Виды мер социальной поддержки. Раздел II

    детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);

    многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи , различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);

    ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплата, комплексы услуг);

    малоимущим семьям;

    гражданам за особые заслуги перед Отечеством ;

    гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);

    молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);

    прочие меры социальной поддержки.

6.3 Основные направления использования финансовых ресурсов в соц.Сфере

Источники формирования финансовых ресурсов социальной сферы: бюджетные средства всех уровней на текущую деятельность, бюджетные целевые заказы, спонсорские, благотворительные средства, средства внебюджетных государственных фондов, доходы от собственной хозяйственной деятельности, средства благотворительных фондов и некоммерческих организаций соц.поддержки, кредитные ресурсы – финансовые ресурсы социальной сферы

Направления расходов социальной сферы :материальные и приравненные к ним расходы, оплата труда, начисления на оплату труда, капитальный ремонт, фонды социального развития, капитальные вложения, прочие (отчисления, сборы, налоги

6.4 Основные формы государственной помощи семье имеющей детей

Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев). Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Проведение контртеррористической операции в Чечне в 1999-2000 гг. значительно увеличило количество таких семей. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением,содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

Основными задачами социальной защиты являются:

Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми.

Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4.Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод.

Вместе с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в действие новые государственные стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Российская государственная политика в сфере соцзащиты населения построена на двухуровневой системе законодательства. Часть преференций всем гражданам РФ, являющимся льготниками, предоставляется в рамках общероссийского законодательства. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные мероприятия для жителей подведомственной территории.

Общие принципы столичной социальной политики на 2020 год

Социальная защита города Москвы представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи самым нуждающимся по критериям:

  • недостаточного уровня доходов;
  • невозможности осуществлять трудовую деятельность в силу различных причин;
  • попадания в сложную жизненную ситуацию;
  • иным.
Подсказка: часть общероссийских преференций предоставляется по месту службы. Льготникам следует информировать работодателей о причастности к той или иной категории в инициативном порядке.

В законе № 70 от 03.11.04 записаны основные принципы предоставления регионом мер социальной поддержки населению. Власти ставят перед собой следующие цели:

  1. Сохранение социальной защиты населения на уже достигнутом уровне.
  2. Создание условий для адаптации граждан ввиду изменений государственной соцпрограммы.
  3. Поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
  4. Выделение средств из бюджета столицы в адрес особо нуждающихся граждан на основе:
    • инициативного заявления претендентов;
    • соответствия критериям, записанным в законодательных актах.

К основным группам населения, подлежащим заботе со стороны московских властей, причислены следующие:

  • , труда, военной службы и ;
  • репрессированные и реабилитированные лица;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  • инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • несовершеннолетние и студенты;
  • иные.
Подсказка: обратиться за полагающимися пособиями жители Москвы могут через интернет. Заявки принимаются на сайте Госуслуг Правительства столицы. Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка ветеранов

Труженикам тыла региональным законодательством полагаются следующие виды помощи:

  • ежемесячные начисления в размере 200,0 р. (сумма подлежит ежегодному индексированию);
  • использование всех видов городского транспорта, а также железнодорожного пригородного для них бесплатно;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
  • обеспечение лекарственными средствами по назначению врачей;
  • преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • обеспечение оздоровительными путевками и компенсация затрат на проезд к месту лечения и обратно;
  • преимущественное право при приеме в организации стационарного социального обслуживания .

Ветеранам труда московские власти предусмотрели такие льготы, как:

  • право на бесплатный проезд;
  • 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • обеспечение бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются Инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий и приравненным к ним лицам, участникам Великой Отечественной войны. К ним относятся:

  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Мы перечислили лишь льготы предоставляемые наиболее значимым ветеранам, Законом города Москвы от 03.11.2004 года № 70 закреплены льготы для других категорий малозащищенных граждан. Уточнить подробности можно в ближайшем отделении соцзащиты или на нашем сайте.

Подсказка: обращаться за назначением преференций следует в соцзащиту столицы. При себе нужно иметь:

  • паспорт и СНИЛС;
  • льготное удостоверение;
  • справку о составе семьи;
  • иное (в некоторых случаях).

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Соцподдержка московских пенсионеров

В региональном Законе № 70 города Москвы описаны следующие меры соцподдержки пенсионеров, постоянно зарегистрированных в столице:

  • использование всех видов городского транспорта, включая метро и электрички, на безвозмездной основе (требуется предъявить удостоверение);
  • в части медобслуживания льготники обеспечиваются бесплатно:
    • оздоровительными путевками по профилям заболеваний;
  • им полагаются льготы на приобретение медикаментов, выписанных по рецепту;
  • компенсация за стационарный телефон;
  • престарелые пенсионеры, перешагнувшие 80-летний порог, освобождаются от внесения взносов на капремонт зданий;
  • освобождение одиноких пенсионеров от оплаты за вывоз твердых бытовых отходов;
  • льготы при начислении транспортного и имущественного налога;
  • родственники получают выплаты, связанные с погребением льготников.
Подсказка: соцработники ухаживают за пенсионерами бесплатно. Деньги им подопечные должны выдавать на приобретение продуктов и средств гигиены для личного пользования.

Пособие, связанное с погребением в Москве

Данный вид поддержки полагается гражданам, взявшим на себя москвича. Претендовать на него могут как родственники, так и сторонние лица. Критерий один - организация погребения человека. В столице установлено несколько размеров помощи, связанных с категориями усопших:

  1. Социальное - 5 946,47 р. Выплачивается органами Пенсионного фонда в рамках общероссийского законодательства.
  2. Власти мегаполиса доплачивают по 11 000,0 р. на каждого погребенного (обращаться следует в соцзащиту).

Если усопший имел статус инвалида или участника ВОВ, то сумма увеличивается до 38 400,0 р.

Подсказка: если умер трудоустроенный гражданин или ребенок трудоустроенного гражданина, то обращаться за выплатой следует по месту службы.

Стипендия Правительства Москвы

Данный вид помощи носит адресный характер и присуждается на 1 год. На нее могут претендовать студенты бюджетного отделения, которые обучаются по направлениям и специальностям, наиболее важным для города. Назначается стипендия студентам бюджетных отделений московских ВУЗов, отлично осваивающим программу, имеющим дополнительные достижения в общественно значимых городских мероприятиях. Первокурсникам стипендия может быть назначена в случае окончания школы с медалью «За особые успехи в обучении», учрежденной Правительством города Москвы.

Величина выплаты составляет 6 500,0 р. в месяц. Начисления не связаны с обычной стипендией претендента (осуществляются параллельно).

Подсказка: распределением правительственного стипендиального фонда занимаются руководители столичных ВУЗов.

Также существует стипендия Правительства Москвы для студентов, обучающихся на дневных отделениях в колледжах, подведомственных Департаменту образования и науки Москвы. На эту стипендию могут претендовать студенты, успевающие по профессиям и специальностям наиболее важным для отраслей городского хозяйства, старше 1-го курса, активно участвующие в реализации городских целевых программ и общественных мероприятиях в интересах города Москвы.

Программа социального субсидирования

Столичная программа предусматривает несколько мер безвозмездной поддержки жителей:

  • компенсация затрат на посещение детьми детских дошкольных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг нуждающимся;
  • поддержка граждан, вкладывающих средства в жилой фонд.

Подсказка: компенсация за садик оформляются в бухгалтерии учреждения. Скидки имеют такие размеры:

  • 20% среднемесячного взноса (по средним показателям) на первого малыша;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и каждого следующего.

Субсидирование оплаты ЖКХ


Установленной категории граждан бюджет выделяет деньги в качестве помощи на оплату неподъемных коммунальных тарифо
в. К таковым относятся:

  • граждане, которым официально выделены квартиры из муниципального и государственного фонда;
  • наниматели частных квартир (нужен договор);
  • собственники жилых помещений:
    • квартир;
    • долей в квартирах и домах;
    • члены жилищных кооперативов.
Подсказка: субсидии в рамках межгосударственных договоров начисляются гражданам Беларуси и Киргизии.

Расчет поддержки производится на основании таких параметров:

  • доходов всех членов семейства заявителя;
  • расходов на коммунальные услуги в рамках норм потребления.

По установленным правилам помощь назначается на полгода. При этом учитывается дата заявки:

  • если она поступила до 15-го числа, то начисления производятся за текущий месяц;
  • если позже (с 16-го и до конца периода), то с первого числа следующего месяца.
Подсказка: получатели субсидий обязаны вносить полную сумму оплаты ЖКУ из собственных средств. Помощь перечисляется им на отдельные счета после завершения отчетного месяца. Возмещение должникам приостанавливается или вовсе прекращается.

Бюджетная поддержка на покупку жилых помещений


В Москве работает программа по улучшению условий проживания граждан. Стать ее участниками могут такие лица:

  • не обеспеченные площадью в рамках, установленных в Жилищном кодексе:
    • менее 10 кв. м на человека в квартире;
    • менее 15 кв. м - в доме;
  • проживающие в непригодном или не подлежащем ремонту и реконструкции здании (если оно признано таковым московскими властями);
  • в многоквартирном доме отсутствует хотя бы один из видов удобств(Джек три снабжение, водопровод и пр.);
  • если ваш дом был снесен или переоборудован, либо вашу жилплощадь на законных основаниях предоставили другим гражданам.

Заявитель должен отвечать следующим критериям:

  • состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания;
  • не иметь в собственности иных жилых помещений.
Подсказка: поддержка на приобретение жилья в Москве оформляется местными администрациями. Средства выделяются из расчета норм, установленных Жилищным кодексом (18 кв. м на одного члена семейства). Скачать для просмотра и печати:

Соцзащита отдельных категорий столичных жителей

В 70-м законе выделено несколько категорий граждан, которым предоставляются отдельные виды помощи. К ним относятся следующие:

  • пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
  • ликвидаторы;
  • репрессированные и реабилитированные.

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий полагается помощи из казны в виде:

  • ежемесячных выплат;
  • право на бесплатный проезд;
  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • право на первоочередную бесплатную установку телефона;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей;
  • право на первоочередное вступление в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
  • скидок на коммунальные услуги;
  • предоставления оздоровительных путевок в санатории без внесения платы;
  • внеочередного приема в медучреждениях;
  • иные.

Гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» предоставляются такие меры поддержки:

  • право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Подсказка: для получения преференций потребуется удостоверение. Оформляют его органы соцзащиты столицы по территориальному признаку.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С марта по декабрь 2019 г. в Москве стартовал новый социальный проект. Он предполагает выплату компенсаций федеральным и региональным льготникам данного субъекта РФ за приобретение льготных жизненно необходимых лекарств. Такой мерой соцподдержки можно будет воспользоваться вместо стандартной льготы в виде бесплатного или частично оплачиваемого обеспечения лекарственными препаратами. Исключение — недееспособные лица.
Подробности проекта можно найти на сайтах мэра и правительства г. Москвы.

Смягчить негативные последствия бедности населения страны, снизить социальное неравенство, предотвратить иждивенчество, повысить эффективность социальных пособий, предоставить помощь в разной форме малоимущим семьям по принципу адресности, расширить рынок социальных услуг и повысить их качество для обеспечения свободы выбора граждан, которые пользуются субсидируемыми или бесплатными социальными услугами, - на всё это и направлены меры социальной поддержки. Это должно было бы быть обеспечением максимальной по эффекту защиты всех социально уязвимых людей страны, тех, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

В планах

Эффективность социального обслуживания собственного народа должна быть гораздо большей, но меры социальной поддержки - это далеко не первая из забот современного общества нашей страны. Нет чёткого разграничения и перераспределения полномочий на всех уровнях власти, а потому в этой сфере не наблюдается ощутимых улучшений. Привлечение негосударственных организаций, конкурсное финансирование с альтернативными источниками и применение этого во всех видах социальной помощи - вот это меры социальной поддержки. Но всё перечисленное пока только в планах. Много говорится о том, что разрабатываются и будут реализованы государственные проекты по преодолению бедности, что ориентировочно её уровень снизится в среднесрочный период. Будут приниматься и другие меры социальной поддержки. Это поможет предупреждать бедность и не давать ей путей к разрастанию.

Планируется использование самых разных механизмов в подходе к определённым группам населения, социально и экономически неблагополучным. Прежде всего будет уточняться методология в определении прожиточного минимума и критериев бедности соответственно законодательству. Значит, действенное предоставление мер социальной поддержки состоится ещё не скоро, только после изучения вопроса критериев. При условии реформирования социальной среды возможна актуализация потребительской корзины, а потому будут практиковаться экспертизы потребительских корзин по регионам. Именно это теперь советуют пришедшим за помощью в учреждения социальной защиты: "Не нужно покупать дорогой стиральный порошок, лучше выбирать хозяйственное мыло, а зубы чистить зубным порошком, который значительно дешевле всех паст. В рационе должно быть больше макаронных изделий, поскольку мясо и овощи дорогие". И эти советы иногд дэ - самое действенное предоставление мер социальной поддержки.

Адресная направленность

Прежде всего нужна основательная проверка нуждаемости. На этом строятся реформы в данной сфере, о чём говорит и закон о мерах социальной поддержки. Торжествовать принцип адресной направленности любого вида социальной помощи, суть которой в том, чтобы удовлетворить потребности наиболее нуждающихся, будет ещё не скоро. Нужен постепенный подход к пересмотру работающих льгот и их отмене, как только появятся адекватные компенсационные механизмы для помощи самым малоимущим и наиболее уязвимым слоям населения страны. Закон о мерах социальной поддержки говорит о льготах, которые установлены по отношению к различным категориям работающих, например военнослужащих и работающих в правоохранительных органах. От традиционных и уже сложившихся уравнительных социальных льгот в будущем придётся отказаться совсем, а пока этот процесс только набирает ход. Абсолютно вся помощь будет выдаваться в денежной форме.

Тем не менее будут учитываться те категории населения, которые по возрастному или физическому состоянию не имеют возможности обеспечивать себя сами. В таких случаях меры дополнительной социальной поддержки будут трансформироваться в другие виды помощи. Государственную поддержку будут получать только самые у которых совокупный доход получается ниже прожиточного минимума, и которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации. Именно поэтому процедура обязательной проверки нуждаемости требует совершенствования для убеждения в том, что нуждающийся в помощи использовал все возможности для того, чтобы преодолеть тяжёлую жизненную ситуацию самостоятельно. Только тогда меры социальной поддержки отдельных категорий граждан станут действенными. Будет постепенно вводиться которая предусматривает при получении помощи встречные обязательства со стороны клиента: общественные работы, трудоустройство, социально-психологическая реабилитация и тому подобное.

Задачи властных структур

Власти должны обязательно разграничить полномочия, ответственность и права в данной сфере между государственной властью РФ, ее субъектами и местным самоуправлением. Федеральный уровень предполагает установление общих условий, правовых и организационных основ, на которых применяются меры социальной поддержки. Социальные услуги основываются на нормативной законодательной базе, формированием которой и будут заниматься федеральные власти. Именно они определят параметры существующей бедности и те механизмы, которые смогут её преодолеть. Их же прерогативой является разработка методик только адресного порядка по оказанию государственной помощи. Федеральные власти также будут осуществлять контроль на всех этапах поддержки, проверять законность решений, которые принимаются на региональных уровнях.

А вот конкретные меры социальной поддержки граждан, размеры и виды оказываемой помощи, дополнительные условия для её получения будут определяться на региональном уровне. Местное самоуправление будет непосредственно эту помощь предоставлять, поскольку оно по своей природе максимально приближено к населению. Главное - решить задачу в определении потребностей субъектов РФ относительно финансирования социальной помощи и при этом учитывать необходимость выравнивания субсидий между бюджетами. Несмотря на всё вышеизложенное, государственная социальная помощь будет всегда осуществляться из бюджетов субъектов РФ.

Категории малоимущих граждан

Чтобы усилить меры социальной поддержки детей и увеличить государственную помощь гражданам, будет обеспечена своевременно и в полном объёме выплата ежемесячного пособия. Численность людей, которые в данный момент находятся в трудной ситуации и нуждаются в немедленных решениях о мерах социальной поддержки отдельных слоёв населения, за последние годы значительно возросла. Это, прежде всего, беспризорные и безнадзорные дети, старики, лица без места жительства, военные, которые принимали участие в боевых действиях, инвалиды. Поэтому цель государственной политики - создать условия для обеспечения им равных возможностей для реализации экономических, гражданских, политических свобод и прав, которые предусматривает Конституция РФ и действующее законодательство.

Однако будет ли когда-нибудь эта благая цель достигнута? Судя по всё более возрастающей волне бюрократизма, которая захлестнула все структуры, занимающиеся социальной помощью, вряд ли скоро. Прежде всего необходимо повысить социальный статус таких людей, поднять уровень их материального обеспечения. Это касается даже военнослужащих, ветеранов ВС РФ. На сегодняшний день очень слабыми оказываются меры социальной поддержки многодетным. Им нужна гораздо большая медицинская профессиональная помощь и гораздо более высокое денежное пособие. Стране пора всерьёз задуматься о мерах социальной поддержки семьи, и, конечно, не только многодетной, но её - в первую очередь.

Инвалидам

В среднесрочном периоде приоритетными направлениями социальной помощи будут являться: реабилитация инвалидов, для чего планируется совершенствование служб медицинской экспертизы; производство средств, облегчающих быт и труд - протезных, ортопедических и других вспомогательных технических изделий, повышение их качества и расширение ассортимента; доступность сооружений и зданий для инвалидов, а также транспорта, информации, связи и тому подобного. Для выполнения этих задач социальная сфера должна рассмотреть многие вопросы: расширить рынок и повысить качество услуг, которые сейчас предоставляются, децентрализовать систему социальной службы и развивать негосударственный сектор.

В государственных планах - развитие программ конкурсных и целевых механизмов по финансированию деятельности социальных служб. Для предоставления социальных услуг инвалидам должен быть равный доступ к госфинансированию не только государственных, но и негосударственных учреждений и организаций. Нужна разработка общих требований к деятельности частных, муниципальных, государственных и иных учреждений, которые предоставляют разные виды социальных услуг, чтобы эти требования отвечали государственным стандартам по обслуживанию, чтобы работала система оценки качества при выполнении социальных программ.

Что такое социальная поддержка?

Понятие социальной поддержки появилось после принятия в августе 2004 года 122, где были обозначены изменения в законодательных актах РФ. Закон и изменения в нём касались принципов организации исполнительных и представительных органов власти в субъектах РФ. Меры социальной поддержки - это то, что ранее называлось льготами, но понимается под этими терминами одно и то же: когда отдельные категории населения получают некие блага или услуги без оплаты или с частичной оплатой. Большая часть этих льгот не была закреплена материально, в основном это только декларировалось (например, ветераны ВОВ - без очереди).

Меры социальной поддержки - это полное соответствие нормам закона и гарантия государства, их назначают особым категориям граждан либо за заслуги, либо по специфическим потребностям, предоставляют их и в натуральной, и в денежной форме. Социальная поддержка предоставляется периодически либо ежемесячными денежными выплатами, либо по мере необходимости натуральной выдачей. Устанавливают помощь и бессрочно, и на определённый срок с целью частично компенсировать дополнительные затраты или поддержать здоровье граждан. Размер социальной поддержки закон определяет в твёрдой сумме.

Федеральные льготники

Поскольку теперь социальная поддержка является самостоятельным видом социального обеспечения, который состоит в предоставлении особым категориям граждан периодических выплат деньгами или натурой, всех людей, имеющих право на социальную поддержку, поделили на две группы.

Первая группа - льготники федеральные:

  • герои СССР или России, соц. труда;
  • полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • бывшие узники фашизма - инвалиды войны, военнослужащие, которые проходили службу не в армии, а также трудившиеся на военных объектах во время войны (блокадники Ленинграда, бывшие участниками боевых действий, ветераны);
  • члены семей умерших и погибших участников войны;
  • инвалиды;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • почётные доноры.

Региональные льготники

Вторая группа - льготники региональные. Это и ветераны труда, люди, которые пострадали от репрессий и были реабилитированы. Федеральные льготники получают социальную поддержку в виде набора натуральных льгот и социальных услуг. Ликвидаторам последствий катастрофы в Чернобыле тоже предоставляются меры социальной поддержки. Это ежемесячные выплаты как возмещение причинённого здоровью вреда и денежная ежемесячная компенсация на приобретение товаров.

Если гражданин - ликвидатор последствий катастрофы в Чернобыле имеет право на две и более ежемесячных выплат, то получить он может только одну - по его выбору. Здесь исключением является только тот, кто подвергся воздействию радиации в Чернобыле или на полигоне Семипалатинска. Районный коэффициент не учитывается.

Социальные услуги

В наборе социальных услуг имеются следующие:

  • Для детей-инвалидов: по рецептам обеспечение всеми необходимыми лекарствами, медицинскими изделиями, лечебным питанием.
  • При медицинских показаниях предоставляются путёвки на санаторное и курортное лечение для профилактики заболеваний: гражданам - 18 дней, детям-инвалидам - 21 день, инвалидам с последствиями травм головного или спинного мозга - от 24 до 42 дней.
  • Бесплатный проезд на междугородном железнодорожном и пригородном транспорте до места лечения и обратно.

Социальные услуги предоставляются гражданам в период одного календарного года - от даты, когда гражданин приобрёл право на получение им социальных услуг и включительно до 31 декабря этого же года. От предоставления социальных услуг (или любой отдельной услуги) можно отказаться, написав заявление в Пенсионный фонд РФ (в территориальное отделение).

Федеральный регистр

Чтобы реализовать права граждан на получение социальной поддержки, в том числе ежемесячных выплат, и обеспечить качественное и эффективное расходование средств, которые направляются на эти цели, заполняется Федеральный регистр тех лиц, которые имеют право получать государственную социальную помощь. В этом регистре содержится основная информация о гражданах, в том числе следующая:

  • Номер лицевого счёта пенсионного страхования.
  • Имя, отчество, фамилия и обязательно фамилия, данная при рождении.
  • Дата рождения.
  • Адрес места жительства, в том числе и фактического.
  • Номер и серия паспорта или другого удостоверения личности с датой выдачи этого документа.
  • Дата включения гражданина в Федеральный регистр имеющих право получать государственную социальную помощь.
  • Категория.
  • Реквизиты документа, который подтверждает отнесение к данной категории этого гражданина.
  • Другие сведения.

В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды социальной помощи и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

  • социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
  • социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина» . В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.

Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

Кто может претендовать на социальную защиту

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что помощь и поддержку от государства может получить самый широкий круг нуждающихся. Рассмотрим, какие категории населения могут претендовать на помощь и поддержку от государства.

Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий, их семьи имеют право на такие меры социальной защиты, как:

  • ежемесячная социальная выплата в зависимости от статуса;
  • для инвалидов войны – дополнительная пенсия по инвалидности;
  • бесплатное жилье от государства (если участник ВОВ не имеет своего);
  • компенсация половины стоимости коммунальных услуг;
  • бесплатное изготовление и установка протезов;
  • расширенные гарантии бесплатной медицинской помощи;
  • помощь социальных работников.

После смерти ветерана войны большая часть его социального пакета переходит к его родственникам – супругам, родителям и иждивенцам. Узники концлагерей приравниваются в правах к участникам войны.

Труженикам тыла во время ВОВ выплаты устанавливаются на уровне региона, льготы определяются федеральным законодательством. Согласно законодательству, перечень мер поддержки такой:

  • скидка в 50% на лекарства, приобретаемые по рецепту;
  • бесплатная медицинская помощь;
  • бесплатные зубные протезы и стоматологическое вмешательство;
  • скидка в 50% на оплату ЖКХ;
  • санаторное и курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
  • бесплатный проезд (на любом виде транспорта в городе при наличии социальной карты).

Большинство регионов также устанавливает ежемесячные денежные выплаты, а также может оказать помощь в решении жилищных проблем.

Читайте также:

Транспортный налог в 2020 году: каких изменений стоит ждать

Инвалиды

Инвалиды – очень обширная категория населения. Инвалидность подразделяется в зависимости от тяжести на 3 группы, а также выделяют детей-инвалидов. Размеры льгот и выплат для инвалидов существенно различаются в зависимости от группы. В целом, инвалиды в России претендуют на такие виды помощи от государства:

  • социальная пенсия по инвалидности – если инвалид не достиг пенсионного возраста, либо не имеет необходимого трудового стажа для начисления страховой пенсии. Не зависит от того, работает ли получатель;
  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – для инвалидов ВОВ и пострадавших во время боевых действий;
  • федеральная социальная доплата (ФСД) – выплачивается, если сумма остальных платежей не покрывает прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан;
  • обеспечение протезами;
  • набор социальных услуг – лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к нему. Можно заменить на денежную выплату;
  • налоговые льготы и налоговые вычеты;
  • льготы на оплату услуг ЖКХ (оплата половины стоимости);
  • получение вне очереди земельных участков, жилья в аренду или социальный найм.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, также получают социальную пенсию, ЕДВ и имеют льготы на оплату услуг ЖКХ.

Отдельные регионы и населенные пункты устанавливают для инвалидов дополнительные доплаты, материальное обеспечение и другие виды помощи.

Безработные – это те граждане, которые не имеют работы и зарегистрировались в органах службы занятости. Согласно законодательству РФ, безработные претендуют на такие формы помощи:

  • пособие по безработице;
  • материальная помощь (устанавливается регионами);
  • единовременная субсидия на открытие собственного бизнеса.

Важно, что получать пособие по безработице можно ограниченное время и при определенных условиях. В каждом отдельном регионе могут устанавливаться надбавки к пособию по безработице.

Граждане пожилого возраста, если они не имеют достаточного трудового стажа для начисления страховой пенсии, могут претендовать на социальную пенсию.

Кроме того, для одиноких и одиноко проживающих пожилых людей государство гарантирует оказание социальных услуг социальными работниками. Для малообеспеченных пожилых людей оказывают помощь разового характера – обеспечение продуктами питания, помощь в оформлении документов, и т.д.

Для тех пожилых людей, которые нуждаются в постоянной помощи, организуется стационарное обслуживание (дома престарелых), где оказываются все необходимые услуги.

Ветераны труда – это те люди, которые начали трудовую деятельность во время ВОВ в несовершеннолетнем возрасте и на настоящий момент имеют не менее 40 лет стажа для мужчин и 35 лет – для женщин (либо награждены соответствующими званиями). Кроме льготных прав, которые есть у всех пенсионеров, ветераны труда имеют также следующие права:

  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
  • оплата коммунальных услуг в размере 50% стоимости;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения;
  • ежемесячная денежная выплата (устанавливается регионами).

Дополнительно регионы могут устанавливать и другие виды льгот и доплат для ветеранов труда.

Лица, отмеченные государственными наградами

Лица, отмеченные государственными наградами также имеют право на определенные льготы и выплаты. Суммы выплат зависят от статуса награды. Так, Герой РФ вправе претендовать на повышенную пенсию в размере порядка 75 тысяч рублей (по состоянию на 2018 год). Кроме того, награжденные государственными наградами претендуют на такие льготы:

  • отсутствие платы за услуги ЖКХ;
  • предоставление бесплатных лекарств по рецепту доктора;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатные путевки в санатории, включая питание и билеты на проезд к месту терапии;
  • право на получение земельного участка и расширение жилплощади.

При этом конкретные условия получения льгот и выплат зависят от самой награды и прописаны в законодательстве России.

Молодые специалисты, к которым обычно относят молодых врачей и учителей, имеют право на выплаты. В частности, молодые учителя имеют право на такую помощь:

  • подъемные выплаты – единоразовые выплаты при переезде на новое место работы;
  • льготы при оформлении ипотеки – компенсируется часть процентной ставки;
  • помощь в обеспечении жильем.

Для молодых специалистов сферы здравоохранения предлагаются Государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Первая программа предполагает выплату молодым докторам в размере 1 миллиона рублей при переезде на работу в село. Вторая программа реализуется в некоторых регионах и предполагает аналогичные выплаты молодым фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.

Все беременные женщины получают льготы и компенсации, независимо от того, имеют ли работу. К мерам поддержки государством рождения детей относят следующие:

  • пособие за раннюю постановку на учет;
  • родовой сертификат;
  • единовременное пособие при рождении ребенка (выплачивается один раз после рождения ребенка, за счет государства или работодателя);
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет;
  • ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет;
  • региональные детские пособия до 18 лет;
  • компенсация за непредоставление места ребёнку в детском саду;
  • материнский капитал (на второго, третьего или более детей).

Как видно, государство предусматривает достаточно большой объем помощи при рождении детей.

Помощь многодетным семьям основывается на нормативных актах местных органов власти, которые определяют, какие семьи относятся к многодетным. Но при этом перечень льгот для таких семей утвержден на федеральном уровне:

  • льгота в 30% на оплату коммунальных услуг;
  • бесплатная медикаментозная помощь детям до 6 лет;
  • субсидии на питание в учебных заведениях;
  • бесплатные наборы школьной и спортивной формы;
  • бесплатное посещение культурных мест и учреждений раз в месяц;
  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте
  • бесплатное образование для родителей из многодетных семей
  • скидки на земельный налог, арендную плату и оплату регистрационного сбора (если многодетная семья занимается фермерской или коммерческой деятельностью).

Читайте также:

Открытие своей компании на Кипре – реально ли это?

На региональном уровне устанавливаются размеры таких выплат для многодетных семей:

  • ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей;
  • ежемесячная выплата от полутора до семи лет на каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
  • ежемесячная денежная выплата малообеспеченным семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
  • ежемесячная выплата женщинам, которым присвоено почетное звание «Мать-героиня»;
  • единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей.

Таким образом, для многодетных семей предоставляются также многочисленные льготы и выплаты, что нужно для улучшения условий жизни детей в таких семьях.

Дети до 16 лет

Государство выплачивает пособия на детей до полутора лет или в некоторых случаях до трех лет. Однако дети, не достигшие 16 лет, также могут претендовать на выплаты. Основанием для них является ситуация, когда доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Государство доплачивает недостающую сумму до прожиточного минимума.

Потерявшие кормильца

Помогает государство и тем родственникам, которые потеряли кормильца. Дети и нетрудоспособные родственники после смерти кормильца могут претендовать на:

  • получение пенсии – социальной, страховой или государственной (в зависимости от статуса умершего);
  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
  • для школьников предоставляется двухразовое бесплатное питание;
  • скидка на услуги ЖКХ в размере 50%;
  • бесплатное посещение культурных мероприятий;
  • право на бесплатную медицинскую помощь;
  • приобретение лекарств на льготных условиях или бесплатно;
  • для детей до двух лет предоставляется бесплатное питание на молочной кухне.

Однако в еще более серьезной помощи и поддержке нуждаются дети-сироты – лишившиеся обоих родителей. Дети-сироты в России получают такие виды помощи:

  • пенсия;
  • полностью бесплатное медицинское лечение;
  • регулярная выдача путевок в летний лагерь оздоровительного типа, в том числе бесплатная доставка к месту отдыха и обратно;
  • бесплатное получение среднего профессионального или высшего образования;
  • ежегодная помощь в размере трех стипендий на покупку учебных материалов – для учащихся;
  • бесплатное питание в государственных учебных заведениях;
  • предоставление собственного жилья или в соответствии с договором социального найма к моменту достижения совершеннолетия.

Дополнительно для сирот могут устанавливаться льготы на уровне региона – бесплатный проезд в транспорте, дополнительные выплаты, скидки при оплате услуг ЖКХ.

Малообеспеченные граждане и семьи

Малообеспеченные граждане и семьи получают такой статус в соответствии со своими доходами (если они ниже прожиточного минимума в регионе). Малоимущие семьи могут получать такие выплаты:

  • ежемесячные пособия на ребенка (также в некоторых регионах есть дополнительные выплаты);
  • возможность в порядке очереди получить в пользование жилье по договору социального найма;
  • социальная ипотека по льготной стоимости;
  • субсидия владельцам и нанимателям жилья;
  • налоговые льготы и вычеты;
  • региональный материнский капитал (в некоторых субъектах).

Малоимущие, а также некоторые другие категории семей могут быть отнесены к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти семьи становятся на учет в соответствующем местном органе власти и получают порядковый номер в очереди. Отдельные категории получают жилье в первую очередь или вне очереди (дети-сироты, «Чернобыльцы», судьи и прокуроры).

Потребность в собственном отдельном жилье возникает и у молодых семей. Молодые семьи с детьми и без них имеют право:

  • на получение субсидии на покупку квартиры;
  • получение земельного участка;
  • получить субсидию на строительство дома;
  • воспользоваться социальной ипотекой;
  • использовать ипотеку по сниженным процентным ставкам;
  • на льготы по коммунальным платежам;

Государственная субсидия может покрыть до 70% от стоимости приобретаемого жилья, а за счет Материнского капитала оплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту или оплатить часть основного долга.

Реабилитированные жертвы политических репрессий

Реабилитированным жертвам политических репрессий устанавливаются льготы и социальные выплаты. Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:

  • предоставление за счет государства жилого помещения, если доказана потеря жилья по вине прежних властей;
  • получение денежной компенсации в случае ограничения свободы передвижения (нахождения в тюрьме или в психиатрической лечебнице), а также за потерянное недвижимое имущество, если вернуть его не представляется возможным;
  • бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
  • предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
  • устройство в дома для престарелых;
  • скидка на приобретение лекарственных средств по рецепту врача.

Частично эти меры оплачиваются федеральным бюджетом, частично – финансируются на уровне региона.

Лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС, стихийных и техногенных катастроф получают помощь от государства. Льготы чернобыльцам могут значительно отличаться в зависимости от основания для присвоения статуса, наличия группы инвалидности и степени полученного облучения.

Кредит