Материальные блага. Курсовая работа: Материальные и нематериальные экономические блага Блага материальные ценности на получение которых

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Первым из представителей австрийской школы это положение развил Карл Менгер (1840–1921гг.), профессор политической экономии Венского университета. В 1871 г. Менгер опубликовал книгу «Основы политической экономии», целью исследования выступают человеческие потребности, которые рассматриваются как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушением физиологического равновесия человека. Он отстаивал следующую точку зрения: анализ цены должен быть сведен к анализу индивидуальных оценок.

Менгер ввел понятие экономического и неэкономического блага . Под экономическими благами понимаются блага, по которым имеет место нехватка предложения, под неэкономическим – блага, по которым между спросом и предложением существует равенство. Пытаясь разрешить парадокс А. Смита о воде и алмазе (объяснить, почему алмаз так дорог, а вода дешева, не прибегая к трудовой теории стоимости), Менгер сформулировал принцип снижающейся полезности: стоимость (ценность) какого-либо блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. При этом при определении ценности материальных благ должна браться за основу не шкала видов потребностей, а шкала конкретных потребностей данного конкретного человека. При увеличении предложения ценность дополнительной единицы уменьшается.

Для иллюстрации этого положения уместно привести таблицу, которая так и называется – "таблица Менгера" (табл. 4), где вертикальные ряды, отмеченные римскими цифрами обозначают различные виды потребностей и их значение в нисходящем порядке: I – самый важный вид потребностей, например, в пище; V – вид потребностей средней важности, например, потребность в спиртных напитках; X – самый маловажный вид потребностей. Арабские цифры в пределах каждого вертикального ряда иллюстрируют уменьшение необходимости данной потребности по мере ее насыщения в порядке убывания от 10 к 1. Видно, что конкретная потребность более важного вида может оказаться стоящей ниже отдельных конкретных потребностей менее важного вида. К примеру, восьмая единица первого вида потребностей будет представлять меньшую ценность (или меньшую значимость) для благополучия субъекта, чем первая единица седьмого вида потребностей. Уменьшение же ценности благ по мере увеличения их количества представители австрийской школы связывали с глубоко укоренившимся свойством человеческой натуры , когда одного и того же рода ощущения, повторяясь беспрерывно, начинают доставлять нам все меньше и меньше удовольствия, и наконец это удовольствие превращается даже в свою противоположность – в неприятность и отвращение. Таким образом, в теории ценности австрийской школы полезность может представлять и отрицательную величину.



Таблица 4

I II III IV V VI VII VIII IX X

Таблица Менгера отражает оба закона Госсена: убывание чисел по столбцам означает уменьшение предельной полезности (первый закон), а единица блага при удовлетворении каждой из фактически удовлетворяемых потребностей (I и II) имеет одинаковую предельную полезность.

Эта формулировка закона убывающей предельной полезности. Но как связано это положение с концепцией ценообразования? Самым непосредственным образом. Ценность (цена) вещи измеряется величиной предельной полезности данной вещи, полезностью последней единицы запаса блага, удовлетворяющей наименее важную потребность. Уместно привести пример о Робинзоне, у которого имеется в запасе пять мешков зерна, из которых первый нужен для того, чтобы не умереть с голоду, второй – для сохранения здоровья, третий – на откорм птицы, четвертый - на приготовление спиртных напитков, пятый – на содержание попугая. Чем определяется ценность одного (любого) мешка зерна? Согласно взглядам представителей австрийской школы, полезностью последнего мешка, который удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную ценность предыдущих единиц. Предельная полезность в свою очередь зависит от количества благ и интенсивности потребления индивида. Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться в крайнем случае; вторая – до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которые в рамках рассуждений австрийской школы остается раз и навсегда одинаковым данным.

Учение об обмене. Различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей является, согласно Менгеру, причиной обмена. Обмен блага Х на благо У произойдет только тогда, когда индивид А оценивает Х выше, чем У, а индивид В – наоборот. Обмен будет продолжаться до тех пор, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выравняются. Субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.

Однако все рассуждения о субъективной ценности не могут объяснить механизм рыночного ценообразования, где несмотря на все многообразие субъективных оценок существует единая цена на товар.

Рассмотрим теорию ценообразования Менгера, он представленную табл. 5, где строки определяют ценность (вновь поступившей) дополнительной единицы блага, а столбцы – ценность единицы товара (первой, второй и т.д.) для каждого потребителя (В1, В2, …В8).

Таблица 5

I II III IV V VI VII VIII
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8

У землевладельца В1 нет лошади, но хлеба в избытке, поэтому для него ценность первой лошади составляет 80 мер хлеба, землевладелец В2 оценивать ценность первой лошади в 70 мер хлеба.

Попытку разрешить это противоречие предпринял и Е. Бем-Баверк (1851 – 1919гг.), введя понятие объективной ценности , под которой он понимает меновые пропорции (цены) , которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

Процесс ценообразования осуществляется при выполнении следующих условий: объем предложения на рынке фиксированный; рыночная цена устанавливается именно в данном акте конкуренции, и не зависит от ранее существующих цен; цена устанавливается в соответствии с отношением максимальных цен покупателей и минимальных цен продавцов; минимальные цены покупателей и максимальные цены продавцов выводятся из соотношения субъективной полезности; сделки должны быть выгодны как покупателям, так и продавцам. Поэтому никто из них не станет покупать (или продавать) лошадь по цене, равной его собственной оценке; равновесие на рынке достигается тогда, когда спрос равен предложению(количество покупателей равно количеству продавцов).

Каким же образом в этих условиях будет устанавливаться цена на лошадь? Процесс ценообразования по Бем-Баверку легче всего объяснить, используя его уже ставший хрестоматийным пример конного рынка. Итак, на рынке сталкиваются покупатели и продавцы, имеющие субъективные оценки относительно того, насколько лошадь полезна именно ему (табл.6).

Таблица 6

Покупатели Продавцы Субъективная оценка, флоринов
1=й 1=й
2=й 2=й
3=й 3=й
4=й 4=й
5=й 5=й
6=й 6=й
7=й 7=й
8=й 8=й
9=й
10=й

Предположим, что торги начнутся с объявления своей цены покупателями – 130 флоринов. Такая цена выгодна всем покупателям. Но она явно не устраивает продавцов – лишь первые два готовы продать лошадей по данной цене. Налицо дисбаланс спроса и предложения, поэтому между покупателями разгорается соперничество в повышении цены, которое неизбежно приведет к устранению с рынка отдельных покупателей и возвращению продавцов.

В результате этого процесса (предположим) цена установилась на уровне чуть больше 200 флоринов, и в итоге на рынке остается шесть покупателей и пять продавцов. Круг сузился, но спрос пока еще больше предложения. Цена растет дальше и при цене 210 флоринов шестой покупатель уйдет с рынка.

Спрос равен предложению. Но продавцы в естественном стремлении получить большую выгоду увеличивают цену, придерживая лошадей. Цена поднимается, но как только она превысит 215 флоринов, на рынке появляется шестой продавец и равновесие опять нарушается.

Итак, цена известна. Она установилась в пределах от 210 до 215 флоринов включительно. При этой цене спрос на лошадей и их предложение уравновешиваются. Следовательно, по Бем-Баверку, рыночная цена будет колебаться в пределах максимальной и минимальной цены в результате столкновения на рынках субъективных оценок продавцов и покупателей. При этом уровень рыночной цены не может быть выше оценки первого исключенного продавца (верхняя граница цены) и ниже оценки первого исключенного покупателя (нижняя граница цены), поскольку в противном случае достигнутое равновесие нарушается.

В данной схеме ценообразования игнорируются: роль труда; издержки производства, единственной фигурой экономической системы становится потребитель. Теория предельной полезности, предложенная представителями австрийской школы, имеет следующие недостатки: абсолютная неэластичность предложения. Так как предложение – это фиксированная величина, то ценность того или иного товара (блага) зависит исключительно от спроса, который изменяется в зависимости от предельной полезности данного блага. Следовательно, принцип предельной полезности, разработанный представителями австрийской школы, применим только к анализу индивидуального потребления в натуральном виде, так как продавец, собственник товара и производитель его, руководствуется при определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь излишки благ: механизм уравнивания предельной полезности в процессе обмена происходит при предположении имеющейся цены и данных доходах потребителя. Это означает, что сами субъективные оценки обусловлены уровнем цены и величиной дохода, и вне системы цен нет количественного определения полезности.

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров и соответственно цену, является их предельная полезность. Следовательно, производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческие потребности, т. е. не обладают непосредственной полезностью. В реальной экономике производительные блага имеют ценность, и их цены формируют издержки производства. Как же решается проблема издержек производства в рамках представлений австрийской школы?

В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теория объективных издержек; теория субъективных издержек.

Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, заработная плата – долгосрочными издержками средств существования рабочего, а прибыль представляла собой остаточную величину. В рамках классической школы не ставились под сомнение реальность издержек производства. Представители австрийской школы объявили, что реальные издержки – не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы – Ф. Визер (1851 –1926 гг.) разработал субъективную теорию издержек. Исходными посылками данной теории являются два положения.

Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов. Потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении.

Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса – спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию.

В нашем примере о конном рынке если рыночная цена будет ниже оценки полезности лошади конкретным продавцом, он уведет ее с рынка, так как полезность ее в своем хозяйстве оценивает выше. Издержки представляют собой не что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования, как цены, предлагаемые за услуги факторов, используемые для его производства другими конкурирующими производителями.

В данной теории издержки – не более чем форма, в которой индивиду сообщается о "желанности" обладания вещью каким-либо другим человеком. Но каков механизм формирования ценности производительных благ? Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (так называемый закон Визера).

4.3. Англо американская экономическая школа

В теории издержек производства австрийской школы в рамках концепции альтернативных затрат ценность производительных благ приравнивалась к ценности принесенных им в жертву благ, приносящих непосредственное удовлетворение. Однако оставался открытым вопрос о том, какая часть их ценности должна быть отнесена на счет того или иного фактора производства.

Напомним, что представители классической школы считали, что все факторы производства (труд, капитал, земля) на равных участвуют в процессе создания стоимости и получают свою долю созданного продукта.

Проблема была решена американским экономистом Дж. Б. Кларком (1847 –1938гг.) в работе "Распределение богатства" (1899г.). Он сформулировал закон "убывающей предельной производительности". Закон гласит, что в условиях, когда хоть один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение других факторов дает все меньший и меньший прирост продукции. Иными словами, предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается.

Исходя из закона убывающей предельной производительности Кларк делает вывод, что при неизменном размере капитала каждый дополнительный работник производит меньше продукции, чем ранее принятый. Производительность труда последнего работника называется предельной производительностью труда. По мнению Кларка, только тот продукт, который создается предельным рабочим, можно считать продуктом труда, остальная же часть продукции, то есть разница между "продуктом промышленности" и "продуктом труда", представляет собой продукт капитала.

Основополагающим в теории Кларка является утверждение, что предельный продукт в денежной форме определяет справедливый, естественный уровень дохода, выплачиваемый каждому фактору производства. Естественный, справедливый уровень заработной платы рабочих в нашем примере будет совпадать с ценой предельного продукта, произведенного последним рабочим, т. е. с ценой восьми единиц продукции. Если принять предположение Кларка, что заработная плата определяется предельной производительностью труда (предельной производительностью последнего рабочего), то легко объяснить крайне низкую заработную плату в развивающихся странах, ибо в условиях избыточного предложения труда по отношению к суммарному капиталу общества предельный продукт последней единицы общественного труда будет стремиться к минимуму. Впрочем, утверждение о вознаграждении фактора в соответствии с величиной его предельного продукта Кларк распространяет и на другие факторы производства. В частности, в его теории величина процента как продукта капитала определяется единицей капитала, дающей наименьший прирост продукции. При прочих равных условиях убывающей предельной производительности чем больше величина суммарного капитала общества, тем ниже процентная ставка. По утверждению Кларка, если нет препятствий для конкуренции, заработная плата, процент и рента будут представлять собой цены факторов производства, совпадающие по величине с их предельным продуктом или с их предельной производительностью.

Отметим, что в модели ценообразования на факторы производства Кларка впервые после классиков политической экономии процесс производства и распределения имеют единую основу – предельный продукт факторов.

У многих из нас существуют проблемы в материальном мире. Отсутствие денег или их недостаток значительно осложняет нашу жизнь, создаёт трудности. Давайте попробуем проанализировать наше отношение к материальным ценностям. Человек создал себе кумиров не только из людей, но и из материальных благ — это может быть квартира, машина, дача и т.д. Посмотрим, что сказано в Новом Завете по этому поводу:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут".

"Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы".

"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (от Матфея 6: 19, 34, 33).

В этих фразах основной мыслью является та, что нельзя придавать значение материальным ценностям больше, чем воспитанию своего Духа . Ведь богатство — это дар Божий. Если денег нет, то надо разбираться, отчего Господь лишает вас достатка и ставит в трудное положение. Именно для того, чтобы вы осознали свой неверный подход к жизни и пересмотрели свои позиции.

Отрывки из Святого Писания, которые мы пытаемся анализировать, совсем не говорят о том, что не надо работать, или о том, что человеку не надо стараться сделать свою жизнь более обеспеченной. В этих строках нам Господь пытается объяснить, что нельзя слишком большое значение придавать материальным благам. Посмотрим, что происходит в жизни: мы страстно хотим получить квартиру, но нам её никак не дают. То правительство поменяется, то субсидий нет на строительство, то родители состарились и умерли, так и не дождавшись получения площади. И что же в результате — сколько бы мы ни переживали, а квартиры всё нет, только "испорчены" нервы. Не в наших силах исполнение этого желания, Всевышний решает — дать или нет. Высшие Силы пожалели нас, дали возможность получить квартиру, и то потому, что мы очень просили: "Господи, дай мне квартиру, ничего больше не хочу!" И что же потом происходит? Мы гоняемся за мебелью и прочим домашним уютом, а о душе некогда и подумать. Высшим Силам ничего не остаётся делать — через какое-то время забрать всё то, что они дали. И происходит следующее: воры обокрали, пожар, потоп, ломаются холодильники и телевизоры и т.д.

Этот пример относится и к случаям серийной потери материальных благ. Например: за последние три месяца у человека вытащили кошелёк, сломался почти новый телевизор, соседи затопили и отказываются делать ремонт, и прочие неприятности. Это говорит о том, что в силу вступил закон Противодействия. Человека начали воспитывать. И если он не пересматривает своё отношение к жизни, тогда разрушается его здоровье, семья и т.д., в общем, всё, что ему дорого.

Похожий пример можно привести, когда человек страстно желает иметь машину. После того, как Высшие Силы создали ситуацию, позволяющую приобрести её — и машина есть, владелец начинает гордиться, какой он молодец! Добился своей цели, купил машину в такое трудное время и т.д. А в результате — машина по неизвестным причинам начинает ломаться, или её угоняют — это в лучшем случае, а в худшем — авария, долги, потеря здоровья. Всё зависит от того, насколько человек привязан к своему кумиру. Если имеется правильное отношение к приобретению машины, — как к дару Бога, то он никогда не попадёт в аварию. Мы пришли на землю не только для обладания деньгами, квартирой, машиной и прочими благами, но и для осознания своей основной задачи пребывания в этом мире. Поэтому в Священном Писании нам дано разъяснение заповеди о "кумирах".

Не земные богатства надо собирать, а духовные. Ведь всё, что у нас в этом мире есть, с собой в следующую жизнь не возьмёшь. Только для духа важны накопления. Нельзя забывать Того, кто даёт нам возможности добиваться своих целей. А после каждого благополучного дня или дела — благодарить Создателя за данное благо. Если день неудачен, то и тогда надо благодарить за урок, и, продумав ситуацию, сделать выводы, обязательно изменив своё поведение и мысли, так как иначе — неприятностям не будет конца. Иногда встречаются люди с идеалистическим воззрением по отношению к материальному миру, правда, достаточно редко. Идёт отрицание материального мира, которого никто не может отменить. Выражения — "мне деньги не нужны" , или "мне ничего не надо, кроме духовности" — неверные. Только воля Создателя может решать, что — надо, а что — нет. Материальные блага являются показателем состояния духа . И если у вас хорошее материальное положение, значит, вы это заслужили. Конечно, если это не криминальный доход. Правильное отношение к деньгам начинается с того, что происходит переоценка самих денег. Ко всем уже существующим определениям добавляется одно и, пожалуй, самое главное: "Деньги — это энергия высочайшей концентрации, стабилизированная Божественная энергия действия". Можно сказать, что деньги являются наградой за плодотворный труд. Необходимо проанализировать, как мы относимся к этой духовной энергии и как расходуем: рачительно или небрежно. Некоторые утверждения просто изумляют своей отрицательной установкой. Например: "Деньги — это грязь, деньги — зло", и т.д. Конечно, чёрная ложа тоже работает, и криминальные деньги, безусловно, присутствуют в проявленном мире. Но только от нас зависит, из какого эгрегора мы получаем вознаграждение. Деньги из агрессивного источника несут негативный заряд и постепенно разрушают своего владельца. Попасть в негативный денежный эгрегор можно также и в результате неправильного расходования полученных средств. Это происходит в тех случаях, когда потраченные деньги питают воронку противодействия, либо расходы превращаются в удовлетворение и приумножение страстей. По правилам закона действия, деньги нужно расходовать в процентном отношении по следующей схеме:

  • 10% всего дохода возвратить обратно в духовный эгрегор .
  • 10% расходуется на пожертвования в "материальный" эгрегор . Это та самая благотворительность, о которой мы все знаем, как помощь бедным, детским домам, инвалидам, т.е. адресная помощь.
  • 10% — расходы на собственное образование — в любом направлении — в профессиональном, в духовном (но обучаться надо всю жизнь). Можно потратить эту сумму на приобретение литературы, посещение семинаров и т.д.
  • 10% расходы на укрепление собственного здоровья. Биологические активные добавки, посещение спортивных клубов, другие оздоровительные мероприятия.
  • 10% — расходы на материальные блага . Покупки всевозможных вещей. Если вы нуждаетесь в крупном приобретении — допускается накопительный механизм из двух предыдущих 20%, но при острой необходимости.
  • 50% оставшихся — расходуются на повседневные нужды.

Могут возразить: даже всех имеющихся денег не хватает на повседневные нужды семьи, а ещё добавляется 20% дополнительных расходов из и так скудного бюджета. Хотелось бы пояснить, что бюджет потому-то и скудный, что в него нет поступления именно из энергий, приумножающих деньги.

От того, в какой эгрегор сможет войти человек, какое окружение сможет притянуть к себе, как он сможет распорядиться своими доходами, — зависит успех не только бизнеса, но и благополучия в семье.

Часто бывает так, что для получения хозяйственной пользы требуется совместное действие нескольких материальных благ, причем если недостает одного из них, то цель совсем не может быть достигнута или же достигается лишь не в полной мере. Эти материальные блага, взаимно дополняющие друг друга, мы называем, по примеру Менгера, комплементарными материальными благами. Так, например, бумага, перо и чернила, иголка и нитки, телега и лошадь, лук и стрела, два принадлежащих к одной и той же паре сапога, две парные перчатки и т. п. представляют собой комплементарные материальные блага. Особенно часто, можно сказать постоянно, отношение комплементарности встречается в области производительных материальных благ.

Вполне естественно, что то тесное взаимоотношение между комплементарными материальными благами, которое необходимо для того, чтобы они приносили свойственную им пользу, получает выражение и в образовании их ценности. Здесь оно порождает целый род особенностей, которые, впрочем, все укладываются в рамки общего закона предельной пользы. Рассматривая эти особенности, мы должны иметь в виду различие между ценностью, свойственной всей группе, и ценностью каждой отдельной вещи, входящей в состав группы.

Совокупная ценность целой группы материальных благ определяется в большинстве случаев величиной предельной пользы, которую могут принести все эти материальные блага при совместном действии. Если, например, три материальных блага А, В и С составляют комплементарную группу и если наименьшая, выгодная в хозяйственном отношении польза, которую можно получить при совместном, комбинированном употреблении этих трех материальных благ, выражается цифрой 100, то и ценность всех трех материальных благ А, В и С вместе будет равна тоже 100.

Таково общее правило. Исключение из него представляют лишь те случаи, когда - по общим правилам, уже известным нам, - ценность вещи вообще определяется не непосредственной предельной пользой того рода материальных благ, к которым она принадлежит, а предельной пользой другого рода материальных благ, употребленных для замещения этой вещи. В нашем специальном примере это произойдет тогда, когда каждый отдельный член комплементарной группы может быть замещен новым экземпляром посредством покупки, производства или же отвлечения материальных благ от других, изолированных отраслей употребления и когда вместе с тем получающаяся при зтом "субституционная польза" для всех членов группы, взятых вместе, оказывается меньше той предельной пользы, которую дают они при комбинированном употреблении. Если, например, предельная польза, получаемая при комбинированном употреблении, равняется 100, а "субституционная ценность" трех членов группы п отдельности - лишь 20, 30 и 40, - всего, значит, лишь 90, - то от всех трех материальных благ, взятых вместе, будет зависеть не получение комбинированной предельной пользы в 100, а получение лишь меньшей пользы в 90. Впрочем, так как в подобных случаях не замечается влияния собственно комплементарности на образование ценности и образование ценности совершается по общим правилам, нам уже известным, то заниматься здесь специальным рассмотрением этих случаев нам нет надобности, и потому в последующем изложении я намерен заняться анализом лишь общего нормального случая, когда предельная польза, получаемая при комбинированном употреблении комплементарных материальных благ, является вместе с тем и наличной предельной пользой, которой определяется ценность материальных благ.

Предельной пользой, получаемой при комбинированном употреблении комплементарных материальных благ, определяется прежде всего, как мы сказали выше, общая, совокупная ценность всей группы. Между отдельными членами группы эта общая групповая ценность распределяется совершенно неодинаковым образом, в зависимости от казуистических особенностей данного случая.

Во-первых, если каждый из членов комплементарной группы может служить для удовлетворения человеческой потребности не иначе, как при совместном употреблении с остальными членами этой группы, и если в то же время нет возможности заменить утраченный член новым экземпляром, то в таком случае каждая входящая в состав группы вещь, отдельно взятая, является носительницей всей совокупной ценности целой группы, остальные же вещи, без первой, не имеют никакой ценности. Положим, что у меня есть пара перчаток, общая ценность которой равняется одному гульдену; если я потеряю одну перчатку, я лишаюсь всей той пользы, которую приносит пара перчаток, а следовательно, и всей ценности, которой обладает целая пара, - вторая перчатка, оставшаяся у меня, не будет представлять уже никакой ценности. Само собой понятно, что каждая из двух перчаток может играть и ту и другую роль; которая именно из них окажется в данном случае носительницей всей ценности целой пары и которая будет представлять собой вещь, никуда не годную и ничего но стоящую, - это всецело зависит от специальных условий данного случая. Описанного рода случаи в практической жизни встречаются сравнительно редко.

Гораздо чаще случается, во-вторых, что отдельные члены комплементарной группы, даже и вне сферы комбинированного употребления их, сохраняют способность приносить известную, хотя бы и незначительную, пользу. В подобных случаях ценность отдельной вещи, принадлежащей к комплементарной группе, колеблется уже не между "ничем" и "всем", а только между величиной предельной пользы, которую может принести эта вещь при изолированном употреблении, как минимумом, и величиной комбинированной предельной пользы за вычетом из нее изолированной предельной пользы остальных членов, как максимумом. Предположим, например, что три материальных блага А, В и С при комбинированном употреблении могут принести предельную пользу, выражающуюся цифрой 100, и что при этом вещь А, взятая отдельно, может дать предельную пользу 10, В - 20, а С - 30. В таком случае ценность вещи А будет такова: если она употребляется отдельно от остальных вещей, то от нее можно получить лишь ее изолированную предельную пользу 10, такова же будет и еe ценность. Если же берется вся группа в целом и предполагается вещь А продать, подарить и т. д., то окажется, что при вещи А можно получить общую пользу в 100, без вещи А - лишь меньшую изолированную пользу вещей В и С, выражающуюся цифрами 20 и 30, следовательно, всего 50, и, значит, от обладания вещью А или от утраты ее зависит разница пользы в 50. Стало быть, в качестве последнего, решающего члена группы вещь А имеет ценность 100 - (20+30), т. е. 50; в качестве изолированной вещи - лишь ценность 10 [само собой разумеется, что и здесь опять-таки от специальных условий данного случая зависит, который именно из членов группы оценивается как комплементарный член группы, а которые оцениваются лишь как изолированные вещи. Если, например, у владельца полной группы комплементарных материальных благ хотят купить вещь А, он станет оценивать ее как часть целой группы, а вещи В и С, остающиеся изолированными, - как изолированные вещи, т. е. ниже. Если же, наоборот, у него покупают вещь С, то он будет оценивать ее как часть целой группы в 100 - (10+20), т. е. в 70, а вещи А и В как изолированные - только в 10 и 20]. Мы видим, следовательно, что во втором случае колебания в распределении общей ценности группы между отдельными ее членами не так резки, как в первом случае.

Но еще чаще бывает так, в-третьих, что отдельные члены группы не только могут употребляться в качестве вспомогательных материалов для других целей, но и могут в то же время замещаться другими экземплярами того же самого рода. Например, для постройки дома необходимы участок земли, кирпич, бревна и труд работников. Если пропадет несколько возов кирпича, предназначенного для постройки дома, или же если уйдут несколько человек из нанятых для этой цели рабочих, то при нормальных условиях это обстоятельство отнюдь не помешает получению комбинированной пользы, т. е. не воспрепятствует постройке дома, а только утраченные строительные материалы и ушедшие рабочие будут заменены новыми. Отсюда проистекают следующие последствия для образования ценности комплементарных материальных благ:

1) члены комплементарной группы, способные замещаться другими экземплярами, никогда, - даже и в тех случаях, когда они нужны именно как части целой группы, - не могут приобрести ценности, превышающей их "субституционную ценность", т. е. ценности, которая покупается ценой отказа от получения пользы в тех отраслях употребления материальных благ, откуда берутся средства для пополнения недочета;

2) благодаря этому сужаются те рамки, в пределах которых может устанавливаться ценность отдельной вещи, оцениваемой то в качестве члена целой комплементарной группы, то в качестве изолированного материального блага, и притом сужаются они тем сильнее, чем в большей степени данная вещь приобретает характер общеупотребительного, имеющего широкий сбыт на рынке товара. В самом деле, чем значительнее количество находящихся налицо экземпляров и чем шире возможность их употребления, тем меньше будет разница между важностью той отрасли употребления, из которой берутся нужные для замещения вещи экземпляры (максимум ценности), и важностью ближайшей к ней отрасли, в которой можно было бы найти применение для излишнего изолированного экземпляра (минимум ценности). Предположим, например, что из принадлежащих к роду материальных благ А, кроме вещи A1, входящей в состав комплементарной группы, имеются налицо еще только два других экземпляра А2 и А3 и что важность существующих отраслей употребления (кроме употребления в комплементарной группе) выражается цифрами 50, 20, 10 и т. д. В таком случае материальными благами А2 и А3 будут удовлетворяться только те сферы потребностей, важность которых выражается цифрами 50 и 20, и потому, если один из этих двух экземпляров пойдет на замещение вещи A1, то окажется потерянной польза, выражающаяся цифрой 20. Если же, напротив, после уничтожения ценности комплементарной группы вещи А1 самой придется дать лишь какое-нибудь изолированное употребление в качестве вспомогательного средства, то для нее останется открытой лишь третья отрасль употребления, важность которой выражается цифрой 10. Следовательно, в данном случае ценность вещи А1 все еще будет колебаться между 10 (изолированное употребление) и 20 (последний, решающий член группы в силу замещения). Если бы вместо трех существовала тысяча отраслей употребления, тогда различие между тысячной отраслью, из которой в случае надобности пришлось бы брать нужный для замещения экземпляр, и тысяча первой, в которой пришлось бы искать употребление для экземпляра, сделавшегося излишним благодаря распадению комплементарной группы, свелось бы, конечно, почти к нулю.

3) Вследствие этого, при наличии тех условий, о которых мы только что говорили, ценность могущих замещаться членов комплементарной группы независимо от конкретного комплементарного употребления устанавливается на определенной высоте, на которой она остается для них и при распределении общей ценности группы между отдельными членами. Распределение это совершается таким образом, что из общей ценности целой группы - ценности, определяющейся предельной пользой, получаемой при комбинированном употреблении, - выделяется прежде всего неизменная ценность могущих замещаться членов, а остаток, колеблющийся смотря по величине предельной пользы, приходится в качестве их изолированной ценности на долю тех членов, которые замещаться не могут. Предположим, что в нашем примере, которым мы уже столько раз пользовались, члены А и В имеют неизменную "субституционную ценность", выражающуюся цифрой 10 (или 20); в таком случае на долю не могущей замещаться вещи С придется изолированная ценность в 70, когда комбинированная предельная польза равна 100, или же изолированная ценность в 90, когда предельная польза достигает 120 [если бы вещь С тоже могла замещаться по более низкой "субституционной ценности", тогда мы получили бы случай, рассмотренный выше и предельная польза комбинированного употребления вообще не могла бы служить основой для определения ценности комплементарной группы].

Так как из всех рассмотренных нами казуистических случаев самый последний встречается на практике всего чаще, то и образование ценности комплементарных материальных благ совершается преобладающим образом по последней формуле. Самое важное применение находит себе эта формула в особенности при распределении доходов производства между различными производительными силами, благодаря комбинированному действию которых они получаются. Действительно, почти всякий продукт является результатом комбинированного действия целой группы комплементарных материальных благ: земельных угодий, труда, постоянного и оборотного капитала. Преобладающее большинство комплементарных материальных благ в качестве имеющихся в продаже товаров может быть замещено как угодно; таковы, например, работа наемных рабочих, сырые материалы, топливо, орудия и т. д. Только меньшинство их не поддается или по крайней мере нелегко поддается замещению; таковы, например, земельный участок, обрабатываемый крестьянином, рудник, железная дорога, фабричное здание со всем обзаведением, деятельность самого предпринимателя с ее чисто индивидуальными качествами и пр. Таким образом, мы находим здесь как раз те самые казуистические условия, при наличии которых должна получить силу приведенная выше (под цифрой 3) формула распределения ценности между отдельными членами комплементарной группы; и действительно, она прилагается на практике с величайшей точностью. В самом деле, в практической жизни из общей суммы дохода вычитаются прежде всего "издержки производства". Если присмотреться поближе, то окажется, что в действительности это не вся масса издержек, так как ведь и употребленный для производства участок земли или деятельность предпринимателя в качестве вещей, имеющих ценность, тоже принадлежат к числу "издержек производства", - нет, это только расходы на способные замещаться производительные средства данной субституционной ценности: на наемный труд, на сырье, на изнашивание орудий и т. д. Получающийся за вычетом этих расходов остаток в качестве "чистого дохода" относят на счет не могущих замещаться членов группы: крестьянин относит его на счет своей земли, горнопромышленник - на счет своего горного промысла, фабрикант - на счет своей фабрики, купец - на счет своей предпринимательской деятельности.

Когда доходность комплементарной группы возвышается, то никому не приходит в голову относить увеличение дохода на счет членов, способных замещаться; напротив, говорят, что это именно "земельный участок (или рудник) дал больше дохода". Но точно так же и при понижении общей доходности никому не приходит в голову ставить "расходы" в счет в уменьшенной сумме - нет, недобор объясняют тем, что земельный участок (или рудник и т. д.) дал меньше дохода. И такое рассуждение вполне логично и правильно: от материальных благ, способных замещаться во всякое время, действительно зависит лишь постоянная "субституционная ценность", а от не могущих замещаться - вся остальная часть общей суммы пользы, получаемой при комбинированном употреблении.

Тот путь, по которому мы шли до сих пор в нашем анализе, привел бы нас и к разрешению проблемы, которая так много и долго занимала нашу науку и которая обыкновенно объявляется экономистами, - быть может, слишком поспешно, - неразрешимой, а именно следующей проблемы: определить размеры участия, какое принимает в создании общего продукта каждый из нескольких совместно действующих факторов [ср. Bernhardi. Versuch einer Kritik der Grunde fur grosses und kleines Grundeigentum. Petersburg, 1849. S. 198; Mithoff в Schonberg"s "Handbuch der politischen Okonomie". Ed. 2. S. 692, и указанные там авторы. (cр. также Wieser. Ursprung und Hauptgesetze des wirtschaftlichen Werts. S. 170)]. Правда, физическую долю участия нельзя, разумеется, выразить в цифрах; но вопрос, не можем ли мы определить долю ценности, мне кажется, нельзя решать в безусловно отрицательном смысле. Впрочем, здесь не место вдаваться в обсуждение этого трудного вопроса.

Страница 11 из 36

Материальные и нематериальные блага и услуги.

Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер производства, направленных на получение благ:

материального, где создается продукт в материально-вещественной форме, например, обувь, станки, цемент, уголь;

нематериального, где создаются духовные, нравственные и иные ценности – произведения культуры, искусства, науки и т.п.

Блага – средства удовлетворения потребностей людей.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ (рис. 2.2). Блага можно классифицировать на:

1) материальные , включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);

2) нематериальные , имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой – в соответствующем пополнении жизненного расхода. При этом экономический субъект (т.е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально – путем сопоставления затрат и выгод. Объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими . Пока сохраняются данные условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека, следовательно, они в экономике не изучаются.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода “редкости”). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям.

Эти блага называются экономическими (или хозяйственными). От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому они обращаются с ними бережно, экономно, расчетливо.

Специфической формой экономического блага являются товары, т.е. продукты труда, создаваемые для обмена (продажи).

До сих пор речь шла только о благах, но процесс производства включает в себя и оказание услуг.

Услуги – это экономическая деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом.

Различают материальные и нематериальные услуги. К первому типу можно отнести транспортные, складские, коммунальные, почтовые и другие услуги, ко второму – услуги адвокатов, милиционеров, преподавателей университетов, артистов и т.п.

Новейшие представления о структуре высокоразвитого производства схематически обобщены на рис. 2.3.


Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена. Более подробная характеристика товара будет дана нами в главе 5. Сейчас важно выяснить, что в процессе хозяйственной деятельности человека производятся блага и услуги, удовлетворяющие определенные потребности людей. Если в произведенном продукте (услуге) нет необходимости, нет желающих его приобрести, для него не будет рынка сбыта и производитель не получит никакой выгоды от его производства. В итоге такой продукт производиться не будет.

Переводчик