живут вместе; Кабинет / так сказать / ненадлежащим образом / соответственными мерами был закрыт. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания слов, обозначающих одно и то же (поселился жить в гостинице «Енисей», пинал ногами, толпа народа, 6000 рублей денег, белая блондинка, ссадина в височной части головы, дефекты и недостатки ) и тавтология, то есть повторение одного и того же слова или однокоренных слов: Я прошу вас / определяя меру наказания по ст. 206-й части третьей / определить минимальную меру наказания / по этой статье.

Краткость должна сочетаться с глубоким содержанием речи, чему способствуют эмоциональность, экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.

Ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь образности, индивидуальности. Еще совсем недавно были распространенными в речи такие штампы: активный борец; в теплой, дружеской обстановке; большие успехи; неизгладимое впечатление; достойная встреча; резкая критика; широкий размах; бурные, продолжительные аплодисменты; горячий отклик и др. Определения в них неполноценны, так как они выражают мысль шаблонно. Сейчас некоторыми из них пользуются реже.

Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию.

Конвертер