Презентация на тему казачества. Казачество в истории россии

Возникновение

казачества


Казак - от тюркского kаzаk «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Основная одежда запорожских казаков - это синие шаровары с красными поясами, сорочки, шапки и жупаны. Волосы на голове брили, один только чуб оставляли на голове, Бороды также брили, только усы оставляли и растили их длинными.


Причины возникновения

  • Усиление феодального гнета украинских крестьян и мещан со стороны феодалов.
  • Захват польскими, литовскими и украинскими феодалами земель и нехватка пашенных земель у крестьян.
  • Турецко-татарская агрессия, которая в средневековье представляла собой смертельную опасность для славянских и ряда других народов.
  • Ополячивание и окатоличивание украинского населения.

Занятия казаков

На освоенных землях казаки занимались:

  • земледелием,
  • разводили крупный и мелкий рогатый скот, при этом ведущей отраслью было коневодство,
  • охотой,
  • рыболовством,
  • бортничеством (сбор меда диких пчел),
  • ремеслами (кузнечеством, плотничеством, бондарством, изготовлением оружия),
  • а также торговлей.

Вооружение казаков

  • мушкеты, пистолеты, которые казаки всегда носили за поясом,
  • копья,
  • сабли,
  • ружья,
  • лук и стрелы
  • боевые ножи, кинжалы,
  • келепы, спицы, багры, которыми они стягивали всадников с коней.

Казацкое войско

  • Казацкое войско состояло из нескольких родов войск: пехоты, конницы, артиллерии, разведки, пограничной службы и флота.
  • Численность всего войска была 10000 - 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
  • Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек.

Военное искусство казацкого войска

В основу приемов рукопашного боя казаков лег украинский боевой гопак. Это древнее искусство, позволяло одному казаку с шестом разгонять до двух эскадронов тяжелой панцирной кавалерии. Также приемы боевого гопака позволяли с легкостью взбегать по отвесным стенам, что позволяло брать штурмом самые неприступные крепости


  • Казацкая кавалерия практиковала стрельбу из-под живота лошади и приводящее противника в замешательство синхронное переворачивание в седлах на полном скаку.
  • Главной боевой формацией казаков была пре-фаланга (смешанный кавалерийско-пехотный плотный поток, не имеющей строгой организации, проще говоря - толпа). Такое боевое построение позволяло с легкостью сметать тяжелых эшелонированных пикинеров .

  • Кроме артиллерии у казаков был очень быстрый и манёвренный флот, который состоял из лёгких галер (казацких чаек).
  • Чайка - беспалубный плоскодонный челн в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина 3,6 м и высота бортов 1,6 м. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещало до 70 человек. Вооружение 4-6 пушек.

Деление казачества (сечевое, зимовое, реестровое)


Сечевые казаки

Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. Низовые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом, которое условно делилось на две группы: на сечевых и зимовых казаков.

C образованием постоянного главного укрепления (сечи), казаки, жившие в нем, стали именоваться сечевыми . Сечевые казаки назывались «лыцарством» или «товарыством». Сечевые казаки обладали рядом прав и привилегий, по сравнению с зимовыми.Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска.


Зимовые казаки

Семейные казаки жили недалеко от сечи по балкам, берегам рек, лиманам и озерам создавая целые слободы. Жители слобод занимались хлебопашеством, скотоводством, рыболовством, ремеслами, торговлей и промыслами. Сечевики презрительно называли их «гнездюшниками», «сиднями», в насмешку – баболюбами и гречкосеями; они составляли поспильство, т.е. подданное сословие сечевых казаков. Главною обязанностью гнездюков было кормить сечевых казаков. Нередко некоторые сечевики, заведя семью, превращались в «зимовых» казаков», а иные «сидни» уходили в Сечь. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё, но входили в состав Войска Запорожского низового.


Реестровые казаки

Реестровое казачество - часть запорожских казаков, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королем Речи Посполитой. Реестровые казаки были выделены в отдельное сословие. Первый реестр насчитывал 600 казаков и был создан в 1578 г. королем Стефаном Баторием.


Презентацию выполнили учащиеся 8-В класса:

  • Карина Косенко
  • Дарья Грицакова
  • Анастасия Лисовская

другие презентации на тему «Казаки – рыцари православия»

«Рыцарь в замке» - Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты. На самом верху башни была площадка, окруженная зубцами, которые, как правило, устанавливались на выступающем карнизе.

«Время рыцарей и замков» - В центре замка башня донжон. 1180 г. Гент, Бельгия. Mиниaтюpa 13 в. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Со временем наверху стен стали делать галереи, выступающие вперед. Древняя часть замка - круглая башня. Замок Вартбург в Германии. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново.

«Феодалы и рыцари» - Рыцарский кодекс чести. Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Война- профессия рыцаря. Замок феодала. Рыцарю должна была быть чужда хитрость. Основное занятие рыцаря война. Закрепление материала. Жили рыцари в замках, всегда готовых к отражению противника.

«Рыцари» - Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Пластинчатые латы. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. За менее существенные проступки следовало и менее суровое наказание. В общем, законы выживания действовали и тут даже в мирное время.

«Кубанские казаки» - Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Образование: Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс. Травм и повреждений не получил. Казачество в наше время. Вся семья проводит здесь значительную часть своего времени. Бунчужный Картина Юзефа Брандта. Русская печь.

Происхождение донского казачества. Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно с началом изучения казачьей истории в XVIII в. идея кавказского происхождения казаков, впервые высказанна Г.З. Байером - предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем во 2-й половине X в. Позже казаки принимали в свой состав беглых россиян, поляков и представителей других народов. Г.З. Байер говорил о казаках как о представителях древнего народа. Схожую версию выдвинул В.Н. Татищев. Он утверждал, что запорожские казаки впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись прямыми потомками кавказских черкесов (черкас). Позже военный инженер по образованию и историк по призванию генерал-лейтенант А.И. Ригельман, полностью согласившись с точкой зрения В.Н. Татищева, отмечал, что сами донские казаки считали своими предками черкесов и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей. 4.


Казахское ханство Боевые порядки и тактика действий казахского войска. Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением боев.


Военное искусство Казахского ханства Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.


Тактика казахских войск Тактическое построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном из сражений с джунгарами однажды отправил вперед два отряда общей численностью в человек под начальством двух опытных батыров. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала воинов.


Кенесары Касымов Использование разведывательного отряда впоследствии получит развитие в период восстания гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы.


Облавная охота Особое место в подготовке воинов- кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте. Э. Хара-Даван отмечал, что "монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту". На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем.


Структура войск Структура боевых отрядов состояла из трех главных частей: центр и два крыла. Во время облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно- организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.


Битва в ущелье Орбулак Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства.


Родоплеменная основа Исходя из рассмотренного вопроса, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно- политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения.


Заключение Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

Русского государства много славных страниц. Мнение многих исследователей казачьей культуры о том, что казачество – это суть природные воины, практически не вызывает сомнений. Вся духовная и материальная культура донского казачества проникнута воинским делом, обычаями и традициями, связанными с войной и военной службой.

Для характеристики этого уникального военного сословия можно применять словосочетание "воинская культура", по примеру культура самураев в Японии, индийских нихангов, древних спартанцев. Особенностью донского казачества была довольно высокая открытость, система вбирала в себя всё лучшее, что могло быть у врагов казаков.

Что являлось основой воинского искусства казачества?

В фундаменте воинской культуры русского казачества лежали традиционные рукопашные военно-охотничьи состязания. Они восходили своими корнями к древней, ещё дохристианской культуре Руси, родового строя. В их основе – родовые мужские инициации (посвящения), культуры «первобытного охотника» и «всадника». К ним можно отнести борьбу «на ломка» («под пряжки»), вольную борьбу, кулачный бой (в коллективной форме или в форме поединка). Инициативные элементы сохранялись в различных играх детей, обычаях воинских лагерей для казаков и т. д.

Для примера, «борьба на ломка» - это борцовский поединок, задачей казака является при помощи борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить супротивника коснуться телом земли. В кулачном поединке целью бойца является с помощью ударов подавить сопротивление противника. В начале 20 столетия такие бои назывались «на любителя», «на круга». Поединки вели предводители ватаг («атаманы») перед коллективным кулачным боем. Они велись или до первой крови, или до момента демонстрации полного психологического и физического превосходства одного из бойцов. Удары руками были самые обыкновенные и назывались по месту попадания: «под вздых», «в ухо», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «в лоб», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и т. д. Защищались с помощью сбивов, подставок, уклонения от ударов врага. Важным показателем бойца являлось умение держать удар противника, то есть принимать удары в корпус, голову, на плечи. При нанесении ударов бойцы использовали проходы, прыжки, перехваты и захваты рук и одежды противника и пр.

Коллективные тактические умения и навыки, которые были порождены условиями степной войны (вроде лавы, карусели – группа атакует по кругу, вентеря – заманивание, увлечение противника слабой группой под удар главных сил во фланг или тыл и пр.). К этим умениям вплотную примыкали личные умения вести бой верхом холодным , стрелять на скоку, джигитовать на коне и т. д.

Большое влияние на развитие воинских умений донского казачества оказала регламентация названных форм казачьими уставами, которые были созданы на основе казачьего и кавалерийского боя русской и европейских армий. В практику подготовки казаков были введены типовые элементы фехтования и рубки, которые помогали в обучении молодых казаков.

Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру – песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

В итоге складывалась уникальная воинская культура, которая воспитывала воинов с самого рождения. Казаки умели владеть конём, холодным, а затем огнестрельным оружием, знали способы выживания в лесу, лесостепи, степи, на реке и море, в экстремальных условиях, отлично владели своим телом. Обладали высокой психологической устойчивостью. Поэтому казаки проявили свои высокие боевые качества практически во всех войнах Руси-России, участвовали и в Великой Отечественной войне.

Журнал