Публичное признание результатов труда работников. Положение о нематериальном стимулировании (пример разработки)

Применение к работникам мер поощрения является признанием их трудовых заслуг и определенным стимулом для будущего производительного труда, повышения заинтересованности в надлежащем выполнении трудовых обязанностей, повышении квалификации. Материальные меры поощрения к тому же улучшают качество жизни работников и их семей, что в результате приводит к созданию благоприятного микроклимата в трудовом коллективе и семье.

Меры поощрения к работникам, добросовестно выполняющим трудовые обязанности, могут применяться непосредственно самим работодателем, а за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работник поощряется государственными наградами (ст. 191 ТК РФ).

По способу установления меры поощрения, применяемые работодателем, можно классифицировать на три группы:

  • предусмотренные ТК РФ;
  • предусмотренные иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине;
  • установленные коллективными договорами и II ВТР, действующими у отдельного работодателя.

Трудовой кодекс РФ предусматривает общие для всех работников меры поощрения: премирование, награждение ценным подарком или почетной грамотой, объявление благодарности и представление к званию лучшего по профессии (ч. 1 ст. 191).

В иных федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине устанавливаются дополнительные меры поощрения, в том числе такие, которые отражают специфику трудовой деятельности. Например, в Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота в качестве дополнительных мер поощрения выступают занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета, награждение нагрудным знаком.

В ст. 55 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указаны дополнительные поощрения, применяемые к государственным гражданским служащим:

  • объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  • награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  • иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  • выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  • поощрение Правительства РФ;
  • поощрение Президента РФ;
  • присвоение почетных званий Российской Федерации;
  • награждение знаками отличия Российской Федерации;
  • награждение орденами и медалями Российской Федерации.

В ПВТР и в коллективном договоре работодатели обычно закрепляют "собственные" меры поощрения как морального, так и материального характера. К таковым относятся: предоставление отпуска в летнее время; полная или частичная оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно; перевод на вышестоящую должность либо расширение полномочий сотрудника, если прямой карьерный рост (с должности на должность) ограничен по объективным причинам; установление индивидуального режима труда; приобретение путевки на санаторно-курортное лечение, дополнительное медицинское страхование работника и членов его семьи; направление на курсы повышения квалификации за границу; награждение нагрудным знаком "Почетный работник организации", "Ветеран организации" и т.д.

Законодатель не устанавливает процедуру применения к работникам мер поощрения. На практике работодатель издает приказ (распоряжение), в котором указывается, за какие успехи в работе поощряется работник и какой вид поощрения к нему применяется (не исключено совмещение моральных и материальных мер поощрения), и, как правило, доводит его содержание до сведения остальных работников.

Кроме работодателя меры поощрения по отношению к работникам могут применять органы государственной власти, муниципальные органы.

При наличии особых трудовых заслуг перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Вопросы награждения в основном регулируются Положением о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Систему государственных наград составляют: звания Героя Российской Федерации и героя Труда Российской Федерации; 16 орденов Российской Федерации (например, орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден Александра Невского, орден Дружбы); 15 медалей Российской Федерации ("За отвагу", медаль Пушкина, "За развитие железных дорог" и др.); знаки отличия "За безупречную службу"; "За благодеяние" и Георгиевский Крест; 60 почетных званий ("Заслуженный юрист Российской Федерации", "Народный артист Российской Федерации", "Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации" и др.).

Положением о государственных наградах Российской Федерации также утверждены статуты и положения об отдельных видах государственных наград, а также их описание (за исключением почетных званий). Перечень почетных званий Российской Федерации и требования к ним содержатся в Указе Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".

В соответствии со ст. 89 Конституции РФ право награждать государственными наградами и присваивать звания Российской Федерации принадлежит Президенту РФ.

Решение о награждении государственной наградой принимается Президентом РФ на основании представления, внесенного по результатам рассмотрения ходатайства о награждении государственными наградами и предложения Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.

Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде, коллективами организаций или государственными органами или органами местного самоуправления.

Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также могут поощрять работников за успехи в работе, многолетний добросовестный труд и за достижения в отдельных сферах деятельности. Формой поощрения могут быть почетные грамоты и благодарственные письма, денежные премии и ценные подарки, присвоение почетных званий и вручение знаков отличия.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ сведения о награждениях за успехи в работе вносятся в трудовую книжку работника. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей уточняют, что в трудовую книжку вносятся все сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги: а) о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений; б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении почетными знаками, значками, дипломами, производимом организациями (необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели также вправе поощрять работников); в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине. Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся, поскольку такие премии по своей сути являются не поощрением за труд, а стимулирующей частью заработной платы.

  • Утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Внешнее вознаграждение всегда означает признание заслуг человека или коллектива перед

организацией, в какой бы форме оно не осуществлялось. Признание выполняет несколько задач:

1. дальнейшее стимулирование творческой активности работников;

2. демонстрация позитивного отношения руководства к высоким результатам;

3. популяризация результатов среди коллектива;

4. поднятие морального состояния сотрудников;

5. повышение деловой активности;

6. усиление действенности самого процесса стимулирования.

Существует несколько форм признания и оценки труда работников.

Во-первых, это материальные компенсации (вознаграждение, возмещение) за повышенные

затраты труда. Они могут выражаться в различных формах. Если речь идет о заработной плате, то

ее размер не должен зависеть от стажа, а учитывать еще и качество выполнения своих обязанностей.

На практике же руководители компенсируют затраченные работником усилия в соответствии со

стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.

Виды материальных компенсаций: оплата обучения, медицинского обслуживания, питания и др.

Во-вторых, формой признания является денежное вознаграждение за высокие результаты

труда (т.е. премии). Премии совсем не обязательно должны быть большими, главное -

неожиданными и такими, чтобы о них знали все.

В-третьих, формой признания является повышение в должности. Но оно влияет лишь

на тех, кто делает карьеру, а таких не может быть много вследствие ограниченности

вакансий. Кроме того, не все могут и хотят быть руководителями.

В-четвертых, в качестве признания может выступать поощрение свободным временем.

Оно может предоставляться в форме дополнительного отпуска или сокращенного рабочего дня. Оно также может перераспределяться с помощью гибкого или скользящего графика, делающего

рабочий день более удобным. Оно может возникать за счет сэкономленного времени благодаря

личным усилиям работника.

В-пятых, большое значение имеет общественное признание заслуг коллектива и отдельных

работников через широкую информацию о них в многотиражной печати и на специальных

стендах, вручение грамот, объявление благодарности на собраниях, награждение туристическими

поездками, билетами.

В-шестых, большую роль в деле стимулирования играет личное признание руководством

организации или подразделения. Оно может иметь форму регулярных или эпизодических

поздравлений по случаю праздников и торжественных дат, похвалы.

Как считают специалисты, похвала - один из самых эффективных инструментов обратной

связи между руководителями и подчиненными. Важно только уметь выбрать ее подходящее


быть и косвенной в виде проявления неподдельного интереса к личности работника, его

Заботам и нуждам. К похвале можно отнести и премии. Но они действенны только тогда, когда наглядно видна связь между затратами и результатами. Кроме того, к деньгам быстро привыкают.

Чтобы стимулирование с их помощью было действенным, суммы все время приходится

увеличивать, но до бесконечности это делать нельзя.

Чтобы похвала была действенной руководителю нужно придерживаться следующих правил:

1. четко определить, за что хвалить подчиненных;

2. заранее продумывать «дозировку» похвалы и делать в ней перерывы;

3. хвалить подчиненных за любые хорошие и полезные дела, даже если

они не значительны, но конкретны, имеют нужное направление;

4. хвалить не слишком часто, но регулярно;

Оценка труда - мероприятия по определению соответствует ли количество и качество труда

требованиям технологии производства.

Оценка труда дает возможность: оценить потенциал продвижения работников и

снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; снизить затраты на обучение;

поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию.

Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников

необходимо:

1) установить стандарты результативности для каждого рабочего места и критерии ее

2) выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому

проводить оценку);

3) обсуждать оценку с работником;

4) принять решение.

Известны следующие методы оценки труда работников. Сначала рассмотрим методы

индивидуальной оценки :

1. оценочную анкету (сравнительная анкета и анкета заданного выбора);

3. описательный метод;

4. метод оценки по решающей ситуации;

5. шкала наблюдения за поведением.

Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний.

Оценивающий метод отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит

сумму пометок.

Оценочная анкета (фрагмент).

Заполняется самим работником

Общение с коллегами:

пишу ясно и кратко

говорю ясно и кратко

хорошо работаю с коллегами

хорошо работаю с подчиненными

хорошо работаю с начальниками

учтив, всегда помогаю клиентам

убедительно излагаю идеи

Навыки работы/опыт

всегда завершаю рабочие заседания

знаю основные аспекты работы

немного нуждаюсь в контроле

иногда делаю ошибки

работаю по графику

знаком с современными достижениями в данной области

Планирование работы

устанавливаю себе реальные задачи

точно анализирую запросы и нужды

результативен

разрабатываю большое количество решений

эффективно обнаруживаю и решаю проблемы

Организация личного труда

содержу документацию в полном порядке

распределяю задания должным образом

проверяю эффективность действий

определяю основные цели работы

экономлю и эффективно использую время

Контроль

твердо придерживаюсь политики предприятия и установленных процедур

определяю приемлемые стандарты качества

не выхожу за рамки установленных расходов

Прочие качества

знаю, где искать информацию

разрабатываю и развиваю творческие идеи

хорошо справляюсь с работой при наличии давления

приспосабливаюсь к переменам

принимаю хорошие решения

Подпись работника ________

Дата__________

Модификация оценочной анкеты - сравнительная анкета. Контролеры или специалисты по

управлению персоналом готовят список описаний правильного или неправильного поведения на

рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале

от "отлично" до "плохо", в результате чего появляется "ключ" анкеты. Лица, проводящие оценку

труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой

Используют также анкету заданного выбора, в которой задаются основные характеристики и

перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор

характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.

Анкета заданного выбора

характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник: оценку "1" получает

наиболее характерная черта работника, оценку "4" - наименее характерная черта.

Не ждет проблем

Схватывает объяснение "на лету"

Редко теряет время

С ним легко разговаривать

Становится лидером при работе в группе

Теряет время на необходимые аспекты работы

Спокоен и невозмутим в любой ситуации

Много работает

характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих

ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в

большей степени соответствует квалификации оцениваемого работника. Тип ситуации соотносится с

баллом по шкале.

Бланк по оценке поведенческих установок

Инженерная компетенция

(непосредственно связанная с исполнением проектов)

(фрагмент)

Фамилия работника __________________________

9-- Владеет широким спектром знаний, умений и навыков, и от него можно ожидать

выполнения всех заданий с отличным результатом

7--- Способен применять в большинстве ситуаций хороший спектр знаний, умений и

навыков, от него можно ожидать хорошего выполнения части заданий

5-- Способен применять некоторые знания, умения и навыки, можно ожидать адекватного

выполнения большей части заданий

3-- Имеет определенные трудности с применением технических навыков, и от него можно

ожидать сдачи большей части проектов с опозданием

1-- Не умеет применять технические навыки, и можно ожидать затягивания работы

вследствие этого неумения

Описательный метод оценки заключается в том, что производящему специалисту оценку

предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод

комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.

Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний

"правильного" и "неправильного" поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их

записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой

служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован

на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале

фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.

Внешнее вознаграждение всегда означает признание заслуг человека или коллектива перед организацией, в какой бы форме оно не осуществлялось. Признание выполняет несколько задач:
1. дальнейшее стимулирование творческой активности работников;
2. демонстрация позитивного отношения руководства к высоким результатам;
3. популяризация результатов среди коллектива;
4. поднятие морального состояния сотрудников;
5. повышение деловой активности;
6. усиление действенности самого процесса стимулирования.
Существует несколько форм признания и оценки труда работников.
Во-первых, это материальные компенсации (вознаграждение, возмещение) за повышенные затраты труда. Они могут выражаться в различных формах. Если речь идет о заработной плате, то ее размер не должен зависеть от стажа, а учитывать еще и качество выполнения своих обязанностей. На практике же руководители компенсируют затраченные работником усилия в соответствии со стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов. Виды материальных компенсаций: оплата обучения, медицинского обслуживания, питания и др.
Во-вторых, формой признания является денежное вознаграждение за высокие результаты труда (т.е. премии). Премии совсем не обязательно должны быть большими, главное - неожиданными и такими, чтобы о них знали все.
В-третьих, формой признания является повышение в должности. Но оно влияет лишь на тех, кто делает карьеру, а таких не может быть много вследствие ограниченности вакансий. Кроме того, не все могут и хотят быть руководителями.
В-четвертых, в качестве признания может выступать поощрение свободным временем. Оно может предоставляться в форме дополнительного отпуска или сокращенного рабочего дня. Оно также может перераспределяться с помощью гибкого или скользящего графика, делающего рабочий день более удобным. Оно может возникать за счет сэкономленного времени благодаря личным усилиям работника.
В-пятых, большое значение имеет общественное признание заслуг коллектива и отдельных работников через широкую информацию о них в многотиражной печати и на специальных стендах, вручение грамот, объявление благодарности на собраниях, награждение туристическими поездками, билетами.
В-шестых, большую роль в деле стимулирования играет личное признание руководством организации или подразделения. Оно может иметь форму регулярных или эпизодических поздравлений по случаю праздников и торжественных дат, похвалы.
Как считают специалисты, похвала - один из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными. Важно только уметь выбрать ее подходящее содержание и форму. Она может быть прямой - искренней, дружелюбной, доверительной; может быть и косвенной в виде проявления неподдельного интереса к личности работника, его заботам и нуждам. К похвале можно отнести и премии. Но они действенны только тогда, когда наглядно видна связь между затратами и результатами. Кроме того, к деньгам быстро привыкают. Чтобы стимулирование с их помощью было действенным, суммы все время приходится увеличивать, но до бесконечности это делать нельзя.
Чтобы похвала была действенной руководителю нужно придерживаться следующих правил:
1. четко определить, за что хвалить подчиненных;
2. заранее продумывать «дозировку» похвалы и делать в ней перерывы;
3. хвалить подчиненных за любые хорошие и полезные дела, даже если они не значительны, но конкретны, имеют нужное направление;
4. хвалить не слишком часто, но регулярно;
Оценка труда - мероприятия по определению соответствует ли количество и качество труда требованиям технологии производства.
Оценка труда дает возможность: оценить потенциал продвижения работников и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; снизить затраты на обучение; поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию.
Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо:
1) установить стандарты результативности для каждого рабочего места и критерии ее оценки;
2) выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому проводить оценку);
3) обсуждать оценку с работником;
4) принять решение.
Известны следующие методы оценки труда работников. Сначала рассмотрим методы индивидуальной оценки:
1. оценочную анкету (сравнительная анкета и анкета заданного выбора);
2. шкалу рейтингов поведенческих установок;
3. описательный метод;
4. метод оценки по решающей ситуации;
5. шкала наблюдения за поведением.
Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий метод отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.
Оценочная анкета (фрагмент).
Заполняется самим работником
Общение с коллегами:
пишу ясно и кратко
говорю ясно и кратко
хорошо работаю с коллегами
хорошо работаю с подчиненными
хорошо работаю с начальниками
учтив, всегда помогаю клиентам
убедительно излагаю идеи
Навыки работы/опыт
всегда завершаю рабочие заседания
знаю основные аспекты работы
немного нуждаюсь в контроле
иногда делаю ошибки
работаю по графику
знаком с современными достижениями в данной области
Планирование работы
устанавливаю себе реальные задачи
точно анализирую запросы и нужды
результативен
разрабатываю большое количество решений
эффективно обнаруживаю и решаю проблемы
Организация личного труда
содержу документацию в полном порядке
распределяю задания должным образом
проверяю эффективность действий
определяю основные цели работы
экономлю и эффективно использую время
Контроль
твердо придерживаюсь политики предприятия и установленных процедур
определяю приемлемые стандарты качества
не выхожу за рамки установленных расходов
Прочие качества
знаю, где искать информацию
разрабатываю и развиваю творческие идеи
хорошо справляюсь с работой при наличии давления
приспосабливаюсь к переменам
принимаю хорошие решения
Подпись работника ___
Дата ___
Модификация оценочной анкеты — сравнительная анкета. Контролеры или специалисты по управлению персоналом готовят список описаний правильного или неправильного поведения на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от "отлично" до "плохо", в результате чего появляется "ключ" анкеты. Лица, проводящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
Используют также анкету заданного выбора, в которой задаются основные характеристики и перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.
Анкета заданного выбора (фрагмент)
Оцените по шкале убывающей важности в баллах (от 1 до 4) следующий набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник: оценку "1" получает наиболее характерная черта работника, оценку "4" — наименее характерная черта.

Шкала рейтингов поведенческих установок. В бланке описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. Анкета рейтинга содержит обычно от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого работника. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале.
Бланк по оценке поведенческих установок Инженерная компетенция
(непосредственно связанная с исполнением проектов)
(фрагмент)
Фамилия работника
--9-- Владеет широким спектром знаний, умений и навыков, и от него можно ожидать выполнения всех заданий с отличным результатом
--8--
--7--- Способен применять в большинстве ситуаций хороший спектр знаний, умений и навыков, от него можно ожидать хорошего выполнения части заданий
--6--
--5-- Способен применять некоторые знания, умения и навыки, можно ожидать адекватного выполнения большей части заданий
--4--
--3-- Имеет определенные трудности с применением технических навыков, и от него можно ожидать сдачи большей части проектов с опозданием.
-2--
--1-- Не умеет применять технические навыки, и можно ожидать затягивания работы вследствие этого неумения
Описательный метод оценки заключается в том, что производящему специалисту оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.
Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.
Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.

Методы групповой оценки дают возможность провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы, сопоставить работников между собой.
Метод классификации. Лицо, проводящее оценку, должно распределить всех работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь одному общему критерию. Однако это достаточно сложно, если количество человек в группе превышает 20. Значительно проще выделить наиболее успешного или неуспешного работника, чем проранжировать средних.
Выход может быть найден, если использовать метод альтернативной классификации. Для этого лицо, проводящее оценку, вначале должно выбрать самого лучшего и самого худшего работников, затем отобрать следующих за ними и т. д.
Сравнение по парам делает классификацию проще и достовернее — сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной).
Метод заданного распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:
10% — неудовлетворительно
20% — удовлетворительно
40% — вполне удовлетворительно
20% — хорошо
10% — отлично
всего — 100 %
Единственное, что требуется от эксперта, — выписать на каждую карточку фамилию работника и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).
Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.
В зависимости от цели оценки возможны два подхода:
1) если оценка проводилась для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
2) если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения результативности оценочных мероприятий обратная связь работнику необходима.
Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.
Цели беседы с работником — не только сообщение ему результатов. Беседа должна способствовать повышению производительности труда, изменению поведения работников, результативность труда которых не вписывается в приемлемые стандарты.
Повышению эффективности беседы по результатам оценки способствуют:
1) подготовка к встрече участников беседы, их ориентация на обсуждение прошлой результативности труда работника на фоне задач того периода;
2) спокойные, доверительные отношения между оценивающим и работником, создание такой атмосферы, которая дала бы возможность работнику расслабиться. Эта беседа — не дисциплинарное мероприятие, она направлена на повышение результативности труда работника в будущем, которое позволит ему улучшить удовлетворенность трудом, и даст шанс продвижения по службе;
3) планирование оценивающим времени беседы так, чтобы часть времени осталась для обсуждения оценки и будущей работы самим сотрудником;
4) упоминание в начале беседы о специфичных положительных достижениях работников, о недостатках следует говорить между двумя положительными результатами. Внимание необходимо сосредоточивать на обсуждении результативности работы, а не на критике личностных качеств. Не следует упоминать более одного - двух недостатков во время одной беседы, так как некоторым людям трудно работать над исправлением одновременно более двух упущений;
5) оптимальный объем информации, так как слишком большой ее объем может запутать слушателя;
6) самооценка работника.
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное значение аттестации - не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Элементы аттестации. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Анализ практики управления показывает, что организации используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела. От руководителя, наряду с балльной оценкой, обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.
В большинстве организаций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования, и в промежутке между формальными ежегодными оценками, обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например, в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.
Тщательный контроль вхождения работника в должность призван ускорить этот процесс. Организация, приобретая дорогостоящий "человеческий ресурс" или пробуя применить его в новом качестве, рассчитывает получить быструю отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена, такой ответ, как предполагается, должен быть получен уже через несколько месяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев — не позднее года. Работника, не справляющегося с обязанностями, в короткий срок переводят на менее ответственную работу или увольняют. Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
. разработку принципов и методики проведения аттестации;
. издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии), методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
. подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
. подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
Проведение аттестации:
. аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
. аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
. анализируются результаты;
. проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации
. анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
. подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
. утверждение результатов аттестации.
Анализ результатов аттестации
Оценка труда позволяет выявить работников, не удовлетворяющих и удовлетворяющих стандартам труда, существенно превышающих стандарты труда.
Оценка персонала способствует:
. диагностике уровня развития профессионально важных качеств;
. сопоставлению индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
. выявлению сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
. оценке перспектив эффективной деятельности и роста;
. ротации.
Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов составляются сравнительные таблицы эффективности работников; выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств); выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению); готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.
Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым работником, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.
Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятия мотивация, стимул, потребность, побуждение, вознаграждение.
2. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.
3. Опишите процессуальные теории мотивации.
4. Назовите задачи признания труда работников.
5. Раскройте основные формы признания труда работников.
6. Что понимается под оценкой труда работников?
7. Приведите методы индивидуальной оценки труда работников.
8. Приведите методы групповой оценки труда работников.
9. Опишите процесс аттестации (оценку персонала).

Наиболее общие права и обязанности работников и работодателей закреплены в ст. 2, 127, 129 КЗоТ РФ. Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять приказы и распоряжения администрации, повышать производительности труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу.

Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта.

ст. 8,9 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 (с изменениями от 29 апреля 1994 г.), установлено, что государственный служащий обязан :

1. осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;

2. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;

3. поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий;

4. соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок;

5. не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы.

Он имеет право:

1. требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;

2. принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

3. запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

4. на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;

5. знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

6. требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

7. на выход в отставку.

Поощрение - это публичное признание результатов труда работников, которое, осуществляется с помощью различных мер поощрения (морального и материального характера), а также путем предоставления льгот и преимуществ.

Меры поощрения в зависимости от общественной значимости заслуг работников подразделяются на две группы: поощрения за успехи в работе и поощрения за особые трудовые заслуги.

Поощрения за успехи в работе можно подразделить на: носящие материальный и моральный характер . Как правило, поощрения применяются индивидуально. В отдельных случаях могут применяться меры поощрения к коллективам бригад, участков, цехов, предприятий.

Успехи в труде служат основаниями применения следующих мер поощрения:

1. объявление благодарности;

2. выдача премии;

3. награждение ценным подарком;

4. награждение почетной грамотой;

5. занесение в Книгу почета или на Доску почета.

В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить:

а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством;

б) вина работника (умышленная или неосторожная);

в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде.

Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную .

К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 135 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. увольнение.

Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и дополнению в локальных правилах внутреннего трудового распорядка не подлежит.

Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине, предусматривающие более строгие меры взыскания. К ним относятся:

1. прокурорские работники, на которых за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, налагаются следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. понижение в классном чине;

5. лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре РФ";

6. лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры РФ";

7. предупреждение о неполном служебном соответствии;

8. увольнение из органов прокуратуры;

2. государственные служащие, работники железнодорожного транспорта, работники организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии и другие категории работников (морского, речного транспорта).

Гарантиями защиты интересов работников от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности служат установленные законодательством правила наложения дисциплинарных взысканий, которые заключаются в следующем:

1. налагаются руководителем предприятия или его заместителем;

2. при наложении дисциплинарных взысканий должны учитываться обстоятельства, при которых совершен проступок, предшествующая работа и поведение работника, тяжесть совершенного проступка;

3. до наложения взыскания от работника должно быть получено в письменной форме объяснение;

4. за один проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание;

5. взыскание налагается на работника не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее 6-месячного срока со дня совершения проступка, а по результатам ревизии - не позднее 2-х лет со Дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. При этом надлежит иметь в виду, что:

1. месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания следует исчислять со дня обнаружения проступка;

2. днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;

3. в силу закона в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается только время болезни работника или пребывания его в отпуске; отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока;

4. к отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые администрацией в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, кратковременные отпуска без сохранения заработной платы и другие;

3. приказ сообщается работнику под расписку;

4. работник считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию, если в течение года со дня его применения он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

За нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения этого проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.

В случае, когда администрация в соответствии со ст. 138 КЗоТ РФ вместо применения к работнику дисциплинарного взыскания передала вопрос о нарушении им трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива, решением которого к работнику были применены меры общественного воздействия, администрация не имеет права за тот же проступок подвергнуть нарушителя дисциплинарному взысканию, поскольку не воспользовалась предоставленным ей правом привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

Лекция 13

Жилищное право.

1. Понятие и принцип жилищного права

Жилищное право, *в узком смысле* - субъективное право конкретного человека на жилищное помещение; *в широком смысле* - институт (подотрасль гражданского права), включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные жилищным отношениям или отношениям, связанным с жильем (административного, земельного, финансового и экологического права).

Предметом регулирования жилищного права *в широком смысле* являются жилищные правоотношения, возникающие в соответствии с 1 п. ст. 4 ЖК РФ:

· По возникновению/осуществлению/изменению/прекращению право владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда

· Пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда

· Пользование общим имуществом

· Отнесению помещений к числу жилых помещений и исключение их из жилищного фонда

· Учету жилищного фонда

· Переустройству/перепланировке жилых помещений

· Управлению многоквартирными домами

· Созданию деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ, собственников жилья, прав и обязанностей их членов

· Предоставление коммунальных услуг

· Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

· Контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда соответствию жилых помещений, установленным санитарными и техническими нормами и иным законодательством

Субъектами (участниками) жилищных правоотношений в соответствии 2 п. 4ст. ЖК РФ – являются физические/юридические лица, РФ и ее субъекты, а так же муниципальные образования.

Страница
12

Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

К моральным стимулам относятся похвала и критика.

Социально-прихологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Важно выделить возможные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Методы совершенствования параметров работы основаны на принципах, изложенных выше.

Обеспечение разнообразия умений и навыков . Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.

Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно-технических работников.

Работникам необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.

Было бы ошибкой считать, что обучение заканчивается, как только сотрудник освоит свою работу. На самом деле возможность постоянно совершенствоваться – важнейший стимул, позволяющий людям многие годы творчески выполнять одну и ту же работу на одном и том же предприятии. Нужно постоянно повышать квалификацию сотрудников и организовывать для работников контакты с людьми, у которых можно чему-либо поучиться. В настоящее время многие предприятия создают целые образовательные отделы, организующие занятия для сотрудников. Также возможно в той или иной форме оплачивать учебу сотрудников. Это предполагает полную или частичную компенсацию расходов на обучение и учебные материалы. Оплата обычно определяется двумя ключевыми условиями: во-первых, изучаемый предмет должен быть непосредственно связан с работой сотрудника и, во-вторых, работник должен показывать удовлетворительные результаты в учебе. Современные программы обучения повышают компетентность сотрудников и помогают им расти по службе.

Обеспечение целостности работы. Как уже отмечалось, работники испытывают большее удовлетворение от работы, которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми. Следует помнить: чтобы хорошо выполнять свои обязанности, надо понимать, что делается на других участках. Необходимо дать возможность работникам ознакомиться с деятельностью других отделов, цехов и даже предприятий. Это позволяет им глубже осмыслить свою работу и увидеть перспективы дальнейшей карьеры на предприятии – возможно, в другом подразделении или на другой должности.

Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.

Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимулирующих. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

Повышение важности работы . Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.

Работник всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы как эта работа “вливается” в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.

Увеличение автономии . Работа менеджера состоит из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию работников.

Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том числе, где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение.

При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы. Даже если они частично участвуют в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того, что они будут чувствовать ответственность за работу и испытывать чувство успеха при успешном ее завершении.

Это реализуется с помощью системы квалифицированных собеседований. В ходе таких собеседований необходимо предотвратить ситуацию, когда подчиненный ставит перед собой нереальные цели, которые заведомо не могут быть реализованы по каким-либо причинам, зависящим, в том числе и от текущего состояния дел фирмы.

Инструменты, материалы и оборудование, а также методы их использования образуют еще одну область, где можно увеличить самостоятельность. Очень часто работники не имеют права отказываться даже от некачественных материалов. Нетрудно предположить к чему это может привести в случае, если дальше по ходу технологического процесса предусмотрен контроль качества. Ведь обязанность контролеров - предъявлять жалобы тем, чьи компоненты не соответствуют стандарту.

Бухгалтерский учет