Объект и предмет дисциплины исследование систем управления. Исследование систем управления - Мухин В.И

Исследование систем управления: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

Постановка цели исследования;

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

При совершенствовании системы управления действующей организации;

Разработке системы управления вновь создающейся организации;

Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в сети автора Гуров Филипп

Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна

Лекция 2. Маркетинговое исследование рынка 1. Понятие конкуренции Конкуренция(от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.Иными словами, это такой процесс

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

61. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Две группы методов исследования систем управления:1. Теоретические: а) методы дедукции и индукции – получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция),

Из книги Исследование систем управления: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

1. Значение управления персоналом как практической деятельности, науки и учебной дисциплины Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в

Из книги Проектируем корпоративную архитектуру автора Кондратьев Вячеслав Владимирович

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного

Из книги Управление социальным развитием организации: учебное пособие автора Оксинойд Константин Элиасович

Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые

Из книги Универсум. Общая теория управления автора Масликов Владислав Иванович

Лекция 5. Общая теория систем Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Общая теория систем (ОТС) – подход, изучающий законы отдельных систем с целью выявления общих законов, свойственных всем системам, с последующим их обобщением в закономерности

Из книги автора

Из книги автора

Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге «Синектика:

Раздел 2. Объект, предмет, структура, краткое содержание и методологические основы изучения управления социальным развитием организации как учебной

Из книги автора

5.6. Варианты описаний систем управления Множество подходов к вопросам управления представлено самыми произвольными классификациями и определениями систем, которые иногда необходимо учитывать при сравнительном анализе различных ОЯП.Сопоставим и приведём основные

Из книги автора

6.4. Характеристики систем управления Универсумный подход показывает однозначную взаимосвязь между решаемыми задачами, режимами, областями устойчивости, фазовыми и другими качественными характеристиками различных типов схем и систем управления (табл. 6.1) класса

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Методология и организация исследования систем управления, разработка концепции исследования. Источники получения сведений о деятельности организации, характеристика этапов проведения исследований. Стратегические направления в развитии организации.

    реферат , добавлен 20.02.2013

    Исследования и их роль в управлении организацией. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов. Параметрические и рефлексивные исследования систем управления. Тестирование в процедурах изучения систем управления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Организация процесса управления персоналом как составной части менеджмента организации. Методы анализа и показатели эффективности. Экономическое и неэкономическое стимулирование. Основные направления совершенствования кадрового менеджмента предприятия.

    презентация , добавлен 05.02.2011

    Роль исследования в развитии организации, системный анализ. Методологические положения, задачи, методы проведения исследования систем управления. Исследование и проектирование целей, функций, организационных структур управления и систем принятия решений.

    учебное пособие , добавлен 31.01.2010

    Характеристика исследования систем управления. Исследование систем управления. Основные подходы к исследованию систем управления. Работа специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Методология проведения исследований.

    реферат , добавлен 21.11.2002

    Определение понятий, классификации и виды исследований систем управления. Совершенствование организации, ее структуры, методов и моделей управления. Развитие средств автоматизации. Моделирование ситуаций принятия решений в организационных системах.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2013

    Функции контроля в экономическом механизме менеджмента. Основные виды контроля. Этапы осуществления контроля как составной части процесса управления. Действия контроля в современной организации на примере ООО "Росток". Элементы финансового контроля.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный университет

Кафедра экономики и управления

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

“ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ”

по специальностям 060800 “Экономика и управление производством”, 061100 “Менеджмент”,

по направлениям 521500 – “Менеджмент”, 521600 – “Экономика”

АННОТАЦИЯ

Цель курса – обучение студентов основам теории систем.

Основная задача – изучение методологии системного подхода, широко применяемого при исследовании, создании и проектировании сложных систем.

В результате изучения дисциплины студент должен знать методологию анализа и синтеза систем, подходы к оценки структуры и свойств систем, общие методы моделирования и оптимизации, методы принятия решений в системах “человек-машина”, уметь выбирать наиболее рациональные методы при решении задач системного проектирования. Он должен иметь представление о требованиях совместимости систем, оптимизации управления системами, о стратегии развития больших организационно-технических систем.

Тема 1.Система управления. Общие сведения

      Понятие системы.

      Виды систем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

      Задачи системного анализа.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

2.1. Процедуры системного анализа.

2.2. Сущность процедур системного анализа.

Тема 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

3.1. Моделирование процесса управления организационно-техническими системами.

3.2. Виды связей между процедурами системного анализа.

Тема 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Цель и задачи целевого анализа.

4.2. Виды целей.

Продолжение темы 4. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

4.3. Оценка приоритетности целей

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

5.1. Цель и задачи информационного анализа

5.2. Вербальное описание системы

Продолжение темы 5.ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

5.3. Формализованное описание системы.

5.4. Классификация информационных параметров.

5.5. Составление информационной базы данных.

Тема 6. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Цель ситуационного анализа.

6.2. Задачи ситуационного анализа.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.1. Составление матрицы ситуационного анализа.

7.2. Построение матрицы реакций.

Продолжение темы 7.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

7.3. Построение матрицы альтернатив.

7.4. Разработка сценариев управления.

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

8.1. Цель организационно-функционального анализа.

8.2. Задачи организационно-функционального анализа.

8.3. Основные этапы организационно-функционального анализа.

Тема 9. ОПЕРАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

9.1. Цель и задачи операционно-процедурного анализа.

9.2. Процедуры управления операционно-процедурным анализом.

9.3. Этапы операционно-процедурного анализа.

Тема 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.1. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа

Продолжение темы 10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10.3. Организация функционально-стоимостного анализа.

Тема 11. Оптимизация системы управления.

11.1. Исключение дублирования.

11.2. Оптимизация структуры управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тема 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Понятие системы.

      Виды систем.

      Понятие системы.

Множество элементов называется системой, если

1) имеется наличие объектов (элементов) ;

2) необходимо, чтобы между ними существовали связи;

3) наличие общей цели.

Главная цель у любой системы управления - эффективное использование оборудования, ресурсов и т.д. И как следствие получение максимальной прибыли.

      Виды систем.

Все системы принято делить на:

    технические системы, для которых характерно, что объектами являются технические устройства или технические подсистемы;

    организационно-технические системы, для которых характерно как использование технических средств, функционирующих по определенным правилам, так и наличие трудовых (людских) ресурсов, способных принимать некоторое множество управленческих решений. Для организационно-технических систем характерно, что в качестве объектов выступают лица, принимающие решения (ЛПР).

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Системный подход как метод исследования системы управления.

      Задачи системного анализа.

      Системный подход как метод исследования системы управления.

Для системных исследований характерно использование системного подхода. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую, целостную картину.

Системный подход предполагает, что общее целое первично по отношению к его частям и сначала явление или процесс рассматривается с общих позиций.

При этом рассмотрении вся система подразделяется на 2, 3 или большее количество частей. Эти части принято называть подсистемами. Определяется назначение каждой подсистемы и устанавливается связь между ними. На этом заканчивается первый уровень детализации.

Далее каждая подсистема разбивается на части и каждой из них определяется некоторое назначение. Определяются связи между ними и т.д. Процесс многократно продолжается до тех пор, пока отпадает целесообразность в разделении.

1.4.Задачи системного анализа.

В системном анализе существует понятие сложные системы. Большие (сложные системы) принято называть таковыми, потому что их отличает:

1) большое количество разнообразных элементов (количество элементов определяет сложность системы);

2) небольшое количество элементов, но большое количество связей;

3) большое количество процедур (функций, реализуемых элементами

системы);

4)для сложной системы характерно наличие трудно формируемых элементов (людей или коллективов людей).

Все перечисленные факторы требуют использования особого вида исследований, которые принято называть системными исследованиями.

К сложным системам относят и организационно-технические системы, образуемые совокупностями технических систем, функционирующими во взаимосвязи друг с другом и с обслуживающим персоналом.

Персонал организован в подразделения, между которыми распределены функции и установлены отношения подчинения.

В связи с этим задачами системного анализа являются:

1) разделение персонала на подразделения;

2) анализ связей между подразделениями;

3) установление иерархичности отношений.

Продолжение темы 1.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

План лекции

      Управление организационно-техническими системами.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

      Управление организационно-техническими системами.

Принято представлять управление организационно-техническими системами в виде целевого, функционального и линейного.

Целевое управление представляет собой координацию и организацию деятельности подсистем для достижения главной цели, определенной для данного этапа функционирования системы (на разных этапах у систем могут быть различные цели).

Функциональное управление появляется в результате разделения управленческого труда. Участие людей в процессе управления требует учета ограничений по их потенциальным информационным и общим интеллектуальным возможностям. Функциональные подсистемы автоматизируют управленческую деятельность.

Линейной управление представляет собой управление сверху вниз с учетом иерархии. Каждое звено реализует координацию непосредственно подчиненных звеньев. Те, в свою очередь, координируют деятельность звеньев следующего уровня и т.д.

      Основные принципы управления организационно-техническими системами.

К основным принципам управления организационно-техническими системами относят:

1) комплексность - реализуется построением системы управления,

охватывающей все области деятельности, все фазы управления, все уровни организационной структуры, все фазы жизненного цикла производимого продукта;

2) делимость реализуется разбиением системы на многоуровневые

совокупности;

3) иерархичность реализуется формированием многоуровневой функциональной линейной структуры. В соответствии с делением и закрепляются полномочия при принятии управленческих решений.

4) целенаправленность реализуется формированием целевых подсистем в системе в соответствии с основными целями;

5) замкнутость цикла управления реализуется путем выделения отдельных процедур управления, включающих: прогнозирование, планирование, организацию, координацию, регулирование, оптимизацию, стимулирование, учет, контроль, анализ.

Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.

С уважением,

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

Постановка цели исследования;

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

При совершенствовании системы управления действующей организации;

Разработке системы управления вновь создающейся организации;

Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:

■ по способу образования:

Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

■ сущности:

Космические;

Биологические;

Технические;

Социальные;

Экономические;

Экологические;

Политические и др.;

■ отношению к целевому назначению:

Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

■ наличию центрального ведущего элемента:

Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

■ размеру.

Малые (включают менее 30 элементов);

Средние (включают до 300 элементов);

Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

■ степени сложности:

Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

■ отношению к изменениям во времени:

Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

Динамичные (изменяются с течением времени);

■ продолжительности функционирования:

Краткосрочные;

Среднесрочные;

Долгосрочные;

Специализации:

Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

Предсказуемости поведения:

Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;

■ взаимодействию с внешней средой:

Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

Достоверности;

Ясности;

Своевременности;

Полноты;

Оперативности;

Надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.

С уважением,

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

Постановка цели исследования;

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

При совершенствовании системы управления действующей организации;

Разработке системы управления вновь создающейся организации;

Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:

■ по способу образования:

Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

■ сущности:

Космические;

Биологические;

Технические;

Социальные;

Экономические;

Экологические;

Политические и др.;

■ отношению к целевому назначению:

Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

■ наличию центрального ведущего элемента:

Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

■ размеру.

Малые (включают менее 30 элементов);

Средние (включают до 300 элементов);

Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

■ степени сложности:

Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

■ отношению к изменениям во времени:

Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

Динамичные (изменяются с течением времени);

■ продолжительности функционирования:

Краткосрочные;

Среднесрочные;

Долгосрочные;

Специализации:

Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

Предсказуемости поведения:

Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;

■ взаимодействию с внешней средой:

Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Журнал