Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Федеральный закон о примененииконтрольно-кассовой техники при осуществленииналичных денежных расчетов и (или) расчетовс использованием электронных средств платежа Кто применяет ккм в году

Предположительно, новые кассовые аппараты в 2016 году могут появиться во всех торговых точках России. Данный законопроект был выдвинут на обсуждение еще в июне 2015 года. Если он будет принят, то среди кассовых аппаратов наступит настоящая революция. Новая техника предполагает наличие электронных чеков, данные с которых будут отправляться прямиком в налоговую службу.

Новые кассовые аппараты в 2016 году

В СМИ говорится о нововведении следующее: предприниматели с Нового года обязаны будут выдавать покупателю обыкновенный чек, а при надобности передавать его с помощью электронной почты в налоговые органы.

Если проект получит одобрение президента, то будет готов вступить в силу уже 1 января следующего года. Старые кассовые аппараты не исчезнут с прилавков: их можно будет эксплуатировать до момента окончания регистрации, однако срок этот не должен быть более семи лет.

У электронного чека есть видимые преимущества в том, что он автоматически сохранит все данные о покупке и никогда не сможет быть утерян в отличие от своего бумажного аналога. Это поможет в решении многих спорных вопросов между продавцом и покупателем.

Испытание новой техники

Правительство уже проверило новые кассовые аппараты на практике. На добровольной основе в эксперименте согласились поучаствовать несколько тысяч организаций из Московской, Калужской областях, а также из Республики Татарстан. Длился данный опыт в течение второго полугодия 2013 года. За указанный период фирмы были снабжены 4000 новыми кассовыми аппаратами. В ходе своей работы они выпустили около 17 миллионов чеков на сумму более 13 миллионов рублей.

По предварительным данным в Москве новая контрольно-кассовая система действовала в таких крупных магазинах и торговых сетях как «М. Видео», «Дикси», «Азбука Вкуса», «Перекресток», «Метро Кэш энд Керри» и других. Органом, обрабатывающим все полученные данные, стал вычислительный центр ФНС.

Все участники данного эксперимента заметили, что при пользовании новым кассовым аппаратом происходит существенная экономия средств и времени на обслуживание и проверку касс.

Конечно, новая техника требует еще многих доработок, в частности разработку улучшенного программного обеспечения . Цена электронного чипа так и не была озвучена, поэтому в ходе эксперимента он предоставлялся фирмам бесплатно. Даже при таком условии можно выявить, что обслуживание каждого аппарата обойдется дешевле примерно на 7 тысяч рублей. Так, например, компания «М.Видео» сможет сохранить на этом около 14 миллионов рублей.

Однако многих предпринимателей беспокоит вопрос стоимости нового оборудования, ведь они не получат его бесплатно, как во время эксперимента. В этом случае позволить себе подобную «роскошь» смогут лишь крупные компании.

Однозначный штраф

Осуществление платежей должно производится только с помощью кассового аппарата, иначе компании грозит серьезный штраф. Говорят, что в этом случае закон будет действовать гораздо строже . При внесении изменений в кодекс об административных нарушениях устанавливается штраф, равный всей сумме платежа, который не был пробит через кассу. Такое наказание может ждать как физических, так и юридических лиц.

В нынешнее время Кодексом предусматриваются штрафы за несоблюдение норм и требований торговли в размере от 30 до 40 тысяч рублей для юридических лиц и в размере до 2 тысяч рублей — для граждан. Считается, что данные штрафы не имеют должной эффективности , ведь их сумма является совсем маленькой по сравнению с доходами предпринимателей.

Фактом уклонения от использования кассового аппарата считается тот случай, когда машина не зафиксировала данных о платеже и не переадресовала их в налоговую службу. Если предприниматель не предоставит инспекции нужный товарный чек или вообще будет применять аппараты старого образца, то штрафа ему не миновать.

Без подключения к Интернету

Если в некоторых регионах отсутствует подключение к Интернету, то правительство разрешает в данном случае не использовать новые кассовые аппараты с функцией передачи информации. В населенных пунктах без интернет-связи предусмотрено свидетельство о расчете , которое может запросить любой покупатель.

Кассовые аппараты не предусмотрены при торговле напитками, мороженым, газетами и т.д. Они входят в так называемый льготный список. Однако данное правило не применимо к торговле на ярмарках и рынках.

Внедрение новой техники

  • Модель он-лайн кассы (около 45 тыс. руб.);
  • Проведение интернета к месту установки машины;
  • Предоплата за услуги обслуживания операторами ФНС;
  • Техобслуживание, составление договора.

В новом оборудовании будет установлен блок ЭКЛЗ-4. Он может прослужить около 3 лет при учете непрерывной работы. Все кассовые аппараты должны будут пройти регистрацию в Госреестре еще до отправки их в компанию. У каждой машины будет свой серийный номер. Компания должна позаботиться о том, чтобы сеть Интернет работала бесперебойно. Для этого советуют купить GSM усилитель или пользоваться спутниковым оборудованием.

Вывод

Появятся ли новые кассовые аппараты с начала 2016 года во всех организация или нет — мы узнаем совсем скоро. Для кого-то это станет плачевной новостью, а кому-то обеспечит честную и законную торговлю.

Порядок и правила применения кассовых аппаратов Российской Федерации с 2003 года регламентировались законом 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Необходимость изменений в сфере применения контрольно-кассовой техники назрела довольно давно, об этом говорили и представители бизнеса, чиновники и поставщики контрольно кассовой техники.

В 2015 году началась подготовка и обсуждение поправок в действующей закон о кассовых аппаратах. До конца 2015 года события развивались довольно вяло, но уже в начале 2016 года, а именно 09.01.2016 года был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы законопроект №968690-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ). Данный законопроект 26.02.16 был принят Государственной думой в первом чтении, через четыре месяца (10.06.2016) закон был принят во втором чтении, а уже 14.06.2016 был принят Думой в третьем чтении.
Внедрение намеченных в законопроекте изменений рассчитано на довольно большой интервал времени, планируется поэтапное .

Что изменится?

Основное и самое важное нововведение в законе о кассовых аппаратах заключается в том, что информация о каждом оформленном чеке будет передаваться в налоговую инспекцию. Таким образом, должны будут работать онлайн, т.е. Должны быть подключены к сети интернет. Передача данных в налоговую инспекцию будет происходить не напрямую, а через, так называемого оператора фискальных данных — , с которым потребуется заключить договор, естественно не бесплатно.

Изменятся и сами кассовые аппараты, вместо ставшей уже привычной ЭКЛЗ, внутрь ККМ будет устанавливаться фискальный накопитель, также как и ЭКЛЗ, с ограниченным сроком использования. Чтобы передавать информацию о чеках онлайн, кассовый аппарат должен быть оборудован техническими средствами для доступа в интернет, такими как GPRS-модем, wifi-модуль или порт-интернет. Новая контрольно-кассовая техника активно разрабатывается поставщиками ККТ, обо всех новых моделях, появляющихся на рынке, мы будем рассказывать здесь.

Изменения в законе о кассовых аппаратах коснутся схемы взаимодействия торговых организаций с налоговыми органами, например такая процедура как регистрация кассового аппарата будет происходить онлайн, что должно существенно упростить процесс постановки кассового аппарата на учет в ФНС.

Изменятся требования к кассовым чекам и порядку выдачи их покупателям. Возрастет количество обязательных реквизитов, которые должны присутствовать на каждом чеке. Помимо выдачи чека на бумажном носителе, новый закон обяжет продавца высылать покупателю чек в электронном виде, на указанный покупателем адрес электронной почты, правда только по желанию покупателя.

Онлайн-кассы стали новинкой 2016 года с внесением изменений в закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В июле 2019 года наступает 3-я волна перехода на онлайн-технику. С этого времени практически все налогоплательщики обязаны использовать обновленные модели кассовых машин. Кто обязан применять онлайн-кассы, а кто вправе их не устанавливать, читайте в материале далее.

Как изменен закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ

Основные поправки в закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ внесены законом РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Их достаточно много, и в части ряда вопросов они существенно изменили значение многих положений текста старой редакции закона № 54-ФЗ.

Основными стали поправки, изменившие:

  1. Представление о применяемых при расчетах кассовых аппаратах.

Если ранее ККМ была просто автономным или включенным в локальную сеть аппаратом, защищающим от изменений введенные в нее данные о продажах за период, то теперь она должна стать устройством, подключенным к интернету и способным передавать информацию о каждой из продаж в режиме реального времени (онлайн) в налоговый орган. Неофициально такие ККМ стали называть онлайн-кассами.

2. Требования к техническим характеристикам применяемых касс (онлайн-касс).

Для них стало ненужным наличие ЭКЛЗ и фискальной памяти, но обязательным - присутствие фискального накопителя, способного сохранить данные о продажах, защитить их от изменений и передать в ИФНС. Фискальный накопитель по мере наполнения информацией подлежит замене. Так же как и сам кассовый аппарат, каждый накопитель к онлайн-кассе нужно регистрировать в налоговой инспекции. При этом процедура регистрации упростилась, став электронной.

Инструкцию по регистрации онлайн-касс см. .

3. Подход к оформлению БСО.

Исчезла форма этого документа, которую можно было создать вручную, заполнив бланк. Обязательным стал БСО, оформленный на автоматизированном устройстве, являющемся аналогом онлайн-кассы. Таким образом, информация о продажах, сделанных с оформлением БСО, также оперативно поступает в налоговый орган. По существу, это нововведение сделало обязательным применение кассы (ее аналога) для лиц, ранее освобождавшихся от ее использования по причине оформления ими БСО.

4. Форму документов, создаваемых онлайн-кассой или ее аналогом.

Как и раньше, эти устройства должны выполнять функцию печати для выдачи бумажного чека или БСО. Но одновременно эти документы будут сохраняться и в электронной форме.

5. Набор обязательных реквизитов, указываемых в кассовом чеке или БСО.

Он стал шире и подробнее. Например, добавилось указание на применяемую продавцом систему налогообложения, место продажи (которым может быть не только почтовый адрес, но и адрес сайта), электронные адреса продавца и покупателя (для чеков, выдаваемых в электронной форме), порядковый номер используемого фискального накопителя, QR-код, перечень товаров и услуг.

См. также:

  • «ФНС утвердила формат и реквизиты нового кассового чека»;
  • "Номенклатура в онлайн-кассах ".

6. Состав лиц, не обязанных применять ККТ в расчетах.

Появились лица, как расширившие перечень тех организаций и ИП, которые освобождались от использования ККМ старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, так и исключенные из него. В частности, как уже указывалось выше, лишились права не применять аналог онлайн-кассы лица, оформляющие продажи через БСО.

Помимо поправок, сделанных в законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ, закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес также коррективы в статью 14.5 КоАП РФ, существенно изменив в сторону увеличения размер имевшей место ответственности за неприменение ККТ (п. 2) и добавив в эту статью еще 2 пункта:

  • п. 3 - в отношении повторно совершенного нарушения при значительной сумме расчетов без ККТ;
  • п. 4 - в части использования онлайн-кассы, не соответствующей законодательно установленным требованиям к ней или применяемой с нарушением порядка регистрации ККМ.

Действительно ли весь бизнес обязали работать на онлайн-ККМ

Согласно новой редакции закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ по-прежнему существует круг лиц, которые освобождаются от обязанности применять ККТ. Из них такое право продолжает сохраняться за продающими:

  • газеты, журналы и сопутствующие товары через киоски;
  • ценные бумаги;
  • проездные билеты на общественный транспорт в салоне этого транспорта;
  • мороженое и разливные безалкогольные напитки;
  • товары в разнос, на ярмарках, на розничных рынках и на выставках;
  • молоко, квас, живую рыбу с автоцистерн;
  • сезонные овощи, фрукты и бахчевые плоды;
  • питание, предназначенное для учащихся и преподавателей образовательных учреждений во время занятий;
  • товары на территориях отдаленных и труднодоступных (по перечню, утвержденному регионом);
  • аптечные товары в сельских фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах.

Дополнительно право на неприменение ККТ предоставлено организациям и ИП:

  • оказывающим услуги по ремонту и окраске обуви;
  • изготавливающим и ремонтирующим металлическую галантерею и ключи;
  • осуществляющим уход за детьми, больными, инвалидами и престарелыми;
  • продающим изготовленные собственными силами изделия народных художественных промыслов;
  • выполняющим вспашку огородов и распиловку дров;
  • оказывающим услуги носильщиков;
  • сдающим в аренду собственное жилье — это касается только ИП.

Кроме того, в круг лиц, для которых допустимо применение бумажных БСО до 01.07.2019 года, включены и те организации и ИП, которые выполняют для населения работы. Ранее это касалось только услуг для населения.

Урегулирована неопределенность в части применения касс при интернет-расчетах. Для таких расчетов кассы также стали обязательными. Не применять их можно только в осуществляемых через интернет расчетах между организациями, между ИП или между организацией и ИП.

Из числа лиц, освобожденных от применения ККТ, исключаются:

  • организации и ИП, оказывающие услуги (работы) для населения с оформлением БСО, в связи с появлением необходимости применения ими для оформления БСО устройств, аналогичных онлайн-кассам;
  • плательщики ЕНВД;
  • ИП, применяющие патентную систему;
  • реализующие лотерейные билеты и почтовые марки по номиналу;
  • продающие чайную продукцию в поездах;
  • торгующие через торговые (вендинговые) автоматы.

Несмотря на то что новая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ исключает вышеперечисленных лиц из числа не обязанных применять ККТ, освобождение от использования кассовой техники сохраняется за ними до 01.07.2019 (пп. 7-9, 11 ст. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). То есть законодательно для них устанавливается более длительный период к переходу на применение онлайн-кассы, чем для лиц, и ранее использовавших ККТ.

Кто должен перейти на онлайн-кассы с 01.07.2019 читайте .

Вступление изменений в силу с привязкой к годам: с 2016, с 2017, с 2018, с 2019-го

Не все поправки, сделанные законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вступили в силу с даты начала действия этого закона (15.07.2016). По годам обязательность начала их применения распределяется так:

  • В 2016 году (с 15.07.2016) действует расширенный перечень лиц, имеющих право на неприменение касс. Дополнительно возникла обязанность применения ККТ при интернет-расчетах, стало возможным применять БСО при выполнении не только услуг, но и работ для населения, ужесточены меры ответственности за неприменение ККМ.
  • В 2017 году прекратилась регистрация ККМ старого образца (с 01.02.2017) и применение таких ККМ (с 01.07.2017), однако это не касается тех лиц, которые утратили право на освобождение от применения касс, но получили возможность использовать его до 01.07.2018.
  • В 2018 году (с 01.07.2018) применение онлайн-кассы стало обязательным и для части лиц, имевших право на более длительный переходный период к началу использования ККТ.
  • В 2019 году (с 01.07.2019) онлайн-технику обязаны применять все лица, имевшие отсрочку согласно закону «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ.

Таким образом, обязанность применять онлайн-кассу в 2019 году наступит практически при всех наличных взаиморасчетах.

О том, где можно получить рекомендации по выбору новой кассы, читайте в статье «Вышел второй выпуск информационного бюллетеня, посвященного переходу на онлайн-кассы» .

Когда станет обязательной электронная онлайн-ККТ для магазина

Дата возникновения обязанности применять онлайн-кассу у магазина зависит от того, относится ли он к кругу лиц, освобожденных от применения ККТ:

  • Если обязанность применения кассовой техники существовала, то онлайн-кассу нужно было начать применять с 01.07.2017. До этой даты возможно использование старой ККТ.
  • Если имело место освобождение от использования ККТ (применение ЕНВД, ИП, работающие на патенте), но с поправками, внесенными законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, право на него утрачено, то можно воспользоваться отсрочкой, предоставленной для начала работы с кассой. В этой ситуации датой для начала обязательного применения онлайн-кассы было 01.07.2018.

Итоги

Положения закона РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, изменившие содержание закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ в части круга лиц, обязанных применять кассовую технику, и технических требований к этой технике, вступают в силу в разные сроки. Это обстоятельство привело к тому, что применение онлайн-касс для большего числа розничных продавцов стало обязательным со второй половины 2017 года, а лица, имевшие ранее освобождение от применения ККТ, но утратившие его с появлением закона РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вправе не применять онлайн-кассы до 01.07.2019.

Начиная с июля 2016 года, была введена новая редакция закона 54-ФЗ про использование кассовой техники. Данный закон подразумевает использование индивидуальными предпринимателями онлайн-касс, начиная с 1 февраля 2017 года.

Закон, в который были внесены изменения, включает в себя :

  1. Обязательное указание ставки налога на добавленную стоимость и товарных позиций в чеках, которые выдаются покупателям.
  2. По требованию клиента чек должен отправляться в электронном варианте.
  3. Разрешение на использование только новых моделей кассовых аппаратов. Они должны иметь функцию, которая передает данные в налоговую службу.

Кто должен пользоваться ККТ

Если предприниматель использовал кассовые аппараты, то он и дальше продолжит это делать. Изменения в данном вопросе касаются требований к моделям оборудования .

Помимо этого, законодательство подразумевает введение новых схем взаимодействия с налоговой службой. Те, кто еще может не прибегать к использованию контрольно-кассовой техники, могут успеть подготовится к выполнению данной процедуры.

На сегодняшний день еще допускается работать, как и ранее. Онлайн-кассы потребуется использовать теми, кто пользуется единым налогом на вмененный доход, начиная с июля 2018 года. Отметим, что использование подобного оборудования не рекомендуется отводить на второй план, так как ближе к дате обязательного наличия онлайн-кассы все предприниматели начнут решать этот вопрос. Как следствие, времени на реализацию нововведений будет затрачено намного больше .

Законодательство РФ обязует предпринимателей осуществлять формирование бланков строгой отчетности в электронном варианте, начиная только со следующего года. До июля 2018 года можно работать, как и ранее. Для того чтобы появилась возможность осуществлять печать бланков , следует использовать разновидность той контрольно-кассовой техники, которая имеет автоматизированную систему для БСО .

Отметим, что процедура использования нового порядка выдачи чеков никаким образом не зависит от того, в какой сфере деятельности работает предприниматель.

Многих людей, ведущих предпринимательскую деятельность в области предоставления услуг вендинговой продажи товаров, также интересует закон о кассовых аппаратах. Следует отметить, что торговые автоматы могут функционировать без контрольно-кассовой техники . Они должны будут осуществлять печать чеков, которые подтверждают покупку. В соответствии с законодательством про онлайн-кассы, это также произойдет летом следующего года.

Информация про новые модели

Необходимость использования нового оборудования порождает закономерный вопрос – можно ли выполнить модернизацию техники, которая устарела? Следует отметить, что ответ скорее да, чем нет.

Дело в том, что уже появились услуги фирм, которые специализируются на доработке касс в соответствии с установленными требованиями. Для того чтобы точно понять, существует ли возможность выполнить модернизацию кассы, необходимо знать модель контрольно-кассового аппарата.

Тоже самое касается и стоимости нового оборудования . На рынке представлено много моделей современных устройств. Они могут отличаться между собой производителем, качеством сборки, характеристиками. К тому же нестабильная ситуация с курсом доллара США по отношению к национальной валюте способствует тому, что цены регулярно меняются.

Нюансы установки и использования

Достаточно хорошей новостью для предпринимателей является то, что для компенсации покупки новой техники будет произведен налоговый вычет . Его сумма составляет 18000 рублей . Проект закона уже был опубликован Министерством финансов. В документе говорится о том, что данная возможность будет предоставлена тем предпринимателям, которые выполнят регистрацию кассы до июля 2018 года.

Нередко возникает вопрос, который касается обращения в центр технического обслуживания для проведения регистрации кассового аппарата нового образца. Человек имеет возможность самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru произвести регистрацию купленного оборудования .

Говоря же про обслуживание устройств, то оно возлагается непосредственно на производителей . Это позволяет избавить от необходимости регулярно отдавать технику в сервисные центры, а также выполнять ее «пломбирование».

Говоря про период действия ключа фискального накопителя для тех фирм, которые работают на общей системе уплаты налогов, то здесь идет речь про период до 13 месяцев . Говоря же про малый бизнес, то срок составляет 36 месяцев . Для реализаторов акцизной продукции, вне зависимости от используемой формы оплаты налогов, срок составляет 13 месяцев . Владелец кассы должен иметь возможность самостоятельно осуществлять замену фискального накопителя.

Требование действующего законодательства не допускает возможность осуществить настройку передачи данных в ОФД сразу из кассы, избавляясь от необходимости выполнения фискального регистратора. Это является одним из требований законодательства . В том случае если вы выполняете торговлю по розничной цене, то необходимо использовать технику с установленным в нее модулем, осуществляющим передачу данных.

Техническое обслуживание оборудования, которое станет устаревшим, все равно должно выполняться. В законодательстве про онлайн-кассы идет речь про то, что до июля 2019 года нужно осуществлять обслуживание контрольно-кассовой техники в соответствии с регламентом.

Передача информации в ФНС через ОФД

На сегодняшний день уже имеется официальная информация по поводу операторов фискальных данных. Ее можно найти на сайте Федеральной налоговой службы. При этом база сформирована не до конца. Подключившись к любому из операторов, имеющих разрешение от ФНС, появится возможность работать в соответствии с новым законодательством .

Цена за услуги операторов не будет фиксирована . Каждый из операторов сможет установить ее самостоятельно. В целом, если сравнивать цены, которые предлагаются сегодня, то можно заметить, что они находятся на уровне 3000 рублей в год за одну из касс, которая была подключена. Независимо от месторасположения предпринимателя, можно произвести заключение договора с оператором .

Следует знать, что за точность и своевременность передачи информации в налоговую службу отвечает пользователь . Таким образом, если в населенном пункте, из которого ведется работа, будут присутствовать перебои в работе сети интернет, то ответственность за это будет нести непосредственно предприниматель.

Необходимо отметить, что следует заранее предусмотреть все эти проблемы и иметь в распоряжении дополнительный канал, обеспечивающий доступ к сети. Информация про чек, который был «пробит», должна поступить к оператору в период до 30 суток . Если это не произойдет, то касса перестанет функционировать .

В том случае если компания или индивидуальный предприниматель ведут свою деятельность в местности, которая является отдаленной или труднодоступной, то существует возможность не использовать онлайн-кассы. Это предусмотрено нововведениями в законодательства. При этом на сегодняшний день еще нет списка тех населенных пунктов, в которых это допускается.

Заключение

Несмотря на многие разговоры вокруг нововведений в законодательство говорить о том, что произошло что-то критичное нельзя . Индивидуальным предпринимателям предоставлено достаточное количество времени на установку новых кассовых аппаратов или модернизацию старых.

К тому же, налоговой службой будет компенсироваться денежная сумма в размере 18000 рублей за покупку нового оборудования. В том случае если своевременно заняться решением вопроса, то можно быть уверенным в том, что каких-либо проблем с налоговой в дальнейшем не возникнет.

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Журнал