Скачать презентацию на тему 2 закон ньютона. Презентация по физике "второй закон ньютона"


Цели: Систематизация знаний о равнодействующей всех сил, приложенных к телу; о сложении векторов. Интерпретация второго закона Ньютона Восприятие данной формулировки закона. Применение полученных знаний к знакомой и новой ситуации при решении физических задач.


Вопросы для повторения: 1. Что изучает динамика? 2. Инерция. Примеры проявления. 3. Объяснения первого закона Ньютона на примере. 4. Может ли тело сохранять скорость в одной системе отсчета, но изменить её в другой. Поясните. 5. Как движется тело, если на него не действует другие тела? 6. Чему равна равнодействующая всех сил, если тело движется равномерно и прямолинейно? 7. Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением, относительно какой – либо инерциальной системы? 8. По горизонтальной прямолинейной дороге равномерно движется автомобиль с работающим двигателем. Не противоречит ли это первому закону Ньютона 9. В каких случаях она будет инерциальной: а) поезд стоит на станции; б) поезд отходит от станции; в) поезд подходит к станции; г) движется равномерно на прямолинейном участке пути дороги?




Инертность тел Свойство тела сохранять свою скорость неизменной, т. е. сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения при отсутствии внешних воздействий на это тело или их взаимной компенсации, называется его инертностью. Инертность тел приводит к тому, что мгновенно изменить скорость тела невозможно - действие на него другого тела должно длиться определенное время. Чем инертнее тело, тем меньше изменяется его скорость за данное время, т. е. тем меньшее ускорение получает это тело. Количественную меру инертности тела называют его массой. Чем более инертно тело, тем больше его масса. Наблюдения показывают, что для любых двух взаимодействующих между собой тел независимо от способа их взаимодействия отношение модулей ускорений, полученных телами в результате этого взаимодействия, всегда получается одинаковым. Следовательно, это отношение зависит от инертных свойств взаимодействующих тел, т. е. от их масс. Как отмечалось выше, чем больше масса тела, тем меньшее ускорение получает данное тело при взаимодействии тел между собой. Поэтому можно предположить, что отношение модулей ускорений, получаемых телами при взаимодействии между собой, равно величине, обратной отношению масс этих тел, т. е. a 1 /a 2 =m 2 /m 1.


Простые наблюдения и опыты например с тележками приводят к следующим качественным заключениям: а) тело, на которое другие тела не действуют, сохраняет свою скорость неизменной; б) ускорение тела возникает под действием других тел, но зависит и от самого тела; в) действия тел друг на друга всегда носят характер взаимодействия. Эти выводы подтверждаются при наблюдении явлений в природе, технике, космическом пространстве только в инерциальных системах отсчета. Взаимодействия отличаются друг от друга и количественно, и качественно. Например, ясно, что чем больше деформируется пружина, тем больше взаимодействие ее витков. Или чем ближе два одноименных заряда, тем сильнее они будут притягиваться. В простейших случаях взаимодействия количественной характеристикой является сила. Сила причина ускорения тел (в инерциальной системе отсчета). Сила это векторная физическая величина, являющаяся мерой ускорения, приобретаемого телами при взаимодействии. Сила характеризуется: а) модулем; б) точкой приложения; в) направлением.


Второй закон Ньютона Второй закон Ньютона – это фундаментальный закон природы; он является обобщением опытных фактов, которые можно разделить на две категории: Если на тела разной массы подействовать одинаковой силой, то ускорения, приобретаемые телами, оказываются обратно пропорциональны массам: Если силами разной величины подействовать на одно и то же тело, то ускорения тела оказываются прямо пропорциональными приложен силам: а ~ F при m = const. Обобщая подобные наблюдения, Ньютон сформулировал основной закон динамики: Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение:


Решение задачи: Поезд массой 500 т трогается с места, через 25 с скорость 18 км/ч. Определите силу тяги. Дано: M= 500 т (СИ: кг) t= 25 с V 0 =0 V= 18 км/ч =0.5м/с F= ? Решение: а= F/m а=(V-V 0) /t V 0 =0 F= m V /t ; F= 10 5 Н Ответ: Н.






Задачи С помощью инерции можно экономить горючее, электроэнергию. Каким образом? Почему это лучше получается у опытных водителей и машинистов, хорошо знающих трассу? Объясните роль рессор автомобиля. Каким образом они смягчают движение кузова? При ударе камня в стекло оно разбивается вдребезги, а при ударе пули в нем остается только отверстие. Почему?





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше». «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другие: но океан неизвестного лежит передо мной». И. Ньютон

Второй закон Ньютона

Блиц-опрос Что изучает динамика? Какое движение называется движением по инерции? Какую систему отсчета называют инерциальной? Сформулируйте первый закон Ньютона.

Сила - количественная мера действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения. F [ F ] = 1Н Сила определяется: Модулем Направлением Точкой приложения

Равнодействующая сил

Сила Т Fтяж N Fтр Fтяж N Fтяж

Цель урока: УСТАНОВИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ УСКОРЕНИЯ ОТ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ТЕЛО, И МАССЫ ЭТОГО ТЕЛА.

Зависимость ускорения тела от его массы

Проверка справедливости соотношений a ~ F a ~ Движение тележки считаем равноускоренным без начальной скорости, поэтому ускорение можно вычислять по формуле:

Второй закон Ньютона В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально силе, приложенной к телу и обратно пропорционально его массе.

Второй закон Ньютона В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

Как работать с формулой R m a

Границы применимости Для макроскопических тел Под телом подразумевается материальная точка Движение материальной точки рассматривается в инерциальной системе отсчета Для скоростей, много меньших скорости света в вакууме

Особенности второго закона Ньютона Закон справедлив для любых сил Сила является причиной изменения скорости и определяет ускорение тела Если на тело действует несколько сил, то результат действия – сила, равная геометрической сумме приложенных сил – равнодействующая Вектор ускорения сонаправлен с вектором равнодействующей силы Если равнодействующая сила равна нулю, то ускорение тела равно нулю, т.е. получаем первый закон Ньютона

Причина ускорения – равнодействующая всех сил. Вектор ускорения и вектор силы всегда сонаправлены. a R

Заполните пропуски Под действием постоянной силы тело движется … Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение … в … раз(а) Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение … в … раз(а) Если силу увеличить в 3 раза, а массу … , то ускорение останется неизменным. равноускоренно увеличится 2 увеличится 8 в 3 раза

Закрепление Тест В 1 А В Г В В В 2 Б Б А Г А

Закрепление № 1 Какую скорость приобретает тело массой 3кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с? № 2 Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.

Домашнее задание § 11, вопросы после параграфа, Упр.11

Предварительный просмотр:

"Второй закон Ньютона"

Дидактическая цель: Создать условия для включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний по установлению зависимости между ускорением и равнодействующей сил, действующих на данное тело согласно логике познания, выраженной в принципе цикличности.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цели по содержанию урока:

Образовательная - сформировать представления об основном законе "Динамики", помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая - создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; установить причинно-следственные связи между ускорением и

а) равнодействующей сил
б) массой тела в ходе практической работы.

Воспитательная - способствовать пониманию развития, познания мира, взаимосвязи процессов, понятий и явлений через описание реальных ситуаций; способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: интерактивное оборудование, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Педагогическая технология: проблемного обучения.

Мотивация и целеполагание.

Эпиграфы к уроку: Слайд 1

"Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше".

"Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другие: но океан неизвестного лежит передо мной". (И. Ньютон)

Учитель: Как вы думаете, каков смысл данных слов, что хотел ими сказать учёный?

Ученики: Выдвигают свои мысли.

Вывод: По мнению Ньютона, законы были открыты "играючи". Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Нужно уметь не только смотреть, но и видеть, замечать.

Тема сегодняшнего урока: «Второй закон Ньютона» Слайд 2

На прошлом уроке мы познакомились с первым законом Ньютона, разобрались с понятиями инерция и инерциальные системы отсчета. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы блиц-опроса по домашнему заданию.

Слайд 3

Изучая равноускоренное движение тел, мы отвечали на вопрос "как"? Мы описывали это движение с помощью формул, графиков. Но мы с вами не задавались вопросом "почему"? Почему так, а не иначе движется тело, т.е. что является причиной возникновения ускорения. Слайд 4

1. На экране две легкоподвижные тележки. На одной из них закреплена упругая пластина. Пластина изогнута и связана нитью. Тележка находится в состоянии покоя относительно стола. Начнет ли тележка двигаться, если пластина выпрямится?

Как вы думаете, все ли предложенные вами варианты поведения тележки реальны? Почему?

Из курса физики 7 класса вам известно, что тело меняет скорость, если на него действуют другие тела с некоторой силой. Слайд 5

Учитель проводит эксперимент, пережигая нить, удерживающую упругую пластину. Делается вывод о том, что если нет взаимодействия – нет и изменения скорости тела .

Слайд 6

2. Если со стороны изогнутой пластины поставить вторую такую же тележку и пережечь нить. Что может произойти? Дети озвучивают свои предположения. Учитель «запускает» виртуальный эксперимент по предположению детей

Слайд 7

Во втором эксперименте мы наблюдали, что оба тела действовали друг на друга – они взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стало изменение скорости тел (сообщение телам ускорений).

Слайд 8

Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения (т.е. изменяют свою скорость), называют силой.

Сила определяется: модулем, направлением, точкой приложения.

В реальных условиях на тело действует не одна сила, а несколько. Ускорение телу сообщает равнодействующая этих сил, которая равна их геометрической сумме.

Ускорение, которое сообщает равнодействующая сил, всегда направлено в сторону действия результирующей (равнодействующей) силы.

Слайд 9

Небольшой видеоролик (Приложение 1) о движении тела под действием равнодействующей сил.

Слайд 10

На слайде несколько иллюстраций, на которых показаны направления и точки приложения сил, действующих на тела. Из курса физики 7 класса учащиеся уже знакомы с этими силами.

Возникает закономерный вопрос: «А связаны ли каким-либо образом ускорение тела с действующей на него силой?»

Ученики: - от силы, действующей на тело

от массы тела

от рода поверхности и т.д.

Слайд 11

Цель урока: Установить зависимость ускорения от других известных нам физических величин.

Проведём экспериментальное исследование. (Или Слайд 12 )

Проверим справедливость этих соотношений Слайд 13

Слайд 14

Учитель: Мы получили, что ускорение прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе тела?

a = F/m

Скажите, ребята, в этой формуле, формулировке ничто вас не смущает? А одна ли сила действует на тело? На тело, как правило, в природе действует несколько сил.

Учитель: Значит зависимость, которую мы установили верна, только в формуле a=F/m будем понимать под F равнодействующую всех сил: Слайд 15 Это дало И. Ньютону основание в 1687 г. утверждать, что ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. Это ещё один закон "Динамики". Законы "Динамики" составили фундамент классической механики, и были сформулированы Ньютоном в книге "Математические начала натуральной философии" (портрет Ньютона на доску)

Учитель: Вспомним цель урока, достигли ли мы её?

Слайд 16 какие величины мы можем выразить из 2 закона Ньютона?

Слайд 17 Каковы границы применимости 2-го закона Ньютона?

макроскопическое тело;

модель - материальная точка;

инерциальная система отсчёта.

Поэтому 1-й закон Ньютона определяет область применения 2-го закона. Слайд 18

Причина ускорения - сила. Отсюда следует, что векторы ускорения и силы всегда сонаправлены. Слайд 19

Учитель: А как направлены векторы силы и скорости?

Для закрепления нового материала заполните пропуски Слайд 20

Слайд 21 Тест Выполнение теста достижений

Уч-ль: Поменялись тетрадями в паре, проверяем.

Кто не сделал ни одной ошибки? (ответы теста на доске)

5. Домашнее задание

Параграф 11 учебника

7. Рефлексия

Мы с вами прошли за 1 урок длинный путь познания человечества.

Что было изучено на уроке? Какая была основная цель? Достигли ли мы её? На все ли вопросы мы получили ответы?

И.Ньютон был признан при жизни, его авторитет был непререкаем. Однако это было не всегда так.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того счастливого для науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого учёного.

Предварительный просмотр:

Тест достижений.

В-1

1. В какой системе отсчёта выполняется 2-ой закон Ньютона?

В) в инерциальной и неинерциальной

Г) нет верного ответа

А) m=a F Б) F=a/m В) a=F/m Г) F1=-F2

3.Что является причиной, а что следствием во 2-м законе Ньютона?

А) ускорение сила

Б) масса ускорение

В) действие ускорение

Г) сила ускорение

А) сила и скорость Б) ускорение и скорость

В) сила и ускорение Г) длина и скорость

R

А) Б) В) Г)

Тест достижений.

В-2

1. В какой системе отсчёта не выполняется 2-ой закон Ньютона?

А) инерциальной Б) неинерциальной

В) в инерциальной и неинерциальной Г) нет верного ответа

2. Математическая запись второго закона Ньютона выглядит так:

А) m=a/ F Б) F=ma В) a=Fm Г) F1=-F2

3.Что является следствием, а что причиной во 2-м законе Ньютона?

А) ускорение сила

Б) масса ускорение

В) действие ускорение

Г) сила ускорение

4. Какие величины всегда совпадают по направлению?

А) длина и скорость Б) ускорение и скорость

В) сила и скорость Г) сила и ускорение

5. На мяч, движущийся со скоростью V, действует несколько сил, их равнодействующая R изображена на рисунке.

Какой вектор указывает направление вектора ускорения?

«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше».

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другие: но океан неизвестного лежит передо мной».

И. Ньютон



Цель урока:

УСТАНОВИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ

УСКОРЕНИЯ ОТ ДРУГИХ

ИЗВЕСТНЫХ НАМ ФИЗИЧЕСКИХ


Ускорение зависит:

  • От силы, действующей на тело
  • От массы тела
  • От рода поверхности

Зависимость ускорения от силы, действующей на тело, и массы тела.




Что называется равнодействующей сил?

Сила, которая производит на тело

такое же действие, как несколько

одновременно действующих

сил, называется

равнодействующей этих сил .


Как найти равнодействующую сил?


Равнодействующая сил -

векторная сумма сил.


F- равнодействующая всех сил (R) :


И. Ньютон 1687 г.

«Математические начала натуральной

философии».



Границы применимости 2-ого закона Ньютона.

  • Для макроскопических тел;
  • Для материальной точки;
  • В инерциальной системе отсчёта;
  • Для скоростей много меньше скорости распространения света в вакууме.

Причина ускорения – равнодействующая всех сил.

Вектор ускорения и вектор силы

всегда сонаправлены.


Следствия.

(1Н=1кг м / с 2)

Определение массы больших тел,

например, планет




Домашнее задание.

  • §11, упр. 11 учебника
  • осмыслить конспект и ответить на вопросы.

Тест достижений

1. В какой системе отсчёта выполняется 2-ой закон Ньютона?

А) инерциальной Б) неинерциальной В) в инерциальной и неинерциальной

Г) нет верного ответа

2. Математическая запись второго закона Ньютона выглядит так:

А) m=a F Б) F=a/m

В) a=F/m Г) F 1 =-F 2


Тест достижений

3.Что является причиной, а что следствием во 2-м законе Ньютона?

А) ускорение сила Б) масса ускорение

В) действие ускорение Г) сила ускорение

4. Какие величины всегда совпадают по направлению?

А) сила и скорость Б) ускорение и скорость

В) сила и ускорение Г) длина и скорость


Тест достижений

5. Действия, каких сил компенсируются в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»?

А) Лебедя, щуки и рака Б) Лебедя и щуки

В) Притяжения Земли и упругости дороги

Г) нет верного ответа

6. На мяч, движущийся со скоростью V , действует несколько сил, их равнодействующая R изображена на рисунке:

Какой вектор указывает направление вектора ускорения?


Класс: 9

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проводится в 9 классе .

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 9 кл.

Программа по физике для 9 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.

Программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового материала с использованием мультимедийного сценария урока, с использованием компьютерного измерительного блока).

Цели урока:

  • образовательная: экспериментально исследовать зависимость ускорения тела от силы и массы, научить учащихся применять знания в новой ситуации, совершенствовать навыки решения качественных экспериментальных расчетных задач, расширить кругозор учащихся;
  • развивающая: развить умение объяснять окружающие явления, устную речь, память, навыки коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышать интерес к физике за счет уже имеющихся интересов к другим видам деятельности;
  • воспитывающая: создать условия для раскрытия учащимися своих способностей.

Требования к базовому уровню подготовки: уметь вычислять ускорение тела, силу, действующую на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.

Место урока в теме: урок проводится после изучения темы «Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона». Следующий урок по теме – «Третий закон Ньютона».

Оборудование : две тележки для демонстрации взаимодействия с принадлежностями, мультимедийная презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационный набор «Механика» лаборатории L-микро, компьютерный измерительный блок.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Объявление темы и цели урока

Слайд 1

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение динамики. На прошлом уроке мы познакомились с первым законом Ньютона, разобрались с понятиями инерция и инерциальные системы отсчета. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы блиц-опроса по домашнему заданию.

Фронтальный блиц-опрос по материалу прошлого урока (первый закон Ньютона)

Слайд 2

Что изучает динамика?
Какое движение называется движением по инерции?
Какую систему отсчета называют инерциальной?
Сформулируйте первый закон Ньютона.

II. Формирование новых знаний и способов действий.

Изучение нового материала.

Определение понятия силы как меры взаимодействия тел.

1. На демонстрационном столе две легкоподвижные тележки. На одной из них закреплена упругая пластина. Пластина изогнута и связана нитью. Тележка находится в состоянии покоя относительно стола.

Начнет ли тележка двигаться, если пластина выпрямится?

Слайд 3

Учащиеся озвучивают свои предположения, учитель «запускает» виртуальный эксперимент по предположениям детей: Тележка остается на месте или тележка сдвигается в какую-либо сторону.

Как вы думаете, все ли предложенные вами варианты поведения тележки реальны? Почему?

Учитель на демонстрационном столе проводит эксперимент, пережигая нить, удерживающую упругую пластину. Делается вывод о том, что если нет взаимодействия – нет и изменения скорости тела . Можно привести пример с известной историей про барона Мюнхаузена о том, как он якобы вытянул себя из болота за волосы.

2. Если со стороны изогнутой пластины поставить вторую такую же тележку и пережечь нить. Что может произойти? Дети озвучивают свои предположения. Учитель «запускает» виртуальный эксперимент по предположению детей (Слайд 4 ).

Рисунок 2. Иллюстрация виртуального эксперимента со взаимодействием легкоподвижных тележек

Во втором эксперименте мы наблюдали, что оба тела действовали друг на друга – они взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стало изменение скорости тел (сообщение телам ускорений).

Можно показать варианты этого эксперимента, удерживая одну из взаимодействующих тележек.

Слайд 5

Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения (т.е. изменяют свою скорость), называют силой. (force – сила)

Сила определяется: модулем, направлением, точкой приложения.

Слайд 6

На слайде несколько иллюстраций, на которых показаны направления и точки приложения сил, действующих на тела. Из курса физики 7 класса учащиеся уже знакомы с этими силами.

В реальных условиях на тело действует не одна сила, а несколько. Ускорение телу сообщает равнодействующая этих сил, которая равна их геометрической сумме.

Ускорение, которое сообщает равнодействующая сил, всегда направлено в сторону действия результирующей (равнодействующей) силы.

Слайд 7

Небольшой видеоролик (Приложение 1) о движении тела под действием равнодействующей сил.

Количественно связь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, выражается вторым законом Ньютона (или второй закон динамики) .

Слайд 8

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

Слайд 9

Напоминание, как работать с формулой такого типа.


Рисунок 3. Треугольник для запоминания формулы

Слайд 10

Как и первый закон, второй закон динамики имеет границы применимости .

В нем под телом подразумевается материальная точка, она движется в инерциальной системе отсчета, причем ее скорость много меньше скорости света ().

Слайд 11

В следующем видеофрагменте (Приложение 2) мы посмотрим, как изменяется ускорение тела если увеличивать массу при действии постоянной силы.

Слайды 12, 13

Докажем опытным путем справедливость соотношений

a~F и a~

Для этого будем использовать набор по механике с компьютерным измерительным блоком.

Рассматриваем начальную стадию движения тележки на магнитной подвеске под действием силы упругости растянутой резинки. Конечно, сила упругости не является постоянной во времени, но на начальном этапе ее можно таковой считать за счет небольшой относительной деформации резинки.

На тележке установлены два флажка (на расстоянии 5 см друг от друга). Датчик, установленный на скамье будет регистрировать время, которое необходимо тележке, чтобы пройти мимо датчика.

Получается движение с постоянным ускорением без начальной скорости. Незадолго до изучения данной темы учащиеся выполняли лабораторную работу по нахождению ускорения тела при равноускоренном движении без начальной скорости. Для расчета ускорения использовалась формула:

Здесь l – расстояние между флажками, а Δt – значение интервала времени, измеренного компьютером.

В нашем случае датчики будут передавать сигнал на компьютерный измерительный блок. На экране при помощи мультимедийного проектора мы будем наблюдать передаваемый сигнал и значение измеренного времени.

Результаты измерений и вычислений записываются учителем (или одним из учащихся) в Таблицу 1 (начерчена заранее на доске):

Таблица 1

Условия опыта Δt, с Δt 2 , с 2 , м/с 2
m, 2F
2m, 2F
2m, F
m, F

Четыре ученика у доски рассчитывают построчно, а затем и озвучивают полученные значения ускорения.

Производится сопоставление полученных величин ускорения и делается вывод о соответствии результатов эксперимента второму закону Ньютона.

Слайд 14

Необходимо озвучить особенности второго закона Ньютона (учащиеся коротко записывают в тетради).

III. Формирование умений и навыков .

Слайд 15

Заполните пропуски (фронтальные ответы учащихся):

  • Под действием постоянной силы тело движется равноускоренно
  • Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение увеличится в 2 раз(а)
  • Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение увеличится в 8 раз(а)
  • Если силу увеличить в 3 раза, а массу в 3 раза, то ускорение останется неизменным.

Слайд 16

Решение количественных задач.

  • Упр.11(1)
  • Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с 2 , если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.
  • Л. 318
    Какую скорость приобретает тело массой 3кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?
  • Л. 319
    Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.

Слайд 17

Домашнее задание : §11, Упр.11(2) письменно

IV. Подведение итога урока.

Что нового узнали? Как называется физическая величина, характеризующая меру действия одного тела на другое? Что является причиной изменения скорости тела? Какой формулой описывается второй закон динамики? Что особенно запомнилось?

При наличии времени учащимся можно предложить дополнительные исторические сведения, запустив Слайд 18

Список литературы и ресурсов Интернет:

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010.)
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Сборник нормативных документов. Физика. - М.: Дрофа, 2004;
  4. mon.gov.ru/work/obr/dok/ Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ)
  5. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Истории успеха