Рассчитываем численность персонала службы охраны труда. Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации Рекомендации по численности службы охраны труда

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Советует

Наталия ЮРОВА,

генеральный директор Управления охраны труда ООО «УОТ „Беркана“» (Москва)

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в . Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Наименование работы

Норматив численности

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

в организации

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

работников организации

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Ч н = Т об /Н рв,
где Ч н – нормативная численность, Т об – общие затраты времени на расследование (Т об = 115 ч), Н рв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Н рв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

Ч сп = Ч н × К н,

где Ч сп – списочная численность специалистов по охране труда;
Ч н – итоговая нормативная численность;
К н – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

К н = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

К н = 1 + 10%/100 = 1,1.

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Ч сп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Предупреждает

Дмитрий КАЗАНЦЕВ,

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» – В2В-Center (Москва)

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Управление охраной труда в организациях - Нормативная численность работников службы охраны труда

Нормативная численность работников службы охраны труда

Межотраслевые нормы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены постановлением Минтруда России от 22.01.01г. № 10. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела, который:

  1. планирует и организует работу отдела, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за предоставление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или трудового коллектива;
  2. обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений по вопросам охраны труда;
  3. представляет работодателю предложения по вопросам подбора кадров, поощрения отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам, не выполняющим свои обязанности; . обеспечивает систематическое повышение квалификации работников в отделе.

Нормативы численности работников установлены на основе статистической отчетности служб охраны труда, охватывают основные направления их деятельности. Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации произведен в табл. 3.


Таблица 3. Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации


Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности. Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:


Чсп = Чн * Кн,

где Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отдыха, болезни и т.п.


Кн = 1 + % планируемых невыходов /100.


В случае, когда структурные подразделения удалены друг от друга на расстояние 0,5 - 1,5км, списочная численность работников определяется с коэффициентом 1,2; при расстоянии между подразделениями более 1,5км -К=1,4.


Чсп = Чн*1,1*1,2.

Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, ПЭВМ. Работник должен быть обеспечен канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов с учетом специфики производства.

Административно-производственный контроль по охране труда в организациях

Наибольшее распространение на предприятиях получил административно-производственный контроль, при котором производится последовательная проверка состояния охраны труда на трех и более уровнях. Например, в нефтеперерабатывающей и газовой отраслях предусмотрен шестиуровневый контроль (согласно ВРД 39-1.14-021-2001 «Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром»).


Объекты контроля для каждого уровня можно подразделить на группы:

  1. на первом уровне - рабочее место, участок, бригада;
  2. на втором уровне - цех, служба;
  3. на третьем уровне - филиал, производство;
  4. на четвертом и пятом уровнях - организация;
  5. на шестом уровне - акционерное общество.

Первый уровень контроля осуществляет каждый работник на своем рабочем месте. Работник ежедневно проверяет состояние рабочего места на соответствие требованиям охраны труда и при выявлении нарушений принимает меры по и устранению, сообщает о нарушениях непосредственному руководителю, старшему смены, бригады, вахты.


Руководитель работ (бригадир, мастер, начальник смены), а также уполномоченные лица ежедневно перед началом работ проверяют состояние оборудования, инструментов, приспособлений, рабочего места, физическое состояние работника, состояние спецодежды и СИЗ, наличие и исправность средств коллективной защиты (вентиляция, освещение, средства сигнализации, блокировки и т.д.). Сведения о нарушениях норм, правил, инструкций вносятся руководителем участка в оперативно-технологическую документацию (оперативный журнал или журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования).


Выявленные нарушения незамедлительно устраняются под непосредственным надзором руководителя участка.


Если нарушения, выявленные на первом уровне, не могут быть устранены силами работников участка, то руководитель участка записывает их в Журнал по охране труда цеха и докладывает об этом вышестоящему руководству для принятия мер по устранению нарушений. При выявлении грубых нарушений, которые могут причинить ущерб здоровью или привести к аварии, руководитель участка приостанавливает работы до полного устранения нарушений.


Второй уровень административно-производственного контроля осуществляет руководитель цеха, службы не реже 1-го раза в 10 дней. При большом количестве в цехе объектов, участков, бригад или при значительной их разбросанности руководитель цеха письменным распоряжением закрепляет объекты между своими заместителями.


Обнаруженные нарушения правил и норм безопасности записываются в Журнал охраны труда цеха (службы). Устранение нарушений производится в установленные сроки под непосредственным руководством начальника цеха (службы). Если выявленные на втором уровне нарушения не могут быть устранены силами цеха, то его руководитель докладывает об этом вышестоящему руководству. При выявлении грубых нарушений, которые могут причинить ущерб здоровью работников или привести к авариям, начальник цеха (службы) приостанавливает работы до полного устранения этих нарушений, о чем информирует вышестоящего руководителя. Выполнение мероприятий на втором уровне контроля осуществляет начальник цеха. Он не реже одного раза в месяц проводит оперативное совещание с начальниками, мастерами, на котором рассматриваются результаты проверок состояния охраны труда, контролирует выполнение мероприятий в соответствии с Журналом охраны труда цеха.


Третий уровень административно-производственного контроля осуществляет постоянно действующая комиссия по охране труда и промышленной безопасности (ПДК ОТ и ПБ), назначаемая приказом руководителя филиала, под руководством главного инженера или заместителя филиала по безопасности. В состав ПДК ОТ и ПБ входят главные специалисты по охране труда, а также представители государственного надзора и профсоюзных комитетов.

Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на нанимателей независимо от наименования и форм собственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 июля 1999 г. N 94

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В соответствии с Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 1998 - 2000 годы с учетом внесенных дополнений и изменений на 1999 год Министерство труда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях.

2. Установить, что Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на нанимателей независимо от наименования и форм собственности.

Министр И.А.Лях

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства труда

Республики

Беларусь

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

1. Общая часть

1.1. Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях применяются субъектами хозяйствования независимо от наименования и форм собственности.

1.2. Нормативы численности учитывают следующие функции службы охраны труда:

1) организацию и координацию работы в службе охраны труда;

2) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии;

4) профилактику производственного травматизма;

5) технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда;

6) участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности, ведение документации по охране труда;

7) организацию пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда;

8) организацию обучения, проверки знаний, проведение инструктажей по охране труда работников.

1.3. В основу разработки нормативов численности специалистов по охране труда положены:

данные оперативного учета и отчетности;

фотографии (самофотографии) рабочего времени специалистов службы охраны труда, проведенные на предприятиях;

материалы изучения существующей организации труда специалистов службы охраны труда и рекомендации по ее совершенствованию.

1.4. При создании нормативов численности специалистов по охране труда использованы следующие материалы:

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 г. N 13;

Нормативы численности инженеров по охране труда и технике безопасности. М.: ЦБНТ, 1987;

Отчет о научно-исследовательской работе НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь по теме 10.98.23 "Разработать предложения по оптимизации работы служб охраны труда на уровне отрасли и предприятия на основе анализа сложившейся системы";

Отчет Министерства статистики и анализа Республики Беларусь "Состояние условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда на предприятиях и в организациях Республики Беларусь" (по состоянию на 1 декабря 1997 г.);

1.5. Нормативы численности разработаны с учетом следующих факторов:

среднесписочной численности работников;

среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

количества самостоятельных структурных подразделений на предприятии;

численности работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, определяемой из "Отчета об аттестации рабочих мест, условиях труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда" (форма государственной статистической отчетности 1-т), с учетом изменений в период времени между составлением отчетности.

При этом независимо от того, пользуется ли работник одной или несколькими видами льгот и компенсаций, он учитывается только один раз.

1.6. Нормативы численности учитывают, что периодичность выполнения отдельных видов работ по охране труда различна и некоторые из них производятся не ежедневно и рассчитаны исходя из среднегодового объема работ с учетом равномерного его распределения на каждый рабочий день.

1.7. Приведенные в нормативах числовые значения с указаниями "до" следует понимать включительно. Общая численность специалистов по охране труда, предусмотренная данными Нормативами, определяется как сумма нормативов численности, полученных из таблиц 1 - 7.

1.8. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения (объекты) удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии свыше 1,5 км - коэффициент 1,4.

1.9. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий, санитарных врачей, специалистов по охране окружающей среды, по надзору за подъемными сооружениями и другими объектами специализированного надзора нормативами не предусмотрена.

1.10. В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:

в производственной сфере при численности работающих - от 100 до 250 человек;

в других отраслях при численности работающих - от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 и более человек расчет ведется по таблицам Нормативов.

При расчете с использованием таблиц численности специалистов по охране труда для предприятий непроизводственной сферы, не связанных с осуществлением потенциально опасных видов деятельности, производствами и объектами повышенной опасности, допускается применение коэффициента 0,5 к значениям нормативной численности, полученным из таблиц 2 - 6.

1.11. Если численность работников на предприятии меньше установленного базового норматива, при котором вводится должность специалиста по охране труда, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия.

В этом случае может создаваться общая для нескольких родственных по направлениям деятельности предприятий служба охраны труда. Создание такой службы осуществляется в соответствии с договором между двумя и более предприятиями либо на основе распоряжения вышестоящей организации.

2. Организация труда

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Республики Беларусь, коллективным договором и соглашением по охране труда предприятия, нормативной документацией предприятия и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками органами, а также с органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений.

Рабочее место специалиста службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стульями, книжным шкафом для хранения документов, обеспечить телефоном и необходимыми средствами оргтехники, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов.

3. Нормативная часть

3.1. Организация и координация работы в службе охраны труда

3.1.1. Условия формирования службы охраны труда.

Функции службы охраны труда определяются соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда.

В штатное расписание предприятия могут быть включены структурные подразделения: бюро охраны труда - при численности специалистов по охране труда 2 - 3 человека, включая начальника, или отдел - при численности 4 и более человек.

3.1.2. Направления деятельности начальника службы охраны труда предусмотрены Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. N 112.

3.2. Направления деятельности работников службы охраны труда

3.2.1. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых документов по охране труда (таблица 1).

Состав работ

Осуществление контроля за:

соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением-приказом Министерства труда и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 мая 1999 г. N 60/170 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 50, 8/430);

наличием в подразделениях инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром;

правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

Оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.

Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

Согласование проектов инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Таблица 1

N п/п Среднеспи-
до 100 101 - 350 351 - 500 501 - 1000 1001 - 3500 3501 и свыше
1 2 3 4 5 6 7 8
1 250 - 500 0,06 0,07 - - - -
2 501 - 750 0,07 0,08 0,09 - - -
3 751 - 1000 0,08 0,09 0,10 0,12 - -
4 1001 - 1500 0,10 0,12 0,14 0,17 0,19 -
5 1501 - 3000 0,14 0,17 0,20 0,24 0,27 -
6 3001 - 5000 0,20 0,24 0,29 0,35 0,42 -
7 5001 - 7500 0,28 0,32 0,38 0,45 0,56 0,65
8 7501 - 10000 0,35 0,41 0,48 0,57 0,68 0,82
9 10001 - 20000 0,65 0,72 0,79 0,93 1,03 1,13
10 20001 и свыше 0,80 0,87 0,94 1,07 1,15 1,26
Индекс а б в г д е

3.2.2. Оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии (таблица 2).

Состав работ

Осуществление контроля за:

выполнением работниками в подразделениях предприятия требований инструкций по охране труда;

правильным содержанием производственных и вспомогательных помещений;

безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;

правильной организацией рабочих мест, процессов;

соблюдением установленных сроков выдачи и испытаний средств индивидуальной защиты;

техническим состоянием машин и оборудования, в том числе подконтрольных органам государственного надзора;

правильной эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения;

соблюдением графиков замеров опасных и вредных производственных факторов.

Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таблица 2

N п/п Среднеспи-
сочная численность работников на предприятии
Численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда
до 100 101 - 350 351 - 500 501 - 1000 1001 - 3500 3501 и свыше
Нормативная численность, чел.
1 2 3 4 5 6 7 8
При количестве самостоятельных структурных подразделений на предприятии до 5
1 250 - 500 0,26 0,29 - - - -
2 501 - 750 0,29 0,33 0,37 - - -
3 751 - 1000 0,32 0,36 0,40 - - -
4 1001 - 1500 0,38 0,43 0,49 0,55 - -
5 1501 - 3000 0,56 0,63 0,70 0,75 0,79 -
6 3001 - 5000 0,80 0,87 0,96 0,99 1,05 -
7 5001 и свыше 0,87 0,95 1,03 1,15 1,31 1,44
При количестве самостоятельных структурных подразделений на предприятии от 6 до 10
8 250 - 500 0,29 0,32 - - - -
9 501 - 750 0,32 0,36 0,40 - - -
10 751 - 1000 0,35 0,42 0,45 - - -
11 1001 - 1500 0,41 0,45 0,51 0,57 - -
12 1501 - 3000 0,59 0,65 0,72 0,79 0,82 -
13 3001 - 5000 0,83 0,89 0,98 1,05 1,14 -
14 5001 - 7500 0,90 0,99 1,12 1,34 1,41 1,54
15 7501 - 10000 1,01 1,15 1,34 1,58 1,74 1,84
16 10001 и свыше 1,45 1,62 1,78 1,89 2,14 2,53
При количестве самостоятельных структурных подразделений на предприятии от 11 до 20
17 250 - 500 0,40 0,44 - - - -
18 501 - 750 0,45 0,53 0,57 - - -
19 751 - 1000 0,53 0,62 0,73 0,86 - -
20 1001 - 1500 0,62 0,73 0,86 0,94 1,02 -
21 1501 - 3000 0,73 0,86 0,94 1,04 1,24 -
22 3001 - 5000 0,86 0,94 1,05 1,32 1,53 1,77
23 5001 - 7500 0,94 1,07 1,30 1,56 1,78 1,87
24 7501 - 10000 1,25 1,38 1,59 1,80 1,87 2,15
25 10001 - 20000 1,50 1,65 1,81 1,91 2,16 2,56
26 20001 и свыше 1,80 1,90 2,05 2,20 2,50 3,00
При количестве самостоятельных структурных подразделений на предприятии от 21 до 50
27 250 - 500 0,46 0,50 - - - -
28 501 - 750 0,50 0,54 0,62 - - -
29 751 - 1000 0,56 0,66 0,78 0,88 - -
30 1001 - 1500 0,65 0,79 0,97 1,26 1,36 -
31 1501 - 3000 0,79 0,97 1,28 1,46 1,72 -
32 3001 - 5000 0,97 1,28 1,47 1,72 1,89 2,01
33 5001 - 7500 1,29 1,47 1,72 1,89 2,01 2,16
34 7501 - 10000 1,47 1,73 1,89 2,01 2,16 2,50
35 10001 - 20000 1,81 1,91 2,06 2,20 2,51 2,72
36 20001 и свыше 1,91 2,15 2,20 2,52 2,75 3,15
При количестве самостоятельных структурных подразделений на предприятии от 51 до 125
37 250 - 500 0,50 0,56 - - - -
38 501 - 750 0,56 0,60 0,69 - - -
39 751 - 1000 0,61 0,72 0,89 1,09 - -
40 1001 - 1500 0,74 0,89 1,11 1,38 1,56 -
41 1501 - 3000 0,91 1,11 1,44 1,56 1,71 -
42 3001 - 5000 1,11 1,44 1,56 1,80 2,01 2,38
43 5001 - 7500 1,44 1,56 1,81 2,01 2,38 2,58
44 7501 - 10000 1,70 2,01 2,09 2,55 2,79 3,14
45 10001 - 20000 2,08 2,10 2,55 2,89 3,14 3,28
46 20001 и 2,12 2,55 2,90 3,16 3,30 3,80
Индекс а б в г д е

Примечание. Под самостоятельными структурными подразделениями на предприятии следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя предприятия и его заместителей.

3.2.3. Организация работы по профилактике производственного травматизма (таблица 3).

Состав работ

Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в оперативных совещаниях по разбору аварий и несчастных случаев на производстве и в разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.

Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до работников структурных подразделений, подготовка приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по предприятию).

Таблица 3

N п/п Среднеспи-
сочная численность работников на предприятии
Численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда
до 100 101 - 350 351 - 500 501 - 1000 1001 - 3500 3501 и свыше
Нормативная численность, чел.
1 2 3 4 5 6 7 8
1 250 - 500 0,13 0,14 0,16 - - -
2 501 - 750 0,14 0,16 0,17 - - -
3 751 - 1000 0,16 0,17 0,19 0,21 - -
4 1001 - 1500 0,19 0,21 0,24 0,27 - -
5 1501 - 3000 0,28 0,31 0,34 0,37 0,40 -
6 3001 - 5000 0,40 0,43 0,46 0,51 0,54 -
7 5001 - 7500 0,55 0,58 0,63 0,68 0,74 0,79
8 7501 - 10000 0,70 0,75 0,80 0,86 0,93 1,02
9 10001 - 20000 1,30 1,35 1,41 1,48 1,57 1,68
10 20001 и свыше 1,60 1,65 1,71 1,79 1,88 1,99
Индекс а б в г д е

3.2.4. Технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда (таблица 4).

Состав работ

Осуществление технического надзора за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда.

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

Согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

Проведение совместно с соответствующими службами предприятия с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

3.2.5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации (таблица 5).

Состав работ

Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда.

Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

Организация хранения документации (актов форм Н-1, НП, ПЗ-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др. в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами).

Таблица 4

N п/п Среднеспи-
сочная численность работников на предприятии
до 5 6 - 10 11 - 20 21 - 50 51 - 125
Нормативная численность, чел.
1 2 3 4 5 6 7
1 250 - 500 0,18 0,21 0,24 0,27 0,30
2 501 - 750 0,20 0,24 0,28 0,31 0,33
3 751 - 1000 0,23 0,26 0,29 0,35 0,37
4 1001 - 1500 0,27 0,31 0,34 0,42 0,61
5 1501 - 3000 0,33 0,42 0,45 0,51 0,62
6 3001 - 5000 - 0,49 0,61 0,70 0,75
7 5001 - 7500 - - 0,73 0,89 1,46
8 7501 - 10000 - - - 1,28 1,67
9 10001 - 20000 - - - - 2,21
10 20001 и свыше - - - - 2,24
Индекс а б в г д

Таблица 5

N п/п Среднеспи-
сочная численность работников на предприятии
Количество самостоятельных структурных подразделений на предприятии
до 5 6 - 10 11 - 20 21 - 50 51 - 125
Нормативная численность, чел.
1 2 3 4 5 6 7
1 250 - 500 0,13 0,15 0,19 0,20 0,23
2 501 - 750 0,15 0,17 0,20 0,24 0,27
3 751 - 1000 0,16 0,18 0,25 0,28 0,32
4 1001 - 1500 0,19 0,22 0,26 0,33 0,43
5 1501 - 3000 0,28 0,32 0,39 0,48 0,61
6 3001 - 5000 - 0,47 0,56 0,69 0,88
7 5001 - 7500 - - 0,68 0,88 1,12
8 7501 - 10000 - - - 0,89 1,38
9 10001 - 20000 - - - 1,53 2,11
10 20001 и свыше - - - 1,60 2,20
Индекс а б в г д

3.2.6. Организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда (таблица 6).

Состав работ

Организация работы кабинета по охране труда, пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии с использованием для этих целей внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати предприятия, стенных газет, витрин и т.д.

Организация проведения лекций, бесед по охране труда; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организация обмена передовым опытом по охране труда. Консультирование работников предприятия по вопросам охраны труда.

3.2.7. Организация проведения обучения, проверки знаний, инструктажей работников предприятия по охране труда (таблица 7).

Состав работ

Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда. Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда.

Проведение консультаций по вопросам обучения по охране труда.

Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

Таблица 6

N п/п Средне- списочная численность работников на предприятии Количество самостоятельных структурных подразделений на предприятии
до 5 6 - 10 11 - 20 21 - 50 51 - 125
Нормативная численность, чел.
1 2 3 4 5 6 7
1 250 - 500 0,16 0,18 0,21 0,23 0,27
2 501 - 750 0,18 0,21 0,24 0,30 0,32
3 751 - 1000 0,19 0,22 0,27 0,33 0,37
4 1001 - 1500 0,23 0,26 0,32 0,40 0,51
5 1501 - 3000 0,34 0,40 0,44 0,59 0,75
6 3001 - 5000 - 0,56 0,67 0,83 1,07
7 5001 - 7500 - - 0,84 1,08 1,37
8 7501 - 10000 - - - 1,38 1,79
9 10001 - 20000 - - - - 2,28
10 20001 и свыше - - - - 2,40
Индекс а б в г д

Таблица 7

N п/п Среднесписочная численность работников на предприятии Норматив численности
1 2 3
1 250 - 500 0,14 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
2 501 - 750 0,18 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
3 751 - 1000 0,23 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
4 1001 - 1500 0,31 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
5 1501 - 3000 0,57 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
6 3001 - 5000 0,92 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
7 5001 - 7500 1,36 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
8 7501 - 10000 1,76 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
9 10001 - 20000 3,50 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
10 20001 и свыше 4,16 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии

Норматив численности, получаемый из таблицы 7, состоит из результата сложения первого числа (учитывает вопросы обучения, проверки знаний, контроля) и произведения числа 0,012 на среднемесячную численность вновь принимаемых работников на предприятии (учитывает проведение вводного инструктажа).

Примечание. Под среднемесячной численностью вновь принимаемых работников на предприятии следует понимать всех работников, принимаемых ежемесячно на постоянную или временную работу, а также учащихся и студентов, проходящих производственную практику на предприятии, командированных работников других предприятий, выполняющих работы на предприятии, т.е. всех лиц, с которыми проводят вводный инструктаж.

4. Пример расчета общей численности специалистов по охране труда

4.1. При определении общей численности округление производится до целого числа.

4.2. Пример расчета общей численности работников службы охраны труда.

На предприятии со среднесписочной численностью работников 621 человек на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда занято 112 человек, количество самостоятельных структурных единиц предприятия - 14; среднемесячная численность вновь принимаемых работников - 10 человек.

Расчет нормативной численности приведен в таблице 8.

Таблица 8

N п/п Наименование видов работ Номер таблицы и пункта таблицы Норматив численности
1 2 3 4
1 Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых документов по охране труда Табл. 1; пункт 2б 0,08
2 Оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии Табл. 2; пункт 18б 0,53
3 Организация работы по профилактике производственного травматизма Табл. 3; пункт 2б 0,16
4 Технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда Табл. 4; пункт 2в 0,28
5 Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации Табл. 5; пункт 2в 0,20
6 Организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда Табл. 6; пункт 2в 0,24
7 Организация проведения обучения, проверки знаний, инструктажей работников предприятия по охране труда Табл. 7; пункт 2 0,18 + 0,012 x 10 = 0,30
ИТОГО 1,79

Общая численность работников службы охраны труда - 2 человека, если производство расположено компактно.

В случае удаления подразделений друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км общая численность службы охраны труда составит 2 человека (1,2 x 1,79 = 2,148); более 1,5 км - 3 человека (1,4 x 1,79 = 2,506).

Проведем расчет нормативной численности работников охраны труда в ОАО «ОНИИП». На основании Постановления Минтруда России от 22.01.2001 г. №10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96) и при численности работников 629 человек.

Полученные нормативы численности работников службы охраны труда на ОАО «ОНИИП» и итоговый результат приведены в таблице 1. Эти данные позволят оценить действующее число работающих в службе охраны труда.

Таблица 1 – Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Наименование видов работ

Наименование факторов

Единица измерения

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Норматив численности

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний

Организация и участие проведение специальной оценки условий труда (АРМ)

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Организация пропаганды по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Организация проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации

Среднесписочная численность работников организации

Среднемесячная численность вновь принимаемых работников

Планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Количество самостоятельных структурных подразделений

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Участие в расследование и учете несчастных случаев в организации

Количество несчастных случаев за год

Норма времени на расследование одного несчастного случая

Нормативная численность

Нормативная численность работников службы охраны труда:

Чн = 0,16+0,18+0,21+0,52+0,17+0,36+0,08+0,24+0,02=1,94 чел.

Списочная численность работников службы охраны труда устанавливается по формуле:

Где К н - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

Где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета, определяется по формуле:

Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников:

Таким образом, списочная численность работников службы охраны труда:

Ч сп = Ч н ∙К н = 1,94∙1,13= 2,19 ≈ 3 чел.

Фактически, в службе охраны труда, организации ОАО «ОНИИП» работает 2 специалиста.

Выполненный расчет показал, что существующего штата недостаточно для качественного выполнения всего объема работ. Для повышения эффективности работы, необходимо зачислить в службу охраны труда одного специалиста. ТАБЛИЦЫ ломать нельзя. На след. Листе писать ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ №

При создании отдела охраны труда работодателю необходимо руководствоваться «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 г. (далее – Рекомендации).

Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо подобрать оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, общей численности работников предприятия и «Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (далее – Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 г. .

Нормативы предусматривают условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел). В пункте 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (3-5 человек) или отдел (от шести человек).

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы ОТ в организации (п. 1.3) :

1) управление охраной труда;

2) организация работы:

По предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

По проведению аттестации рабочих мест;

По приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;

По проведению инструктажей, обучению, проверке знаний сотрудников предприятия в области требований охраны труда;

По планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению соответствующей отчетности;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;

4) участие в реконструкции производства и проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников предприятия;

5) расследование и учет несчастных случаев.

Нормативы определены только в отношении легко поддающихся учету факторов:

Среднесписочной численности работников организации;

Численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

Количества самостоятельных структурных подразделений;

Среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

Количества несчастных случаев за год.

В то же время в межотраслевых нормативах не учтены (это было невозможно сделать) такие факторы, существенно влияющие на состав и объем работы службы, как:

Отраслевые особенности производства;

Состояние оборудования;

Климатические особенности и экологическое состояние данной местности;

Половозрастной состав работников и т.д.

В нормативах приведены все показатели численности работников службы охраны труда в зависимости от перечисленных факторов. Для определения нормативной численности сотрудников службы охраны труда (Чн) необходимо суммировать показатели численности по таблицам соответственно обстановке в организации.

Общая формула расчета списочной численности работников службы (Чсп) такова:

Чcп = Чн Кн,

где Чсп – списочная численность работников службы; Чн – нормативная численность работников службы охраны труда; Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

Данный коэффициент также определяется по следующей формуле:

Кн = 1 + (Н / 100),

где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.; Н – процент планируемых невыходов.

Процент планируемых невыходов работников определяется по данным бухгалтерского учета.

Штатная численность работников службы ОТ в организации (Чшт) и будет соответствовать рассчитанной по формуле списочной численности:

Чшт = Чсп.

Отдельное внимание следует уделить предприятиям с обособленными производственными структурами. Это предприятия, цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

В тех случаях, когда такие подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанную по нормативам, следует умножить на коэффициент 1,2. А если отдельная структура находится на расстоянии от 1,5 км и более, то применяется коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и более количество работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА (вариант 31)

Исходные данные для расчета нормативной численности

работников службы охраны труда по табл. 2 (прил.)

Алгоритм действий

1.Для определения нормативной численности работников службы охраны труда по наименованию «Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний» по табл. 4 (прил.) определяется заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах, при заданном параметре в 145 чел. (диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,21.

2. Для установления нормативной численности работников службы ОТ по «Организации работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда» по табл. 5 (прил.) находим заданное по условию число структурных подразделений (38) в диапазоне от 21 до 50; по строке 29 определяется среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,39.

3. По табл. 6 (прил.) определяется норматив численности по «Организации пропаганды по охране труда». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре 38 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) находится значение норматива, равное 0,40.

4. По табл. 7 (прил.) устанавливается норматив численности по «Организации проведения инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации». Для этого на пересечении значения среднемесячной численности вновь принимаемых работников (до 20), при заданном параметре 20 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) определяется значение норматива, равное 0,55.

5. Для выставления нормативной численности работников службы охраны труда по «Планированию мероприятий по охране труда, составлению отчетности по установленным формам и ведению документации по охране труда» по табл. 8 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4) и заданное количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (столбец от 21 до 50). На пересечении заданных параметров находится норматив численности, равный 0,33.

6. Для вычисления нормативной численности работников службы охраны труда по «Оперативному контролю за состоянием охраны труда в организации и её структурных подразделениях» по табл. 9 (прил.) находится диапазон структурных подразделений от 21 до 50 (так как заданное количество равно 38); на строке 29 располагается среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,79.

7. Для установления нормативной численности работников службы охраны труда по «Контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда» по табл. 10 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,12.

8. По табл. 11 (прил.) вычисляется норматив численности по «Участию в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре (38) и среднесписочной численности работников организации (1002 чел.) (строка 4) находится значение норматива, равное 0,42.

9. Для выставления норматива численности по «Расследованию и учету несчастных случаев в организации» необходимо рассчитать время расследования, затрачиваемое на расследование произошедших несчастных случаев. Для этого необходимо норму времени расследования одного несчастного случая (24 ч) умножить на количество несчастных случаев, произошедших за год, то есть

120 / 2000 = 0,06.

Таким образом, норматив численности равен 0,06.

Вывод: при среднесписочной численности работников организации 1002 чел. нормативная численность сотрудников службы охраны труда составляет 3 чел., что позволяет говорить о создании бюро по охране труда.

Правила оформления расчета представлены в табл. 3 (прил.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом в Трудовом кодексе РФ определяется термин «охрана труда»?

2. Какова цель системы охраны труда, и какие задачи необходимо решить для её достижения?

3. Что понимается под термином «управление системой охраны труда»?

4. Что является объектом управления охраны труда?

5. Перечислите основные принципы управления охраной труда.

6. Какие группы направлений работ включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в организации по обеспечению требований охраны труда?

7. Перечислите три уровня системы охраны труда в организации.

8. В соответствии с какими нормативными документами создаётся служба охраны труда в организации, каким нормативным документом регламентируется её работа?

9. Перечислите основные задачи службы охраны труда.

10. Назовите основные функции службы охраны труда.

11. Какие документы должны иметься в службе охраны труда, отделе или у специалиста по охране труда?

12. Какие квалификационные требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

13. На основании какого документа устанавливается оптимальное количество работников службы охраны труда?

14. Какие направления деятельности службы охраны труда учитывают нормативы численности работников этого подразделения в организациях, а что в них не включено?

15. Каковы особенности исчисления сотрудников службы охраны труда на предприятиях с обособленными производственными структурами?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 2007.

2. Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях: постановление Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 4.

3. Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда: постановление Минтруда РФ № 7 от 17.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2.

4. Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации: постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 3.

5. Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 413 от 29.05.2006//Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2006. – № 6.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ № 197 от 30.12.2001 (с изм.) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

7. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011 // Российская газета. –
2011. – 24 июня.

8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.aup.ru/docs/d2/, свободный.

9. Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда: постановление Министерства труда РФ № 11 от 27.02.95. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.tuk.ru/ohrana-truda/ohrana-truda.pdf, свободный.

Введение...............................................................................................3

1. Основы управления охраной труда в организациях..................4

2. Органы управления охраной труда в организациях...................10

3. Расчет нормативной численности работников службы

охраны труда в организации.............................................................20

4. Пример расчета нормативной численности работников

службы охраны труда.......................................................................23

Контрольные вопросы.......................................................................26

Библиографический список………..................................................27

Приложения…………………………………………………………28

Истории успеха