Методика расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «твз. Методика расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «твз Расчет жизненного

1.Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка ………………………….…………………………………………………….3

1.1. Расчет стоимости жизненного цикла полувагона с глухим полом………..6

1.1.1 Исходные данные для расчета стоимости жизненного цикла полувагона…………………………………………………………………6

1.2 Определение стоимости жизненного цикла полувагона……………...……8

1.2.1 Определение дохода от эксплуатации вагона ………………………….8

1.2.2 Определение ремонтных затрат…………………………...………….…9

1.2.3 Определение эксплуатационных расходов, зависящих от размеров движения…………………………………………………………………11

1.2.4 Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений…………………………………………………………………14

1.2.5 Расчёт ликвидационной стоимости вагона……………………………………………………………………..15

1.2.6 Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода

от эксплуатации………………………………………………..................15

1. Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка

Для оценки экономической эффективности новой техники на железнодорожном транспорте в настоящее время кроме показателя экономической эффективности используется показатель стоимости жизненного цикла (Life Cycle Cost).Стоимость жизненного цикла подвижного состава включает затраты единовременного характера – инвестиции и текущие (эксплуатационные) расходы за срок службы технического средства, включая расходы на утилизацию.

Жизненный цикл – это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы подвижного состава. Если единица подвижного состава подвергается модернизации, то она тоже является составной частью жизненного цикла.

Выделяют следующие стадии (этапы) жизненного изделия:

● выработка концепций и определений;

● опытно-конструкторские работы;

● изготовление изделия;

● внедрение изделия в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий (модернизация и дооснащение ремонтной базы, обучение персонала и др.);

● эксплуатация, включая техническое обслуживание, и все виды ремонта;

● изъятие и утилизация.

Продолжительность жизненного цикла – период времени между выработкой концепции изделия и его изъятием из обращения. Для единиц подвижного состава железных дорог продолжительностью жизненного цикла обычно считают срок их службы. Он определяется как полная календарная продолжительность эксплуатации единицы подвижного состава до ее исключения из состава основных фондов ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Различают следующие виды срока службы:

● назначенный – срок службы, принятый согласно техническим условиям на поставку технического средства, по достижению которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния технического средства;

● расчетный – принятый для прогнозирования затрат на элементы жизненного цикла;

● экономически оптимальный, определенный в т.ч. и с учетом морального старения технического средства;

● фактически реализованный.

Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) – это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование техники за срок ее службы.

Основной целью определения СЖЦ является оценка и оптимизация стоимости изделия и эксплуатационных затрат при удовлетворении установленных требований к техническим характеристикам единицы подвижного состава, безопасности, надежности, ремонтопригодности и др.

Рассматривая стадии жизненного цикла технического средства, можно сделать заключение о том, что каждая стадия требует определенных затрат. Затраты первых трех стадий будут определяться расходами производителя техники и найдут свое отражение в первоначальной стоимости изделия. Затраты остальных стадий проявляются у потребителя. Следовательно, общую СЖЦ изделия можно разделить на две основные части:

● затраты, связанные с приобретением единицы подвижного состава (цена приобретения и сопутствующие затраты на внедрение);

● затраты, связанные с владением и утилизацией.

СЖЦ подвижного состава может оцениваться на любой стадии жизненного цикла или на всех стадиях. Как правило, СЖЦ анализируется на этапе приобретения единицы подвижного состава для сравнения с существующими аналогами.

Исходя из изложенного, СЖЦ подвижного состава можно определить по формуле

где СЖЦ – стоимость жизненного цикла единицы подвижного состава; – цена приобретения (первоначальная стоимость);– текущий год эксплуатации;– срок службы (конечный год эксплуатации);– годовые эксплуатационные расходы; – сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением техники в эксплуатацию; – ликвидационная стоимость технического средства;– коэффициент дисконтирования.

В формуле (1) параметры иучитываются только в тех годах, в которых они присутствуют. В остальные годы они равны нулю.

Годовые эксплуатационные расходы – это текущие затраты на эксплуатацию подвижного состава. Они рассчитываются в соответствии с номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» и состоят из затрат:

● на энергоресурсы и расходные материалы;

● чистку и мойку подвижного состава;

● техническое обслуживание и текущие ремонты;

● деповские, капитальные и неплановые ремонты.

Для учета первых четырех слагаемых эксплуатационных расходов в ОАО «РЖД» принята система измерителей эксплуатационной работы подвижного состава. Такими измерителями для грузовых перевозок являются:

● осе-километры вагонов;

● тонно-километры брутто вагонов;

● поездо-километры;

● тонно-километры брутто локомотивов;

● локомотиво-километры общего пробега;

● локомотиво-час эксплуатируемого парка;

● бригадо-часы локомотивных бригад;

● кг условного топлива;

● грузовая отправка (повагонная);

●локомотиво-часы маневровой работы.

Для пассажирских перевозок не применяются измерители осе-километры вагонов и грузовая отправка. Вместо них используются измерители:

● вагоно-километр;

● отправленный пассажирский вагон;

● отправленный пассажир.

Кроме этого, вводятся дополнительные измерители:

● человеко-час начальника поезда;

● человеко-час проводника;

● человеко-час электромеханика.

Расходные ставки на указанные измерители (затраты) принимаются по отчетным данным ОАО «РЖД».

К сопутствующим затратам относятся затраты:

● на обучение обслуживающего и ремонтного персонала;

● оборудование деповской и заводской ремонтных баз, в том числе на приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, диагностической и поверочной аппаратуры, специального инструмента, расширение имеющихся площадей и др.;

● прочие расходы.

Ликвидационная стоимость подвижного состава определяется для конечного этапа использования техники. В ее состав входят затраты на вывод техники из эксплуатации (транспортировка к месту утилизации, разборка, утилизация) и средства (доход) от вторичного использования запасных частей и металлолома. Если доходы от изъятия техники из эксплуатации превышают расходы на это изъятие, то ликвидационная стоимость величина положительная. В противоположном случае она отрицательна.

Коэффициент дисконтирования в формуле (1) позволяет учесть фактор времени и привести стоимостные показатели к ценности начального периода. Поскольку жизненный цикл подвижного состава измеряется десятками лет (20 и более), то при оценке расходов за определенный временной период необходимо учитывать различные аспекты фактора времени:

● инфляция;

● неопределенность и риск и др.

Наилучший вариант перевозок различными типами подвижного состава выбирается по критерию минимума затрат жизненного цикла, т.е. СЖЦ . При этом применяют удельный показатель: СЖЦ, приходящаяся на единицу перевозочной работы.

Удельная СЖЦ единицы подвижного состава определяется выражением

где – постоянная по годам величина грузооборота (поездной работы, выполняемой вагоном или локомотивом), т-км. бр/год.

1. Общие положения

1.1. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (далее - методические материалы) носят рекомендательный характер и предназначены для применения юридическими лицами, являющимися субъектами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ), а также юридическими лицами, являющимися государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Закон 44-ФЗ), при подготовке к закупкам продукции, ранее не закупавшейся, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

1.2. Методические материалы разработаны в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, а также пункта 6 Плана мероприятий по реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны заказчиков, в целях расширения практики осуществления закупок высокотехнологичной и инновационной продукции, работ, услуг на основе методологии учета полной стоимости владения закупаемой продукцией для обеспечения справедливой конкуренции поставщиков продукции с низкой закупочной стоимостью и поставщиков продукции с более высокой закупочной стоимостью, но более низкой совокупной стоимостью владения на жизненном цикле закупаемой продукции, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной, в том числе производимой и поставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

1.3. Методические материалы разработаны с учетом положений ГОСТ Р 27.202-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла" и определяют принципы и общий порядок оценки совокупной стоимости владения продукцией или объектом, создаваемым в результате выполнения работ, оказания услуг, на жизненном цикле (далее - стоимость жизненного цикла) в целях принятия решения о целесообразности закупки продукции.

1.4. Методические материалы предназначены для использования заказчиками для принятия решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

1.5. Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются:

справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

2. Термины и сокращения

В методических материалах применяются следующие термины:

продукция - товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе;

заказчик - юридическое лицо, закупочная деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, либо юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ;

жизненный цикл продукции - совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя затраты на подготовку к закупке продукции, на закупку продукции, владение продукцией (применение продукции) и утилизацию продукции.

3. Общий порядок применения оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции.

Основные этапы:

3.1. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.

3.2. Разработка предварительного описания жизненного цикла продукции, включая прогнозную оценку стоимости жизненного цикла.

3.3. Уточнение и доработка описания жизненного цикла продукции, включая уточнение прогнозной оценки стоимости жизненного цикла.

3.4. Принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции.

3.5. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.

4. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла

Заказчик принимает решение о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла продукции в случае получения достоверных сведений о наличии продукции с новыми или улучшенными свойствами, применимой в деятельности заказчика, при этом применение/использование новой продукции требует финансовых затрат, размер которых заказчику неизвестен.

5. Разработка предварительного описания жизненного цикла

5.1. Заказчик осуществляет разработку предварительного описания жизненного цикла продукции собственными силами либо с привлечением сторонних юридических и физических лиц, включая разработчиков, производителей и поставщиков продукции, жизненный цикл которой описывается. В случае привлечения сторонних юридических и физических лиц на договорной основе договоры заключаются в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами заказчика.

5.2. Предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции должно содержать:

а) установленный заказчиком плановый период эксплуатации, выраженный в единицах, отражающих специфику применения требуемой продукции (годы, километры, количество циклов применения, иные единицы);

б) описание каждого из этапов жизненного цикла продукции.

5.3. Описание жизненного цикла продукции может содержать следующие этапы:

а) закупка продукции;

б) приобретение прав на владение, на использование, на распоряжение закупаемой продукцией или ее элементами;

в) доставка продукции до места применения (эксплуатации или хранения);

г) хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

д) подготовка к эксплуатации, включая подготовку персонала;

е) эксплуатация;

ж) сервисное обслуживание;

з) утилизация;

и) иные этапы, определяемые спецификой закупаемой продукции.

5.4. Для каждого этапа жизненного цикла продукции, включенного в описание, заказчик указывает:

а) условия прохождения этапа в объеме, достаточном для определения состава и объема ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции;

б) состав, прогнозный объем и прогнозную стоимость ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции.

5.5. Для каждого ресурса, включенного в описание жизненного цикла продукции, заказчик указывает один из двух способов получения требуемого ресурса:

а) закупка ресурса;

б) использование внутреннего ресурса заказчика.

5.6. Стоимость жизненного цикла продукции определяется как стоимость всех ресурсов, включенных в описание, на жизненном цикле продукции.

6. Уточнение и доработка описания жизненного цикла

6.1. Заказчик организует публичное обсуждение предварительного описания жизненного цикла требуемой продукции с целью его уточнения и доработки.

6.2. При организации такого обсуждения заказчик обязан обеспечить равные возможности для участия в обсуждении всех желающих, в том числе путем размещения приглашения к участию в обсуждении на сайте заказчика и на электронных торговых площадках, применяемых заказчиком.

6.3. Участники обсуждения рассматривают разработанное заказчиком предварительное описание жизненного цикла продукции и представляют предложения по его доработке в части:

а) состава этапов жизненного цикла продукции;

б) состава, прогнозного объема и прогнозной стоимости ресурсов, которые могут быть востребованы на каждом этапе жизненного цикла продукции.

6.4. Заказчик вносит изменения в предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции с учетом представленных предложений и выносит его на повторное обсуждение.

6.5. Количество повторных обсуждений устанавливается заказчиком.

6.6. По итогам обсуждения заказчик готовит итоговое описание жизненного цикла продукции, включающее уточненное значение стоимости жизненного цикла продукции.

6.7. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции об итоговом описании жизненного цикла продукции теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

7. Принятие решения о целесообразности закупки продукции

7.1. Заказчик принимает решение о целесообразности закупки новой продукции в следующих случаях:

а) стоимость жизненного цикла новой продукции ниже стоимости жизненного цикла ранее закупавшейся продукции того же назначения;

б) продукция того же назначения ранее не закупалась и значение стоимости жизненного цикла новой продукции приемлемо для заказчика.

7.2. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции о принятом решении теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

8. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок

8.1. На основании описания жизненного цикла продукции заказчик готовит предложения для включения продукции в план (план-график) закупок:

а) формирует перечень предметов закупки, включающий выбранную продукцию, а также ресурсы, требуемые на ее жизненном цикле и подлежащие закупке;

б) указывает новые или улучшенные свойства продукции (минимально необходимые требования к продукции), обеспечивающие минимальную стоимость ее жизненного цикла;

в) указывает для каждого предмета закупки требуемый объем, стоимость и срок поставки (выполнения работ, оказания услуг).

8.2. Подготовленные предложения используются заказчиком для формирования плана (плана-графика) закупок в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами заказчика.

Приложение 1

Пример формы описания жизненного цикла продукции

Структура и стоимость жизненного цикла продукции

Планируется закупка Задача этапа жизненного цикла (работа/затраты) Условия Тип ресурса (единица измерения) Объем ресурса Оценка стоимости ресурса руб. Обоснование стоимости (ссылка на документ и положение в документе)
1 2 3 4 5 6 7
Да 1. Приобретение продукции (товар, работа, услуга); Руб.
Да 2. Приобретение прав (на владение/на использование/на распоряжение, на весь жизненный цикл) Руб.
Нет 3. Доставка продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения); - Адрес: - Сроки: - …
Нет 4. Хранение (постоянное или до начала эксплуатации); - Регион: - Срок: - Темп. режим: - … Площадь м2
Нет Человеко-час
Нет 5. Организационная подготовка к эксплуатации:
Нет - Регион/адрес - Сроки - Время (день/ночь) - … Человеко-час (обучаемых)
Человеко-час (преподаватели)
Нет 6. Эксплуатация
Нет 7. Сервис
Нет 8. Утилизация
Итого оценка стоимости жизненного цикла продукции (сумма по столбцу 7):

Для учета изменения цен при оценке стоимости жизненного цикла продукции, расчеты могут указываться с учетом дисконтирования сумм денежных затрат. Пример формулы расчета/оценки общей стоимости жизненного цикла с учетом дисконтирования приведен в .

Приложение 2

Пример формулы расчета стоимости жизненного цикла закупаемой продукции с учетом дисконтирования

Пример формулы расчета жизненного цикла для примера описания жизненного цикла, приведенного в :

N - Количество периодов, в сумме равных общей длительности жизненного цикла продукции, где период и длительность могут быть фиксированы Заказчиком (например, период - "год" и длительность - "20 лет"), так и предлагаться Участниками;

Коэффициент дисконтирования без учета динамики цен, где I - ставка дисконтирования за период;

- коэффициент дисконтирования с учетом динамики цен, где g - инфляция за период.

Инфляция рассчитывается как среднеарифметическая величина уровня темпов инфляции трех последних лет, а также будущих темпов, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет стоимости жизненного цикла может включать в себя расчет следующих статей расходов:

A - затраты на приобретение продукции либо прав на владение/использование/распоряжение на весь жизненный цикл;

B - затраты на доставку продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения);

C - затраты на хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

D - затраты на организационную подготовку к эксплуатации;

E - затраты на эксплуатацию;

F - затраты на сервисное обслуживание;

G - затраты на оперативный/плановый сервис;

H - затраты на утилизацию.

Обзор документа

Разработаны методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в т. ч. инновационной, высокотехнологичной продукции.

Они предназначены для субъектов, подпадающих под действие Закона о контрактной системе и Закона о корпоративных закупках.

Они позволят принять решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - это суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя расходы на подготовку к закупке продукции, на закупку, владение продукцией (применение продукции) и ее утилизацию.

Предусмотрены следующие этапы: принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла; разработка предварительного описания последнего; уточнение и доработка описания; принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции; подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок. Дана характеристика каждого этапа.

ГОСТ Р 58302-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление стоимостью жизненного цикла

НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ

Общие требования

Life cycle costs management. Nomenclature of the life cycle costs indices. General requirements

ОКС 01.040.01

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский центр "Прикладная Логистика" (АО НИЦ "Прикладная Логистика")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 482 "Поддержка жизненного цикла экспортируемой продукции военного и продукции двойного назначения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2018 г. N 1073-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация , уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www . gost . ru )

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей для оценивания стоимости жизненного цикла, необходимую для планирования и контроля затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия при решении задач управления жизненным циклом изделия.

Настоящий стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения, в т.ч. на продукцию военного и двойного назначения (далее - изделия), включая их составные части. Применение требований настоящего стандарта к другим видам изделий определяется по усмотрению разработчика или изготовителя.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27.507 Надежность в технике. Запасные части, инструменты и принадлежности. Оценка и расчет запасов

ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ Р 27.202 Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла

ГОСТ Р 55931 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Стоимость жизненного цикла продукции военного назначения. Основные положения

ГОСТ Р 56111 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Номенклатура показателей эксплуатационно-технических характеристик

ГОСТ Р 56136 Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 18322 , ГОСТ 25866 , ГОСТ Р 56136 .

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ЖЦ - жизненный цикл;

СТЭ - система технической эксплуатации;

ТО - техническое обслуживание;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТЭ - техническая эксплуатация.

4 Общие положения

4.1 Показатели стоимости ЖЦ предназначены для формирования требований к стоимости ЖЦ изделия и СТЭ, контроля выполнения заданных требований, планирования затрат на ЖЦ, в т.ч. на приобретение, эксплуатацию и утилизацию, а также анализа затрат на ЖЦ в соответствии с ГОСТ Р 27.202 и ГОСТ Р 55931 с целью повышения конкурентоспособности продукции и снижения затрат на ее ЖЦ.

4.2 Оценка показателей стоимости ЖЦ осуществляется заказчиком, разработчиком и поставщиком изделия.

Оценку показателей стоимости ЖЦ заказчиком проводят:

При обосновании целесообразности разработки изделия;

Обосновании требований к изделию;

Выборе поставщика и марки закупаемых изделий;

Организации СТЭ закупаемых изделий;

Планировании бюджетных расходов на эксплуатацию приобретенных изделий и их модернизацию;

Принятии решений по замене, восстановлению, продлению сроков эксплуатации или списанию устаревающих изделий.

Оценку показателей стоимости ЖЦ разработчиком и поставщиком проводят:

При выборе конструктивных, организационно-технических, технологических решений по созданию, производству и эксплуатации изделия и построению СТЭ;

Обосновании целесообразности доработки существующих изделий или разработки новых изделий;

Подготовке конкурентоспособных предложений и тендерных заявок потенциальным заказчикам продукции.

4.3 Состав показателей для оценивания стоимости ЖЦ определяют исходя из поставленных целей и вида изделия.

По согласованию заинтересованных сторон допускается использовать также иные показатели, не противоречащие показателям, установленным в настоящем стандарте.

4.4 Показатели стоимости ЖЦ допускается применять для оценивания стоимости ЖЦ составных частей изделия, отдельных экземпляров изделия, группы экземпляров изделия или всего парка однотипных изделий.

4.5 Оценку показателей стоимости ЖЦ проводят на всех стадиях ЖЦ изделия. При этом в зависимости от характера используемых исходных данных значения показателей стоимости ЖЦ представляют собой прогнозные (вероятностные) оценки либо апостериорные величины.

5 Номенклатура показателей для оценивания стоимости жизненного цикла

5.1 Для оценивания стоимости ЖЦ используют следующие показатели:

Стоимость ЖЦ;

Стоимость владения;

Стоимость приобретения;

Стоимость эксплуатации;

Стоимость эксплуатации за календарный период времени;

Затраты на эксплуатацию в единицу календарного времени;

Остаточная стоимость изделия на расчетный год;

Стоимость утилизации;

Остаточная стоимость составных частей изделия и материалов после утилизации;

Стоимость разработки.

5.2 В отдельных случаях, в которых разработку изделия осуществляют за счет средств заказчика, для оценивания стоимости ЖЦ применяют также показатель "стоимость разработки изделия".

5.3 Стоимость эксплуатации изделия включает в себя затраты на применение изделия по назначению и затраты на техническую эксплуатацию.

5.3.1 Затраты на применение изделия по назначению включают в себя следующее:

Затраты на оплату труда персонала, эксплуатирующего изделие;

Затраты на топливо и энергию;

Затраты на оплату услуг сторонних организаций.

5.3.2 Для оценки затрат на ТЭ используют следующие показатели:

Полные затраты на ТЭ;

Прямые затраты на ТЭ;

Косвенные затраты на ТЭ.

5.3.3 Полные затраты на ТЭ включают прямые и косвенные затраты на ТЭ.

5.3.4 Прямые затраты на ТЭ включают в себя следующее:

Прямые затраты на ТО (ремонт), в том числе:

Затраты на оплату труда персонала, выполняющего работы по ТО (ремонту), включая затраты на командировки,

Затраты на запасные части и расходные материалы,

Затраты на ремонт восстанавливаемых составных частей;

Прямые затраты на транспортирование;

Прямые затраты на хранение.

5.3.5 Косвенные затраты на ТЭ включают в себя следующее:

Начальные затраты;

Затраты на сопровождение СТЭ.

5.3.6 Начальные затраты включают в себя следующее:

Затраты на создание инфраструктуры СТЭ;

Затраты на приобретение средств ТОиР;

Затраты на обучение технического персонала;

Затраты на приобретение комплекта запасных частей и расходных материалов, обеспечивающего требуемое значение коэффициента готовности запаса (по ГОСТ 27.507).

5.4 Стоимость утилизации включает в себя следующее:

Затраты на подготовку к утилизации

Прямые затраты на утилизацию, включающие:

Затраты на ликвидацию изделия,

Затраты на захоронение отходов.

5.5 Для оценки экономической эффективности изделия применяют следующие относительные показатели:

Удельные полные (прямые) затраты на эксплуатацию, включающие:

Удельные затраты на применение изделия по назначению,

Удельные (полные) прямые затраты на ТЭ;

Удельные прямые затраты на ТО (ремонт), в том числе:

Удельные затраты на оплату труда персонала, выполняющего работы по ТО (ремонту),

Удельные затраты на приобретение расходных материалов и невосстанавливаемых запасных частей,

Удельные затраты на ремонт восстанавливаемых составных частей;

Полные (прямые) затраты на ТЭ относительно стоимости приобретения изделия;

Затраты на создание инфраструктуры СТЭ относительно стоимости приобретения изделия.

5.6 Условные обозначения и определения рассматриваемых показателей стоимости ЖЦ применяют в соответствии с приложением А.

Приложение А (обязательное). Условные обозначения и определения показателей стоимости жизненного цикла

Приложение А

(обязательное)

А.1 Условные обозначения и определения показателей стоимости ЖЦ приведены в таблице А.1.

Таблица А.1

Наименование показателя

Условное обозначение

Определение

1 Суммарные показатели для оценивания стоимости ЖЦ

1.1 Стоимость ЖЦ

1.2 Стоимость владения

1.3 Стоимость приобретения

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СПРОЕКТИРОВАННОГО ВАГОНА

1.1. Исходные данные для расчёта

Исходные данные для расчёта стоимости жизненного цикла указанного вагона приведены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Основные технико-эксплуатационные показатели проектируемого вагона

Таблица 2

Исходные данные для расчёта эксплуатационных расходов и капитальных вложений железнодорожного транспорта (выборка из статистической отчётности ОАО “РЖД”)

Показатель Условное обозначение Числовое значение при тяге
электровозной тепловозной
Доля электровозной и тепловозной тяги в дальнем сообщении - 0.815 0.185
Среднесуточный пробег вагонов, км S в 644.1
Состав пассажирского поезда, вагонов M п 14.7 12.7
Участковая скорость, км,ч V уч 60.1 46.7
Масса электровоза и магистрального тепловоза, т P л 139.0 236.0
Масса пассажира с ручным багажом, т 0.1
Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов β всп 0.184 1.918
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов β всп ’ 0.143 0.331
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов (без пробега по системе многих единиц) к поездо-километрам β лин ’ 0.148 0.487

окончание табл.2

Среднее расстояние оборота пассажирского поезда (в одну сторону), км l п 1103.0
Средняя дальность поездки пассажира, км l п 959.0
Время нахождения локомотивных бригад на станциях их приписки и оборота на 1км. Линейного пробега за вычетом пробега по системе многих единиц, ч t бр 0.024 0.027
Вспомогательное время работы локомотивных бригад, отнесённое на 1 км.линейного пробега, ч Ψ всп 0.013 0.016
Затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км. пассажирских вагонов,ч β м 0.551
Коэффициент резерва локомотивов K рл 1.29
Коэффициент резерва вагонов K рв 1.2
Расход электроэнергии на 10 тыс. т-км брутто, кВт.ч Килограмм условного топлива при тепловозной тяге а э,a т 148.5 77.8
Соотношение вспомогательной работы проводников,механика, начальника поезда к работе в пути следования γ всп 0.0153 0.0104
Коэффициент, учитывающий рабочее время проводников,электромеханика, начальника поезда γ р 0.5
Коэффициент, учитывающий время нахождения вагона в рабочем парке К вр 0.84
Коэффициент одиночного следования локомотива β один 0.125 0.444
Цена локомотива магистрального, тыс. руб. Ц лок.маг 33700.0 27000.0
Цена локомотива маневрового, тыс. руб. Ц лок.ман. 11220.0

Таблица 3

Нормативы текущих расходов (расходные ставки) на измерители эксплуатационной работы (по итогам работы ОАО “РЖД” за 2010 г.)

Измеритель Стоимостные нормативы, руб., при тяге
электровозной тепловозной
Вагоно-километр 1.35
Вагоно-час 96.74
Отправленный пассажирский вагон 1569.22
Отправленный пассажир 12.30
Локомотиво километр с учётом вспомогательного пробега локомотива 8.38 10.52
Локомотиво-километр во главе поезда и одиночном следовании 3.48 2.45
Локомотиво-час поездного локомотива, в т.ч реновации 278.51 325.7
Бригадо-час локомотивных бригад 600.91 582.66
Человеко-час начальника поезда 248.93
Человеко-час проводника 199.14
Человеко-час электромеханика 238.97
Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов 0.00915
Киловатт-час электроэнергии 1.75
Кг условного топлива 9.39
Локомотиво-час маневровой работы, в т.ч реновация 1043.86 8.77
Доля расходов, зависящих от размеров движения, в общих расходах на перевозочный процесс 0.563 0.615

Расчёт стоимости жизненного цикла

2.1. Определение дохода от эксплуатации вагонов

Доход от эксплуатации пассажирского вагона определяется денежными поступлениями, полученными от перевозки пассажиров. Определяем по формуле:

P t =Ц t * B t * A t

где P t – доход от эксплуатации вагона, полученный в годуt; Ц t - цена единицы продукции;B t - количество перевезённых пассажиров в одном вагоне в году t; A t – количество применяемых вагонов в году t.

Для начала рассчитаем годовую производительность вагона:

Pl п =365 ∙P п ∙ S в ∙ К вр,

где Pl п - годовая производительность вагона пасс.- км; P п - средняя населенность вагона пасс.; S в - среднесуточный пробег вагона, км; К вр - коэффициент, учитывающий время нахождения в рабочем парке;

Pl п =365∙ 12 ∙ 644,1∙ 0,84=2369773пасс.- км.

Количество перевезенных в год пассажиров определяем по следующей формуле:

B t =∑ Pl п /l п ’ ,

где l п ’ - средняя дальность поездки пассажира.

B t =2369773 /959=2471пасс.

С учётом дальности поездки пассажира и уровня комфорта стоимость проезда принята в размере 3330 руб. (без НДС).

Доход от эксплуатации вагона в год составит:

P t г =3330 2471∙ 10 -3 =8154,3 тыс. руб.

За срок службы вагона Т = 40 лет будем иметь:

P t = 8154,3 ∙ 40=326172 тыс. руб.

2.2. Расчёт ремонтных затрат

Для пассажирского купейного вагона установлено три вида ремонта:

1.деповской – проводится не чаще, чем один раз в год (исключаются годы других видов ремонта и год изъятия вагона из эксплуатации);

2.капитальный ремонт первого объема (КР-1) – проводится через каждые пять лет;

3.капитальный ремонт второго объема (КР-2) – проводится через 20 лет после постройки.

Для расчета принято количество ремонтов:

деповских – 22; КР-1 – 4; КР-2 – 1.

Цены ремонтов по данным вагоноремонтных заводов составляют:

Деповского-190 тыс. руб.; КР-1 – 1050 тыс. руб.

КР-2 – 3200 тыс. руб.

Следовательно, стоимость всех ремонтов вагонов за 40 лет составит:

С рем =190∙30+1050∙7+3200∙1=16250 тыс. руб.

2.3 Расчёт годовых эксплуатационных расходов

При расчёте годовых эксплуатационных расходов удобнее всего применить метод расходных ставок. При использовании этого метода сначала необходимо рассчитать долю эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения. Расчёт этой доли приведён в таблице. Также железные дороги несут расходы, независящие от размеров движения. Это прежде всего расходы по содержанию станций, аппарата управления, хозяйственные и др.

Общие эксплуатационные расходы при электровозной тяге составят

2500,11/0,563=4440,1 тыс. руб.

При тепловозной тяге

789.37\0.615=1283,53 тыс. руб.

Общая сумма годовых эксплуатационных расходов будет равна

4440,1+1283,53=5723,63

С учётом затрат на реновацию локомотивов расходы составят

И t =5723,63+167,66+176,21=6067,5 тыс. руб.

За срок службы вагона сумма годовых эксплуатационных расходов составит:

И=6067,5∙28=242700 тыс.руб.

Таблица 4

Расчёт годовых эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения

Измеритель Стоимостные нормативы на измеритель Формула для расчёта затрат измерителя Расчёт затрат измерителя Сумма тыс. руб.
условное обозначение руб.
Вагоно –километры электровозная тяга тепловозная тяга е вкм 1,35 0,815∙197481=160947 0,185∙197481=36534 217,28 49,32
Вагоно – часы электровозная тяга тепловозная тяга е вч 96,74 0,815∙7358=5997 0,185∙7358=1361 580,15 131,66
Локомотиво-километры во главе поездов электровозная тяга тепловозная тяга

продолжение табл.4

Локомотиво километры с учётом вспомогательного пробега локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 8,38 10,52 108,64 88,32
Локомотиво-час поездных локомотивов, в т.ч. реновация электровозная тяга в т.ч. реновация тепловозная тяга в т.ч. реновация е лч 278,51 278,51 325,72 325,72 167,66 167,66 176,21 176,21
Локомотиво-километры во главе поездов и одиночного следования электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 3,48 2,45 =12318 =41,54 42,87 10,18
Тонно-километры брутто вагонов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм в 0,00915 =9367115,4 =2126278,8 19,75
Тонно-километры брутто локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм л 0,00915 =1747154 =1009631 15,99 9,24

продолжение табл.4

бригадо-часы локомотивных бригад электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 600,91 582,66 224,14 93,23
Человеко-часы проводников электровозная тяга тепловозная тяга е чпр 199,14 581,79 115,7
Человеко-часы электромеханика электровозная тяга тепловозная тяга е чм 238,97 41,82 10,99
Человеко-часы начальника поезда электровозная тяга тепловозная тяга е чн 248,93 43,56 11,45

окончание табл.5

Локомотиво-часы маневровой работы, в т.ч. реновация электровозная тяга тепловозная тяга е м 1043,86 0,815∙109=89 0,185∙109=20 92,9 20,88
киловатт-час электроэнергии Кг условного топлива е э е т 1,75 9,39 =139102 =16542 261,92 167,13
Отправленные пассажиры электровозная тяга тепловозная тяга е оп 12,30 0,815∙2471=2014 0,185∙2471=457 42,94 9,74
Отправленные вагоны электровозная тяга тепловозная тяга е ов 1569,22 0,815∙179=146 0,185∙179=33 229,11 51,78
ИТОГО: 3633.36
электровозная тяга 2667.77
тепловозная тяга 965.58
В том числе реновация 343.87
электровозная тяга 167.66
тепловозная тяга 176.21
Без учёта реноваций 3289.48
электровозная тяга 2500.11
тепловозная тяга 789.37

2.4. Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений

Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений приведён в таблице 5. К ним относятся затраты в парк поездных и маневровых локомотивов в доле, приходящей на один вагон (парк вагонов П в =1), затраты на развитие ремонтных баз приняты в размере 10% от затрат в парк локомотивов и 7% затрат в парк вагонов (соответственно К лб =0.1;К лв =0.07). Коэффициент резерва вагона К рв =1.2; коэффициент резерва локомотивов К рл =1.29. Другие обозначения входящих в расчётные формулы величин и исходные данные приняты по табл.2 и 4.

Общая сумма капитальных вложений составит

К=7769.08 тыс.руб.

Таблица 5.

Расчёт капитальных вложений железных дорог

2.5. Расчёт ликвидационной стоимости вагона

Ликвидационная стоимость пассажирского вагона определяется для конечного этапа его эксплуатации. В ее состав входят средства, полученные от вторичного использования запасных частей и от сдачи металлолома-положительная величина и отрицательная величина: затраты на изъятие вагона из эксплуатации, транспартировку к месту утилизации, разборку и утилизацию частей, не подлежащих ремонту.

Расчет дохода от сдачи металлолома приведён в таблице 6.

Таблица 6

Расчёт дохода от сдачи металлолома

Расходы на разборку вагона и утилизацию ориентировочно составляют 250 тыс.руб. В итоге ликвидационная стоимость Л=112.02-250= -137.98 тыс.руб.

6.2.6.Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода от эксплуатации

Ц пр =Ц а К сл

Здесь Ц а - цена вагона-аналога; К сл - коэффициент сложности проектируемого вагона, учитывающий отличительные признаки проектируемого вагона (изменение конструктивной схемы и планировки, применение других материалов, изменение габаритных размеров и массы тары вагона и др.)

В нашем случае цена вагона аналога составляет Ц а =33100 тыс. руб., а проектируемый вагон имеет усложнённую планировку и кузов его выполнен

Из более дорогой стали марки NIROSTA. Коэффициент сложности этого вагона ориентировочно равен К ck =1.1 . Следовательно цена приобретения будет равна:

Ц пр =33100 1.1=36410 тыс.руб.

В соответствии с проведёнными расчётами стоимость жизненного цикла вагона равна:

СЖЦ=Ц пр +(С рем +И+К-Л)=36410+(16250+242700+137.98)=295497.98

Чистый доход от эксплуатации вагона будет равен разности между доходом от эксплуатации вагона и стоимости жизненного цикла:

Э=P t - СЖЦ=326172 -295497.98=30674 тыс. руб.

Бизнес блоги